Что такое притча аллегория
Обновлено: 22.11.2024
АЛЛЕГОРИЯ — (греч. allegoria иносказание) один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. В А. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель … Новейший философский словарь
Притча — ПРИТЧА нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы) … Словарь литературных терминов
Для чего в Библии использован аллегорический язык?
Главная цель пророческой, а в последствии и апостольской проповеди заключалась в способствовании единения человека и Бога. В этой связи Библия, помимо сведений исторического характера, заключает в себе учение о Боге, Его Промысле о мире, а также нравственные наставления.
По своему содержанию религиозные истины, заключенные в ней, крайне сложны. Ведь Бог — бесконечен в своих совершенствах, а Его нравственный закон соответствует высшим целям и идеалам Добра. Человек же, тварь Божья, — существо ограниченное. Кроме того, его способности повреждены влиянием греха.
Имея это в виду, становится ясно, что даже и людям, считающимся образованными, многие из представленных в Писании истин не могут быть поняты и осмыслены во всей глубине. Библия же обращена не только к ученым мужам, но и к каждому человеку.
Не в последнюю очередь именно по этой причине многие из отмеченных в Библии Божественных истин представлены читателю на языке аллегорий, в рамках более или менее упрощенного языка, адаптированного под широкую аудиторию. Для разъяснения многих из этих истин использованы примеры, заимствованные из жизни людей или из окружающего мира.
Так о вездеприсутствии Божьем сообщается, что Бог наполняет Собой весь мир ( Пс.138:7-10 ), хотя в действительности Бог, по Своей беспредельной сущности, выше любой протяженности и совершенно не обусловлен пространственными границами. В связи с проявлением Божественной благодати то в одном, то в другом месте, Писание утверждает, что будто бы Бог ходит ( Быт.3:8 ). Всеведение Божье отмечено мыслью, что Бог всё видит и что очи его — повсюду, хотя как Дух Он не имеет ни телесных ушей, ни телесных очей ( Притч.15:3 ).
В ряде случаев аллегории используются потому, что они побуждают человека взглянуть на себя как бы со стороны. Подобные аллегории употреблялись пророками во времена Ветхого Завета, а во времена Нового — Спасителем. Некоторые из них, по внушению Духа, вошли в состав Священных Книг Ветхого и Нового Заветов.
Например, царь Давид, выслушав притчу пророка Нафана, осудил одного из приточных героев, злого богача, отобравшего у доброго бедняка единственную овечку, после чего пророк объявил, что под образом богача он имел в виду самого Давида, вступившего в незаконную связь с супругой своего воина, который, к тому же, по его умыслу был убит на войне. После этого вразумления Давид глубоко осознал свою неправоту, признал вину и ответственность, искренне раскаялся в содеянном ( 2Цар.12:1-13 ).
Господь Иисус Христос, стремясь вразумить иудеев, отвергавших Его как Мессию, Рассказал им притчу о злых виноградарях, нанятых хозяином виноградника, а затем не пожелавших отдать причитавшийся ему урожай, избивших и прогнавших (кого-то — убив) посланных слуг, а после — убивших даже и сына хозяина. Вникнув в содержание притчи, иудеи поняли, что речь идёт о них, ведь это их отцы гнали, били и убивали пророков; сами же они искали убить Сына Божьего, и в итоге убили. Правда, по жестокости сердец они, в массе своей, не одумались и продолжали враждовать против Христа ( Мф.21:33-46 ).
Конечно, не стоит забывать и о том, что Библия содержит в себе поэтические строки. В этом отношении аллегории использованы авторами в качестве фигур поэтической речи. Подобные аллегории встречаем в псалмах и библейских песнях.
Кроме того, многие предметы, события, лица времен Ветхого Завета прообразовывали собой предметы, события, лица времен Нового Завета. Эта связь раскрывается в формате аллегорического толкования Библии. Так, ковчег Завета прообразовал собой Богородицу, ветхозаветный жертвенник — Крест Христов, скиния — христианские храмы, Давид — Христа, Антиох Епифан — антихриста.
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
В-третьих, она позволяет обойти цензуру. Вещи, о которых запрещено писать напрямую, можно выразить иносказательно. Российские публицисты XIX века часто обсуждали происходящее в стране под видом заграничных или исторических событий. Этот прием называется «эзопов язык» - по имени античного баснописца Эзопа.
Примеры аллегории в литературе
В «Божественной комедии» Данте человеческие страсти аллегорически представлены в виде зверей - пантеры, льва, волчицы.
Аллегорию активно использовал М.Е. Салтыков-Щедрин. В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается человеческое малодушие, в «Медведе на воеводстве» - власть и ее отношения с обществом. В «Истории одного города» жизнь города Глупова является аллегорией российской действительности.
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Похожая притча
Аллегория - это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Например, скелет с косой - символ смерти, а голубь с оливковой ветвью - символ мира.
Термин происходит от греческого слова αλληγορία - иносказание.
Пример аллегории - античная богиня Фемида, которая символизирует правосудие. Ее изображают в виде женщины с весами и мечом в руке, а также с повязкой на глазах. Это значит, что правосудие слепо (судит не по лицам, а по делам), оно сурово карает, но перед этим тщательно взвешивает все доводы.
Статуя богини Фемиды - аллегория правосудия. Фото: Depositphotos
Аллегория - это всегда иносказание. Предмет или понятие не называются прямо, а изображаются с помощью системы намеков. Прямой смысл текста или изображения сохраняется, но дополняется еще и переносным смыслом.
Тициан. Аллегория возрастов
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Аллегория может встречаться и в других жанрах - в сказке, рассказе, повести, романе. Так, повесть Джорджа Оруэлла «Скотный двор» аллегорически изображает общество, которое после революции под лозунгами свободы и равенства скатывается к диктатуре и тоталитаризму (сатира на Советский Союз).
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория в данном случае украшена яркими и эмоциональными эпитетами .
Аллегория и олицетворение
Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Например, у Ф.И. Тютчева: «Лазурь небесная смеется».
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Примеры аллегорий Ветхого Завета
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. ( Быт.3:8 )
Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. ( Пс.9:16 )
На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. ( Пс.30:2-4 )
Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! ( Пс.35:6 )
Похожая притча
притча-аллегория — при/тча аллего/рия, при/тчи аллего/рии … Слитно. Раздельно. Через дефис.
АЛЛЕГОРИЯ — (греч. allegoria иносказание) один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. В А. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель … Новейший философский словарь
Притча — ПРИТЧА нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы) … Словарь литературных терминов
Похожая притча
Аллего́рия — иносказание, содержащее и передающее под покровом внешнего, поверхностного содержания более глубокий и значимый смысл.
Метафора и аллегория - в чем отличие?
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Иногда аллегорию в литературе называют развернутой метафорой . В аллегорическом произведении все образы следует воспринимать в переносном смысле - как связанные между собой метафоры.
Но не все специалисты согласны с трактовкой аллегории как расширенной метафоры. Они указывают на главное отличие: метафора основана на сравнении, на сходстве явлений, а аллегория - на иносказании, намеке.
Каковы критерии признания того или иного фрагмента Библии аллегорией?
Как известно, толкование содержания Священного Писания Ветхого и Нового Заветов подразумевает использование различных методов и подходов, среди которых можно выделить следующие: буквальный, исторический, аллегорический, нравственный, прообразовательный, филологический, лингвистический.
Глубокое толкование ряда мест Библии требует применения сразу нескольких методов. Например, некоторые сюжеты, отражающие историю праотцов, историю Израильского народа, могут рассматриваться в нравственном отношении и в то же время — как прообразы грядущих событий. Скажем, повествование о всемирном потопе и спасшемся Ное рассматривается Церковю как историческое событие. Вместе с тем Ноев ковчег имел и прообразовательное значение, служа прообразом Церкви. Антиох Епифан — личность историческая, однако в святоотеческой литературе он часто воспринимается и как прообраз антихриста.
От правильного выбора и применения того или иного метода зависит правильность трактовки того или иного библейского контекста. Некоторые библейские стихи совершенно не допускают буквального толкования и требуют аллегорической трактовки. Скажем, фрагмент, где описывается, что Адам услышал шаги Господа), ходящего в Раю, ( Быт.3:8 ), не может быть истолкован буквально, так как Бог — Всесовершенный и Вездесущий Дух, не ограниченный никаким местом и не нуждающийся в пространственном перемещении посредством ходьбы. Равным образом не подлежит буквальной трактовке и контекст, сообщающий о «раскаянии» Бога ( Быт.6:6 ), ведь Бог — всеблажен и не изменяем, и никогда не переходит из одного «эмоционального» состояния в другое.
К сожалению, в последнее время к аллегории стремятся свести даже и те библейские стихи, которые однозначно требуют буквального восприятия. Например, повествование о происхождении человеческого рода от единой человеческой четы, от Адама и Евы, нередко интерпретируется так, что библейский Адам — вовсе не был конкретным человеком, Адамом, а библейская Ева — вовсе не Ева, но что они — всего лишь аллегорические персонифицированные образы мужской и женской половины первобытной человеческой общности.
Подобные толкования являются результатом отступления от Священного Предания и часто бывают сопряжены со стремлением отдельных мыслителей подогнать содержание Писания под выводы современной науки (естествознания, филологии, религиоведения, всемирной истории и пр.).
Как избежать такого рода ошибок? На что следует опираться, чтобы верно определить, какой фрагмент нужно толковать аллегорически, а какой — строго буквально? В данном случае необходимо опираться на Предание Вселенской Православной Церкви. Ведь именно она является «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ); в ней пребывает Дух истины ( Ин.15:26 ), и она возглавляется Самим Богом — Господом Иисусом Христом).
Если исследователь или читатель Библии видит, что буквальная трактовка тех или иных мест противоречит учению Церкви, например, где говорится о Боге в антропоморфных выражениях, то эти места следует интерпретировать иносказательно, духовно, с учётом положенийй патристики. Но если какое-то место, согласно Преданию, имеет буквальную трактовку, то эту трактовку нельзя исключать, в угоду «научному» или инославному доводу, подменяя её аллегорическим толкованием. Если учение Церкви расходится с такого рода доводами, доверять нужно Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, из Беседы 29 на 1Кор.: [Неясность же некоторых мест в священных книгах нередко] “происходит от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают”.
«Буква учит, что совершалось; аллегория – во что веровать, нравственность – как поступать; анагогия – к чему стремиться».
Николай Лиринский
Примеры аллегорий Нового Завета
Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. ( Мф.8:21-22 )
Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. ( Мф.15:14 )
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. ( Ин.4:13-14 )
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. ( Мф.13:45-46 )
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. ( Мф.13:44 )
Читайте также: