Притчи соломона 20 глава
Обновлено: 14.11.2024
1–5. Увещания к благоразумию, воздержанию, честности, трудолюбию и избежанию противоположных пороков. 6–11. О всеобщей греховности людей и постоянной склонности их к падению. 12–19. Увещание к надежде на Бога, трудолюбию, скромности. 20–23. Против непочтения к родителям, хищения, мстительности и обмана. 24–30. Различные увещания к страху Божию и честности.
Притч.20:1 . Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Притч.20:2 . Гроза царя – как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
Притч.20:3 . Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
Притч.20:4 . Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего.
Притч.20:5 . Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Предостережение от излишнего употребления вина не раз встречается у Премудрого (см. Притч 23.29 сл.); как и в других местах св. Писания ( Ис 28.7 ; Еф 5.18 ), и здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности духа, сознания человека, – как зло, лишающее духовную жизнь человека ее нормального течения, в частности – духовной мудрости и нравственного совершенства. Ст. 2 сн. Притч 19.12, 16.14 : во всех этих, как и некоторых других местах книги Притчей, царь является идеальной силой, нравственным мерилом истинной законности. Затем указываются противоположные истинной мудрости качества: сварливость (ст. 3) и леность (ст. 4), а потом приводится положительное свойство мудрости – проницательность, способность проникать в сердца людей, при всей таинственности области внутренней жизни человека (ст. 5, сн. Притч 18.4 ).
Притч.20:6 . Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
Притч.20:7 . Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
Притч.20:8 . Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
Притч.20:9 . Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»
Притч.20:10 . Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом.
Притч.20:11 . Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. Мф 6.2 ; Лк 18.8 ): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. Сир 11.28 ); нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. Притч 16.10 ; 3Цар 3.27 ). Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6–11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. Быт 6.5 ; 3Цар 8.46 ; Иов 14.4, 15.14 ; Пс 50.7 ; Еккл 7.20 ; Сир 7.5 и др.). Ст. 10 – частный и обыденный пример греховности – нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; Притч 11.1 ). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9.
Притч.20:12 . Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь.
Притч.20:13 . Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
Притч.20:14 . «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
Притч.20:15 . Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные.
Притч.20:16 . Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
Притч.20:17 . Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
Притч.20:18 . Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
Притч.20:19 . Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
Указание на божественное всеведение (ст. 12) приводится в качестве побуждения к страху Божию и надежде на Бога (сн Притч 15.5 ; Пс 93.9 ). Из ряда жизненно практических изречений (ст. 13–14, 17) выделяется похвала разумным устам (ст. 15), напоминающая похвалу мудрости вообще ( Притч 3.14–15, 8.11 ). Наставления против поручительства (ст. 16) повторяют сказанное у Премудрого ранее ( Притч 6.1–6 ), то же надо сказать и о запрещении клеветничества и сплетней (ст. 19 сн. Притч 11.13, 13.3 ).
Притч.20:20 . Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Притч.20:21 . Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
Притч.20:22 . Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Притч.20:23 . Мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро.
Запрещение злословия отца и матери, тяжко наказываемого законом, ( Исх 20.12, 21.17 ; Лев.20:9 ), здесь (ст. 20) сопровождается образным представлением (ср. Притч 13.9 ) ранней смерти непочтительного к родителям. В связи с непочтительностью к родителям, ставится и также осуждается мотовство, расточительность недостойного наследника в отношении к наследству родителей (ст. 21, сн. Притч 19.26 ). Негодование на разного рода злодеев, учит Премудрый, не должно служить основанием мщения (ст. 22), так как отмщение принадлежит Богу ( Притч 24.29 сн. Втор 32.35 ). Ст. 23 повторяет мысль ст. 10.
Притч.20:24 . От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
Притч.20:25 . Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
Притч.20:26 . Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
Притч.20:27 . Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Притч.20:28 . Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
Притч.20:29 . Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.
Притч.20:30 . Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. Притч 16.9 ; Пс 36.23 ), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда – неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25).
Ст. 26 сн. 7 и 28. – Ст. 27 сн. Иов 32.8 . Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии.
Похожая притча
1 Вино глумливо, хмельное питье неистово;
кто дает им себя обмануть, не мудр.
2 Ярость царя подобна львиному реву;
досадивший ему поплатится жизнью.
3 Честь для человека — удерживаться от раздоров,
а всякий глупец скор на ссору.
4 Ленивый не пашет вовремя;
возьмется искать в пору жатвы — и нет ничего.
5 Замыслы в человеческом сердце — глубокие воды,
но разумный сможет их вычерпать.
6 Многие зовут себя преданными,
но где найти человека, кому бы довериться?
7 Праведник живет беспорочной жизнью,
блаженны после него его дети.
8 Когда царь садится на судейский престол,
он глазами способен все зло развеять.
9 Кто может сказать: «Я очистил сердце,
я чист и безгрешен»?
10 Неверные весы и неверные гири —
и то и другое мерзко для Господа.
11 Даже ребенка узнают по его делам,
по тому, чисты ли поступки его, правильны ли.
12 Уши, которые слышат, и глаза, которые видят, —
и то и другое создал Господь.
13 Не люби спать, не то обнищаешь;
бодрствуй, и будешь досыта есть.
14 «Плохо, плохо», — говорит покупатель,
а когда отойдет, то покупкой хвастает.
15 Есть золото и много драгоценных камней,
но уста ученые — редкая драгоценность.
16 Забери одежду 77 у поручившегося за незнакомца,
удержи залог у ручавшегося за чужую жену.
17 Сладка человеку пища, добытая обманом,
но после нее рот будет полон песка.
18 Строй замыслы, обсуждая их с другими;
если ведешь войну, ищи мудрого совета.
19 Сплетня доверие предает,
так что избегай человека, который болтлив.
20 У проклинающего отца или мать
светильник погаснет во тьме кромешной.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале,
в конце не принесет благословения.
22 Не говори: «Я отплачу за обиду!»
Положись на Господа — Он спасет тебя.
23 Мерзость для Господа гири неправильные,
и весы нечестные Ему неугодны.
24 Шаги человека направляет Господь.
Как же может человек путь свой постичь?
25 Ловушка для человека — поспешно посвящать что-либо Богу
и только после обдумывать свой обет.
26 Мудрый царь провеивает нечестивых;
он гонит по ним молотильное колесо.
27 Дух человека — светильник Господень,
исследующий все глубины его существа.
28 Любовь 78 и истина 79 хранят царя;
милостью он утверждает престол свой.
29 Слава юношей в силе их,
седина — украшение старости.
30 Удары, что ранят, очищают от зла,
и битье очищает глубины сердца.
Примечания:
16 [77] — Верхнюю одежду брали в залог у бедняков (см. Исх. 22:26—27; Втор. 24:10—13).
Похожая притча
1 Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
2 Гроза царя — как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
3 Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего.
5 Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
9 Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред Господом.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
12 Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
14 «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
22 Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
23 Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
25 Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27 Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
29 Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина.
30 Раны от побоев — врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 20 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, издание Московской Патриархии. С неканоническими книгами.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
20:1 Вино не глумится над людьми, но притча указывает на то, что оно побуждает людей к насмешкам и глумлению. Сикера (крепкий напиток) делает людей буйными.
Вино изготовляется из винограда; сикера – из зерна. И то, и другое сбивает людей с истинного пути. Сначала человек начинает пить "за компанию", потом у него вырабатывается привязанность, потом он становится алкоголиком. Он пытается избавиться от этой привычки, но, оказывается, что она сковала его, подобно цепям. Христос дает силу, чтобы разбить эти цепи, но прежде человек должен захотеть освободиться от них.
20:2 Когда царь гневается, весь его двор охватывает страх. Этот страх – как бы рев льва, предупреждение об опасности. Кто раздражает царя, тот подвергает опасности самого себя.
Сей урок преподается нам в Послании к Римлянам 13:4: "ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмсти-тель в наказание делающему злое".
20:3 Человек, достойный чести, умеет держаться подальше от ссоры. Глупец же не успокоится, если не поругается с кем-нибудь.
20:4 Время пахоты в Израиле приходилось на ноябрь и декабрь, когда ветер обычно дует с севера. Ленивый человек использует холодную погоду в качестве оправдания для своего бездействия. Однако, если не вспахать, то и не посеешь, а без посева не будет урожая. Он будет выходить на поля, чтобы искать там зерно, и будет удивляться, почему там нет ничего.
20:6 [В английском (НКИ): "Многие хвалятся своею благостью/верностью, но кто может найти верного человека?" – прим. переводчика] Не так трудно найти людей, которые будут говорить о своей преданности, но совсем другое дело – найти таких, которые по-настоящему верны. Существует огромная разница между тем, каковы люди на самом деле, и тем, что им хотелось бы, чтобы окружающие думали о них. Это различие между "человеком" и "личностью".
20:7 Праведник ходит в честности и непорочности. Его дети приобретают достойное наследство, и его жизнь и пример приносят им огромную пользу.
20:8 Царь, сидящий на престоле суда, развеивает очами своими все злое. Когда Христос восседает на Своем судном престоле, Его всевидящие очи, подобно пламени огня, развеют всякое притворство и просеют все доказательства.
20:9 Своими собственными усилиями никто не может очистить себя от греха. Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" Если человек считает себя чистым и безгрешным, значит, он является жертвой чистого заблуждения.
Но очищение доступно посредством драгоценной крови Христа. Истинные верующие "омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца" (Отк. 7:14).
Кровь, что искупила нас, Очистила греха багрянец, – Мы всей земле и аду готовы бросить вызов Явить тот грех, который бы она была омыть не в силах.
Август М. Топлади.
20:10 Бог ненавидит нечестные весы и меры. Это включает в себя любое обманчивое приспособление с целью принести себе наживу за счет других. Это включает в себя уловку продавца, когда он пальцем придерживает весы, взвешивая покупку. И даже включает в себя обычай предъявлять более строгие стандарты по отношению к другим, нежели те, по которым мы судим себя.
20:11 Основополагающая природа человека проявляется еще в раннем возрасте. Некоторые дети весьма своевольны, другие же обладают весьма приятным нравом. "Ребенок – отец человека". Он пронесет свой характер через всю свою взрослую жизнь, будь ли это ему во благо, или на зло.
20:12 Господь сотворил ухо слышащее и глаз видящий. Что это может значить, кроме того, что они принадлежат Ему, и должны использоваться для Его славы?
20:13 Не увлекайся сном, чтобы тебе не оказаться в приюте для бедняков. Встань и иди на работу. Ты заработаешь деньги, чтобы уплатить за квартиру, купить продукты и жертвовать на Божью работу.
20:14 Это старинная уловка покупателя. Осматривая подержанную машину, он шумно жалуется на ее вмятины, ее потертые покрышки, ее шумный двигатель и ужасный цвет. "Дурно! Ни на что не годится", – говорит он. Продавец даже не подозревал, что его машина – такая рухлядь; он наивно понижает цену. Покупатель отдает ему деньги, а когда отходит в сторону, хвалится перед друзьями, какую удачную сделку он выторговал.
20:15 Человек может носить золотые украшения и драгоценные камни, но лучшее украшение – это мудрая речь. Украшайте себя ею!
20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. Любой человек, который оказался достаточно глуп, чтобы принять на себя финансовые обязательства за людей, которых он не знает, – плохой гарант и поручитель. Если вам приходится иметь дело с таким человеком, убедитесь, что у него достаточно поручителей, чтобы вы оказались защищены, если вдруг он изменит своему слову или окажется банкротом. Этот совет особенно важен, если чужой, за которого он поручился, – аморальный, безнравственный человек.
20:17 Любого рода богатство, приобретенное нечестным путем, может принести временное удовлетворение, но потом оно окажется таким же неприятным и раздражающим, как рот, наполненный древесными опилками. Эта притча порицает ложные налоговые декларации, поддельные статьи расходов, взятки и подкуп инспекторов, обманчивые ценники и рекламу несуществующих новых качеств продукта.
20:18 Прежде, чем составить план действий, необходимо выслушать советы опытных людей. Ни один генерал не ведет войну, не посоветовавшись с другими военными экспертами.
20:19 Сплетни подрывают доверие. Поэтому не сообщайся с болтуном, потому что, если он рассказывает тебе о других, можешь быть уверен, что он точно также будет рассказывать другим о тебе.
20:20 Согласно закону Моисея, злословие на своих родителей наказывалось смертью (Исх. 21:17). Это должно заставить призадуматься молодежь в наши дни, которая часто весьма враждебно настроена по отношению к своим родителям. Если не избавиться от этого чувства горечи, то это приведет к временной тьме и вечному осуждению.
20:21 Блудный сын получил свою долю наследства . поспешно, но так же быстро его потерял. Однако эта притча также относится и к любым другим способам быстрого обогащения. Легко пришло, легко и уйдет.
20:22 Не пытайтесь отомстить своим врагам. Отмщение принадлежит Господу. Он отплатит им. Предоставь Господу. Он сохранит тебя и воздаст за тебя.
20:23 Адам Кларк работал помощником у продавца шелка, который предложил ему растягивать шелк, когда он будет отмерять его для покупателя. Адам ответил: "Ваш шелк, возможно, растягивается, но моя совесть – нет". Бог удостоил Адама Кларка высокой чести, много лет спустя позволив ему написать широко-известн^гй и используемый многими Комментарий к Библии.
20:24 Этот стих подчеркивает Божью суверенность, а не свободную волю человека, хотя и первое, и второе являются истиной. Главная его мысль заключается в том, что Бог суверенен в своей власти над человеческими делами, и Он знает, что лучше для нас. Поэтому мы должны обращаться к Нему за водительством, и не пытаться быть хозяевами своей судьбы, манипулируя, чтобы сделать все по-своему.
20:25 Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Опасно посвящать что-либо Господу, а потом изменить свое мнение. Прежде, чем дать обет, человек должен быть уверен в том, что сможет его исполнить, и что он действительно намеревается это сделать.
20:26 Мудрый царь не терпит нечестивых. Он обратит на них молотильное колесо, то есть, он отделит их от праведных, приведет их на суд и накажет их.
20:27 Под духом человека в этом стихе, обычно, понимается совесть. Она дана нам Господом и служит нам светильником, проливая свет на наши мысли, побуждения, привязанности и поступки. Она одобряет и осуждает самые глубинные помышления и намерения в нашей жизни (см. Рим. 2:14, 15).
20:28 Лидеру, характеристиками которого являются милость и истина, будут принадлежать и уважение и поддержка его подчиненных. Он поддерживает свое положение власти милостью и добротой, а не тиранией.
20:29 Наиболее заметной славой молодых людей является их сила, тогда как седина стариков ассоциируется с мудростью и опытностью. Каждой церкви необходима как сила для служения, так и зрелость для мудрого совета.
20:30 "Раны от побоев – врачевство против зла, также как и удары, проникающие во внутренности чрева".
Похоже, эта притча говорит о том, что физическое наказание может оказаться ценным средством борьбы с нравственным злом. Когда у ребенка появится искушение украсть деньги из маминой сумки, он вспомнит боль прошлого наказания.
Читайте также: