Притча о шартрском соборе

Обновлено: 25.04.2024

Шартр лежит в 80 км от Парижа. В этом небольшом, но живописном провинциальном городке расположилась одна из жемчужин готической архитектуры Франции – Шартрский собор. Но не только его изящные экстерьеры привлекают внимание туристов, но и оригинальное внутреннее убранство, включая знаменитый лабиринт.

1. Однажды мудрец решил покинуть своё жилище и найти то, что люди НЕ приносят к нему. Ибо до сих пор он знал о мире только по монашеским представлениям своим и рассказам приходящих к нему и вопрошающих совета.

И дал он обет Великой Вселенной, что не вернётся в горы, пока не встретит большего мудреца, нежели он сам.

Облёкся он в рубище, обтесал ветвь для посоха своего и пошёл с сумой по Миру.

Многое повидал он за сотни миль исхоженных.

Но Ничто Не радовало его. Лишь суета и невежество встречались на пути.

Встретил путник человека, несущего камень по тропе натоптанной. И спросил его:

- Что ты делаешь, человек?

И ответил тот, не глядя в глаза:

- Камни таскаю, будь они неладны.

Проводил путник взглядом своим человека сего, а снизу ещё один поднимается. На плече его камень увесистый.

- Что ты делаешь? - вопросил путник.

- На хлеб зарабатываю. Надо ж семью кормить? - сказал тот и прибавил шагу.

И хотел уж идти мудрец наш, как третий муж на встречу поднимается.

- А ты что делаешь? - спросил его.

- Я строю Шартрский собор! - сказал человек, показав рукой впереди себя. И пошёл дальше, неся камень свой.

Остался путник стоять, и смотрит ему вослед. И думает: «Вот! Наконец, встретил я мудрость великую и урок достойный». А снизу вновь человек идет, и посторониться просит.

- А кто такой тот, что впереди тебя? - спросил его оторопевший путник.

- А кто его знает, кто он и откуда приходит. Молчит да улыбается. И работает до зари.

- У него есть чему поучиться, – сказал мудрец.

- Так иди, поучись! - отвечал тот.

Громом прогремели слова сии в сердце путника. Великий Мир отвечал ему устами человека сего.

Притча о замочном мастере.

2. Есть достаточно «бородатая» история, которая, впрочем, из жизни взялась и только от времени притчей стала. Мастер создавал замки. И перед сборкой делал гравировку и внешних, и внутренних поверхностей, включая детали механизма.

Наблюдая это, его ученик спросил: «А зачем ты внутри украшаешь? Там же никто не увидит твоих узоров?»

На что мастер ответил: «Но я-то знаю, что там! Я всегда буду видеть этот замок насквозь. Даже когда буду о нём просто вспоминать».

Спустя 90 лет некий юноша взялся помочь старушке. Та потеряла последний ключ от замка. Парень любил механические часы, однако не брезговал изучать и другие устройства, ибо всё ему было интересно в механике. Чтобы сделать новые ключи, ему пришлось разбирать замок, аккуратно опиливая заклёпки, чтобы те «нырнули» сквозь отверстия, в которых сидели, и можно было открыть верхнюю крышку. В этом случае можно было сделать новые ключи, подогнав профиль ключа под пластины секретов.

Открыв замок, будущий мастер и удивился, и вдохновился одновременно. На внутренних поверхностях и на каждой из пластин был свой неповторимый узор.

Именно ЭТОТ день в жизни юноши посеял зерно в душу, показав ему Настоящий подход к искусству. Точнее даже не день, а тот человек, кто уже 45 лет как покинул этот мир. Но чей рукотворный плод прошёл сквозь эти годы и продолжает жить и СЕЯТЬ.

И уж нет той старушки. И дом её истлел и сожжён в печах соседских. Однако Замок остался и попал в музей. И ходит в него, изредка, седой старик, затесавшись в группу экскурсантов. Поглядывая за тем, сохранился ли текст с описанием его экспоната и старые фотографии, сделанные с фотопластин. Особое удовольствие ему приносят наблюдения за реакцией людей на слова смотрителя о гравировке внутри замка.

Редко он видит скепсис или равнодушие. Чаще удивление и уважение.

А сегодня мальчик 9-ти лет остался, прильнув к стеклу, и не пошёл дальше вместе с группой. Одна только Вселенная знала, о чём грезил тот мальчик.

Вот так зерно, посеянное одним человеком, прорастало в душах. И, подхваченное каждым последующим, вновь прорастало в других душах, из поколения в поколение. А теперь и вовсе стало притчей, которую многие знают. Теперь, возможно, на одного человека больше…

Похожая притча

Давным-давно в городе строился огромный собор. На его строительстве работало много рабочих.

Один мудрец, всю свою жизнь пытавшийся найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?», спросил у одного из рабочих, который медленно тащил большой камень: «Что ты делаешь?» «Ты что, не видишь —таскаю тяжелые камни!» — ответил он сквозь плотно стиснутые зубы. Тогда мудрец задал тот же вопрос другом у рабочему. «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю собор!» — с гордостью ответил тот.

Несколько интересных фактов о Нотр-Даме

— Строительство длилось почти два века: с 1163 года, когда был заложен первый камень в основание, до 1330 года.

— В римские времена на месте Парижа находился город Лютеция. А там, где теперь стоит Нотр-Дам был храм Юпитера, а по другой версии, храм богини Исиды..

— По легендам, в средние века в соборе долго стояла статуя богини Исиды с младенцем, которую считали статуей Богоматери с младенцем Иисусом.

— Храм был сердцем Франции, в нем происходили ключевые события. Крестоносцы и паломники получали благословение перед святым походом, Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону императора. Собор выстоял даже в разгар Французской революции, хотя был сильно разграблен, большинство колоколов переплавлено, а разъяренная толпа обезглавила 28 статуй иудейских царей на фасаде.

— В середине XIXвека собор пришел в ветхое состояние, и ему грозило разрушение. Спас его писатель Виктор Гюго, который, благодаря написанному роману, привлек внимание общественности к бедственному состоянию храма. «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» - было написано в предисловии романа.

— В теле металлического петуха на шпиле в 1935 году были положены реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города) – с целью защиты города и молящихся. Также в соборе хранилась одна из величайших реликвий – терновый венец, который был благополучно спасен во время пожара.

— Практически все витражи собора новые, сделаны в середине XIXвека. Но центральная розетка и витраж «Мадонна прекрасного окна» (или «Голубая Мадонна») - оригинальные витражиXII-XIIIвека.Последнийполучил свое название из-за изумительного синего цвета. Кстати, при восстановлении витражей в XIXвеке этот цвет так и не смогли воспроизвести, рецепт утерян…

— В медальонах фасада зашифрованы этапы Великого делания – алхимические таинства изготовления Философского камня. Знаменитый автор Фулканелли этой теме посвятил книгу «Тайны готических соборов».

Минотавр и масоны

Во многих мозаичных лабиринтах северной и центральной Италии содержалась отсылка к древнегреческому мифу о Тесее и Минотавре. Как известно, Минотавр был получеловеком-полубыком и содержался в центре лабиринта на острове Крит. Однако, в отличие от других церковных лабиринтов, здесь никаких отсылок к Минотавру не обнаружено. Правда, есть версия, что раньше в центре все-таки была бронзовая табличка, но ее переплавили в 1792-м для военных нужд. Доказательств этому нет.

Еще по одной версии, под лабиринтом когда-то находилось захоронение представителей масонского ордена. Но, пожалуй, и это не более чем домыслы. Как бы то ни было, Шартрский лабиринт остается головоломкой и тайной, привлекая ученых, туристов, верующих и мистиков.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

Пятый по счету

Кафедральный собор Шартра – уже пятая церковь, построенная на этом месте. Первая была основана еще в IV в. н. э. на фундаменте галло-римской стены. В 1020-м был возведен романский собор.

Спустя два столетия он погиб в пожаре, начавшемся после удара молнии. Однако фактически чудом в огне уцелела главная святыня собора – плащаница Девы Марии. Впечатленные горожане восстановили храм, и в 1260-м он приобрел практически современный нам вид. Удалось ему уцелеть и в последующие столетия, во времена войн и революций.

Храм выстроен в готическом стиле. Во внешнем облике обращают на себя внимание две разноплановые башни, придающие ему асимметричность. Высота башен – 105 и 113 м.

Убранство Шартрского собора весьма богатое: одних только скульптур из стекла и камня насчитывается 10 тыс. Внутри можно обнаружить астрономические часы XVI в., а свет проникает сквозь потрясающие витражи: их общая площадь – 2 тыс. м2 . Самые древние из них были созданы еще во времена постройки собора, в XII столетии.

Похожая притча

Умение взаимодействовать в сложных составах команд - дистанционные сотрудники, фрилансеры, контрактники, принятые на короткие сроки или на выполнение части задачи, различные поколения, временные различия.

Почему важно.

Несмотря на активное развитие этой компетенции и большое количество доступных инструментов, многие организации до сих поры сталкиваются с недостаточной эффективностью команд, реальных, так и виртуальных. В то время, как скорость и масштабность изменений как раз требуют высочайшей согласованности действий и качества коммуникации команд. Основная сложность заключается в том, что меняется само понимание «работа». Происходит сдвиг должностного функционала к конкретной задаче, для выполнения которой привлекается необходимый состав команды, которые могут находится где угодно и работать в любое время. В IBM, например, примерно 40% сотрудников не имеют закрепленного рабочего места в офисе, и только на этом компания экономит около 100 млн в год. Кроме того, теперь мы подчас говорим не просто о сотрудничестве нескольких сотрудников в рамках кросс-функциональной команды, а о сотрудничестве нескольких таких команд.

Но вместе с выгодами такой формат требует набор навыков более высокого уровня. Можно назвать основные: знание и владение техническими средствами (инструменты, платформы, приложения), которые обеспечивают эффект присутствия; умение руководителя формировать единую культуру и общий смысл деятельности; навыки коммуникации, как синхронной, так и не синхронной, при этом особый акцент делается на умении излагать свою мысль кратко и четко; умения быстро устанавливать социальные контакты; принятие решений в ситуации временных расхождений;

Ассессмент и развитие.

Для данной компетенции не используют тесты или шкалы. В большей степени полезна динамическая оценка, когда собирается обратная связь после каждого проекта, оценивается и предоставляется самому сотруднику. Развитие также происходит в процессе работы как поэтапное изменение слабых аспектов, на основе обратной связи и самооценки. А вот лидеры команд должны проходить специальное обучение, которое позволит им понимать особенности управления дистанционными и виртуальными командами, принципы создания таких команд, осознать собственную роль.

Компетенция 8: СОЗДАНИЕ СМЫСЛОВ

Процесс, с помощью которого человек понимает новые, неожиданные или противоречивые события. Эти события разрывают привычные шаблоны восприятия мира и необходимо создать новый смысл этим трансформациям. Это процесс придания смысла полученному опыту или наблюдаемому явлению. Это сознательное усилие понять характер взаимосвязей между событиями, явлениями, людьми, для того, чтобы определить траекторию будущего развития. Это фактически форма коммуникативного поведения, поскольку в основе sense making, как и в основе коммуникации – поиск и использование информации. Sensemakingкак метод исследования является одновременно и количественным и качественным.Более того, он не рассматривает ни один из них как обладающий преимуществами над другим. Важным является то, что они дополняют друг друга, схватывая противоположности и информационные пробелы.

Почему важно

Огромные объемы данных необходимы для прогнозов и принятия решений. Современные технологии позволяют добывать эти данные и даже находить корреляции между ними, но машина не способна поместить эти данные в определенный контекст. Именно человек способен наделить смыслом данные и корреляции, а затем перевести их в значимые и ценные контексты. Люди также способны интегрировать ценности, мораль, этику в процесс принятия решения. Например, при моделировании алгоритмов инвестирования машина не способна учесть тот факт, что инвестиции в табачную или алкогольную компании для многих людей будет неприемлемым. Зато эти факторы может принять во внимание программист.

Одним из наиболее значимого поля для данной компетенции будет способность формулировать принципы, которые применяются в новой неизвестной ситуации. Способность использовать контекстные признаки для решения проблем или прояснения сложной ситуации принципиально важна для будущей организации, так как количество неясных или неоднозначных ситуаций будет только возрастать. Выделяют две формы этой компетенции:

§ межличностная – фокус на придании смысла деятельности и усилении позитивного отношения к работе. Самый яркий пример, это притча о Шартрском соборе.

§ перспективная – понимание того, как будущие действия повлияют на процессы осмысления этих событий другими сотрудниками. Также данная компетенция необходима для создания контекста для новой организации, проекта, рынка, продукта.

Наделение смыслом событий и данный является внутренним субъективным процессом. Именно поэтому очень часто возникает недопонимание и конфликты. Человек наделяет событие своим смыслом, считая его единственно верным. Таким образом, в одной и той же ситуации возникает много смыслов, что затрудняет эффективность совместной работы.

Ассессмент и измерение

В силу того, что данная компетенция является мультидициплинарной, то есть в нее входит много других навыков (поиск информации анализ ситуации, логика, адаптация к неопределенности), то пока нет теста, позволяющего оценить целостно данную способность. Тем не менее, можно оценивать элементы компетенции по отдельности.

Развитие компетенции

Создание смыслов предполагает использование большого количества инструментов, которые в основном можно разделить на три области: многофакторный анализ, конструирование фрейма, экспериментирование. Все эти техники изучаются на тренингах и развиваются в процессе деятельности на проектах.

В чём разница между строительством и зарабатыванием?

Похожая притча

Паломничество и медитация

Но главная загадка Шартрского собора находится прямо под ногами посетителей. Она представляет собой огромный лабиринт, выложенный из черно-белой плитки. Остается тайной, кто, когда и зачем его построил. По-видимому, лабиринт выложили строители собора, имена которых неизвестны истории.

Диаметр изображения – почти 13 м: это самый большой церковный лабиринт средневековья. По размерам он практически совпадает с большим окном-розой в фасаде храма. Всего он включает 11 концентрических кругов. В центре лабиринта находится стилизованное изображение цветка с шестью круглыми лепестками. Именно к нему ведет единственный путь по лабиринту. Общая длина пути – 261 м.

Что же означает это изображение? Версии выдвигаются разные. Одни говорят, что это символический путь грешника к покаянию и пройти лабиринт нужно непременно на коленях. Другие, эзотерически настроенные, утверждают, что это своеобразный способ установить связь с космосом и проходить по лабиринту нужно босиком, получая энергию из каменных плит. Третьи считают прохождение своеобразной формой медитации, четвертые говорят, что это путь к самопознанию и становлению личности. Версий много, и, пожалуй, каждый найдет что-то свое.

Читайте также: