Чему научила вас притча о долге

Обновлено: 04.05.2024

Цель : формировать представление воспитанников о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у обучающихся образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях.

3.Помочь воспитанникам осознать ценность совместной деятельности на занятии.

4. Воспитывать ценностное отношение к людям.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах

Ход мероприятия.

-Ребята, подумайте и постарайтесь ответить на вопросы

1. Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

а) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;

д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова

Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.

Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.

И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.

Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.

В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.

- Определите, пожалуйста , тему нашего мероприятия

- Хорошо. Спасибо. Сегодня в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

Послушайте вопросы, просмотрев мультфильм «Подвиг русских пилотов» по сценарию Р.Рождественского режиссер В.Самсонов, постарайтесь на них ответить.

1. Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

2. Раскрыть суть общественного и морального долга.

- Так что же такое долг?

- И самое главное как его определить?

- Послушайте арабскую притчу «Долг».

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

- А сейчас, ребята прочитайте правильное толкование понятия долг и постарайтесь запомнить.

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

ДОЛГ - греч . deon; лат . officiuum, obligatio; нем . Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали.

Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями;

понятие «обязанность» говорит о том, что (конкретное действие) совершается, а понятие о долге — о том, почему оно совершается:

служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг.

Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым.

- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (ответ детей)

- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)

Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.

- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Посмотрите видеоролик «Памяти Януша Корчака» и ответьте на вопрос.

Как вы можете объяснить поступок Я. Корчака?

Так что же такое совесть?

Перед вами афоризмы (на доске), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма (ответы детей)

1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества. М.А. Савицкий

2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.Шопенгауэр

3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Л.С. Лихачев

4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак

7. Самое лучшее украшение – чистая совесть. Цицерон

- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре

Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.

Работа в группах.

- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку . (Приложение 1)

- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

2. «Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия

- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)

- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить с чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

- Что у нас получилось?

- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали тот символ, на котором держится весь мир – это символ совести.

И завершить наше мероприятие мне бы хотелось тренингом

«Как не попасть в сети зла?»

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. ( Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце

Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Джинн

Торговый представитель, секретарша и менеджер по дороге на обед нашли античную лампу. Потирают ее, и появляется Джин. Он говорит: -Я исполню по одному желанию каждого из вас.— Я первая, я первая!, — говорит секретарша. — Я хочу сейчас быть на Багамах, на катере, и не думать ни о чем. Раз, и она исчезает.— Теперь я, теперь я, — говорит торговый представитель. — Я хочу быть на Гавайях, отдыхать на пляже, с массажем, бесконечным запасом «Пина колады» и любовью всей моей жизни. Раз, и он исчезает.— Теперь твоя очередь, — говорит Джин менеджеру.— Я хочу, чтобы те двое вернулись в офис после обеда.

: Всегда давайте своему боссу высказаться первым.

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Папа-миллионер

Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику. Таксист говорит: «Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил». А миллионер ему и отвечает: «А чего вы ожидали? У него папа — миллионер, а я — сирота».

Мораль : Только тот, кто сам заработал свои деньги,по-настоящему знает им цену.

Похожая притча

Один работник заходит к хозяину и спрашивает:— А почему ты платишь мне всего рубль в неделю, в то время, как Елисею — пятнадцать? Хозяин смотрит в окно и говорит:— Слышу, кто-то едет. Нам сена на зиму нужно купить.Выйди-ка, посмотри, не сено ли везут. Вышел работник. Зашел и говорит:— Правда, сено. — А не знаешь, откуда? Может, с Лукьяновских лугов? — Не знаю. — Так сходи и спроси. Пошел тот. Снова входит:— Точно, с Лукьяновских. — А сено какого укоса — первого или второго?— Не знаю.— Так сходи, узнай! Вышел работник. Возвращается:— Хозяин! Первого укоса!— А не знаешь, почем?— Не знаю.— Так сходи, узнай. Сходил. Вернулся и говорит: — Хозяин! По двадцать рублей.— А дешевле не дают? — Не знаю. В этот момент входит Елисей и говорит: — Хозяин! Мимо везли сено с Лукьяновских лугов первого укоса. Просили по 20 рублей. Сторговались по 17 за воз. Я их загнал во двор, сейчас разгружают.

Мораль : Хотите больше зарабатывать, старайтесь больше стоить.

Орел и кролик

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил: — А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать? — Конечно, почему нет, — ответил тот. Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.

Мораль : чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.

Как не жить в долг

В город на отдых приехал богатый турист. Оставив хозяину гостиницы в залог 100 $, он отправился осматривать номера. Владелец гостиницы берет деньги и бежит к мяснику отдать долг. Мясник, со 100 долларами в руках, бежит отдать долг за говядину фермеру. Фермер направляется к автомастерской отдать долг за ремонт. Хозяин мастерской бежит в местный магазин отдать долг за купленные вчера продукты. Владелец магазина галопом мчится к девочке, которая поставляла ему продукты в долг. Девочка, не медля ни минуты, отправляется к владельцу гостиницы и уплачивает долг за рекламу, которую вывесила на двери его отеля. В этот самый момент спускается турист и говорит, что не нашел подходящего номера, забирает свой залог и покидает гостиницу.

Мораль : никто ничего не получил, но весь городок теперь живет без долгов.

Похожая притча

Сегодня я расскажу Вам три короткие притчи о богатстве, которые обязательно заставят Вас задуматься. Итак:

Первая притча. "Два весла"

Лодочник перевозил путника на другой берег. Путник заметил на веслах надписи Думай и Делай. Он спросил лодочника, что же они значат.

Лодочник начал грести только веслом с надписью "Думай". Лодка начала кружится на одном месте." Бывало я думал о чем-то, размышлял, строил планы, но ничего не предпринимал, и пользы это не приносило, я просто кружил на одном месте, как эта лодка" - сказал лодочник.

Затем он начал грести только веслом с надписью "Делай". Лодка начала кружится в другую сторону." Бывало я бросался в другую крайность, работал бездумно, без планов, без знаний, много сил и времени тратил, старался больше сделать, но в итоге тоже кружил на месте."

" Вот и сделал надпись на веслах, чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла"

Мораль: Одни действия без мышления не сделают Вас богатым, также как и одно мышление без действий.

Вторая притча. "25 центов"

Маленький мальчик заходит в парикмахерскую. Парикмахер сразу его узнает и говорит своим клиентам:" Смотрите, это самый глупый мальчик на свете и я сейчас я это Вам докажу".

В одной руке он держит доллар, а в другой 25 центов. Зовет мальчика и говорит: "Что выбираешь?". Мальчик подходит и выбирает 25 центов. Посетители смеются, а парикмахер спрашивает у мальчика,почему он выбрал 25 центов. Мальчик отвечает, что 25 центов прочнее доллара.

По дороге обратно один из посетителей догоняет мальчика и спрашивает, правда ли он считает, что 25 центов ценнее доллара. "Конечно же нет, просто в тот день, когда я выберу доллар, игра будет окончена." - ответил мальчик.

Мораль: чтобы стать богатым, нужно уметь расставлять приоритеты в зависимости от ситуации. Глупо убивать курицу, которая несет Вам золотые яйца, ради большой, но единоразовой выгоды.

Третья притча. "Решето"

Однажды у миллионера спросили, в чем секрет его успеха.

"В терпении и постоянстве"- ответил он.

"Но есть множество областей, где это не срабатывает,например, носить воду в решете, сколько не носи, все равно не перенесешь."- ответил собеседник. "

"Вы не правы, нужно взять решето и дождаться зимы" - сказал миллионер.

Мораль: есть вещи, которые кажутся невозможными, и в большинстве случаев, это из-за того,ч то люди сдаются.

Понравилась статья? Подпишитесь на мой канал и поделитесь с друзьями. Каждый день я стараюсь для Вас и выкладываю качественный и полезный материал о финансах и саморазвитии.

Хочу порекомендовать книжный интернет-магазин, которым пользуюсь лично - Читай-город .

Читайте также: