Притча о блудном сыне лука 10

Обновлено: 14.11.2024

К Господу Иисусу Христу старались приблизиться (ἦσαν δὲ ἐγγίζοντες, по-русски — «приближались») «все», т.е. очень многие («все» — гипербола), «мытари» (см. Мф. 5:46) «и грешники», т.е. те, кого фарисеи так называли за их отступления от разных предписаний закона (Мф. 9:10). Фарисеи были крайне недовольны этим, потому что и они, как известно, поддерживали еще общение с Христом, принимали Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно приходить с ними в общение, так как «приближение» грешника иногда было для них совершенно неожиданным, например, во время обеда, когда фарисею неловко было оставить дом из-за того, что являлся нежеланный гость.

Лк.15:3. Но Он сказал им следующую притчу:

Лк.15:4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

Лк.15:5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

Лк.15:6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Лк.15:7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Лк.15:8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

Лк.15:9. а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Лк.15:10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

В ответ на эти речи Господь сказал притчу о заблудшей овце, где изобразил, как Богу дорога каждая заблудшая душа человеческая и как Бог ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то объявляет об этом с радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и у евангелиста Матфея (Мф. 18:12-14).

«В пустыне» (стих 4). Этим отмечается особенная заботливость пастыря о заблудшей овце. Если даже допустить с Тренчем (с. 315), что восточная пустыня не представляет собой песчаного и безводного края, что в ней имеются удобные пастбища, то во всяком случае пребывание стада в пустыне без пастуха, который охраняет его от диких зверей, очень опасно для стада. Если, тем не менее, пастух оставляет стадо, чтобы искать одну заблудившуюся овцу, то из этого ясно, что он очень жалеет эту овцу.

«Возьмет ее на плечи свои» (стих 5). Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб, так изображали Христа Спасителя.

«Сказываю вам. » (стих 7). Это — применение притчи о заблудшей овце к случаю, который послужил поводом к тому, что Христос сказал Свою притчу. Под праведниками Христос подразумевает не праведников только по имени, т.е. тех, кто внешним образом соблюдал закон, тогда как нравственное их состояние далеко не давало бы им права назваться праведниками (что было бы странного в том, что Бог оставил бы таких мнимых праведников), а, несомненно, праведников в собственном смысле этого слова, действительно праведных людей, причем, однако, притча оставляет в стороне вопрос о том, есть ли такие праведники.

Следующая притча — о женщине, которая, имея всего капитала десять драхм (драхма — около 20 коп.), одну драхму потеряла, а потом, после усиленных поисков, нашла и возрадовалась — имеет в виду то же, что и первая притча, т.е. раскрытие величия любви и милосердия Божия к грешникам. Под женщиной нужно понимать Церковь, которая неустанно заботится о спасении погибающих. Прочие детали притчи, не относящиеся к ее существу, не нуждаются в объяснении.

«Радость у Ангелов Божиих» (стих 10) — правильнее: «пред Ангелами Божиими» (ἐνωπίον τῶν ἀγγέλων). Радующимся здесь изображается Бог, сообщающий о Своей радости окружающим Его престол Ангелам (ср. Лк. 12:8).

Лк.15:11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

В прекрасной притче о блудном сыне Христос также дает ответ на возражения фарисеев по поводу благосклонного отношения Христа к мытарям и грешникам (стих 2). Как отец, обнимающий возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостью. Обыкновенным людям непонятна эта радость, и это прекрасно изображено под видом ропота оставшегося в доме отца сына, когда он узнал, как ласково принял отец его вернувшегося брата. Таким образом, цель притчи ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно по отношению к этим грешникам, которые им — братья. Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения ее могут иметь только духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так, одни толкователи понимают под старшим сыном — иудеев, а под младшим, блудным, — язычников (блж. Августин, а из новых — Баур, Швеглер, Ричль и другие) в их отношении к христианству. При этом аллегоризация была простираема означенными толкователями и на отдельные пункты притчи. Другие — под обоими братьями понимают фарисеев и мытарей (Годе, Гебель, Кейль) или праведных и грешных (Мейер).

Лк.15:12. и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По еврейскому наследственному праву, младший сын после смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего (Втор. 21:17). Отец мог и не давать сыну заранее его часть, но все-таки, по своему соображению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына и заранее разделил имение между обоими сыновьями, причем остался владельцем доли, предназначенной старшему, который по-прежнему оставался у отца в подчинении (стихи 29-31).

Лк.15:13. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

«По прошествии немногих дней». Тренч видит в этом признак некоторой деликатности в отношении к отцу со стороны младшего сына (с. 329): он стеснялся сразу же оставить отцовский дом. Но можно в этих словах видеть указание и на то, что, по получении имения, в младшем сыне очень скоро возбудилась жажда пожить в свое удовольствие вдали от отца.

«Собрав все» — именно то, что он получил как свою наследственную часть — и вещи, и деньги.

«Живя распутно» (ἀσώτως, из ἀ — отрицательная частица, и σώζω — спасаю). У классиков это выражение означает расточителей отцовского наследства. Поэтому младшего сына называют иногда и «расточительным сыном». Правильнее это выражение принимать за обозначение беспечной распущенной жизни в самом широком смысле этого слова.

Лк.15:14. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

Лк.15:15. и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

Лк.15:16. и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие — самое низкое, с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь «рожками» (τῶν κερατίων). Их ели и свиньи.

«Но никто не давал ему», т.е. никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали.

Лк.15:17. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Лк.15:18. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

Лк.15:19. и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

«Придя же в себя». Нужда заставила блудного сына одуматься и прежде всего вспомнить об отцовском доме, о котором он совсем забыл и который теперь представился ему во всем своем контрасте с его настоящим положением. Там даже наемники имеют много хлеба, а он, сын хозяина этого дома, здесь умирает с голоду! Поэтому он решается пойти к своему отцу и покаяться перед ним в том, что оставил его.

«Против неба». Небо представляется здесь как местопребывание Божества и чистых духов — оно, можно сказать, олицетворяется. Высший небесный мир представляется оскорбленным грехами блудного сына.

«И пред тобою». Так как грешим мы в собственном смысле только против Бога (Пс. 50:6), то если сын здесь называет себя согрешившим пред лицом отца (ἐνώπιόν σου), то понимает в этом случае отца как представителя Бога. Или же это выражение можно расширить так: «и вот я как грешник стою пред тобою».

Лк.15:20. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Лк.15:21. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

Лк.15:22. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

Лк.15:23. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Лк.15:24. ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Блудный сын тотчас же исполнил свое намерение и пошел к отцу. Тот издали еще увидал его и бросился к нему навстречу, обнял его и целовал его. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние перед своим отцом. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли «лучшую», т.е. самую дорогую, какая была в доме, одежду (στολή — длинная и широкая одежда знатных людей; Мк.12:38, 16:5; Откр. 6:11).

«Перстень» и «обувь» — знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома.

«Был мертв и ожил». Смерть — это пребывание в грехе, оживление — раскаяние (Евфимий Зигавин).

Лк.15:25. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

Лк.15:26. и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Лк.15:27. Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Лк.15:28. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Старший сын обиделся на отца за такое принятие недостойного, по его мнению, брата. Это не фарисеи и не законники, которые всю сущность добродетели полагали в исполнении буквы закона: разве можно к ним отнести слова отца в 31-м стихе? Это — просто хороший сын, благонравный, но не без некоторой гордости своею добродетелью (стих 29) и не без чувства зависти к предпочтению, оказанному отцом его брату.

«Пение и ликование» (συμφωνίας καὶ χορῶν) — пение и пляска, что производилось обыкновенно наемными певцами и танцорами (ср. комментарии к Мф. 14:6) при пиршествах.

«Принял его здоровым», т.е. на радости, что тот вернулся в полном здравии.

Лк.15:29. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

Лк.15:30. а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

«Не дал мне и козленка» — правильнее перевести: «а мне — такому хорошему и послушному — ты не дал козленка», который, конечно, гораздо дешевле, чем откормленный теленок. Здесь выражается болезненное чувство самолюбия.

«А когда этот сын твой» — правильнее: «а когда сын твой (он не хочет сказать: брат мой), вот этот» (οὗτος) — выражение презрения.

Лк.15:31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,

Лк.15:32. а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Отец смягчает или хочет смягчить оскорбившегося сына.

«Сын мой» — правильнее: «чадо» (τέκνον) — выражение ласки и нежной любви.

«Ты всегда со мною. ». Т.е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мной, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме, собственно, уже твое: ты один получишь все после моей смерти.

Тренч видит в притче «некоторую недосказанность», потому что Господь не объявляет, до конца ли старший сын упорствовал и не хотел войти в дом (с. 354). Точно так же И. Вейсу представляется нужным, чтобы в притче была указана дальнейшая судьба раскаявшегося сына. Но, собственно говоря, этого досказывать не представляло нужды. Ведь главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к Себе, а эта мысль вполне закончена приведением слов отца к старшему сыну. Все прочее — и дальнейшее поведение старшего брата, и судьба младшего — для существа дела не имеет никакого значения.

И. Вейс старается найти в притче о блудном сыне мысль, что для спасения человека достаточно одной любви Божией. В притче, говорит он, нет ни малейшего намека на крест Христов и на необходимость искупления. Пусть грешник раскается — и Бог сейчас же простит, без всякой искупительной жертвы. Эта мысль усматриваема была в притче еще унитариями (социнианами), так думали и германские рационалисты XIX века. Но Тренч справедливо говорит, что нельзя требовать от притчи, чтобы она содержала в себе целое христианское учение о спасении (с. 339). А то, что Христос не мог иметь подобной мысли о ненужности искупления через Его собственную смерть, ясно видно из Его слов, сказанных незадолго пред произнесением этой притчи: «крещением должен Я креститься» (Лк. 12:50).

Похожая притча

В. Записанная в 15 главе Евангелия от Луки «притча о блудном сыне» была названа так в IV веке. Обычно под блудным сыном подразумевается сын младший. Но здесь есть еще один, старший, который, собственно, и является главным героем. Ведь притча сказана фарисеям, и на примере старшего блудного сына Христос хотел показать им их состояние, их духовную болезнь.
Лк. 15:1-3: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу. » И далее следуют три притчи: о потерянной овце, драхме и о блудных сыновьях. Прочитаем вторую часть этой притчи, которая и описывает фарисеев, стихи с 25 по 32.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? 27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. 31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На первый взгляд старший сын - замечательный человек. Он добросовестно и усердно выполняет свою работу, в отличие от младшего сына не позорит свою семью. Можно сказать старательный, жертвенный христианин, которому даже некогда повеселиться, некогда воспользоваться благодеяниями Отца; все время он тратит на работу, на служение.)
Но прилежного труда недостаточно. Есть скрытые проблемы, о которых не говорят, не пишут, за которые не ставят на замечание. Мытари и грешники были виновны в явных грехах плоти, но некоторые фарисеи – в грехах духа. Внешне безупречны, внутри — гниль.
Давайте обратимся к старшему сыну, внимательно посмотрим на него и определим диагноз.

1. Духовные болезни
1.1. Самоправедность
Первая болезнь старшего — самоправедность. Противопоставляя свое поведение поведению младшего сына, старший брат напоминает: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» (Лк. 15:29). Он думает о себе высоко, но в самоправедности, точнее, в духе самоправедности, есть очень серьезный изъян. Такому человеку Бог не нужен. Если мы ни в чем не согрешили, то зачем нужна жертва Христа? Если мы никогда не преступали заповедей, то Он нам еще и должен.
Друзья, мы не оправдываем грехи младшего и не отвергаем усердия старшего сына. Да будет анафема! Апостол Павел отвергает такую ересь, справедливо возмущаясь: «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:7-8).

Здесь мы снова вспоминаем притчу о фарисее и мытаре. «Если мытарь со всей его греховностью оказывается перед богом праведнее, чем фарисей со всеми его действительно благими поступками (Лк. 18:9-14), то дело не в том, что грехи мытаря – не совсем грехи, а добрые поступки фарисея не благи. Христос не имеет в виду, будто человеческое добро перед Богом — совсем не добро, а зло — вовсе не зло. Суть в следующем: фарисей больше не осознает, что он виновен. Перед своей совестью он чист. Но тогда зачем просить прощения? Ему оно не нужно. А мытаря мучает совесть. Ему есть в чем исповедоваться. Вот он и сокрушается перед Богом.
Так и младший сын сознается в грехах, а старшему это не надо. Он чист. Он не нуждается в милости.

Но был ли старший сын таким уж безгрешным? Вероятно, он преувеличил свою добродетель, заявляя, что «никогда не преступал приказания отца». По крайней мере, именно сейчас он отца не слушает. Мы видим, что в сердце у него была язва, и вот она прорвалась. Все чувства в день торжества выплеснулись наружу, недобрые, злые чувства.
Грехи бывают разными. Он «не пил, не курил, не ругался, не ‘гулял’, не ходил на дискотеки», но разве отсутствие любви — не худший грех? Если две величайшие заповеди требуют возлюбить Господа Бога и ближнего больше и прежде всего, то разве отсутствие любви не будет самым великим грехом? А ведь старший сын не любит младшего. Вторую заповедь точно нарушил.

К сожалению, как и этот сын, мы часто не замечаем своих грехов.
Одна женщина долго ходила в собрание, но не каялась. Однажды она подошла к пресвитеру и сказала. «Я хочу на небо, но все говорят, что сначала надо покаяться. А я ничего плохого не сделала, не знаю, в чем каяться. Может, взять да согрешить, чтобы было в чем каяться?»
Пресвитер поговорил об этом с церковью и братья и сестры начали усиленно молиться об этой женщине. И скоро она сделал шаг к Богу. На обычном собрании, даже не было специального призыва, но Дух Святой коснулся ее сердца. Она просто выбежала вперед и не плакала, а рыдала. Она осознала свою греховность, увидела, что от подошвы ноги и до темени головы нет здорового места (Ис. 1:6), увидела, насколько она запачканная и грязная во свете Божьей святости.
Мы все грешны. Потому апостол Павел хочет «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).
1.2. Неправильное понимание служения
Еще одна серьезная болезнь — синдром наемника, неправильное понимание служения. Старший сын долго и усердно трудился (греческое слово δουλεύω — служил — имеет тот же корень, что и слово «раб»). Старший сын пахал, как раб. Но он не прилагал к служению сердца. Его больше интересовало имущество и награда. «Я столько служил, а ты не дал мне козленка повеселиться…», - жалуется он. (Для этого сына заколол теленка; а мне не дал даже козленка, что значительно меньше).

Как мы относимся к служению? Не ожидаем ли награды и похвалы от людей? Не огорчает ли нас, когда наши труды остаются непризнанными? Когда наоборот, после усердной работы нас еще и критикуют?
Один брат после конференции заходит ко мне и жалуется: «Не буду больше этим (т.е. организацией конференции) заниматься. Опять виноват. Зачем мне это надо?»
А что, приятно, когда работаешь, и еще и виноват? Лучше ничего не делать. Того, кто что-то делает, всегда можно в чем-то упрекнуть. Того, кто проповедует. Кто занимается евангелизацией. Не те методы, не те формы, не та музыка. А кто не занимается – не виноват. Он занимает удобное положение критика.

Но эти мысли – не от Бога. Это срабатывает «психология наемника». Бог нам что-то должен за усердный труд. Бог должен заплатить.
На самом деле, когда служишь Богу, даже благодарность не нужна. Когда с Богом пребываешь, даже какое-то специальное веселье не требуется. Даже козленок не нужен. В Боге, в служении Ему веселье. «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» - призывает Давид (Пс.99:2).

А между тем, что плохого в том, чтобы получить какую-то награду, чтобы съесть козленка? Полагаю, старший сын просто не просил об этом отца, просто не пользовался правом. Разве такой отец не дал бы козленка?

2. Отношение к брату
2.1. Презрение
Но старший брат не просто болен. Он плохо относится к младшему, не хочет видеть его. (Наверное, он не молился и не постился за возвращение брата).
Я думаю, как может хороший человек плохо относиться к другим? Странно, но часто внешняя религиозность удаляет людей друг от друга, воздвигает барьеры. Тот, кто считает себя хорошим, склонен удаляться от «плохих». Смотрите, старший брат уже не может назвать младшего братом. Он говорит: «Этот сын твой». И рассказывает о Его грехах.

Приятно говорить и слушать о грехах других людей, напоминать о блудницах и расточении имения. Чем хуже брат – тем лучше он сам. Отец будет любить его еще больше. А тот любви не достоин.

Опять мы обращаемся к наибольшим заповедям в законе? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Кто ближе брата? Что пользы служить человечеству, церкви, и не иметь любви к брату, сестре, родителям?

2.2. Не может радоваться с братом
Старший брат не может радоваться вместе с младшим.
А мы можем? Можем ли мы радоваться так, как к тому призывает апостол Павел? «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Второе второе намного легче, чем первое. Переживать с братом, если у него сломался компьютер или машина, не так трудно. А если он купил очень хорошую новую машину – радоваться труднее. Молиться вместе с братом за проблемы в его церкви – к этому мы готовы. Труднее благодарить за его успех.

А можем ли мы радоваться успехам других церквей? Даже других деноминаций? Радоваться благословениям, которые Бог изливает на других? Можем ли мы не завидовать той благодати, тем благословениям, которые получают другие? Нам же меньше не будет, у Бога хватит на всех.

Старший сын остался вне дверей, не захотел порадоваться прощению и принятию брата. Он не захотел войти. А ведь появилась хорошая возможность повеселиться. Отец приказал заколоть не козленка, а теленка, так что веселье может быть большим, чем он мечтал. Заходи. Там — пение и ликование. В греческом - συμφωνίαν και χορούς. Так — великая радость. Как в христианском гимне мы поем:
Радостную песнь воспойте в небесах!
Блудный сын навеки возвращен;
С Богом примиренный, в радостных слезах,
В вечные объятья заключен.

Увы, окончание притчи нас смущает. (Его можно сравнить с окончанием книги Ионы). Ничего не сказано о том, что старший покаялся и разделил радость возвращения младшего брата, не написано, что он вошел.
А вы бы вошли после всего, что произошло?

3. Отношения с отцом
Если у нас плохие отношения с ближними, у нас не может быть хороших отношений с Отцом. «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:11).
3.1. Неуважение к отцу
Сын неуважительно относится к отцу. Отец зовет и его, а он не слушает. Он осердился! Таке впечатление, что у него самый худший брат и самый худший отец. Отец просил (не просто попросил). А он не идет. И теперь первый блудный сын радуется в доме, а этот остается вне дома. Все радуются — Он сердится?

3.2. Незнание милости отца
Надо уметь радоваться в Господе. Но если Бога не знаешь, не знаешь Его любви, Его милости, как будешь радоваться? А старший сын не знает как следует Отца, не знает его милости. Впрочем, и младший был в таком же положении. Он тоже не знал, каким любящим было сердце Отца, но, даже не понимая, принял прощение из Его рук. А старший не соглашается. «Как такое может быть? Как отец может простить такого грешника? За что?»

Мы тоже часто слышим обвинения в адрес Бога. «Вот этот негодяй столько преступлений совершил, столько зла. И тут, прибежал, покаялся, и все? Можно в небо? Пусть отработает. Пусть пострадает за свои грехи. Так не честно. И вообще, что это за Бог, Который может помиловать такого человека.
Но знает ли старший сын сердце Отца? Его любовь? Его расположение? Его доброту? Видел ли он, как Отец выходил на перекресток, ожидая сына, как он выглядывал в окно, как напрягал зрение, чтобы увидеть сына?
Слава Богу, Он любит нас… с нашими неудачами… несовершенством, как мы любим детей… И нам только не надо забывать. Сколько мы получили благ от Него.
Милости Господни вспоминай, считай, Все их до единой в сердце повторяй. Вспомни, как Он щедро наделил, Удивляться будешь, что Он совершил

У Него еще есть много благ. Ты думаешь, Господь не давал? Нет, ты просто не просил, не брал, не пользовался Божьими благословениями. Или пользовался, но не сознавал, как это много и прекрасно. Вот оно, самое великое благо. Отец говорит: «Ты всегда со Мной». Что может быть лучше? Благословение уже в том, что ты с Богом. Асаф восклицает: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25).

З. Радость любви Отца
Мы можем видеть себя на месте как младшего, так и старшего сына. Мы знаем, что такое восстание, уход, поиски наслаждений, разочарование и возвращение в отчий дом. Но мы знаем, что такое тяжкий труд, отвержение, зависть, жалость к себе, самоправедность. И мы радуемся тому, что Господь прощает как младших, так и старших сыновей. Потому что есть еще один Сын - Сын Божий, Иисус Христос.
Благодаря Его послушанию, благодаря Его жертвенности, благодаря Его любви и старший и младший могут быть прощены. Не по своим делам, а по Его любви и милости.

Только готовы ли мы принять Его любовь? Христос говорит, что младший сын пришел в себя. Ничего подобного не сказано о старшем. Мы так и не знаем, пришел ли он в себя. Увы, сколько есть таких добрых людей, которые в своем упрямстве не соглашаются с Божьей любовью, не делают этот последний шаг! А ведь Отец уже вышел навстречу. Он ждет возвращения блудных сыновей. Как старшего, так и младшего.

Похожая притча

15,1-2 Наставления нашего Господа в главе 14, очевидно, привлекли презираемых мытарей и других людей, которые выглядели грешниками. Хотя Иисус укорял их за грехи, многие из них признавали, что Он прав. Они заняли сторону Христа против самих себя. Искренне покаявшись, они признали Его как Господа. Везде, где Иисус встречал людей, желающих сознаваться в своих грехах, Он склонялся к ним, оказывал духовную помощь и благословлял их.

Фарисеи же и книжники роптали по поводу того, что Иисус общался с людьми, которые общепризнанно считались грешниками. Они не проявляли милости к этим социальным и моральным прокаженным и роптали на Иисуса за то, что Он жалел их. Поэтому они выдвинули против Него обвинение: "Он принимает грешников и ест с ними". Конечно же, обвинение было правдивым. Они думали, что такое поведение заслуживало порицания, но, фактически, именно в этом заключалось выполнение той цели, ради которой Господь Иисус пришел в этот мир!

Именно в ответ на их обвинение Господь Иисус поведал притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне. Эти истории касались непосредственно книжников и фарисеев, которые никогда не сокрушались перед Богом и не признавали свое погибающее состояние. В действительности они были такими же погибшими, как блудницы и грешники, но упрямо отказывались признать это. Смысл всех трех историй в том, что Бог получает истинную радость и удовлетворение при виде кающихся грешников, тогда как самоправедность лицемеров, которые слишком горды, чтобы признать свою греховную испорченность, не доставляет Ему никакого удовольствия.

15,3-4 Здесь Господь Иисус предстает в образе Пастыря. Девяносто девять овец символизируют книжников и фарисеев. Пропавшая овца — это образ мытаря, или общепризнанного грешника. Когда пастырь видит, что одна из его овец потерялась, он оставляет девяносто девять в пустыне (а не в загоне) и идет за пропавшей, пока не найдет ее. Что касается нашего Господа, то этот поход включал в себя Его сошествие на землю, годы общественного служения, отвержение, страдания и смерть.

Но ни один из искупленных никогда не знал,
Как глубоки были реки, которые перешел Господь,
Какой темной была ночь, в которую Он шел,
Чтобы найти Свою потерянную овцу.

(Элизабет С. Клефэйн)

15,5 Нашед овцу, он взял ее на плечи свои и отнес домой. Здесь указание на то, что спасенная овца насладилась привилегиями и близостью, которые никогда не были ей знакомы, пока она находилась среди других.

15,6 Пастырь созвал своих друзей и соседей, чтобы они радовались с ним о спасении пропавшей овцы. Это говорит о радости Спасителя при виде покаяния грешника.

15,7 Урок прост: небеса радуются об одном кающемся грешнике и не испытывают никакой радости о девяноста девяти грешниках, которые никогда не осознавали свое погибающее состояние. Стих 7 вовсе не означает, что есть люди, которым не нужно каяться.

Все люди грешны, и все должны покаяться, чтобы спастись. Стих описывает тех, кто думает о себе, что не имеет нужды в покаянии.

Женщина в этом рассказе может быть прообразом Святого Духа, Который ищет погибших со свечой Слова Божьего. Девять драхм говорят о нераскаянных, в то время как одна потерянная драхма указывает на человека, который желает признать, что он ходит далеко от Бога. В предыдущем рассказе овца отошла по своей собственной воле.

Монета — неодушевленный предмет и может указывать на безжизненное состояние грешника. Он мертв в грехах.

Женщина продолжает искать тщательно до тех пор, пока не найдет монету. Затем она созовет подруг и соседок, чтобы они порадовались с нею.

Потерянная монета, которую она нашла, принесла ей больше истинной радости, чем девять, которые никогда не терялись. То же можно сказать и о Боге. Грешник, который смиряется и исповедует свое погибшее состояние, радует сердце Бога. От тех же, кто никогда не испытывал нужды в покаянии, Он не получает подобной радости.

Х. Притча о блудном сыне (15,11-32)

15,11-16 Здесь Бог Отец представлен в образе некоторого человека, у которого было два сына. Младший олицетворяет собой кающегося грешника, а старший сын — книжников и фарисеев. Они сыны Божьи по творению, но не по искуплению. Младший сын известен также как блудный сын. Блудный сын — это экстравагантный человек, который швыряет деньги на ветер. Этому сыну надоел отцовский дом и он решил, что ему нужно сменить обстановку. Он не хотел дожидаться смерти отца, поэтому попросил у отца причитающуюся ему часть наследства наперед. Отец распределил между своими сыновьями положенные им части. Вскоре после этого младший сын отправился в дальнюю сторону и растратил свои деньги на греховные удовольствия. Как только его средства закончились, в той стране настал великий голод и он оказался в нужде.

Единственная работа, которую он смог найти, это пасти свиней — работа чрезвычайно неприятная для обычного еврея. Наблюдая, как свиньи едят рожки, он им завидовал. У них было больше еды, чем у него, и никто, казалось, не собирался прийти ему на помощь. Друзья, которые окружали его, когда он сорил деньгами, исчезли.

15,17-19 Голод оказал благословенное воздействие. Он заставил его думать. Он вспомнил о том, что наемники у отца его жили намного лучше, чем он сейчас. У них было вдоволь пищи, в то время как он умирал от голода. Подумав об этом, он решил что-то предпринять. Он решил пойти к отцу своему, покаяться, признаться в своем грехе и попросить прощения. Он понял, что уже недостоин называться сыном своего отца, и намеревался проситься в наемные рабочие.

15,20 Когда он был еще далеко от дома, увидел его отец его и сжалился. Он побежал, и пал ему на шею, и целовал его. Это, вероятно, единственное место в Библии, где Божья поспешность показана в хорошем смысле. Стюарт поясняет:

"Иисус смело показывает, что Бог не ожидает, пока Его покрытое стыдом дитя прибудет домой, не стоит с достоинством, когда тот приближается, но бежит навстречу, чтобы принять его в Свои гостеприимные руки таким, какой он есть: постыженный, оборванный и грязный. Одно только имя "Отче" сразу же затушевало цвет греха и возвысило сияющую славу прощения". (Stewart, Life and Teaching, pp. 77-78.)

15,21-24 Сын произнес свое исповедание там, где он собирался попроситься на работу. А отец прервал его, дав приказание рабам одеть своего сына в лучшую одежду и дать ему перстень на руку его и обувь на ноги. Он также повелел устроить большое угощение, чтобы отпраздновать возвращение своего сына, который пропадал и нашелся. В глазах отца он был мертв, но сейчас ожил. Некто сказал: "Юноша искал веселого времяпрепровождения, но не нашел его в далекой стране. Он обрел радость лишь тогда, когда возымел здравый смысл, чтобы вернуться в дом своего отца". Здесь указывается на то, что люди начали веселиться, однако нигде не написано о том, что их веселье закончилось. Точно так же обстоит и со спасением грешника.

15,25-27 Когда старший сын вернулся с поля и услышал пение и ликование, он спросил у одного из слуг, что происходит. Тот сказал ему, что вернулся домой младший брат и что отец вне себя от радости.

15,31-32 Ответ отца указывает на то, что радость связана с восстановлением пропавшего, в то время как упрямый, неблагодарный, непримиренный сын не дает повода для праздника. Старший сын — это красноречивая иллюстрация книжников и фарисеев. Они огорчались, когда Бог проявлял милосердие к несчастным грешникам. В их мышлении, пусть даже и не в Божьем, они верно служили Ему, никогда не преступали Его заповедей и все же никогда не были должным образом вознаграждены за все это. Истина же состояла в том, что они — религиозные лицемеры и виновные грешники.

Гордость закрывала им глаза на то, что они далеки от Бога и что Он изливал на них благословение за благословением.

Если бы только они пожелали покаяться и признать свои грехи, сердце Отца возрадовалось бы и ради них тоже был бы великий праздник.

Читайте также: