Притчи соломона глава 29

Обновлено: 24.04.2024

Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.

Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.

Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя.

Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.

Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путем.

Похожая притча

1 Праведник, льстец, развратник; мудрый, 12 правитель, обличение; «без откровения свыше народ необуздан»; гнев, гордость и судьба.

1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

2 Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.

3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.

4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её.

5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.

6 В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.

7 Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.

8 Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.

9 Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя.

10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.

11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

12 Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

13 Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого даёт Господь.

14 Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.

15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.

17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.

19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.

20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.

21 Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

24 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.

27 Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путём.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 29 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

29:1 Человек, который продолжает пребывать в грехе, несмотря на неоднократные предостережения, будет внезапно сокрушен, без всякой надежды получить второй шанс. Люди, жившие на земле до потопа, отказывались прислушаться к словам Ноя. Пришел потоп, и они были уничтожены.

Один мой знакомый, неоднократно отвергавший призыв Благой Вести, встретился с женщиной, которая часто за него молилась. Она спросила: "Ты не думаешь, что тебе пора обратиться к Господу?" Тот ответил: "А разве Он когда-то сделал что-либо для меня?" Через несколько дней несчастье унесло его жизнь. Это был один из тех невероятных случаев, о которых говорят "так не бывает", – однако это произошло!

29:2 Моральные качества правителей народа отражаются на нравственности всей страны. Когда умножаются праведники, то есть, увеличивается их численность и усиливается власть, народ веселится. А нечестивый правитель вызывает повсеместную скорбь.

29:3 Сын, любящий мудрость, посвятивший и отделивший свою жизнь для Христа, приносит радость своему отцу. Сын же, который живет в нечестии, расточает отцовские деньги. Блудный сын, как вы помните, промотал имущество своего отца в разгульной жизни.

29:4 Действуя правосудно, царь укрепляет свою страну. Тот, кто принимает подарки, искажая правосудие, подрывает устойчивость правительства.

29:5 Льстец подвергает своего друга опасности тем, что отказывается сказать ему истину, или тем, что хвалит его за то, что не является правдой. Так же, он поощряет гордость, которая приводит к падению.

29:6 Злой человек зачастую попадает в сеть своего собственного греха. Праведник же счастлив, потому что ему нет нужды бояться последствий преступления. Он веселится и радуется.

29:7 Праведные люди принимают активное участие в тяжбе бедных. Нечестивые же не заинтересованы в том, чтобы проявлять сострадание.

29:8 Люди развратные возмущают город. Они создают беспорядки, возбуждая вспыльчивые нравы, раздражая людей и производя разделения. Мудрые стремятся предотвратить разлад и содействовать миру.

29:9 Эта притча может иметь два значения. Наиболее вероятно следующее: когда умный человек спорит с человеком глупым, глупец будет только гневаться или смеяться (НКИ, ИСВ, Перевод Беркели). Он так и не изменит своих убеждений, и покой не наступит.

Другое толкование гласит, что, когда мудрый человек спорит с человеком глупым, прибегает ли мудрый к суровости или к юмору, это ничего не меняет, и не приводит ни к каким позитивным результатам.

29:10 Здесь также существуют два возможных толкования. Первое приводится в Американской Стандартной Версии (АСВ): "Кровожадные люди ненавидят непорочного, и ищут жизни праведника". Здесь кровожадные люди в обоих случаях выступают в роли нечестивых агрессоров.

Другое значение находим в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), Новом Переводе Джона Нельсона Дарби (ДжНД) и Переводе Беркели. Здесь в первой части стиха кровожадные люди истребляют жизнь, а праведные стремятся сохранить и защитить ее во второй части.

29:11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Адамс советует:

"Идея позволить гневу вырваться на свободу неконтролируемым образом, говоря или делая то, что первым приходит на ум, не размышляя над последствиями, не досчитав до десяти, не пытаясь сдержать и успокоить его, не выслушав всей истории до конца, совершенно неверна". 29:12 Видимо, притча говорит о том, что если правитель желает, чтобы ему угождали, льстили и утешали приятными вестями, тогда все его служащие будут поступать именно таким образом. Они будут лгать и льстить.

29:13 Возможно, в человеческом обществе бедный и лихоимец (притеснитель) разделены огромной пропастью, но пред Богом они стоят на одном уровне. Свет их глазам дает Господь.

29:14 Когда Бог судит правителя, Его особенно интересует то, относится ли тот к бедным с сочувствием и без лицемерия. Если это так, то Бог обещает утвердить . его престол навсегда. На самом деле, мы знаем лишь одного такого правителя – Его зовут Иисус Христос.

29:15 Данная притча прямо противоречит многим современным специалистам, защищающим "демократию вседозволенности". Розга представляет собой телесное наказание, обличение – словесное исправление. Эти две формы родительского дисциплинирования дают мудрость. Они не подавляют ребенка, и не деформируют его как личность, как утверждают "эксперты".

29:16 Когда нечестивые умножаются в числе и власти, возрастает и уровень преступности. Но праведники при жизни увидят их падение. Конечно, этому есть исключения, но это исключения, которые доказывают правило.

29:17 Правильно воспитанный ребенок, получивший необходимую дисциплину, принесет своим родителям радость и покой, а не беспокойство и скорбь.

29:18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Здесь "откровение" означает пророческое откровение, то есть, Божье Слово (см. 1 Цар. 3:1). Смысл заключается в том, что когда люди не знают и не чтят Божье Слово, каждый поступает, как ему заблагорассудится. Те же, кто соблюдает закон, то есть, Божье Слово, воистину благословлены.

29:19 Этот стих описывает строптивость и непокорность многих слуг. Словесного приказания не всегда бывает достаточно. Они могут понимать наставления хозяина, но не всегда исполняют их, сохраняя упрямое молчание. Иисус сказал: "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6:46).

29:20 Среди всех тем, обсуждаемых в книге Притч, наибольшее внимание уделяется нашим словам. Здесь мы узнаем, что человек, который говорит прежде, чем думает, более безнадежен, чем даже глупец. Это помещает его в одну категорию с человеком, который сам себя считает мудрецом (26:12).

29:21 Если вы балуете и нежите раба, он скоро забудет подобающее ему положение, и будет ожидать, чтобы вы относились к нему как к сыну. Неуместная фамильярность в отношениях между служащим и работодателем часто порождает презрение.

Слово, переведенное во второй строке как "сын", имеет неясное значение.

29:22 Большинство из нас когда-либо в своей жизни встречали таких людей. Гневливый человек заводит разнообразные ссоры и разногласия, а страстный, или вспыльчивый человек совершает множество грехов.

29:23 Гордый человек может быть уверен в том, что будет унижен. Смиренный же возвысится в чести.

Профессор Смит совершал восхождение на гору Вейсхорн. У самой вершины проводник отступил в сторону, чтобы дать путешественнику честь первым взойти на пик. Возбужденный открывшимся перед ним видом, забывая о свирепом ветре, тот во весь рост распрямился на вершине. Проводник потянул его вниз, восклицая: "На колени, сэр! Вы будете в безопасности, только стоя на коленях". Жизненные вершины, будь то пики познания, любви или мирского успеха, полны опасностей. (Choice Gleanings).

О Агнец Божий,
Ты держи меня
В близи к Тебе, где был пронзен,
Лишь там, я невредим,
В покое могу пребывать.
Когда врагами и опасностями окружен,
Заполнен изнутри похотью и страхом,
Лишь благодать, взыскавшая меня,
Нашла меня, и может сохранить.
Джеймс Дж. Дек

29:24 Помогающий вору поступает так, как будто он ненавидит свою жизнь. Почему? Потому что когда он клянется говорить правду, то есть, когда судья призывает его произнести клятву в суде, он не объявляет о том, что знает, – он не свидетельствует, и таким образом становится лжесвидетелем. Согласно закону Моисея, когда человек слышал, как судья произносит клятву, и, тем не менее, отказывался свидетельствовать, он считался виновным и должен был понести соответствующее наказание (см. Лев. 5:1). Он не мог сослаться на "право хранить молчание".

29:25 Боязнь перед людьми побуждает человека подчиниться давлению и совершить зло, либо воздержаться от того, чтобы поступить правильно. Сколько людей отправилось в ад лишь потому, что боялись того, что скажут их друзья, если узнают, что они доверились Христу!

Человек, надеющийся на Господа, пребывает в безопасности, что бы ни происходило. "Мы так сильно боимся людей, – писал Уильям Гурналл, – потому что так мало боимся Бога".

29:26 Многие люди пытаются найти решение всех своих проблем в земном правителе, но, на самом деле, судьба человека решается Господом.

29:27 Между праведником и неправедным человеком нет ни согласия, ни взаимопонимания. Благочестивый с неприязнью взирает на безбожника, а нечестивый питает отвращение к праведнику. Так же, как в сравнении с прямой тростью проявляется кривизна другой, так же ослепителен и контраст между жизнью в чистоте и жизнью нечестия.

Похожая притча

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; (послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы); чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —

Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

Читайте также: