Толкование на притчи соломона святых отцов

Обновлено: 17.05.2024


Эта книга - продолжение «Бесед о православии».

Возможно, эта книга поможет вам и вашей семье получить первые религиозные знания о православии, Святой Апостольской Церкви.

В моем писании будет много цитат из Библейских текстов, чтобы подготовить вас к ее чтению в полном объеме.

Не подготовленному человеку порой бывает трудно из повседневного русского языка, засоренного иностранными терминами и словами из просторечия, привыкшему к очень простым текстам детективов и другой легкой литературы, сразу же погрузиться в прекрасный язык, на котором изложены старинные писания Библии.

Кроме глубокой мудрости в каждом слове, вы услышите прекрасную неповторимую мелодию Божественного писания. Читайте и слушайте голос Вековой Мудрости Божией!

Для тех, кто захочет более подробно прочитать Ветхий и Новый Завет, после выбранных мест из Библии в этой книге: в скобках даны ссылки, по которым их очень легко найти.

Большое количество приведенных откровений из БИБЛИИ - книги Священного Писания Ветхого и Нового завета, первооснова знаний о православной религии Христианского учения о Боге Отце, Сыне Божия и Святом Духе.

Священное Писание включает в себя Божественное послание нам людям в особой форме, которые изложены в Притчах Соломона, Книге Екклесиаста или Проповедника, Книге Премудрости Соломона, Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Божественные Откровения, изложенные в них, проникнуты Любовью Бога к своим созданиям – людям.

В этой части бесед познакомимся с этими Божественными откровениями, которые посланы людям в форме притчей или Божественного разговора со своими человеческими созданиями, как Отца с сыновьями.

Божественные откровения записаны тысячелетия тому назад, но и сейчас мы нуждаемся в этих мудрых советах, как нам людям строить свою жизнь на земле.


1.Книга Притчей Соломоновых

О царе Соломоне в Ветхом Завете написано так:

«И был царь Соломон царем над всем Израилем. И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; …И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его.» (3 Цар. 4.1 , 29-34) .

Соломон, как следует из Ветхого Завета, жил тысячелетия тому назад.

Был он человек с данной ему Богом мудростью, «великим разумом», умом и «был мудрее всех людей».

Этим в Библии подчеркивается, что Соломон был особо выделен Богом и представлен нам, как вещатель Божественной мудрости, так как эта мудрость была дана Соломону Самим Богом.

Будем познавать его мудрость, доносящуюся до нас из «ветхих веков», понимать его «изречения разума», усваивать правила благоразумия: «простым» дать смышленость, юноше – знания и рассудительность», мудрым – умножить свои познания; послушать советы, «чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.» (Притч.1.1) .

Многие притчи Соломона восприняты в Новом Завете и на эту связь мы вам укажем.

В каждом разделе будут приведены некоторые выдержки с указанием их места в Библии, для желающих прочесть их в полном объеме.


1.2. Премудрость и мудрость


Величайшим началом из начал - есть Божественная премудрость!

«Господь имел меня (т.е. премудрость) началом пути Своего , прежде созданий Своих» (Притч. 8.22) .

В своих притчах Соломон проповедует нам откровение о Божественной премудрости:

«Я родилась, когда еще не существовало бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны тогда я была при Нем художницею , и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими .» (Притч. 8.24-31) .

Ибо она все знает и разумеет и мудро будет руководить меня в делах моих и сохранит меня в своей славе; и дела мои будут благоприятны, и буду судить народ Твой справедливо и буду достойным престола отца моего»( Притч. 8.22-29; 9.11-13) .

То есть премудрость принадлежит Богу и существует прежде всего созданного Им.

Людям же Бог заповедал мудрость.

Начало мудрости человека, подобно душевным переживаниям ребенка - любовь и страх к своему родителю Богу Отцу.

У любого верующего человека - это и есть понимание сути своего происхождения и проявления любви к Господу, а по мере углублений знаний о сути вещей – благоговение перед Богом.

«Начало мудрости – страх Господень; доброе разумение у всех водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения» (Притч. 1.7) .

Тяжело православному христианину слушать людей не верящих в Бога, с легкостью отрицающие основные законы мироздания и сути происхождения человека.

Современный поток информации, за редкими исключениями, игнорирует Библейскую мудрость, о чем Соломон говорил « глупцы только презирают мудрость и наставления» (Притч. 1 . 7) .

В первой части наших бесед о православии, мы уже говорили что, к сожалению, в России с началом «перестройки», о нравственности в обществе как бы забыли и началась в народе смута.

Смута - это состояние в обществе, когда потеряна связь времен, отсутствуют долговременные цели и направление развития его.

Смута - старинное русское слово, которое, в различные исторические переломы, обозначало некую растерянность людей в новой ситуации, поиск целей и путей развития Русского государства.

Призывы к обогащению человека в прямой и скрытой форме звучат со всех сторон.

Свои услуги для этой пропаганды предлагает множество книг, газет, журналов, телевидение и кино.

Так называемые «горячие линии» и «эксклюзивные (исключительные, доверительные) интервью» с преступниками или с мест кровавых убийств, спешат сообщить зрителям об этом репортеры телевидения и газет.

Совсем не ясно, для чего и в каких целях надо так подробно информировать простых людей, о жестоких преступлениях.

Можно конечно представить, что цель – показать к чему ведет преступление, о деградации личности, ведущей к преступлению, но ведь отдельные люди могут подумать, что их куда-то зовут, к чему-то приглашают.

Есть же примеры, когда преступление повторено другими, а иногда в деталях воспроизводило преступление из теле - кинобоевика.

Можно только сожалеть, что после информации о преступлении нет размышлений о причинах морального падения преступника, указать обществу на недопустимость подобного злодеяния.

Если представить, что общество может самовоспитаться и преобразоваться на фоне безудержного показа кинобоевиков, кровавых сцен с мест преступлений, и, при этом, ничего не говорить о Библейских заповедях «не убий» и «не укради», можно предположить, что общество ждет печальное будущее.

Очень актуально звучит сейчас Библейская притча Соломона:

«Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами , сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и .наберем всякого драгоценного имущества, наполним дома наши добычею…склад один будет у всех нас» – сын мой ! не ходи в путь с ними удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови…Таковы пути всякого, кто алчет чужого добр: оно отнимает жизнь у завладевшего им.» (Прем . 1.10-19).

Мудрость эта касается не только предупреждения о возможности вовлечь себя в страшный грех – убийство ближнего.

Она касается и тех, кто захватывает чужое добро хитростью и обманом.

Приватизация государственной собственности, имеет результат, по которому в стране образовалась группа людей, где-то в десяток процентов, сосредоточившая в своих руках огромные национальные ценности.

Такой способ приватизации, когда основная масса людей была обманута, не может быть правильным.

Создание «первоначального капитала» при всеобщем обеднении населения не справедливо.

В притчах, отсутствие у людей знания страха Господня, приводит к наказанию за нарушение Заповедей Божьих:

«За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня …за то будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла.»(Притч. 1.29-32) .

Мудрость приходит к человеку с осознанием своей принадлежности Богу, уверенности, что все совершаемое человеком «пред очами Господа пути человека» ( Притч. 5. 21) .

«Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится; он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Притч.5.21-23) .

Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. Он поражает их, как беззаконных людей пред глазами других, за то, что они отвратились от Него…(Иов.34.24-27)

Ибо очи Мои на всех путях их ; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не скрыта от очей Моих. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому , что осквернили землю Мою …» (Иер. 16.17-18) .

И это не только слова .

Жизнь показывает, что «тайное, рано или поздно, становится явным».

Информация о Преступлениях, обманах, хитростях в обкрадывании других, воровство, совершенное государственными чиновниками, отдельными «предпринимателями», мутным потоком хлынуло на экраны телевизоров, на страницы газет в связи с выборами в думу и президента России.

Преступные сообщества сами выносят приговоры и их исполняют, не дожидаясь вмешательства сил правопорядка.

Убийства, взрывы, стрельба, расправа «своих» над «своими», это своеобразное наказание руками криминальных сообществ за нарушение Заповедей Божьих «не укради», «не убий».

Стараются и органы правопорядка – ловят преступников, судят, сажают в тюрьмы.

В этих условиях обществу настоятельно необходимо вспомнить Притчи Соломона, в которых проповедуется так:

«Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.» ( Притч. 10.8)

«Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.» (Притч. 10.14) .

«Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.» (Притч. 10.23).

«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. Передай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.» ( Притч. 16.1-3) .

«Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.» (Притч. 22.28) .

«Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба Человека – от Господа.» (Притч.29.26) .

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.» (Притч. 30.7) .

Похожая притча

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Притчи 1:1 / Притч 1:1

Притчи 1 стих 1 — синодальный текст: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

Василий Великий (329/30−379)

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского

Слово: «притча» — у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них οιμος от чего и притчу (παροιμια) определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: «сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве» (Ин. 16, 25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным. Поэтому «притчи Соломона», то есть изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни.

А имя писателя наименовал с тем, чтобы знаменитостию лица привлечь слушателя; потому что достоверность поучающего как делает слово достойным вероятия, так располагает учащихся к большей внимательности. Итак, «притчи Соломона», того Соломона, которому сказал Господь: «се, дах ти сердце смыслено и мудро; якоже ты, не бысть муж прежде тебе и по тебе не востанет подобен тебе» (3Цар. 3, 12). И еще: «даде Господь смысл и мудрость Соломону многу зело, и широту сердца, яко песок, иже при мори: и умножися мудрость Соломонова… паче… всех древних человек и паче всех смысленных египетских» (3Цар. 4, 29−30). Так необходимо присовокупление имени!

«Притчи Соломона, сына Давидова». Присовокуплено и имя отца, чтобы знать тебе, что Соломон был премудр, произошел от отца также премудрого и пророка, с младенчества обучен был священным письменам, но по жребию получил власть; не силою присвоил себе царство, нимало ему не принадлежавшее; но принял отеческий скипетр по справедливому суду отца и по Божию определению.

Он был царем во Иерусалиме. И это сказано не напрасно, но главным образом для различения от других подобного имени царей, а сверх сего, и для того, чтобы поелику он построил пресловутый храм, то и ты знал соорудителя сего храма и виновника всякого гражданского устройства, уставов и благочиния. Много же содействует к принятию советов и то, что писатель книги — царь. Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойный сего наименования, имеют великую законность, будучи направлены к общей для всех пользе, а не составлены с намерением достигнуть царю собственной своей пользы. Тем и отличается злой властелин от царя, что один везде имеет в виду свои выгоды, а другой помышляет о пользе подданных.

Источник: Беседа на начало Книги Притчей.

Иоанн Златоуст (

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Сказанное в Притчах Святым Духом в противопоставлениях хорошо понимают имеющие сердце, преданное Богу, так как разумеют истинную правду, возвещаемую Христом.

Источник: На Притчи Соломона.

Климент Александрийский (

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

О пословицах, притчах и иносказаниях сказано в варварской философии как о видах пророчеств. Сказано там и о «мудрости», и, как отличном от нее, «воспитании», и о «словах благоразумия», «уклончивых словах» и «истинной праведности», «науке правого суждения и безошибочного действия», которая есть результат этого научения, и о «восприятии и мышлении», которым научается новообращенный.

Августин (354−430)

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (Притч 1:1−2) .

Источник: Толкование Псалмов.

Ориген (

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Притча — таинственное высказывание с непрямым смыслом. Соломон правил в Израиле, чтобы познать мудрость и научение. Мудрость есть знание духовное, относящееся к Богу, бестелесным вещам и суду, и оно также включает учение о провидении, этике, физике и богословии. Или же, мудрость есть знание телесного и бестелесного и относящихся к ним суда и провидения. Научение, с другой стороны, есть умерение страстей, относящихся к желательной или неразумной части души, и достигший уровня богословия познал мудрость.

Источник: На Притчи.

[Соломон] назвал эту книгу «Притчами». Это слово означает, что нечто говорится публично, но указывает на что-то более глубокое. Даже обычное употребление притчей учит этому, и Иоанн в своем Евангелии пишет, что Спаситель говорил: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце (Ин 16:25). Таково же название этой книги.

…Соломон, который, очевидно, служил воле Духа Святого в этих трех книгах, называется в Притчах Соломоном сыном Давидовым, ведущим Израиль. <…> Поэтому, в первой книге, Притчах, когда он дает нам моральные установления, он называется царем Израиля, но не Иерусалима, потому что, хотя мы называемся Израилем по причине веры, это еще не отмечает нас как достигших небесного Иерусалима.

Источник: На Песнь Песней.

Беда Достопочтенный (672−735)

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Притчи (parabolae) Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Греческое слово «parabola» по-латински называется «similitudines». Соломон дал этой книге такое название для того, чтобы мы глубже и не согласно произносимой букве понимали написанное. Этим он указывает на то, что как Господь в притчах говорил к народу, так и Соломон собственным именем и миролюбивым характером правления предвещает Христа и Церкви, о чем сказано: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его (Ис 9:7). А сооружением и освящением храма он намекает на созидание святой Церкви, которая во время воскресения будет освящена в вечности. Но и о Самом Христе было объявлено, что Он сын Давида и царь духовного Израиля, по свидетельству народа, который встречал Его с пальмовыми ветвями и восклицаниями, когда Он входил в Иерусалим. Однако, нужно отметить, что общепринятый перевод [греческого] слова «притчи» [parabolae — прим. ред.]… как «пословицы» [лат. proverbia] не отступает от истины. Действительно, название parabolae используется верно, потому что parabolae — таинственны, а термин proverbia может и неуместно быть употреблен: ведь это то, что по достоинству должно быть чаще на устах говорящих и сохраняться в памяти. К тому же proverbia по большей части настолько туманны, что могут по этой причине восприниматься также в значении parabolae. Господь подтверждает это словами: Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. (Ин 16:25).

Источник: На Притчи Соломона.

Евагрий Понтийский

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Притча есть речь, которая под наружностью чувственных вещей обозначает вещи умные.

Источник: Схолии на Притчи.

Дидим Слепец (

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Пословица — изречение, подобное следующему: «сладка война неиспытавшему ее» или «капля камень точит». <…> В старину еще не были размечены дороги знаками, каковые ныне называются у римлян milia, а тогда назывались просто «знаками». Древние их расставляли по определенным местам на дороге, и [наряду с отметкой пути] писали на них некие загадки. Достигали они при этом две цели: путник узнавал, сколько прошел, а также, прочитав надпись и прояснив для себя ее смысл, получал отдых от усталости. Потому дорога называется οἶμος.

Источник: На Книгу Притчей.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского

Стих первый и последующие, по 6-й ст. включительно, образуют надписание книги Притчей. Имя Соломона, стоящее в ст. 1, обозначает ближе всего составителя первых девяти глав книги, но, как уже говорили мы, метонимически и вся книга может быть названа произведением Соломона. Мидраш jalkut к Притч (§ 929) обращает внимание на прописное начертание первой буквы стиха (мем), и, основываясь на числовом значении этой буквы — 40, видит здесь указание на то, что Соломон, испрашивая у Бога мудрости (3 Цар III:9), постился, подобно Моисею на горе законодательства (Исх XXXIV:28), сорок дней (Midrasch Mischle ubertr v. A. Wunsche. S. 1); здесь выражается взгляд иудейской традиции на мудрость и вообще все содержание книги Притчей как на истолкование Торы или Закона Моисеева. — Касательно словопроизводства и значения славяно-русского названия «Притча» нужно заметить, что оно обычно производится от корня течь (идти) или ткнуть (встретиться) в том и другом случае оно, по выражению Св. Василия Великого, означает припутное (соотв. греч. παροιμὶα = παρά οῖμος) изречение, т. е. такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. Подобным образом объясняют смысл названия «Притча» Свв. Афанасий Великий и Иоанн: «Название Притчи» (παρᾶμοι) произошло от того, что подобные изречения писались на всяком пути для вразумления и назидания проходящих по пути, писались же при пути для того, чтобы люди, не могущие заниматься словом истины, по крайней мере, мимоходом, замечали написанное, вникали в него, получали наставления. Посему некоторые и определяют их так: Притчи есть придорожное ((παρόδιον) изречение, переносящее мысль от чего-нибудь одного ко многому. В последних словах указана одна из основных особенностей притчи: приложимость высказываемой в притче мысли ко многим (аналогичным) случаям, типичность этой мысли. По другому мнению, русско-славянское «притча» происходит от гл. «притыкать», «притачивать» (напр., при тканье — на конце полосы разными по цвету нитями), — в таком случае название это будет указывать на украшающий, образный внешний способ выражения мысли в притчах. Внутренний и внешний характер притчей, составляющих содержание книги этого имени, уясняется в следующих стихах, ст. 2−6, уясняющих смысл и значение притчей, а вместе и цель и назначение самой книги.

Похожая притча

1:1 Соломон, сын Давидов был мудрейшим, самым богатым и почитаемым из всех царей Израильских (3 Царств 3:12, 13; 4:30, 31). Он произнес три тысячи притч, но лишь некоторые из них сохранились в этой книге. Они записаны с 1:1 по 29:27.

1:2, 3 В стихах 2-6 объясняется, Почему Соломон написал эти притчи. Вкратце, его слова представляют собой практическую мудрость для жизни и принятия решений.

Здесь люди могут научиться проницательности и получить наставление, которое дарует им знания. Здесь они могут познать и понять изречения разума, научиться различать добро и зло, ценное и ничего не стоящее, полезное и вредное. Здесь читающие наставляются в том, что мудро, праведно, что есть добродетель и достойно похвалы.

1:4 Прислушиваясь к этим притчам, простые развивают смышленость или "благоразумие и смекалку", и молодые люди обретают рассудительность и освященный здравый смысл.

1:5 Мудрые станут еще мудрее, прислушавшись к словам притч, и человек разумный научится принимать правильные решения для себя и наставлять других. Разве не важно то, что книга, адресованная по большей части молодым, с первых же строк объявляет: "Послушает мудрый. "? Именно такой человек называется мудрым в книге Притч — не невыносимый всезнайка, а тот, кто открыт для научения и готов слушать, а не только говорить.

1:6 Книга создана для того, чтобы помочь человеку разуметь притчу и загадки, то есть, те уроки, которые скрыты под поверхностью. Она помогает постичь значение мудрых советов и скрытые истины, содержащиеся в них.

1:7 Мы подошли к ключевому стиху этой книги (см. также 9:10). Страх Господень есть начало, или важнейшая составляющая мудрости. Человек, желающий стать мудрым, должен сначала научиться почитать Бога, и доверять, и повиноваться Ему. Есть ли что-либо разумнее того, чтобы творение доверяло своему Творцу? С другой стороны, есть ли что-то более абсурдное и нелогичное, чем попытки человека отвергнуть Божье Слово и жить по своему собственному разумению? Самое мудрое, что может сделать человек, — это раскаяться в своих грехах, довериться Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю, и жить всем сердцем и душою для Него.

Глупцы только презирают мудрость и наставление. Так же, как мудрецом книга называет того, кто желает и жаждет учиться, глупец — тот, который не желает слушать других. Он высокомерен, неподатлив, самоуверен и учится только на своих собственных ошибках, если вообще учится.

II. ПРИТЧИ СОЛОМОНА О МУДРОСТИ И ГЛУПОСТИ (1:8 — 9:18)

1:8 Первые семь глав книги, по большей части, адресованы "сын мой" — это выражение встречается около 15 раз. В этих главах мы слышим биение сердца родителя, который желает для своего дитя самого лучшего в жизни. Прислушавшись к этому родительскому наставлению, молодой человек избежит многих ловушек в своей жизни, и приобретет компетентность в практических каждодневных проблемах.

Сколь многим мы обязаны влиянию благочестивых родителей, и особенно благочестивых матерей! Генри Бош напоминает нам:

"Для многих великих мужей прошлого стало драгоценным благословением то, чему они научились на коленях своих матерей. Вспомните Моисея, Самуила и Тимофея. Материнская забота и благочестивое влияние, которое испытали на себе эти духовные лидеры, принесли обильные плоды в их жизни. Вспомните также об Августине, Иоанне Ньютоне и ревностных братьях Уэсли. Их имена, возможно, никогда не озарили бы страницы истории, если бы не любящие Бога женщины, которые вырастили их в семьях, где закон любви и христианское свидетельство были для них ежедневным наставлением и вдохновением".

1:9 Когда дитя следует родительскому совету, это становится прекрасным венком для его головы и нарядным украшением для шеи. Таким поэтическим образом автор указывает на то, что послушание приносит честь и моральную красоту в жизнь мудрого сына.

1:10 Зачастую, когда молодой человек разрушает свою жизнь, это объясняется тем, что он связался "с неправильной компанией". Это процесс ярко описывается в стихах 10-19.

Однако, прежде всего, раздаются слова предостережения. Жизнь полна искушений. Мы должны обладать достаточной смелостью и твердостью характера, чтобы говорить "нет" этим искушениям сотни раз в неделю.

1:11 Здесь уличная компания приглашает нашего молодого друга принять участие в вооруженном ограблении. Если это будет необходимо, они готовы пойти на убийство своей жертвы. Нашему герою, возможно, лестно, что такие "крутые парни" готовы принять его в свою компанию. Они говорят ему: "Иди с нами". И он, возможно, готов поддаться соблазну такого отчаянного риска.

1:12-14 Возможно, ему наскучила безмятежная жизнь без тревог и забот, и ему хочется совершить что-то просто из озорства. И вот ему предоставляется такая возможность! Совершенное преступление! Внезапная и жестокая смерть, и быстрое устранение всех улик. Конечно же, за всем этим стоит великое желание в мгновение ока обрести огромное богатство. Их добычи хватит, чтобы наполнить дома всех соучастников. Поэтому уговоры: "Присоединяйся к нам, и ты тоже получишь щедрый кусок. Мы все поделим поровну. Ты ничего не теряешь".

1:15, 16 Но мудрый голос говорит: "Сын мой, не делай этого! Держись от них как можно дальше. Не участвуй в их замыслах, не ищи мгновенного обогащения. Ничего хорошего из этого не выйдет".

"Тебе необходимо осознать, что эти люди посвятили свою жизнь преступности и не замедлят спустить курок. Они совершают одно убийство за другим все быстрее и быстрее".

1:17, 18 У птицы хватает разумения избежать сети и ловушки, которые она видит. Но эти люди расставляют ловушки для своей собственной души, и сами попадают в них.

1:19 В этой истории есть своя мораль. Те, кто ищет быстрого обогащения, быстро расплачиваются за свою жадность своей собственной жизнью. "Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им".

Этот отрывок говорит о попытках обогатиться посредством насилия. Но его применение намного шире. Оно включает в себя любые махинации, направленные на мгновенное обогащение, будь то азартные игры, тотализатор или биржевые спекуляции.

Далее мы слышим два голоса, взывающие к проходящим мужчинам. Один из них — голос Мудрости, другой — чужой женщины. Мудрость, хотя и представлена здесь как женщина, символизирует собой Господа Иисуса Христа. Чужая женщина символизирует грешное искушение и нечестивый мир.

В стихах 20-33 Мудрость умоляет тех, кто неразумно считает, что может обойтись в жизни без нее.

1:20 Обратите внимание, что Мудрость стоит и возглашает в людных местах, чтобы каждый мог услышать ее призыв. На городских площадях она возвышает голос свой.

1:21 Теперь она стоит на шумных перекрестках, и у входа в городские ворота. Так же и наш Господь обращается к человечеству, к каждому, кто проходит мимо:

На перекрестках людных жизненных путей,
Где звуки плача всех племен и наций,
Превыше гула собственных амбиций,
Мы слышим голос Твой, Сын Человеческий!
Франк Мэйсон Норт

1:22 Мудрость взывает к невеждам, буйным и глупцам. Невежды, или "неразумные" — наивные, впечатлительные люди, подверженные любого рода влиянию, как хорошему, так и плохому; в данном случае такая нестабильность ведет их в неправильном направлении. Буйные, или точнее "насмешники" — те, кто относятся к мудрым советам с презрением; для них нет ничего серьезного или святого. Глупцы бессмысленно отвергают наставление; они высокомерны и самоуверенны в своем невежестве.

1:23 Для этого стиха возможны два истолкования. Во-первых, он может означать:

Поскольку вы не хотите прислушаться к моему приглашению, теперь обратитесь и выслушайте мое обличение. Я изолью на вас дух мой в словах осуждения, и расскажу вам, что ожидает вас впереди. Согласно этому истолкованию стихи 24-27 являются словами, описывающими их дальнейшую судьбу.

Вторым возможным истолкованием может быть следующее:

Обратитесь и раскайтесь, когда я обличаю вас. Если вы покаетесь, тогда я изолью на вас дух мой в благословение для вас, и возвещу вам слова мудрости.

Слово "дух" здесь, вероятно, означает "мысли" или "помышления". В то время, как Христос действительно изливает Свой Дух Святой на тех, кто ответил на Его призыв, в Ветхом Завете эта истина не раскрывается так явно, как в Новом.

1:24 Одной из величайших трагедий жизни является полное отвержение благодатных призывов Мудрости. Она взывала, оплакивая утерянную возможность на горе Елеонской: "Я звала, и вы не послушались".

1:25 Мудрость скорбит о людях, которые отбросили в сторону все ее советы, и тех, кто не желает прислушаться к ее конструктивной критике.

Такой упрямый отказ человека оказывается еще более неразумным и нелогичным в свете того, что Божьи заповеди и предостережения даны для блага человека, а не Бога. Это иллюстрирует история, рассказанная Д. Г. Барнхаузом. Маленький ребенок протиснулся сквозь металлические прутья ограждения, которое удерживало посетителей в двух метрах от клетки со львами в Вашингтонском зоопарке. Поджидавший лев схватил девочку, втащил в клетку и нанес смертельные увечья. Барнхауз указывает на урок, содержавшийся в этой истории:

"Бог дал нам заповеди и установления для нашего блага; Бог никогда не дает заповедей просто ради Своего удовольствия или потому что Ему нравится ограничивать нас в том, что доставляет нам радость. Бог говорит: "Ты не должен иметь других богов, кроме Меня", не потому, что Он так ревностно относится к Своему положению или Своим привилегиям, но потому, что Он знает, что если мы поместим кого-либо или что-либо превыше Него, это причинит нам огромный вред. Если мы поймем принцип, стоящий за этим фактом, мы также сможем понять, почему Бог наказывает нас. "Господь, кого любит, того наказывает" (Евр. 12:6). Он не хочет, чтобы мы стали добычей льва, ибо этот лев, сатана, бродит вокруг, ища, кого поглотить".

1:26 Если человек настойчив в своем упрямстве, тогда его отказ прислушаться к Божьим наставлениям неминуемо приведет к крушению и катастрофе. Тогда очередь смеяться будет за Мудростью. "За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас". Значит ли это, что Господь будет на самом деле смеяться, когда бедствия падут на нечестивых, как предполагается здесь и в Псалме 2:4? Если мы подразумеваем под этим смехом какую-либо долю жестокости, злобы или мстительности, тогда ответом будет однозначное "нет". Скорее, мы должны рассматривать этот смех в переносном смысле. Скорее, это выражает то, как нелепо и абсурдно простому человеку противостоять Всемогущему Властителю, как если бы мошка могла противостоять доменной печи. И еще одна возможная точка зрения: человек может насмехаться над заповедями Мудрости или вообще игнорировать их существование, но когда этот человек будет пожинать плоды своей глупости, заповеди по прежнему будут оставаться непоколебимыми и неизменными, и насмешнику может показаться, что они словно смеются над ним — смехом поэтического правосудия.

1:27 День расплаты, несомненно, придет. Суд, которого боятся люди, сойдет на них как буря. Бедствие разразится как ураган. Скорбь, теснота, шок и отчаяние скуют их.

1:28 Тогда люди будут взывать к Мудрости, но бесполезно. Они отчаянно будут пытаться найти ее, но не смогут. Они осознают, но слишком поздно, что, отвергнув свет, они навсегда лишились его. Тогда они не хотели видеть, теперь они не могут видеть. Божий Дух не вечно будет пренебрегаем людьми (Быт. 6:3). Именно это придает такую срочность обращению Евангелия:

Приходи вовремя! Приходи вовремя!
Пока глас Христа зовет тебя,
Приходи вовремя!
Во грехе коль будешь ждать,
Можешь дверь найти закрытой,
Звать и плакать будет слишком поздно.
Приходи вовремя!
Автор неизвестен, 19 век

1:29 Осуждение таких насмешников в том, что они возненавидели наставления Мудрости, и упрямо отказывались почитать Иегову. Возможно, они смеялись, утверждая, что Евангелие — для женщин и детей, но не для них. "Называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:22). О ненависти к мудрости также говорится в Иоанна 3:19-21.

1:30 Они не оставили в своей жизни места благому совету, содержащемуся в Слове Божьем, и смеялись, когда Писание осуждало их нечестивые слова и дела. Они не боялись Бога или Его обличений.

1:31 Теперь они вынуждены заплатить за свое непокорство ошеломляющую цену, и давиться отвратительными плодами своих злых умыслов. В этом вина не Мудрости, а их самих. Они просто не желали ее слушать.

1:32 "Люди, не прислушивающиеся к советам, погибают от своего собственного упрямства, глупцов уничтожает их равнодушие" (Моффат). Каждый человек обладает свободой выбора в жизни, но никто не имеет свободы выбирать последствия своего выбора. Бог установил в этом мире определенные моральные принципы. Эти принципы определяют последствия каждого выбора. Никто не может разъединить то, что Бог соединил таким образом.

1:33 С другой стороны, прислушивающийся к наставлениям Мудрости будет жить в безопасности, свободный от страха. Ученики Мудрости наслаждаются благами жизни, избегая страданий, горя и стыда, которые преследуют упрямых и нечестивых.

Читайте также: