Вам дано знать тайны царствия божия а тем внешним все бывает в притчах

Обновлено: 23.04.2024

 1 Притча о сеятеле и семени. 21 «Замечайте, что слышите». 26 Притча о растущем семени, горчичном зерне. 35 «И ветер и море повинуются Ему».

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им:

3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять ;

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то .

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока ;

6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло .

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода .

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто .

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах ;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи .

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет .

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их .

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его ,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются .

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово ,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода .

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат .

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу .

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим .

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет .

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю ,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он ,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе .

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва .

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле ;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные .

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону .

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань . И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Евангелие от Марка, 4 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче

См. Толкование на Мк. 4:2

Похожая притча

Он говорит притчами… для того, чтобы сделать Свою речь более выразительной и более запоминающейся и чтобы при помощи образов внушить им определенные вещи. Так поступают и пророки.

Если взять часть от грудной клетки, то и в части найдешь все то, из чего состоит живое существо: жилы, вены, кости, артерии, кровь, и, как говорится, образец всей смеси. Точно так же, применительно к Писаниям, можно увидеть, как в каждой части сказанного проявляется родство со всем целым.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного. Поскольку многие могут заключить из Его слов, что Бог виноват в их собственном нерадении, и словно бы говорят: «Ведь не моя вина, что я не знаю того, что Бог не дал мне знать». И они произносят это без всякого сожаления, поскольку ничего не знают о Боге, но только хотят получить прощение своих грехов. О таких людях говорит пророк: Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие (Пс. 141:4). Давайте немного проясним это место. Всякий разум есть от Святого Духа и есть дар Божий. И один дар - тот, который Бог подарил всем людям в их творении, другой же - тот, который Он подарил не всем людям, но только самым достойным, исключительным и избранным. Посмотри, как Он говорит: Вам дано знать тайны Царствия Небесного. Он не сказал «вам дано», то есть - «тому, кто имеет знание добра и зла». Поэтому если кто-то не имеет дара знания добра и зла, это вина не человека, не имеющего его, а Бога, Который не дал его. И хотя все люди разумеют добро и зло, однако не все имеют дар познания тайны Царствия [Небесного]. И в том вина не Бога, Который не дал этого знания, но человека, который не искал его, не стремился к нему, не трудился, чтобы заслужить его. Если бы ты достиг общего познания добра и зла, то есть если бы ты верно его использовал, ты по справедливости заслужил бы это особое знание постижения таинства. Но если ты скрыл в землю это общее знание, которое дается по природной необходимости, то каким образом ты заслужишь это особое знание, которое дается только как вознаграждение за благую волю и труды?

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи

Объяснение, которое Господь дает Своим ученикам и более близким последователям из народа («окружающие Его»), помещено здесь евангелистом Марком не потому, что оно было дано действительно после притчи о сеятеле, а потому, что ему представлялось нужным объяснить читателям своего Евангелия цель, с какой Господь облекал Свое учение, обращенное к народу, в форму притчей. В самом деле, Христос только что сказал Свою притчу о сеятеле, сидя в лодке у самого берега и обращаясь к тем, кто стоял на берегу, да и следующие притчи Он будет говорить в том же положении, только вечером Он переправится на другую сторону моря (стих 35). Если теперь евангелист Марк говорит, что Христос с учениками «остался без народа», то ясно, что он имел здесь в виду именно то положение, в котором Христос очутился уже по окончании Своей проповеди при море. Здесь, в присутствии народа, и ученики не могли обращаться со своим вопросом ко Христу, и Христос не мог отвечать так, чтобы не быть услышанным стоявшими около Него на берегу. Затем, по тексту Тишендорфа, ученики спрашивали Христа о смысле не одной только притчи о сеятеле (у нас – «о притче», стих 10), а о «притчах» вообще. Следовательно, объяснение, которое Христос дал о цели учения притчами, несомненно, евангелистом Марком перенесено сюда из другого места.

«Спросили». Согласно Тишендорфу – «спрашивали» (ἠρώτουν – прошедшее время несовершенного вида). Этим евангелист показывает, что у учеников было в обычае спрашивать Христа о смысле той или другой притчи.

«Вам дано знать тайны Царствия Божия». Согласно Тишендорфу, который в этом случае следует наиболее уважаемым кодексам, это место читается так: «вам тайна Царства Божия дана». У Марка, по этому чтению, тайна Царства Божия не только предмет познания, но и дело, порученное Отцом Небесным ученикам Христа, – дело уже осуществляющееся. Царство Божие – не теория, а факт, которому предстоит раскрыться во всем своем величии, а тайна и силы осуществлять это раскрытие даны только ученикам Христа. Слово «тайна» (μυστήριον), таким образом, здесь означает сокрытый от людей план Божий о домостроительстве человеческого спасения, об устройстве на земле Царства Божия (ср. Дан.2:28 и сл.).

«А тем внешним всё бывает в притчах». Другие, не принадлежащие к этому составу окружающих Христа людей, недостойны такой высокой милости от Бога и получают научение от Христа посредством притчей. Слово «внешние» (οἱ έξω) не имеет здесь значения унизительного эпитета, а просто указывает на известную степень, на которой стоят люди в знании тайны. Одним эта тайна вполне доверена, другие же получают некоторое представление о ней путем притчей. Все-таки притча как непрямой способ раскрытия мысли не может вполне осветить столь темный предмет, как тайна Царства Божия, в особенности, если притча не будет объяснена.

«Всё» – конечно, не в буквальном смысле, а только «всё», касающееся тайны Царства Божия.

«Так что они своими глазами смотрят и не видят…» (ἵνα βλέποντες βλέπωσιν). В простонародном языке союз ἵνα часто имеет одинаковое значение с союзом ὅπως – «так что» или даже значит просто «что», но при этом обычно впереди находятся глаголы со значением «просить». Без этих глаголов союз ἵνα может означать только «чтобы» (цель). Поэтому и здесь следует перевести всё выражение так, как оно переведено в Евангелии от Матфея (Мф.13:15: «да не увидят глазами»). Очевидно, что евангелист Марк берет здесь отрывок из 6-й главы книги Исаии, как и Матфей, но сокращает начало и конец этого отрывка (Ис.6:9–10). Смысл приведения этого отрывка у Марка такой. Толпе Христос не сообщает прямо тайны Царства Божия потому, что эта толпа находится в том же нравственном состоянии, в каком находились современники пророка Исаии. Притчи Христос говорит им не для того, чтобы они не понимали, но потому, что им не дано понимать («им не дано» – Мф.13 11). Дар чрезвычайный – тайну Царства Божия – им не должно получить, очевидно, потому, что они им неспособны воспользоваться и доказывают эту неспособность тем, что остаются еще вне круга учеников Христа.

Таким образом, по представлению Евангелия Марка, притчи Христовы имели двоякое значение. Для толпы, слушавшей Христа, они несколько, в общих чертах, приоткрывали завесу тайны Царства Божия, как бы приглашая войти в глубину понимания этой тайны, а для учеников они были точкой отправления для того, чтобы идти все далее и далее по пути принятия этой «тайны». Ожесточение народа происходило не оттого, что Господь учил притчами, а оттого, что народ уже раньше был настроен известным образом по отношению ко Христу своими руководителями и отказывался пойти в открывшуюся перед ним дверь уразумения. Притом нужно помнить, что важнейший пункт в учении Христа о Царстве Божием был конец Мессии – смерть Христа, с мыслью о которой не могли примириться даже апостолы. Ясно, что прямо проповедовать эту идею всему народу было бы тогда совершенно бесполезно (ср. ст. проф. Богдашевского о цели притчей. Труды Киевской Духовной Академии, 1910, 3).

Похожая притча

Вам – простодушно смотрящим и слушающим, и потому верующим; тайны, т.е. сокровенное учение Царствия Небеснаго, или Царя Небесного; дано есть от Бога.

онем же не дано есть

– с лукавством смотрящим и слушающим, и потому не верующим. Разумеет таких, которые не могут уже измениться. Что за польза знать и не веровать? Это то же, что сказал прежде: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф. 11:25).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

(Мк. 4:11; Лк. 8:10). Что слова эти были здесь ответом на вопрос 10 стиха, на это указывает “сказал им в ответ” (ἀποκριθείς). Слова Христа показывают, что учение Его, изложенное в притчах, было “тайнами”, что эти тайны все не были доступны обширному кругу слушателей Христа даже и после объяснений, какие Он дал ученикам; но последним они могли быть понятны и без объяснений, хотя после них делались еще яснее. Слово “тайны” не выражает того, что притчи были непонятны сами по себе. Оно употреблялось греками для обозначения некоторых тайных учений, обрядов в религии и в том, что связано было с нею; к этим тайнам никто не допускался, кроме посвященных; посвященные же должны были соблюдать про себя эти тайны. Таким образом, будучи тайнами для посторонних, они не были ими для посвященных.

Стихи 10, 11 и 14 объясняются у Иринея (Haer 4:29). “Почему притчами говоришь им? Отвечает Господь: потому что (quoniam) вам дано познавать (cognoscere) тайну Царства Небес; им же притчами говорю, чтобы, видя, не видели и, слыша, не слышали (разумея, не разумели), чтобы исполнилось на них пророчество Исаии, говорящего: огрубело (огруби) сердце этого народа и оглохли (оглуши) уши их и сомкнулись (сомкни) глаза их. Но ваши блаженны очи, потому что видят то, что вы видите, и уши ваши, которые слышат, что вы слышите”.

Толковая Библия.

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Марка 4:11 / Мк 4:11

Евангелие от Марка 4 стих 11 — синодальный текст: И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

Григорий (Лебедев)

Ст. 11−12 И сказал им (ученикам): вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи

Вот слово большой радости, а вместе и трепета! В отношении ко Христу одни люди — слушатели. Послушали и ушли… Другие — ученики и последователи. Эти остались, чтобы наполниться словом Господним и следовать слову. Первые — «внешние», вторые, очевидно, «свои». Первые смотрят и не видят, слышат, а не разумеют. Вторые проникают в невидимое, и им открыты тайны Царствия Божия. Вникай, вникай! У настоящих учеников открыты глаза, и они видят тайны Божия Царства. Они, зрячие, знают, куда идут, и знают, что только один путь… Они, счастливые, бегут во свете к одной своей цели, потому что в сердце у них открытая им тайна. Она влечет их! Господи! Как же блаженны видящие! Как счастливы ходящие во свете! Им открыты Твои тайны, и Твое Царство влечет их. И как жалки невидящие! Они бродят в потемках… И нудно ползут своими земными путями, «да не обратятся и прощены будут грехи их». Так и есть в жизни! Один человек и в Бога верит, и в церковь ходит, а нет в нем жизни, и видно, что еще нет у него правды в пути. У него все заслоняет своя маленькая жизнь и свои заботы. Они впереди, а Христос к случаю, когда понадобится. И вот, такой человек топчется и ползет… И, конечно, ничего он не видит. Жизни своей не видит… Хотя он слушает слово жизни, но заткнуты у него уши и ничего не доходит до его души. И он по-прежнему, без пользы и радости для себя, топчется вокруг Христа и около стен церковных, и нудно тянется его жизнь. Это — «внешний». Другой, посмотришь, загорелся… Поистине, как сказал Господь, как будто у человека открылись глаза. Да, воистину открываются у человека глаза, потому что он начинает видеть одну цель жизни, видит один путь, легко выбирает нужное в жизни, откидывает ненужное, и с душевным спокойствием, Богу содействующу, твердо, во свете и радости он пойдет по своей дороге. Тогда же ему открываются «Божии тайны». Ведь он же идет к Божию Царству! И чем он ближе к своей цели, тем она доступней, ясней, видней.

Источник: Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Ориген (

И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах

Быстрое исцеление может пойти не во благо исцеляемым, когда те из них, кто по своей вине попал в это тяжелое положение, легко избавляются от постигших их тягот. Ибо, пренебрегая постигшим их злом как легко исцелимым, они, не остерегаясь, чтобы во второй раз не впасть в него, вновь в нем оказываются. Для таких вечный Бог, Который знает все потаенное и «знает все прежде бытия его» (ср. Дан. 13:42), по Своей доброте откладывает быстрейшую помощь и, так сказать, помогает не помогая, потому что это идет им на пользу. Потому естественно, что и в отношении внешних, о которых здесь идет речь… Господь устроил так, что они не смогли услышать ясно о вещах более глубоких, чтобы, быстро обратившись и излечившись через прощение, они не признали бы раны порока чересчур легкими и удобоизлечимыми и вскоре не впали бы в него снова.

Троицкие листки

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано

Читайте также: