Притча о добром пастыре
Обновлено: 22.12.2024
Все вышеизложенные притчи Господни, собраны евангелистами – синоптиками. У Иоанна этих притч нет. Но у него есть другие притчи. Их немного и по характеру своему они очень отличаются от притч синоптических. Собственно говоря, в полном смысле слова «притч» у Иоанна имеется только две: «О Пастыре Добром» и «О виноградной лозе». Остальные притчи не имеют законченного сюжета и являются только краткими сравнениями высших духовных истин с земными предметами и понятиями, каковые Господь постоянно употреблял в своих беседах о Царствии Божием и о путях к нему. Так, можно отметить у Иоанна следующие изречения:
ПРИТЧА О ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ
В последние дни Своей земной жизни, Христос реже говорил притчами, а чаще излагал Свое учение прямым свидетельством о Себе, как о Сыне Божием и Спасителе мира.
«Доселе Я говорил вам притчами», – сказал Господь Апостолам после Тайной Вечери, – «но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин. 16:25 ).
На пути в Гефсиманский сад, проходя среди виноградников, расположенных но склонам Елеонской горы, Господь сравнил Себя с виноградной лозой и учеников Своих с ее ветвями. Это была последняя притча Христова.
«Я есмь истинная виноградная лоза», – сказал Господь, – «а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
Эта притча настолько прозрачна по своему смыслу, что уже почти не является «притчей», а просто открытым свидетельством Христа о Себе, как о единственном Источнике, питающем все ветви Древа Жизни. Виноградная лоза, ее ветви и кисти плодов на все времена запечатлелись в сознании христианского мира, как необычайно яркий символ единения Христа и Его Церкви. И этот символ особенно дорог христианскому сердцу потому, что он напоминает о Святой Евхаристии, где плоды виноградной лозы претворяются в истинную кровь Христову, питающую Церковь для жизни вечной.
Христос – «Лоза», – несет на себе много ветвей. Одни из них, не приносящие плода, Бог-Отец – «Виноградарь», – отсекает и предает огню, они погибают; другие, приносящие плоды, Отец очищает, чтобы они давали больше плодов.
Слова «отсекает» и «очищает», имеют бездонную глубину и требуют всестороннего богословского толкования. Вообще же, они имеют ввиду жизнь членов Церкви, как грешников, так и праведников. И преддверие Суда. Но Апостолов, к которым непосредственно была обращена эта речь, Господь называет ветвями «очищенными». – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. » Что это значит? Это значит, что Апостолы, за все годы пребывания со Христом, слушали Слово Его и открывали свои сердца для принятия этого Слова. Слово Божие, очистив их души от греховной суеты, преобразило их жизнь и навек соединило со Христом. Такова сила Слова Божия.
«Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого», – писал Ап. Павел к евреям, – «оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим ответ. » ( Евр. 4:12–13 ).
Конечно, то, что Христос сказал Апостолам, имеет и распространительное значение: т.е. относится и ко всем людям, очищающимся Словом Божиим. И ко всем относится обетование Христа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. » ( Ин. 15:7–8 ).
В той же прощальной беседе, перед первосвященнической молитвою, Господь говорил: «. Я исшел от Отца и пришел в Мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел». ( Ин. 16:28–30 ).
Как видно из содержания всех изложенных в Евангелии притч Христовых, в них раскрывается существенно все учение о Царствии Божием, о путях человеческих к его достижению; о Царе царства – Сыне Отца Небесного – Спасителе мира Христе; о суде Божием над душою человеческой, прошедшей земной путь и, наконец, о воздаянии за зло или добро в вечной жизни.
Из всех притч, сказанных Иисусом Христом в начале Своего служения, самой характерной является притча «О сеятеле», посеявшем Слово Божие в душах человеческих, а самой характерной для последнего периода Спасителевой проповеди, оказывается краткая притча «О зерне пшеничном», которое должно умереть в земле, чтобы ожить для вечности. Семя – есть Слово Божие; Сеятель – Сын Человеческий, а пшеничное зерно – Голгофская жертва Богочеловека за спасение мира от греха и смерти для вечной жизни в Царстве Небесном.
ПРИТЧА О ПАСТЫРЕ ДОБРОМ
Эта притча была сказана Иисусом Христом в Иерусалиме, на празднике «Обновления», вскоре после дарования зрения слепорожденному. От века неслыханное чудо всколыхнуло умы всех Иерусалимлян и, одновременно, возбудило новый взрыв зависти и ненависти ко Христу со стороны книжников и фарисеев. Фарисеи считали себя истинными духовными вождями народа, «зрячими» пастырями, ведущими свою паству к Царствию Божию. Но популярность их в массах народа все ослабевала, а влияние Христа непрестанно возростало.
И после того, как бывший слепец, изгнанный фарисеями, поклонился Христу и исповедал Его своим Господом, Иисус сказал народу: – «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: «Неужели и мы слепы?» На это Иисус Христос ответил: «. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. » ( Ин. 9:41 ).
Вслед за этими словами, обращенными к фарисеям, Христос сказал притчу о том, кто есть истинный пастырь народа Божия, т.е. о Самом Себе: «Истинно, истинно говорю вам», – обратился Господь к иудеям, – «кто не дверью входит в двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет пред ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин. 10:1–5 ).
Содержание притчи было взято из общепонятной жизни пастухов иудейских, но, тем не менее, символический смысл рассказа не был понят слушателями Христа: – «они не поняли, что такое Он говорил им» ( Ин. 10:6 ).
Тогда Господь объяснил им: «Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. »
Этими словами Христос открыто объявил иудеям, что Он, как Мессия, есть истинная «дверь» в Царство Небесное, единственный вход в него, «рядом» с которым другого не существует: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь. » «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. »
Здесь возникает вопрос: – кого Христос называет «ворами и разбойниками», которых «овцы», т.е. Ветхозаветная Церковь не послушалась? Конечно, – это не были ветхозаветные пророки, говорившие о Мессии духом и именем Божиим, но это были лжепророкп и лжеучители, выставлявшие себя вместо Мессии, говорившие народу от себя, самозванцы, которых появлялось уже много в истории, появляется ныне и будет еще много появляться в мире.
Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, – не могут дать им истинной жизни, «жизни с избытком», т.е. жизнь переливающуюся за края временности, переходящую в вечность.
А эту жизнь может дать только Тот, кто Сам есть Жизнь, кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную, и истинный Пастырь пасомых.
Как верный пастырь не щадит своего покоя и жизни для сохранности стада, так Пастыреначальник – Мессия, – Христос «полагает жизнь свою» за словесное стадо.
«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», – сказал Христос, – «а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их».
Эти слова, о истинном пастырстве, относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжникам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христианской Церкви, которые за деньги и за всякие житейские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «воры и разбойники» и «наемники», ибо без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, – невозможно быть истинным пастырем Церкви. Это надо знать всякому епископу и священнику Церкви Христовой.
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». В этих словах Христа звучит уже не только объяснение символов рассказанной притчи, но и открытое свидетельство о неразрывном единстве Доброго Пастыря с Богом Отцом и с овцами Своего стада и о грядущей жертве за спасение людей.
Фарисеи и книжники должны были понять символику и прямое свидетельство Христово о Пастыре и овцах дома Израилева. Они известны были им из книг ветхозаветных пророчеств. Но, увы, духовные очи этих вождей были закрыты и они не разумели Писания. В частности, они могли бы вспомнить пророчество Иезекииля: «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых. и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих. Не стадо ли должны пасти пастыри. вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец. Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых». ( Иез. 34:1–14 ). Й у Иеремии: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, – говорит Господь» ( Иер. 23:1 ), и многое другое.
Однако, в притче Своей, Господь говорил не только об овцах ветхозаветного дома Израилева. Он говорил о всей Церкви: «Есть у Меня и другие овцы», – сказал Христос, – «которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
Это есть не что иное, как пророчество о Единой, Соборной и Апостольской Церкви, которую Он, «Единый Пастырь», соберет кровию Своею вокруг Себя ( Деян. 20:28 ).
Оставаясь на празднике «Обновления» и проповедуя в притворе Соломоновом, Христос говорил о Себе, как Мессии и Сыне Божием. «Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. » Тогда Господь вновь напомнил им о Своей притче: «. вы не верите, – сказал Он – ибо вы не из овец Моих. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною».
«И Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно». ( Ин. 10:23–30 ).
Таким образом, притча о «Пастыре Добром» сперва будучи сказана Христом, как и все другие притчи, в символах и прообразах, закончилась открытым свидетельством Христа о Своем Бого-Сыновстве и единстве с Богом Отцом.
В литургической практике Православной Церкви, притча о Пастыре Добром обычно читается на Утрене и на Литургии праздников, посвященных памяти великих святителей – пастырей Церкви.
Похожая притча
Иудеей времен Спасителя правил римский прокуратор, официально представлявший римского императора. Одновременно как бы рядом, но фактически и под властью был так называемый царь, который, с одной стороны, был марионеткой, а с другой – полновластным тираном. Это было в политических интересах Рима. На этой почве у прокуратора и царя бывали столкновения, в частности, у Понтия Пилата с Иродом младшим. Но непосредственный контакт с народом во всех внутренних делах и вся связанная с этим ответственность были в руках севших на Моисеевом седалище, как выразился Иисус ( Мф. 23: 2 ), книжников и фарисеев, тогдашней религиозной интеллигенции. Фарисеи были своего рода «интеллигентской элитой», аристократией, проводившей определенное богословское направление внешней обрядности одряхлевшего культа, целью которого было сохранение религиозно-национального самосознания в тогдашних политических условиях, но в ущерб личной духовной жизни и истинной религиозности. На современном языке мы могли бы назвать представителей этого класса «аппаратчиками».
Именно с этой сомнительной по своим качествам и положению этнической властью Израиля Иисус вступил в открытый конфликт, зная наперёд, как дорого это Ему обойдётся. Но другого выхода не было: эта власть была даже не «кесарева», о которой Иисус сказал, что кесарю надо воздавать кесарево, в то же время воздавая Божие Богу ( Мф.22: 21 ). Это была подмена Царства Божия, фальшь, ложь. Это было прямым вызовом Богу, нравственно неприемлемым.
Главной целью иносказательной речи о добром пастыре было противопоставление истинных народных учителей религии, заботливо ведущих народ по правильному пути ко спасению, и книжников и фарисеев – ложных, эгоистических руководителей духовно-нравственной жизни народа, больше думающих о своих выгодах и ведущих народ не ко спасению, а к гибели.
Корни непонимания Христа и вражды к Нему кроются в духовной слепоте. Иисус исцелил одного слепорожденного в субботу, в день покоя, когда по закону нельзя было трудиться. Это было потрясшее всех чудо, но ученые фарисеи старались убедить слепого: «Не от Бога этот Человек (Иисус), потому что не хранит субботы, …мы знаем, что Человек Тот грешник» ( Ин. 9: 16, 24 ). На это слепой ответил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Фарисеи сказали ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» ( Ин. 9: 33,34 ).
Иисус узнал о встрече исцеленного слепого с фарисеями и нашёл нужным укрепить в исцеленном исповеданную им веру. Призвав к Себе бывшего слепого, Иисус спрашивает его: «Веруешь ли в Сына Божия?» Исцеленный не видел еще Того, Кто исцелил его, следовательно, и не знал Его. Выражая полную готовность веровать в Сына Божия, то есть Мессию, он спрашивает: «А кто Он?» И когда Иисус открыл ему Своё Божественное достоинство в словах: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою»,– исцеленный в ответ сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему. И сказал Иисус: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: «Неужели и мы слепы? Иисус сказал им: «Если бы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас» ( Ин. 9: 37–41 ).
Еще Симеон Богоприимец, держа на руках младенца-Иисуса, сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2: 34 ). Об этом разделении людей на последователей и на противников Его Иисус сказал: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».
Духовное ослепление ученых фарисеев и книжников свидетельствует о том, что превозносящиеся своей ученостью, способностью всё видеть и понимать оказываются не понимающими главного – истины Божией, становятся слепыми по отношению к ней; а те, которые казались не просвещенными наукой и как бы слепыми, сердцем почувствовали эту истину и приняли ее. В том значение слов Иисуса, что видящие, то есть те, которые имели способности видеть и понимать виденное, стали слепы, а те, которые не имели способности сразу всё увидеть и познать виденное, то есть как бы невидящие, увидели.
Апостол и Евангелист Иоанн свидетельствует, что воля Божия в том, чтобы всякий видящий Сына Божия имел бы жизнь вечную и что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, чтобы мы познали истинного Бога. А в Нагорной проповеди Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5: 8 ).
Когда Христос обличает слепоту фарисеев, ясно, что Он осуждает слепоту духовную, слепоту, не видящую Свет мира, т.е. Христа, Мессию.
Далее Христос произносит притчу о добром пастыре, в которой он указывает на Себя как на истинного доброго пастыря, приводящего пасомых к жизни вечной, на взаимоотношения Его с ними и на значение для них Его пастырства.
«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут; но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10: 1–16 ).
Не случайно излюбленные образы пастыря и овец особенно часто встречаются в Священном Писании, ибо в них глубокий внутренний смысл. Как овцы, эти самые кроткие и беспомощные животные, особенно нуждаются в заботах, защите от волков и других грозящих им опасностей, благополучие которых всецело зависит от пастыря, так и души человеческие, подверженные козням мироправителя тьмы века сего ( Еф. 6: 12 ), т.е. диавола: лжеучениям, различным соблазнам и отравляющим душу влияниям этого мира – остро нуждаются для своего спасения в руководителе, истинном пастыре и прежде всего в едином, истинном Божественном Пастыре-Начальнике – Христе.
«Я есмь Пастырь Добрый», – сказал Спаситель, и указал при этом на отличительное свойство истинного пастыря – на самоотверженную любовь к овцам, даже до смерти. Это и доказал Господь на деле Своей добровольной искупительной смертью на Кресте для спасения рода человеческого. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15: 13 ), – говорит Господь.
«Знаю Моих и Мои знают Меня». Иисусу до конца известны внутренний облик, нравственные расположения, нужды и опасности Его «овец», т.е. истинно верующих в Него; и Его «овцы» верой, душой ощущают и внутренним опытом познают Христа, как своего Искупителя и Спасителя. Как между Богом Отцом и Иисусом Христом, так и между Христом и теми, кто «Его», существует духовное единение, взаимная любовь и понимание; они искуплены Кровью Господа и принадлежат Ему.
«Овцы слушаются голоса пастыря», – говорит Господь. И он зовёт своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. Эта часть притчи основана на пастушеских обычаях на Востоке. Если по условиям погоды нельзя было оставлять стада овец на пастбище, их загоняли для сохранения от волков и воров в пещеры или в загороженные загоны, в которых дверь на ночь затворялась, и со стадами оставался пастух. Иногда в один загон загоняли свои стада несколько пастухов, тогда с овцами оставался один из них. Утром привратник отворял двери, и пастухи входили и отделяли стада, зовя своих овец по имени (на Востоке обычно дают животным имена, к которым те привыкают и знают их). Своих пастухов овцы знают по виду и голосу. Соединив всех своих овец, каждый пастух выводил своё стадо на пастбище, причём он шёл вперед с жезлом, как оружием защиты, и с посохом.
Спаситель знает Своих «овец» и имена их записаны в книге жизни ( Откр. 3: 5 ; Флп. 4: 3 ). Он призывает, просвещает и собирает их. «Овцы» знают голос Христа, звучащий в Его Св. Евангелии, отличают Его учение от лжеучений и идут за Ним. Это отличительные признаки «овец» Христовых.
Есть у Спасителя и другие овцы, которые не от сего двора и которых еще надлежит Ему привести во двор овчий, т.е. в Церковь Свою. Господь говорит здесь о язычниках (т.к. евреи, жившие в рассеянии, принадлежали к «своему двору», к еврейскому теократическому обществу). По известному определению Божию и язычники «услышат» голос Христа, как это предсказывали пророки ( Мих. 4: 2 ; Ис. 2: 3 и др.), и будет едино стадо и един пастырь. Не будет больше преграды, отделяющей язычников от евреев, избранного народа. Великий Добрый Пастырь объединит всех, без различия национальности и состояния. Исполнение этих слов Спасителя совершается постепенно Его властью через Его последователей и завершится в конце времен, обращением ко Христу верного остатка ( Ис. 10: 22 ; Рим. 11: 25–26 ).
Но самое дорогое и утешительное для христианина в этой беседе – это благословенное утверждение Христа, что Он даёт жизнь вечную «овцам» Своим, они не погибнут вовек и никто, даже самый сильный враг, не похитит их из рук Его, ибо они находятся под всесильным покровительством Всемогущего.
От христианина требуется только быть истинной «овцой» Христовой и неуклонно идти по Его стопам, всецело предав себя в Его руки.
Похожая притча
Притчи Иисуса Христа
Притча о званных на брачный пир представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 22 главе Евангелия от Матвея с 1 по 14 стих и Евангелие от Луки с 16 по 24 стих.
О ВОДЕ ЖИВОЙ
«Всякий, пьющий воду сию», – сказал Христос самарянке, пришедшей черпать воду из колодца, – «возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. » ( Ин.4:13–14 ).
Текст притчи
Толкование
В противовес тем людям, которые являются ложными пастырями, Господь приводит притчу о добром пастыре. Таким образом. Следует отметить, что в Евангелие от Иоанна очень мало притч. Но эта занимает всю 10 главу. Иоанн говорит аллегориями, что гораздо глубже тех притч, которых мы находим в других Евангелие.
В притче Христос прежде всего обличает фарисеев. Он приводит два сравнения:
- Образ двери или брат.
- Образ пастыря.
На первый взгляд мы видим какой-то эпизод и повседневной жизни палестинских пастухов, но в действительности это очень жесткое и беспощадное обличение ложных пастырей. Потому что фарисеи оказываются самозванцами. Они выдают себя за тех, кем в действительности не являются. В противовес им возникает образ доброго пастыря.
На языке евангелиста Иоанна выражение «добрый пастырь» имеет двойное значение, если учитывать перевод с греческого. Поэтому «добрый пастырь» означает «Пастырь» с большой буквы: великолепный, несравненный, божественный. Это некий образец того, каким и должен быть настоящий пастырь в отличие от наемника.
Человека, который работает больше за награду не так интересуют овцы, поскольку ему нужны деньги. Овцы для него чужие. Как только к стаду приближается волк, наемник бросает овец и спасает свою жизнь. В отличие от него, пастырь является отцом своим овцам, членом их семьи. Он не оставит их в беде и будет с ними до конца.
Есть две категории лжепастырей: одних интересует шерсть овец, а других – мясо. Речь идет о людях, которые прежде всего преследуют свой корыстный интерес. В противовес им возникает образ благородного и прекрасного пастыря. В этом образе мы видим нечто божественное.
Разбойники и ложные пастыри входят не черед дверь, они пролазят через какие-то отверстия и перепрыгивают через забор. Поэтому они даже на знают, где именно находится дверь. Они не могут вывести этих овец на пастбище. Да и цели у них совершенно другие. Отец же готов отдать жизнь за тех, кто оказался ему доверенным.
Текст притчи о брачном пире
Похожая притча
Притчи Иисуса Христа Содержание
Притча о добром пастыре представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Иоанна с 1 по 21 стихи.
О ЗЕРНЕ ПШЕНИЧНОМ
«Истинно, истинно, говорю вам», – сказал Господь Еллинам, пришедшим на праздник, – «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
«Любящий душу свою» (т. е. земную жизнь), «погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ).
Похожая притча
Притчи Иисуса Христа
Содержание
Притча о заблудившейся овце представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 18 главе Евангелия от Матвея с 11 по 14 стих и в 15 главе Евангелия от Луки с 1 по 7 стих.
Толкование
Под заблудшей овце разумеется человек-грешник, который сбился с пути. Стадо – человечество, народ Божий. Пастух – Господь, который направляет людей на путь истинный. Когда овца отстает от стада, она становится уязвимой, то есть беспомощной. Тогда пастуху приходится заботиться о той единственной овце, которая заблудилась, а не о всем стаде. Другими словами, Господь поддерживает грешника, который отбился от праведного пути к спасению. Сегодня выражение «заблудшая овца» активно используют для тех, кто выбрал не правильный путь в жизни.
О ХРАМЕ ТЕЛА СВОЕГО
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». ( Ин.2:19–22 ).
Толкование притчи о брачном пире
Главный предмет этой притчи – Царство Небесное. В этот раз Христос уподобляет Царство свадебному застолью.
Сравнение Небесного Царства с брачным пиром нередко встречается в библейских книгах. Этот образ употребляет пророк Исайя, который говорит: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств». Сам же Мессия на страницах Библии уподобляется жениху.
Евангелист Матвей рассказывает нам об этой беседе Христа: «Царь, устроивший брачный пир для своего сына, послал рабов созвать приглашенных». Однако приглашенные не захотели прийти на свадьбу. Тогда царь посылает своих рабов второй раз, чтобы гости все-таки пришли на пир. Государь дает рабам специальный наказ. Он велит предать приглашенным, что они будут угощены по-царски. «Я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово». Царь заканчивает свое обращение к гостям просьбой и приглашением прийти на брачный пир.
Однако и этот призыв царя остался без ответа. Приглашенные в очередной раз его проигнорировали. Кто-то из них пошел работать на свое поле, кто-то предпочел заниматься торговлей, а некоторые, в раздражение от настойчивости царя и вовсе повели себя неподобающим образом. В ответ на призыв правителя, они схватили тех, кто передал их приглашение на пир, и оскорбив их, убили.
Царь, услышав о такой неблагодарности, разгневался. Он послал свои войска, чтобы наказать убийц. В результате злодеи были истреблены, а их город – сожжен.
Но как же царь поступил со свадебным застольем? Очень просто! Он сказал своим рабам следующее: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Рабы Господина вышли на дороги и собрали всех, кто только могли найти, и злых, и добрых. Поставленная хозяином задача была решена – брачный пир наполнился участниками.
В разгар веселья, когда все уже возлежали на трапезе, в зал вошел царь, чтобы посмотреть, кто же все-таки к нему пришел. Неожиданно он увидел человека, который нарушил правила этикета. Вместо подобающей случаю праздничной одежды, он надел простую, повседневную. Выражаясь современным языком, человек нарушил дресс-код.
Царь, удивившись этому, обращается к нарушителю: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?». Тот молчал. Тогда царь отдал приказание слугам наказать дерзкого гостя: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».
Завершается евангельский рассказ кратким итогом: «Много званых, но мало избранных». Притча, которую передает нам евангелист Матвей содержит много разных идей.
Первая и главная тема – это трагическая история отношений Бога и избранного народа. Господь неоднократно призывал его к Себе, но все было тщетно. Народ Божий не проявил готовности откликнуться на призыв.
В рассказе звучит обвинение ветхозаветных людей в убийствах пророков. Именно пророки, подобно слугам царя, озвучивали приглашение в Небесное Царство.
Некоторые из толкователей из Священного Писания считают, что там, где речь идет о разрушении города подразумевается судьба Иерусалима. И так приговор ветхому Израилю уже вынесен. Вместо избранных, Бог приглашает в Небесное Царство всех людей.
Новые избранные – это новый народ Божий. Однако достаточно ли просто принадлежать к этому новому народу, чтобы войти в Небесное Торжество? Ответ на этот вопрос дают заключительные слова притчи, которая содержится только в Евангелие от Матвея.
Званые должны соответствовать своему призванию. Они должны быть одеты в брачные одежды. В притче «брачные одежды» означают плоды призванного человека. Окончательно наследовать Царство Божие сможет лишь тот, кто оправдает свое призвание добрыми делами. Таково содержание притчи.
Образ достойной подобающей одежды понятен каждому человеку во все времена. Он нередко употребляется в текстах православного богослужения. Приступающий к Богу человек, с ним с самых первых своих шагов в церкви. Во время совершения таинства Крещения, уже после погружения в воду, новокрещенный трижды обходит вокруг купели. В это время поется краткое песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…».
Песнопение имеет следующий смысл: тот, кто крестился во Христа, призывается облечься во Христа. Крещаемый в совершаемом таинстве символически смывает с себя совершенные им грехи, очищает свою душу от всякой греховной скверны. Тот, кто омылся, обычно надевает новую и чистую одежду. Так и после крещения, церковь призывает нас одеться в одежду добрых дел.
Преподобный Серафим Саровский объясняя этот образ, обращает внимание вот на что: все доброе, что мы совершаем, делаем благодаря Божьей благодати. Именно благодать Божия делает нас способными приносить духовные плоды нашей жизни во Христе. Поэтому подвижник называет эту внутреннюю одежду «одеждой Божьей благодати».
Во время Страстной седмицы мы неоднократно слышим умилительные песнопения «Чертог Твой вижу Спасе, украшенный». Это песнопение рисует тот же самый образ: перед нами царский дворец, но у нас нет подобающей одежды, в которой мы можем в этот дворец войти. Мы обращаемся к Святителю, чтобы он просветил, то есть очистил одежду нашей души.
А часто ли мы задумываемся об одеяниях нашей души? Об одежде, которая покрывает наше тело, мы беспокоимся. Сколько люди тратят времени, сил, денег, чтобы достать и надеть ту одежду, которая им нравится. Это целая индустрия, и в этом есть своя правда. Конечно, одежда прикрывает не только человеческую наготу, но и выражает наше внутреннее состояние.
Но вот, смерилась капризная мода и люди устремляются в погоню за новыми тряпками, забывая про одежду нашей души. Ведь эта одежда не устаревает, не истлевает. Она не подвержена колебаниям моды, поскольку главный законодатель моды не меняет своих вкусов.
Об одежде нашей души надлежит заботиться. Ей надлежит уделять главное внимание. Для того чтобы одеться в модную и достойную одежду, следует потрудится. Тоже самое, но еще в большей степени, касается и одежды нашей души. Никто не даст нам ее просто так, без наших усилий. Но эта одежда стоит трудов, ибо она дает нам право и возможность войти в вечную радость Небесного Царства.
Хотелось бы, чтобы притча о брачном пире побудила у вас загореться желанием войти в число избранных. Пусть образ праздничной одежды напоминает нам о необходимости хранить себя от грехов и украшаться добродетелями. Храните доброе евангельское слово в своем сердце и делайте добро!
О ДУХЕ БОЖИЕМ
«Кто жаждет, иди ко мне и пей». «Кто верует в Меня», – возгласил Христос на празднике в храме Иерусалимском, – «у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него. » ( Ин. 7:37–38 ).
Текст притчи
Читайте также: