Притчи 18 глава толкование
Обновлено: 13.11.2024
1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви.
Притч.18:1 . Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:
Притч.18:2 . Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
Притч.18:3 . С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.
Притч.18:4 . Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
Притч.18:5 . Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Притч.18:6 . Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
Притч.18:7 . Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.
Притч.18:8 . Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
Притч.18:9 . Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
Притч.18:10 . Нерадивый в работе своей – брат расточителю.
Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5 ; Еккл 7.24 ). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей ( Лев.19:15 ; Втор 10.17 ). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).
Притч.18:11 . Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.
Притч.18:12 . Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
Притч.18:13 . Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
Притч.18:14 . Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Притч.18:15 . Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?
Притч.18:16 . Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
Притч.18:17 . Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает человеку обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении» . Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33 . Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого ( Сир 11.8 ; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах , «дух» , муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31 ; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8 ).
Притч.18:18 . Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
Притч.18:19 . Жребий прекращает споры и решает между сильными.
Притч.18:20 . Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.
Притч.18:21 . От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
Притч.18:22 . Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье – не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8–9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33 ). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. – 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) – "брат , озлоб ленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града» , чем у LXX ( αδελφός ὺπο αδελφοῦ βοηθούμενος , ὠς πολις οχυρὰ καὶ ὑψηλὴ ), в Vulg. – (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: « брат от брата помогаем, яко град тверд и высок» . Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места – ст. 18–19, ср. вторую половину ст. 20 – говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14, 13.2 . Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38.20–22 ), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков ( Иак 3.5–9 ).
Притч.18:23 . Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]
Притч.18:24 . С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
Притч.18:25 . Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21, 17.5 ); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).
Похожая притча
1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви.
Притч.18:1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:
Притч.18:2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
Притч.18:3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.
Притч.18:4. Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.
Притч.18:5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Притч.18:6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
Притч.18:7. Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.
Притч.18:8. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
Притч.18:9. Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
Притч.18:10. Нерадивый в работе своей – брат расточителю.
Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5; Еккл 7.24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев.19:15; Втор 10.17). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).
Притч.18:11. Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен.
Притч.18:12. Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
Притч.18:13. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
Притч.18:14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Притч.18:15. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?
Притч.18:16. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
Притч.18:17. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11.8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8).
Притч.18:18. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
Притч.18:19. Жребий прекращает споры и решает между сильными.
Притч.18:20. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.
Притч.18:21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
Притч.18:22. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье – не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8–9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. Притч 16.33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. – 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) – «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града«, чем у LXX (αδελφός ὺπο αδελφοῦ βοηθούμενος, ὠς πολις οχυρὰ καὶ ὑψηλὴ), в Vulg. – (frater; qui adjuvatur a fratre, gnasi civrtas firma), и в слав.: »брат от брата помогаем, яко град тверд и высок«. Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места – ст. 18–19, ср. вторую половину ст. 20 – говорит в пользу евр. -русск. чтения. Ст. 21 сн. Притч 12.14:13.2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир 38.20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак 3.5-9).
Притч.18:23. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.– [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]
Притч.18:24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
Притч.18:25. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21:17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).
Похожая притча
Притч.18:1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.:
Притч.18:2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
Притч.18:3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
Притч.18:4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
Притч.18:5. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Притч.18:6. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
Притч.18:7. Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его.
Притч.18:8. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
Притч.18:9. Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
Притч.18:10. Нерадивый в работе своей — брат расточителю.
Притч.18:11. Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен.
Притч.18:12. Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
Притч.18:13. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
Притч.18:14. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Притч.18:15. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?
Притч.18:16. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
Притч.18:17. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны — на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством — в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев — синод. и Архим. Макария — евр. бемаскито — «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33. Указываемый в ст. 14 признак глупца — манера отвечать, не выслушав вопроса, — считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным дли человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир 11.8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также — при унынии — источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй — женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8).
Притч.18:18. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
Притч.18:19. Жребий прекращает споры и решает между сильными.
Притч.18:20. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам зáмка.
Притч.18:21. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
Притч.18:22. Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Притч.18:23. Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.— [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.]
Притч.18:24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
Притч.18:25. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Премудрый говорит здесь о разных видах любви и привязанности, и, прежде всего, признает великим даром Божиим и счастьем для человека обладание доброй женой (ст. 23, ср. Притч 31.10 сл., Сир 26.1 сл.); затем, имея в виду отрицательным путем выразить долг любви и милосердия к нуждающимся, изображает смиренно молящую фигуру нищего с одной стороны, и грубую надменность и жестокосердие богача с другой (ст. 24, сн. Притч 14.21:17.5); наконец, говорит об идеальной дружеской любви, способной превысить силу любви братской (ст. 25).
Похожая притча
Прит. 18:1-2. Эгоизм, присущий человеку своенравному, побуждает его лишь к исполнению собственных прихотей, порой глупых (стих 1); «все умное» здесь может быть понято в значении «здравого суждения» «полезного совета» таковые «своенравным» насмешливо отвергаются (евр. лааг, переведенное в стихе 1 как восстает, в других местах передано в значении «насмехаться», «ругаться», 1:26; 17:5; 30:17). Стих 2 как бы продолжает по смыслу предыдущий. «Восстающий» против умных советов глуп, а у глупого человека две беды: ум, закрытый для познания, и рот напротив, закрывающийся редко, ибо уж очень хочется глупому выказать свой ум.
Прит. 18:3. Нечестие всякого рода вызывает презрение у окружающих, человеку нечестивому не избежать бесславия, а с ним и поношения.
Прит. 18:4. Проблема «слов, сходящих с уст человеческих», трактуется в стихах 4,6-8, 20-21. в стихе 4 они сравниваются с «глубокими водами» -потому, вероятно, что возникают в глубинах человеческой души, что не всегда однозначны и могут нести в себе некий тайный, глубинный смысл. Во второй части стиха подразумевается, что сказанные человеком мудрым, слова сами становятся источником мудрости; Соломон сравнивает их с животворным струящимся потоком.
Прит. 18:5. О вреде лжесвидетельства на суде в пользу нечестивого. На необходимость устранения этого зла обращал внимание еще Моисей (Лев. 19:15; сравните Прит. 17:15; 23:26; 24:23; 28:21).
Прит. 18:6-8. Необдуманные слова, произнесенные глупым человеком, приводят к ссорам и могут обернуться бедой (здесь «побоями») для него самого (стих 6). Вариация той же мысли в стихе 7. Гибель может означать тут беду несчастье; уста глупца расставляют ловушку ему самому. Слова переносчика сплетен (стих 8) сравниваются с «лакомством» в том смысле, что любители их получают удовольствие, слушая сплетни, которые запоминают и смакуют, подобно вкусной еде, приятной их «чреву».
Прит. 18:9. Если ленивый и небрежный в работе мало чего достигает трудом своим, то расточитель недолго радуется плодам своего труда, ибо недолго владеет ими.
Прит. 18:10-11. Тема этих притчей — убежище истинное и воображаемое. Истинное имеет праведник, прибегающий к имени Иеговы, т. е. вверяющий себя Господу (стих 10). Это убежище сравнивается с крепкой башней: укрывшийся в ней безопасен. Не то богатый, который полагается на крепкий город, которым владеет (сравните 10:15).
Хотя богатство предпочтительней бедности, служить столь же твердым залогом безопасности, как Господь, оно не может. Потому-то высокая ограда вокруг города — лишь воображаемая защита на случай несчастья. Как и имение (имущество, деньги) отнюдь не являются ключом к решению всех проблем, возникающих в жизни.
Прит. 18:12-14. Высокое мнение о самом себе, гордость, в конечном счете ведут человека к падению, тогда как смирение нередко есть залог его последующего возвышения (стих 12). Тот, у кого готов ответ на все (стих 13), даже на вопрос или мнение собеседника, не выслушанные до конца, глуп, замечает Соломон.
Древнееврейские мудрецы, знатоки Торы, видели в подобном поведении свидетельство небольшого ума и необразованности. Сами они всегда внимательно выслушивали собеседника и ответ давали, тщательно его обдумав. Обстоятельство, о котором говорится в стихе 14, давно подтверждено и врачами: человек сильный духом может побороть и физическую болезнь; напротив, павшему духом не всегда помогут и врачи.
Прит. 18:15. Разумный сердцем стремится к приобретению знания. Вторая фраза этого стиха содержит в себе указание на устное преподавание мудрости (Торы в первую очередь) в древнееврейских школах (сравните 15:31). Мера мудрости, приобретаемой учеником, зависела от того, насколько внимательно слушал он учителя.
Прит. 18:16. То, о чем здесь говорится, являлось характерной чертой древневосточной жизни: предстать (по той или иной нужде) перед вельможей без подарка было нельзя. Подарок этот сродни был взятке, хотя, возможно, и не носил столь явного характера. Предложение подарка, или взятки, тут не одобряется, а лишь констатируется как то, что было принято.
Прит. 18:17-19. Эти притчи на тему споров и тяжб, которые решаются в суде. Стих 17 звучит как совет судье выслушать обе конфликтующие стороны прежде чем вынести решение по их спору. В стих 18 ссылка на один из известных в Библии способов решения тяжб: бросался жребий, который и прекращал споры (сравните 6:33; толкование на Есф. 3:7; Деян. 1:26), в стихе 19 обоснование необходимости так или иначе положить конец конфликту как можно скорее: восстановить отношения между двумя братьями (родственниками ли по крови или соплеменниками), один из которых озлоблен, полагая себя стороной обиженной, не менее трудно чем овладеть неприступным городом.
Прит. 18:20-21. Плодом уст человека и произведением их названы его слова (сравните 12:14; 13:2). Будучи позитивными и ободряющими, они могут служить и его собственному благу. И в их же власти (во власти языка) — смерть и жизнь. К примеру, ложное показание в суде могло грозить кому-то смертью. «Любящими язык» названы в стихе 21 люди на язык невоздержанные (сравните 10:19; 18:2; 20:19); Соломон предупреждает их, что они сами же от своего языка пострадают (вкусят от плодов его).
Прит. 18:22. Обретение доброй жены рассматривается как благодать от Господа.
Прит. 18:23. Милосердие к нуждающимся почиталось у древних евреев обязанностью и высоким нравственным достоинством. Здесь осуждается отсутствие его.
Прит. 18:24. Эта притча очень созвучна правилу, соблюдение которого представлялось древним евреям весьма важным: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Выражается мысль, что бывает друг, который ближе человеку, чем брат его по крови.
Читайте также: