Притча о цыганах и иисусе
Обновлено: 14.11.2024
Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться
Легенды о гвоздях, цыганах и распятии Христовом - попытка собрать "в один флакон"
Почему цыгане испокон веков не имеют своей родины, разбросаны по всей Земле и ведут в основном кочевой образ жизни? А где их корни? Ученые до сих пор не могут ответить однозначно. Есть версия, что они происходят из Индии, якобы из вольноотпущенных тамошних рабов; кто-то считает, что это – побочная ветвь семитического племени. Наверное, есть и другие версии.
И якобы цыгане в свое время «приложили руку» к распятию Иисуса Христа, а потому, как и не принявшие Христа евреи, наравне с ними были обречены Господом на «космополитство» и кочевье.
Я пошукал в интернете в поисках этой самой легенды. Всё, что мне удалось найти, решил изложить в одном посте. Думаю, это небезынтересно.
Сказ о гвоздях, «крутящийся» по сути вокруг одного сюжета и артефакта, имеет существенное число вариаций.
1) Римские легионеры, которым был отдан приказ достать гвозди для распятия Христа, пошли с казенными деньгами искать изготовителей. Но часть денег пропили в местном кабачке, а затем нашли кузнеца цыганской национальности и сказали, что требуется. Цыган наотрез отказался ковать гвозди для распятия Господа, за что был тут же заколот легионерами. Нашли другого цыгана-кузнеца, тот тоже отказался, и тоже принял мученическую кончину. (Есть версия легенды, что услышал голос первого, убиенного цыгана, о том, что нельзя делать эти гвозди – убиваем будет пророк Господень, а не самозванец, оскорбивший императора, как говорят солдаты.) Точно такая же участь постигла и третьего кузнеца. И только четвертый цыганский кузнец согласился. Может, по малодушию, а может, просто потому, что плевал на всё, кроме денег, которые ему платили за это. (Тут тоже идет версия, что он слышал голоса уже всех трех убитых кузнецов, но – всё равно гвозди выковал.) Он сделал три гвоздя, но четвертый никак не мог остудить, сколько ни лил на него воду. Цыган испугался этого знамения, бежал на край пустыни, но там ему явился этот самый раскаленный гвоздь. Он вылил на него аж целый колодец воды, однако гвоздь по-прежнему краснел перед ним раскаленным металлом. Цыган бежал в пустыню и не было больше ему покоя. И такую судьбу наследовал весь цыганский народ, прОклятый Господом за поступок сына этого народа.
2) В другой версии эта легенда звучит практически без изменений, кроме одного. Первые три кузнеца, принявшие мученическую смерть, были евреями. Цыганом же был только четвертый, тот самый, кто, спасая свою жизнь, предал Господа.
3) Такая версия легенды: цыган-кузнец кует пять гвоздей – четыре для рук и ног, а пятый должен был быть вбит в грудь Христа, чтобы особенно усилить муки умирающего. Но на Голгофе среди присутствующих зрителей оказывается другой цыган, который ловко крадет этот гвоздь. В результате гвозди вбиты только в руки и ноги Спасителя, и Он в благодарность за поступок цыгана дает всем его соплеменникам такую поблажку: для вас, цыган, воровство не будет вменяться в грех (или, во всяком случае, в смертный грех).
Такая мораль легенды, отметим в скобках, конечно, сомнительна с точки зрения и христианства, и просто даже светской этики. Говорят, ее любят повторять цыгане, занимающиеся криминалом – уж понятно, почему.
4) В следующей вариации фигурируют не два цыгана (делающий гвозди и крадущий), а только один. Цыган делает гвозди, но потом – сам же крадет один из них – предназначенный для груди Христа. (В другой подвариации – для головы.) Есть еще и такая версия легенды: цыган сделал четыре гвоздя, а украл один, в результате Христос был прибит только тремя гвоздями. Как пить дать, на версии влияет их «региональное» происхождение: как известно, православные считают, что Иисус был распят с помощью четырех гвоздей, а католики – что только трех.
Такой подвид легенды: цыган изготовил намеренно пятый («головной» или «грудной») гвоздь бракованным – сделал его из олова. Оловянный гвоздь забить было невозможно, ибо он гнулся при первом же ударе, но этот обман облегчил муки Господа на кресте. Еще такой вариант: когда с цыгана (в этой версии и делающего гвозди, и присутствующего на Голгофе) спросили пятый гвоздь, он стал божиться, что они ошибаются, гвоздь уже забит. На помощь явилась Божья тварь муха – села на грудь Христа, и палачи решили, что да, это и есть тот вбитый гвоздь. Поэтому, опять же говорит предание, цыгане – единственный народ, которому не вменяется в грех божба (хотя в Евангелии Христос говорит: «не клянитесь»).
5) И наконец иная версия. Цыган-кузнец очень охотно кует четыре гвоздя для распятия и более того – даже «перевыполняет план» – самовольно делает еще и пятый. Несмотря на то, что сама Божья Матерь пыталась устыдить цыгана, тот отдал все гвозди римским солдатам, а насчет пятого пояснил: это – сами еще что-нибудь придумайте для дополнительной пытки. Ну, те и придумали – этим гвоздем и был пробит бок Спасителя (вместо, значит, более общепринятой версии, что это сделали копьем). Как видим, эта версия – самая такая роменофобская. Ну, и конечно, оканчивается тем, что чернокудрые кочевники были прокляты небом, отлучены от корней и родины, рассеяны по всей Земле, и так в основном с тех пор и занимаются сомнительной по своей моральной направленности, а то и откровенно криминальной деятельностью – дети того цыгана, как вроде дети Каина.
Есть и такой, более лаконичный, сказ: надо было изготовить три/четыре гвоздя, а четвертый/пятый был лишним. Но цыган изготовил его, и в результате он не остывал (см. версию выше) и преследовал цыгана. Почему? А просто потому, что он (гвоздь) – был лишним. Вот так. Эта версия, как видим, явно тяготеет к жанру сюрреализма и в ней нету четкой морали. Эдакая уже «народная побасенка» по жанру.
Так или иначе, впрочем, истоки всех перечисленных легенд наука не нашла. У кого изначально родились такие сказания – у евреев? у самих цыган? у какого-то третьего, «нейтрального» народа? Есть предположения, а есть и возражения против них. Но кроме предположений трудно сказать что-либо определенное. Признанное Церковью Святое Писание и Священное Предание не содержит такого сюжета (возможно, только если апокрифы и/или малоизвестные неканонические тексты). Поэтому всё это так или иначе приходится считать легендами. А легенды – то, что передается от людей к людям из уст в уста, веками, а посему собирает в себе и историю, и додумки, и отклики тех или иных уже чисто человеческих убеждений и предубеждений. Поэтому, думаю, наиболее объективно будет просто прочесть все имеющиеся легенды во всех их вариациях. Что грешный аз и попытался только что сделать.
Похожая притча
Есть две версии о том, как один цыган выковал гвозди, которыми Христос затем был прибит к Кресту. По одной версии, цыган выковал пять гвоздей, но один спрятал, и в награду за это Христос позволил цыганам воровать. Боюсь, что эту версию, сами цыгане и придумали.
По другой версии, цыган выковал гвозди за деньги и был проклят Христом, а все цыгане были обречены на вечные скитания.
Мы никогда не узнаем истинную историю об этих гвоздях, так что давайте вспомним легенду, в основе которой лежит вторая версия.
Свидетельство о публикации №215021601385 Рецензии
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Похожая притча
На днях мы в нашем храме крестили цыганских младенцев, девять детей. На крестины пришло человек семьдесят взрослых цыган с ихним бароном во главе. Для русских, которые ни разу не видели что происходит при этом в храме, могу сказать одно - это незабываемое событие.
Во-первых, почти, никто не слушает священника;
Во-вторых, могут стащить (у нас украли одну) икону;
В третьих, забираются на солею и вообще куда им удобно;
В четвертых, в храме стоит такой шум, что не слышно ни одной молитвы, в том числе и самому священнику;
В пятых, могут вырывать требник у священника.
Короче говоря, будьте готовы ко всему, дорогие батюшки, вплоть до того, что вам скажут лимит времени в который вы должны уложиться по их регламенту.
Собственно ради этого и решил написать эту памятку.
Главная ошибка священника в диалоге - если он не учитывает различные культурные традиции в общении с другими людьми. С точки зрения нашей российской культурной традиции цыгане ведут себя дико. А с их точки зрения - это норма. Их так воспитали и уже поздно переделывать. Вообще, когда мы говорим о цыганах, то создается ощущение, что это люди с развитием трехлетнего ребенка,поэтому, к ним и не приложимы требования равные европейским культурам. Как бы вы отнеслись в храме к шумливым детям трех лет? Не стали бы за шкирку брать или логически объяснять, что так нельзя? Вот и с цыганами точно также.
Когда миссионеры приходили к другим народам, например, свят. Иннокентий Московский или свят. Николай Японский, то они вначале даже совсем не проповедовали. А что делали? - Изучали религию, культуру, быт и язык данного народа. И это справедливо, если миссионер хочет понимать и любить тот народ, к которому пришел рассказать о Боге. Так и с цыганами. Но, что же это за народ такой загадочный ЦЫГАНЕ?
Цыгане – не просто народность, а огромная этническая группа, представители которой не встречаются лишь в Антарктиде. Удивительным образом этот народ сумел покорить практически весь мир, но не растерял собственной культуры и обычаев. Предания цыган рассказывают, что им Бог подарил самое большое богатство – всю землю, ведь при сотворении этого племени он не привязал его к каким-либо определённым территориям. Интересно, что история цыган не менее яркая, чем сам народ. В зависимости от места проживания она раскрывает разные стороны цыганских характера и судеб.
Где впервые появились цыгане? Кто они по своей этнической принадлежности?
Цыгане - один из самых ярких народов мира Цыгане – один из самых ярких народов мира Тайна названия Я уверена, что вам приходилось слышать определение “ром”, “ромы”, как называют цыгане самих себя. По мнению лингвистов, это слово имеет в основе древний индоевропейский корень. Занимательно, что в разных странах местное население по-разному называет цыган. Например, англичане используют определение “джипси”, которое переводится как “египтяне”, а вот французы называли цыган чехами. Странно, не правда ли? Однако этот народ приходил с самых разных территорий, заметно отличался в культурном плане, имел внешние различия с местными жителями. А вот привычное нам слово “цыгане” тоже имеет давнюю историю. Как считают историки, впервые подобное название стали использовать в XI веке, оно встречается в христианских текстах того периода. Изначально использовалось слово “антицингане”, что может иметь нечто общее с греческим определением “неприкасаемые”. Но это, скорее, не отношение народа к новым поселенцам, а отголоски истории, говорящие о принадлежности цыган к одной из каст.
Цыгане - знаменитый кочевой народ Цыгане – знаменитый кочевой народ Кто предки цыган? Откуда же пришли цыгане?
Несомненно, была единая территория, ставшая местом появления этого народа. Наибольшая группа народа, а именно – цыгане Европы, Кавказа, России – были выходцами из Индии. Но зачем они покинули родную страну? Появление цыганского народа связывают с I тысячелетием нашей эры. В ту пору в Индии начинается период исламизации. Мусульманские завоеватели активно утверждают свою религию, вытесняя местные верования. Немало людей оказалось перед выбором: отказаться от своей культуры или же стать изгнанниками. Понимая, что в данном случае компромисс невозможен, предки цыган отправляются в Переднюю Азию. Некоторое время они остаются там, пользуясь покровительством Византии. Причиной расселения цыган по всему миру также стали исторические перемены. После падения Византии народ отправляется дальше на запад, заселяя европейские территории. Хочу заметить, что период долгого кочевья был непростым для цыган. До XV века население стран, куда они приходили, воспринимало их вполне миролюбиво. Однако позднее цыгане стали ассоциироваться с бродягами и мошенниками, что стало причиной неприязни к этому народу. Лишь в XVIII веке народы, рядом с которыми жили эти вечные странники, смогли смириться с особенностями цыганской натуры. Тогда появляется деление на кочевых и оседлых цыган. Те общины, что чувствовали себя комфортно на новых землях, прекратили бродячий образ жизни, однако немало цыганских племён продолжили свои путешествия. Цыгане в России Что касается цыган России, то они тоже стали отражением перемен в истории. В дореволюционное время большинство цыган занималось воровством лошадей или гаданием. Некоторые из них были славными кузнецами, ведь любовь к коням у цыган в крови. После Октябрьской революции власти постарались “укротить” цыганский нрав, приобщая их к оседлости. В середине прошлого века цыганам была предоставлена возможность получения бесплатного образования, однако далеко не все её использовали. Древний кочевой народ всё равно оставался непокорённым, хотя во многом и заимствовал культуру России. Достаточно легко цыганский народ воспринял христианство, а сегодня многие его представители отмечают православные или католические праздники, однако дополняют их своими этническими обрядами.
Жизнь и поверья цыган Как же сегодня живут цыгане?
Свободолюбие их предков по-прежнему живёт в каждом представителе этого народа. Конечно, в наше время нечасто встречаются кочевые группы, но многие цыгане стараются искать работу по найму с недолгим сроком контракта. Им нравится знать, что ничто не сковывает и не держит их. Немало цыган имеют свой бизнес, что в полной мере позволяет реализовать поставленные цели, не теряя независимости. Проблема образования по-прежнему остро стоит в отношении цыган. Их дети редко учатся в школе все классы, ограничиваясь тремя. Умение читать и писать считаются достаточными, после их получения подрастающее поколение должно помогать родителям. У цыган немало интересных обычаев. Например, женщины всегда должны носить две юбки, поверх которых надевается фартук. Согласно поверьям, нижняя часть юбки может соприкасаться с землёй, со стопами, а значит, “нечистая”. Впрочем, во многих европейских странах подобная традиция уже забыта. Цыганки одеваются вполне современно, ведут активный образ жизни и даже имеют своё дело, что позволяет им реализовать себя. У цыган издавна особым животным считается конь У цыган издавна особым животным считается конь История цыган – это пример мягкого покорения едва ли не всего мира, что прошло незаметно и гармонично. Цыгане никогда не претендовали на роль завоевателей, однако сложно найти страну, где они бы не жили. Пожалуй, их можно назвать самым необычным народом. Расселившись по всей земле, они сумели сохранить свою этническую самобытность, сохранили многие особенности культуры предков.
Автор Марина Завгородняя
Памятка, что необходимо предпринять до крещения цыган, во время его и после.
1. Договаривайтесь с цыганами крестить детей как можно раньше утром. Дело в том, что они ничего не едят и не пьют вообще ничего!, пока не крестят - это их традиция. Поэтому, если вы будете крестить их детей после обеда, то они будут раздражительны очень торопить священника, буквально вырывать все из его рук (в нашем случае они уехали, даже не воцерковив половину детей).
2. Попросите заранее придти в храм как можно больше прихожан для порядка, особенно мужчин, иначе цыгане будут чувствовать полную безнаказанность. Распределите прихожан по периметру храма таким образом, чтобы цыгане не смогли что-нибудь утащить.
3. Старайтесь им все объяснять, что вы делаете при крещении, как детям, тогда и им станет хоть немного интересно и они не будут уже так ворчать. Кстати, взывайте к ихнему мужскому достоинству, что, мол, они не могут даже чуть-чуть потерпеть ради детей и т. п. Цыганки же гораздо терпеливее своих мужей, на это тоже стоит обратить внимание.
4. Лучше заранее узнайте сколько кланов придет и для каждого приготовьте по иконе, в идеале же можно подарить по иконе и каждой семье. Выберите не самые дорогие, но и не маленькие, примерно 30х40, желательно в рамке, иначе можете обидеть цыган. Иначе, они сами возьмут!
Главное, если с любовью относиться к цыганам, то Господь подаст большую благодать и будет совсем не страшно. Кажется, ничего не забыл. Помощи Божией вам, дорогие отцы!
Цыгане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Бакленд Рэймонд "Цыгане. Тайны жизни и традиции". Эл. версия:
Вилькинс А. И. Среднеазіатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878—1882.
Герман А. В. Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг. — М.: 1930.
Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд. / Под ред. Г. С. Деметера; Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Воронеж, 2000. — 334 с.: ил. ISBN 5-89981-180-3
Джурич Р.Цыганская литература // Lacio Drom. Anno 35 — nov. dic. 1999. С. 4-10. Пер. с итальянского.
Калинин В., Русаков А. Обзор цыганской литературы бывшего Советского Союза, стран СНГ и Балтии.
Кенрик Д. (нем.)русск., Паксон Г. Цыгане под свастикой. / Пер. с англ. — М.: Текст, 2001. — 205 с.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 227
Смирнова-Сеславинская М. В. К истории «большой цыганской миграции» в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории // Культурологический журнал. 2012, № 2.
Смирнова-Сеславинская М. В. Миграции цыганских групп и формирование цыганского населения Российской империи в XVII — начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2018, № 4. С. 83-99.
Смирнова-Сеславинская М. В. Цыганская литература или цыганские литературы? // Журнал Андрал. София, 2010, № 56-57. С. 31-34. — Перевод с болг.
Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: ФГУ ФИРО, 2011. — 129 с.
Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н.Цыгане. Происхождение и культура. — София, М.: Изд-во Paradigma. 2009. 830 с. (Academica Balkanica).
Цветков Г. Н. История и социальное развитие цыган-ловаря // Науковi записки. Т. 15. Тематичний випуск «Роми Украини: iз минулого в майбутн;». Київ, 2008.
Похожая притча
Однажды зимой зашёл я в сенник, где отец металлическим крюком сено дёргал из скирды. Достал из кармана штанов спички и машинально тряхнул коробком. Тут же, моё левое ухо "обожгла" сильная боль. Это отец схватил его правой рукой и повернул против часовой стрелки. За что. Ведь, я ничего не натворил.
- А. - закричал я и, вырвавшись из рук отца, побежал домой, где с громким плачем уткнулся в юбку матери.
- Что случилось? - спросила мать. - Перестань реветь и расскажи, кто тебя обидел.
- Папа мне ухо чуть не оторвал, - захлёбываясь слезами, сказал я.
- Значит, было за что, - ответила мать. - Отец просто так, уши драть не будет.
- То - то и оно, что не за что, - всхлипывал я, - только спички из кармана вытащил, а папка багор бросил, и давай ухо драть.
- А говоришь, - не за что! - воскликнула мать. - Кто же в сенник со спичками ходит, а если пожар устроишь.
- Так, я даже коробок не открывал, - вытирая слёзы, произнёс я.
- Когда откроешь, да спичку чиркнешь, уже поздно будет, - сказала мать. - Правильно отец сделал, что уши тебе надрал. Нельзя детям спички в руки брать. Не баловство это, беда может случиться.
На следующий день, когда родители ушли на работу, прабабушка усадила нас с братом рядом с собой и начала неторопливо рассказывать нам притчу про цыганёнка:
"Поселился в деревне по соседству с русским крестьянином цыган с семьёй. Однажды крестьянин вышел на крыльцо своей избы, а сосед - цыган за плетнём - забором сына - цыганёнка вожжами отхаживает. Бьёт, значит, да так сильно, что цыганёнок благим матом кричит, а цыган, не обращая внимание на его крики, продолжает его дальше вожжами лупить пониже спины.
- Сосед! - кричит ему крестьянин. - Ты за какую провинность сына бьёшь?
- За молоком хочу послать, - отвечает цыган, а сам дальше лупит сына вожжами.
- А бить то его, зачем? - вопрошает крестьянин, которому жалко стало цыганёнка.
- Чтобы молоко не пролил, - ответил цыган и, отбросив вожжи, сунул в руки цыганёнку деньгу - "пятачок" и крынку. - Давай дуй. Да, по - быстрей.
- Так, ведь, он же молоко, ещё, не пролил, - заметил сердобольный крестьянин.
- Когда прольёт молоко, бить его будет, уже, поздно, - ответил цыган и скрылся в своей избе".
- Не обижайтесь, внучата, на своих родителей, родного отца с матерью, - сказала в заключении прабабушка, - они вас уму - разуму учат. Когда беда случиться, поздно будет кулаками махать.
Сей урок, пошёл мне впрок.
© Copyright: Николай Панов, 2015Свидетельство о публикации №215011801290 Рецензии
Лежали мы на стожке в загородном походе. Да нашелся один умник.
То ли мы уже взрослые были, то ли жара ждать не стали и со стога нас,
как ветром сдуло, но находились такие, что сгорали.
Ох, нас и драли ремнём за спички в детстве. Знали родители, что спички не игрушка.
Спасибо!
Возможно вы жили в частном доме?
Да, и сенники были, и не только у нас, но и у соседей. Поэтому за спички и гоняли.
Спасибо, вот это я и понял.
Пожар в таких условиях страшен вдвойне.
Ой, кино!))))))))))))))))))))))) Человек пишет про сенник, а ему вопрос: "Вы жили в частном доме? Нет, в шестнадцатиэтажке! Папа сено на крыше хранил.)))))))))))))) И корова там же обитала.)))))))))))))))))))))))
смешливая Шахзада, а не пробовала читать сверху вниз?
возможно тогда ответ с вопросом местами бы не путала
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: