Иисус сказал мужчинам выколоть себе глаза притча из библии
Обновлено: 14.11.2024
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Евангелие от Матфея 5 глава стихи 29-30)
Наверняка многие из нас, когда впервые читали это место Евангелия удивлялись прямоте повеления. Не скрою, и я в первый раз смутился, читая эти строки. Господь Иисус Христос прямым текстом повелевает вырвать себе глаз или отрезать руку, которая является источником соблазна. При чем не чужой глаз надо вырвать, а именно свой. При этом причина этого повеления довольна странна - лучше «чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Как разве тело попадает в геену или рай, а не душа? Если же только душа, то зачем вырывать себе глаза, если же и тело наследует рай или геену, тогда можно ведь совсем без глаз остаться! Вот такие примерно вопросы возникли у меня при первом прочтении этих слов Евангелия. Может быть и Вас смутило это место, поэтому попробуем правильно понять его в соответствии с учением святых отцов. Кстати в Евангелии от Матфея эта заповедь повторяется дважды — первый раз в 5 главе, второй раз в 18 -ой: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный». Если в первый раз Господь произносит эти с слова в связи с рассуждениями о греховном воззрении на женщину, то во втором случае заповедь предваряется словами «горе миру от соблазнов», то есть в контексте общих рассуждений о соблазне. Итак Господь сказал эти слова в связи с рассуждениями о соблазне. Значит здесь мы и найдем ключ к правильному пониманию этого места. Что может быть источником соблазна для человека? Это прежде всего то, на что он смотрит. Значит, повелевая вырвать глаз, Господь повелевает устранить от своих глаз источник соблазна — телепередачу, интернет сайт или что-то еще, что может быть источником зрительного соблазна. То же самое относительно рук и ног. В христианской традиции это место как правило не рассматривается в буквальном смысле, а в переносном-иносказательном. В толковании святителя Иоанна Златоуста мы читаем такие строки: «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах (тела) - нет, - Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце. Когда душа наша бывает обращена на другие какие-либо предметы, тогда глаз часто не видит того, что находится пред ним. Следовательно, не все надо приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, и притом не о правом только, но об обоих. Ведь если кто соблазняется правым глазом, тот без сомнения соблазняется и левым. Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке. Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь». По мнению великого святителя Господь имеет в виду друзей, которые являются для нас источником соблазна. Нужно «отсечь» от себя духовно вредного друга, то есть прекратить с ним общение, тогда польза будет для обоих. Почему Господь говорит именно в такой форме? Для нас борьба с внутренним грехом должна быть так же важна, как вопрос жизни и смерти. Никто ведь из нас не хочет быть без глаз или рук. Поэтому в такой гиперболической форме Христос повелевает решительно бороться с соблазнами. Не закрой глаз, а именно вырви — то есть решительно откажись от соблазна, от того, что тянет к греху «грех лежит у дверей, но ты господствуй над ним» - еще в древности Бог говорил Каину. Так и мы должны господствовать над своим телом и не позволять ему быть водимым соблазнами. Именно это и повелевает Господь в рассматриваемых словах.
Похожая притча
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:27-30).
1. Это, несомненно, иносказательное повествование. Заповеди Спасителя, а за ними каноны церковные не одобряют членовредительства. Под правым глазом и правой рукой разные толкователи понимают соблазнительные зрелища, душевные страсти, людей-соблазнителей или даже впадших в грехи священнослужителей (которых Церковь должна извергнуть).
2. Свт. Иоанн Златоуст: Если бы тебе предстояла необходимость избрать одно из двух: или, сохраняя глаз, быть вверженным в ров и там погибнуть, или, лишившись глаза, сохранить прочие члены тела, — не согласился ли бы ты на последнее условие? Это для всякого очевидно. Это не означало бы, что ты не жалеешь глаза, но что жалеешь все прочие члены. Так же точно рассуждай о мужчинах и женщинах.
«Если же», говорит Он, «правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», разумея в этой заповеди не глаз, – так как что худого может сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии? – но друзей, близких к нам, сделавшихся как бы нашими членами и вредящих нам, повелевая не дорожить их дружбою, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Поэтому не будем считать маловажным вредом общение с дурными людьми, но прежде всего другого станем избегать таких людей, хотя бы это были жены, хотя бы друзья, или кто бы то ни был.
3. Свт. Афанасий Великий: Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблазняющее око, но не чувственное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное.
4. Прп. Максим Исповедник: Мы можем предположить, что согласно простому [толкованию] притча намеком указывает на друзей, [которые] подобны глазам, на домашних, которые необходимы нам как руки, и на товарищей, которые служат нам будто ноги. Их-то Слово [и] повелевает вырывать, если они соблазняют [нас] и вредят душе.
Однако предписание можно истолковать и иначе, анагогическим способом: если ты владеешь созерцательным знанием, будто глазом, но оно возносит тебя к гордости и высокомерию — то вырви его. Если ты [имеешь] делание утонченное, и оно становится для тебя причиной надменности, то вырви его. Таким же образом, если ты владеешь способностью к служению, которое есть нога, и от этого превозносишься, то отвергни ее. Ведь тебе полезно отказаться от этих мнимых добродетелей, но при этом не дойти до совершенной гибели по причине гордости и высокомерия.
5. Блаж. Феофилакт Болгарский: Слыша о глазе и руке, не думай, что это говорится о членах: ибо Он не прибавил бы: «правый» и «правая». Здесь говорится о тех, которые кажутся нашими друзьями и вредят нам. Так, юноша имеет распутных друзей и терпит от них вред. Оставь их, говорит Господь. Этим ты, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, если же нет, то, по крайней мере, самого себя. Если же сохранишь любовь к ним, то погибнешь и ты, и они.
6. Троицкие листки (издавались в XIX веке Троице-Сергиевой Лаврой): . Если понимать эти слова буквально, то надобно бы было исторгать и язык, когда он произносит худые слова, отсекать и другие члены. Но будет ли от этого польза? Греховное пожелание не перестало бы жить в сердце; ведь и немой может злобствовать, и слепой может любодействовать. Вот почему слова Спасителя должно понимать так: «Бегай всего, что может возбудить в твоем сердце нечистые чувствования, как то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Старайся и не смотреть на то, что может соблазнить тебя. Если твердо решиться не смотреть на то, что соблазняет, то это и будет значить, что ты уже вырвал у себя соблазняющий глаз. Ты не согрешаешь телом; это хорошо, береги же и сердце в той девственной чистоте, в какой ты бережешь тело».
Похожая притча
Единорог Петров ответила Шепуреве
Нравится Показать список оценивших
Шепурева Серафима ответила Единорог
Единорог, спасибо
Нравится Показать список оценивших
там немного по другому, но да ладно(у каждого своё восприятие)
Нравится Показать список оценивших
Wild Child
А где это? Скажите - я даже прочитать захотела
Нравится Показать список оценивших
Wild, вроде матфея
я не помню читала давно уже библию
Нравится Показать список оценивших
Кто-нибудь кто говорит что там было по-другому можете по-быстрому пересказать плс/полный ноль в религии/
Нравится Показать список оценивших
Yuki, Если я правильно помню, к Иисусу пришла толпа мужиков, которые возмущались тем, как откровенно одевались местные девушки, тем самым пробуждая похоть и толкая на путь греха. Они потребовали, чтобы Иисус заставил девушек одеваться скромнее, а он в ответ сказал что-то умное в духе "Ля, ну если ВЫ не можете сдерживаться, когда на них смотрите, то это ВАША, а не их проблема, так что логичнее будет вам вырвать глаза, чтобы не искушаться"
Нравится Показать список оценивших
Yuki Tumblr ответила Авроре
Аврора, пасиб)
Нравится Показать список оценивших
Александра Александрова ответила Авроре
Avrora, секунду а в чем разница между комментарием и постом
Нравится Показать список оценивших
Аврора Волкова ответила Александре
Александр, ну типа попросили кратко пересказать. Иисус все же не просто так пришел и сказал "парни го глаза выкалывать")
Нравится Показать список оценивших
Александра Александрова ответила Авроре
Avrora, а, оке, спасибо
Нравится Показать список оценивших
Курбан Абдуллатипов
Yuki, Св. Евангелие от Матфея, глава 18
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?Иисус, призвав дитя, поставил его посреди нихи сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает.А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
Похожая притча
Математик-программист, занимаюсь приложениями математики в биологии и медицине.
Не знаю, в какой Библии Вы нашли про вырывание глаза, но суть вопроса ясна.
Из этого контекста вовсе не следует то, что женщинам, в отличие от мужчин, можно смотреть на мужчин (и тем более на других женщин) с вожделением. Нет, женщине смотреть тоже нельзя. Но в те времена, когда писалась Библия, не было женского образования, поэтому можно сказать, что она была написала мужчинами и для мужчин. И вообще, в те времена женщинам даже и подумать о таком позорно было, эта проблема касалась больше мужчин, поэтому и приводятся такие примеры. В современном же мире можно сказать и так (дерзаю поменять слова во фразе Христа): всякая женщина, смотрящая на мужчину с вожделением, уже прелюбодействует с ним в сердце своем.
Читайте также: