Притча о бодрствовании при отсутствующем хозяине
Обновлено: 14.11.2024
Эти слова нашего Господа Иисуса Христа побуждают всех детей Божьих быть на страже, в боевой готовности. «Бодрствуйте и молитесь» (Мрк. 13:33; 14:38; 1Пет. 4:7), «Бодрствуйте, стойте в вере» (1Кор. 16:13)…
Господь не случайно дает это повеление Своим детям, т.к. его выполнение напрямую связано с сохранением нашего спасения до Его прихода. Ап. Петр предупреждает: «Бодрствуйте, потому что противник ваш диаявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5:8). Когда дитя Божье бодрствует и тщательно охраняет свой дом, тогда дьявол бессилен. Поэтому он старается прежде «усыпить» христианина или притупить его бдительность. В арсенале у дьявола имеется много средств, с помощью которых он добивается этой цели. Одним из них является духовная лень. Наш Господь показывает на примере притчи о десяти девах, какой опасностью чревата потеря бодрствования. Десять дев символизируют состояние христианства перед пришествием Христа. Девы разделены на две группы: мудрые и неразумные. Премудрость Божья показывает каждому христианину, к какой группе дев он относится в свете Слова Божьего. «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих» (Прит. 8:12, 34). Их этих стихов видно, что разум человека имеет непосредственную зависимость от его отношения к Слову Божьему. Давайте попытаемся сравнить в свете Слова Божьего эти две группы дев – мудрых и неразумных.
Христианин, относящийся к группе «мудрых дев» каждый день бодрствует у ворот Божьей премудрости и стоит на страже у дверей ее, «в законе Господа воля Его и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:2). Мудрое дитя Божье постоянно желает познавать своего Творца, т.к. «познание Святого – разум» (Пр. 9:10). В Библии такой христианин сравнивается с плодовитым деревом у потока вод. Его корни уходят глубоко в почву Слова Божьего, крепко вплетаясь в Божьи обетования и укрепляясь в них. Мудрое дитя, постоянно пребывающее в своем Творце, имеет неиссякаемые источники живительной влаги. В свете Слова Божьего он видит все опасности, которые подстерегают его «изнутри» и «извне», и Словом Божьим он сохраняется от них. «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим…» (Отк. 16:15).
Христианин Словом Божьим освобождается от всех забот этого мира, кроме одной: заботиться иметь Бога в своем разуме (Рим. 1:28). Пять неразумных дев оказались беспечными по причине духовной лени. Они даже не уразумели того, что в дороге для светильников им понадобится масло. Их разум не был приучен к размышлению, к поиску рассудительного знания.
Из всего вышесказанного можно понять, что духовное бодрствование – это постоянное пребывание дитя Божьего в Господе Иисусе Христе независимо от его физического бодрствования или сна. Ап. Павел говорит, чтобы «мы, бодрствуем или спим, жили вместе с Ним» (1Фес. 5:10). Такой христианин в любое время суток готов к встрече со своим Господом.
Дорогие братья и сестры, пока у нас еще есть время, проверим бодрствуем ли мы.
Похожая притча
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
рейтинг: 4.8 / 37
поделитесь притчей Иисуса Христа с друзьями
самые читаемые притчи Иисуса Христа:
Притча об овцах и козлах | (13913) |
Притча о неправедном судье и настойчивой вдове | (10368) |
Притча о непрощающем рабе и законе прощения | (8441) |
Притча о благоразумном муже, который строит дом свой на камне, и о безрассудном, который строит на песке | (8265) |
Притча о возвышающем себя и первых местах на пире | (7703) |
Притча о рабах ничего не стоящих | (7543) |
Притча о добром семени и о плевелах | (7475) |
Притча о двух сыновьях | (7027) |
Притча о неверном управителе | (6974) |
Притча о браке царского сына | (5939) |
самые читаемые истолкования к притчам Иисуса Христа:
Притча о талантах | (30949) |
Притча о званных на брачный пир - истолкование притчи | (22800) |
Притча о заблудшей овце | (21644) |
Притча о добром самарянине - истолкование | (21032) |
Притча о бесплодной смоковнице | (19915) |
Притча о ветхой одежде и о молодом вине и новых мехах | (16548) |
Притча о сеятеле | (14167) |
Притча о фарисее и мытаре | (13994) |
Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга | (13182) |
Притча об овцах и козлах - истолкование притчи | (12140) |
самые просматриваемые видео притчи Иисуса Христа
наиболее скачиваемые аудио притчи Иисуса Христа
Притча о блудном сыне | (6398) |
Притча о мудрых и не мудрых строителях | (5398) |
Притча о десяти девах | (4616) |
Притча о добром самарянине | (3968) |
Притча о Царстве небесном | (2991) |
Притча о талантах | (3115) |
Притча о сеятеле | (2367) |
Притча о богаче и Лазаре | (2553) |
Притча о фарисее и мытаре | (2372) |
Притча о богаче | (2293) |
_____________________________________________________________________________________________
Похожая притча
«Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.» (Мк. 13: 35-37).
Бодрствование – это состояние противоположное сну. Но что же значит бодрствовать для христианина? Христианская жизнь – это жизнь Духа, служение Богу, Который есть Дух. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). Плоть нужна для того, чтобы помогать нам в служении Богу, в спасении души. Соответственно, бодрствовать нужно не по плоти, а именно по Духу. Бодрствовать - это значит пробудиться от сна греховного, для служения Богу. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».» (Еф. 5: 14). Можно бодрствовать по плоти, что значит не спать, но не бодрствовать для Духа, для служения Богу. Когда человек живёт только земными удовольствиями, страстями, угождая плоти, то он не бодрствует, он бодрствует по внешнему человеку, но по внутреннему человеку он спит. Бодрствовать для христианина – это значит пребывание в молитве, чтении духовной литературы, делании заповедей Божиих, борениями с помыслами. «Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах, он просветится и не уснет в смерть.» Преподобный Ефрем Сирин. Дела милосердия и другие внешние подвиги следует сочетать с внутренним деланием. Христианину нужно стремиться не только к праведности в поступках, словах, но и к чистоте мыслей, намерений, чувствований, потому что Господь видит не только наше внешнее, но и внутреннее, то, что не видно людям, но видно Богу: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Если у человека будут чистые мысли, намерения, чувствования, чистое сердце, то и поступки будут праведные, соответственно, ведь поступок, зарождается сначала в мыслях. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своём; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.» (Псалом 14: 1-5). Грех, либо доброе дело начинается с мысли. Праведность может быть мнимая, такая, например, как у фарисеев. Людям, они казались праведными, а внутренность их была преисполнена беззакониями. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23: 25-26). Из-за нечистого сердца, они не понимали, что есть зло, а что добро, оцеживали комара, а верблюда поглощали. Людям их поступки казались праведными, но Бог видел их сердце и то, что поступки их также не правы, потому что ради соблюдения субботы, они забывали о любви и милости к человеку, что намного важнее. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23: 23-24). Так же и христианин может внешне казаться благочестивым, а внутри сердце нечисто, полно страстей. Одного внешнего пребывания в Церкви недостаточно, потому что Господь говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Мф. 5: 20).
О бодрствовании. Что значит бодрствовать?Христианину необходимо позаботиться об очищении сердца и стяжанию Святого Духа. Благодать Святого Духа – это есть тот самый елей, который необходим, чтобы войти в Небесный Чертог. Вспомните притчу про десять дев. Было пять мудрых дев, и пять неразумных. Мудрые взяли с собой елей, а неразумные нет. Внешне все были благочестивы, потому что Господь называет их девами. Мудрые – это те девы, которые имели духовное разумение и поэтому поступали по воле Божией, и таким образом, стяжали благодать Святого Духа. А неразумные девы имели лишь вид благочестия, а внутри не имели благодати Святого Духа. Не все даже добрые дела приносят благодать Святого Духа, а те, которые сделаны во Славу Божию, по любви к Богу и ближним. Так вот все девы уснули, как говорится в этой притчи, потому что Жених замедлил. И когда все спали пришёл Жених. «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут“. А мудрые отвечали: „Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе“. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: „Господи! Господи! Отвори нам“. Он же сказал им в ответ: „Истинно говорю вам: не знаю вас“. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.» (Мф. 25: 7-13). Как раз сейчас такое время, когда, мало кто бодрствует.
Притча о десяти девах Притча о десяти девах О бодрствовании. Что значит бодрствовать? О бодрствовании. Что значит бодрствовать?«Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путём непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» (Псалом 100: 2-8).
«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.» (Лк. 12: 35-37).
Похожая притча
Каждый из нас любит поспать. Мы спим дома, спим в метро, в электричке; спим на лекциях и семинарах; спим даже в храме ( вот ужас-то !) во время чтения паремий, псалмов и воскресных проповедей.
Между тем, в Новом Завете простой, естественный человеческий сон получает крайне негативное значение . Сон ассоциируется с нарушением заповеди , потерей жизни . Так, в Гефсиманском саду апостолы Петр, Иаков и Иоанн предательски засыпают , оставив Спасителя без молитвенной поддержки в трудную минуту (Матф.26:37-40. А юноша Евтих, погрузившись в сон, падает с третьего этажа (Деян.20:9).
Андреа Мантенья. Моление о чаше. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Андреа Мантенья. Моление о чаше. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Потому Господь Иисус говорит: " А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте " (Мар.13:37). Эта тема красной нитью проходит по всем Евангелиям. Христос не устает повторять: " Бодрствуйте " (Матф.24:42), " Бодрствуйте и молитесь " (Матф.26:41). Он даже рассказывает притчу о хозяине дома , который, если бы знал, "в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Матф.24:43).
Для чего же так необходимо бодрствование ? Почему наш дом должен превратиться в обитель неусыпающих ? Давайте разбираться.
Начнем со смысла слова "бодрствование" . В буквальном смысле – это состояние противоположное сну. В "Медицинской энциклопедии" бодрствование - это "состояние организма, характеризующееся активным уровнем психической деятельности". При бодрствовании одинаково работают и тело, и дух человека (во время сна тело "отключается").
В духовном смысле бодрствование – это бдение . А именно: « погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов <…>, обуздание языка, прогнание мечтаний » (Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица).
Иначе говоря, это бдение над собой , надзор себя . Бдя ( есть такая форма слова, не смущайтесь ) над собой, христианин как бы включает режим контроля не только внешнего человека, но и внутреннего: души, разума. В этом плане бодрствование означает искусство жить по-евангельски : с чистым оком (Матф. 6:22), обузданным (связанным) языком (Иак. 1:26), порабощенным телом (1 Кор. 9:27), смиренным сердцем (Матф. 11:29), устремленным к Богу умом (2 Пет. 3:10) и кротким духом (Фил. 4:5).
Свт. Василий Великий видит бодрствование в духовном учении. Он пишет:
« Учись, обучайся евангельскому образу жизни, верности очей, воздержности языка, порабощению тела, смиренному о себе мнению, чистоте мысли, истреблению в себе гнева! » (Василий Великий, святитель. О бодрствовании. Избранные поучения).
Таким образом, бодрствование – это постоянная духовная активность, полная готовность к действию как внешнего, так и внутреннего человека.
Как же христианам следует проявлять эту духовную активность? Критиковать архиереев за "толстоту плотскую"? Патриарха - за дорогие часы? В. В. Путина за то, что он не воюет с "хабадниками" ( стрела в адрес адептов среднеуральского революционера Сергия Романова) ?
Не так. Духовную активность следует проявлять в рамках войны с бесами . Ибо святой апостол Павел говорит: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф.6:12).
В рамках этой войны каждый христианин становится духовным воином (в идеале - берсерком). Чтобы не проиграть, он облекается в соответствующие духовной войне доспехи (Еф.6:13-17); призывает на помощь оруженосца - Ангела-хранителя, а также полки святых.
Духовный воин не просто бдит. Он, как стратег, предугадывает действия противника, который « ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить » (1 Петр. 5:8); предвидит любое возможное искушение, которое не есть " приключение для него странное " (1 Петр. 4:12), но обыденная реальность.
Больше того, бодрствующий христианин не только отражает нападения, но и сам атакует . Он атакует, настраиваясь на борьбу (об этом – известная молитва оптинских старцев), определяя правильную линию поведения, испрашивая помощи у Бога. Удобнее всего – в молитве Господней («И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого»). При таком подходе бдение, бодрствование становится, по сути, первым (и сильным) упреждающим ударом , ибо не позволяет врагу приблизиться незаметно.
Яркий пример буквального бодрствования представляет библейская история о судье Гедеоне и мадианитянах. Гедеон, занятый поиском войска для решающего сражения с неприятелем, получил от Господа неожиданное повеление . Иегова приказал судье спуститься к воде и набрать воинов в ударную группу по определенному признаку. Этот признак – способ утоления жажды. Тех, кто наклонялся на колени и пил воду прямо из водоема, следовало отпустить. Они считались неспособными к войне. Тех же, кто лакал « воду языком своим, как лакает пес » (Суд. 7:5), с руки, Гедеон ставил особо. Этими тремястами лакавших Господь спасал Израиль и предавал мадианитян в руки иудеев.
Гедеон выбирает лакающих воинов. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки". Гедеон выбирает лакающих воинов. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".Почему Иегова сформировал ударную военную группу таким странным способом ? Неужели те, кто пил с колен были хуже тех, кто пил с руки?
Да, хуже. Ибо пившие с колен были не были опытными воинами. Они не знали, что пить с колен, значит подвергать себя опасности внезапного нападения (у того, кто пьет с колен, глаза видят только воду). Поэтому Иегова и выбрал лакавших иудеев . Тот способ, которым лакавшие утоляли жажду, показывал в них воинов опытных, бывалых, всегда пребывающих настороже. Лакая воду с руки, воины не переставали видеть окружающую их мир. Они могли отразить любую атаку , могли вовремя отступить. Они бодрствовали , за что и были избраны Богом.
Подобное бодрствование в войне с невидимым врагом – диаволом – требуется и от нас, христиан. Им следует быть бдительными в духовном делании. Мы должны бодрствовать не время от времени, но постоянно: и днем, и ночью – по слову автора Книги Песней, говорившего: « Я сплю, а сердце мое бодрствует » (Песн. 5:2). Как древние израильтяне проводили ночь в бдении, благодаря Иегову за исход из Египта, так и христиане должны проводить в бдении всю жизнь в благодарность Иисусу Христу за изведение их из рабства греху, за искупление их Господней кровью.
Читайте также: