Притча что такое любовь сухомлинский в а

Обновлено: 21.12.2024

Что такое любовь. Когда Бог сотворил свет, он научил все живое продолжать род свой - рождать подобных себе. Поместил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине - горсть зерна.

- Живите: продолжайте род свой, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.

Приходит бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано утром, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними созревает хлеб на поле, под шалашом - колыбель, а в ней ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на оранжевое поле, то в глаза друг другу. В ту минуту, когда глаза их встретились, Бог увидел в них какую-то невиданную силу, необыкновенную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд - прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог, прекраснее самого Бога. Эта красота до того удивила Бога, что его Божья душа затрепетала от страха и зависти: как это так, я сотворил основу земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видимо, сотворить этой красоты, откуда она взялась и что это за красота такая?

- Это любовь, - сказал архангел Гавриил.

- Что это такое - любовь ? - спросил Бог.

Архангел пожал плечами.

Бог подошел к мужчине, дотронулся до его плеча старческой рукою своей и стал просить: научи меня любить, Человек. Мужчина даже не заметил прикосновения руки бога. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины - своей жены, матери своего ребенка. Бог был немощным, но злым и мстительным дедом. Он рассердился и закричал:

- Ага, значит, ты не желаешь научить меня любить, Человек? Запомнишь ты меня! С этого часа старей. Каждый час жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть высохнет твой мозг и оскудеет разум. Пусть пустым становится твое сердце. А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек. Пришел Бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Смотрит - вместо шалаша стоит беленький дом, на пустыре вырос сад, в поле пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочери лен дерут, а внуки на лугу играют. Около дома сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел Бог в глазах мужчины и женщины красоту еще более сильную, вечную и непобедимую. Увидел бог не только Любовь, но и Верность. Разгневался бог, кричит, руки дрожат, изо рта пена летит, глаза на лоб лезут:

- Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и тужи за жизнь, за любовь свою, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя любовь.

Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Смотрит: сидит человек над маленькой могилкой, глаза у него грустные, но в них - еще более сильная, необыкновенная и страшная для Бога человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел Бог. Задрожали у Бога руки от страха и бессилия, подошел он к Человеку, упал на колени и умоляет:

- Дай мне, Человек, эту красоту. Что хочешь проси за нее, но только дай мне ее, дай эту красоту.

- Не могу, - ответил Человек. - Она, эта красота, достается очень дорого. Ее цена - смерть, а ты, говорят, бессмертный.

- Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.

- Нет, не надо. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравняются с Любовью, - ответил Человек.

Бог поднялся, зажал в горсть бородку, отошел от дедушки, что сидел около могилки, повернулся лицом к пшеничному полю, к розовой заре и увидел: около золотых колосьев пшеницы стоят молодой человек и девушка и смотрят то на розовое небо, то друг другу в глаза. Схватился Бог руками за голову и пошел с земли на небо. С той поры Богом на Земле стал Человек.

Вот что значит любовь. Она - больше, чем Бог. Это - вечная красота и бессмертие человеческое. Мы превращаемся в горсть праха, а Любовь остается вечно.

Похожая притча

Чужой компьютер

Граждане СССР

вернуться к странице

Граждане СССР запись закреплена
Авторская одежда Сестёр Тургиновых/ Путь женщины

Искренние и остроумные притчи, сказки и рассказы, с глубоким подтекстом, они осторожным намеком учат добру, умным и хорошим поступкам, уважению к старшим.

Похожая притча

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения советского педагога-новатора Василия Сухомлинского. Свои идеи Сухомлинский обсуждал в переписке с сыном — и, по сути, изложил в ней свои взгляды на образование и самовоспитание человека.

Призвание не обязательно должно быть громким. Сухомлинский приводит в пример знакомого агронома. Тот мастерски ухаживает за деревьями, и его умение стричь кроны педагог сравнивает с мастерством Станиславского и Шостаковича.

Только благодаря такому труду человек ставится профессионалом. Заниматься тем, что тебе неинтересно, нельзя — даже на профессиональном уровне. Иначе получится человек, «зарабатывающий на хлеб насущный», но в его жизни не будет той радости, которую даёт любимое дело.

«Призвание — это не что-то приходящее к человеку извне. Если бы в средней школе, начиная, наверное, со второго класса, ты не сидел над схемами радиоприёмников, если бы не трудился — вряд ли появилось бы это призвание. Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья».

В призвании нужно постоянно совершенствоваться. Педагог обращает внимание сына на необходимость самообразования — университет даёт лишь необходимые теоретические знания, а тем, что происходит в профессии сейчас, надо интересоваться самому.

«Установи сам себе вот какое правило: ежедневно, буквально ежедневно — и в праздник, и в выходной — прочитывать и штудировать хотя бы пять страниц из научных журналов по радиофизике и смежным наукам электронике, бионике, астрофизике, космической биологии и др. Я ещё раз повторяю: делать это надо ежедневно. Пользуйся малейшей возможностью потрудиться в лаборатории, в мастерской. Монтируй радиоприёмник в действующие модели, управляемые по радио. И никогда не удовлетворяйся посредственным результатом. Стремись к совершенству — в этом путь к воспитанию призвания».

Сыну, который только начинал студенческую жизнь, Сухомлинский советует с первых дней установить режим труда. Например, самые сложные занятия и задания оставлять на утро: вставать в 5.30, чтобы в шесть утра уже быть готовым уделить время самостоятельным занятиям до начала лекции.

Второй шаг — завести несколько записных книжек, куда нужно записывать важные мысли из прочитанного и передуманного. Вести их нужно чётко, по системе, а не хаотично — только тогда этот способ облегчит умственный труд. К этому способу постоянно прибегал сам Сухомлинский в работе над своими книгами.

Он обращал внимание на то, что в учёбе одинаково важно уметь бегло просматривать текст и глубоко вчитываться в него. А вот ночные бдения над конспектами он считал не только не полезным, но и вредным делом.

«Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и поработать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов. Я советую конспект делить как бы на две рубрики (графы): в первую записывать кратко изложенные лекции, во вторую — то, над чем надо подумать; сюда следует заносить узловые, главные вопросы. Это тот каркас, к которому как бы привязывается всё здание знаний по данному предмету. Вот над этими каркасными вопросами надо думать ежедневно, связывая с этим думанием то повседневное чтение, о котором я говорил. Если ты будешь придерживаться этого требования по всем предметам, у тебя не будет „авральных“ дней. Не будет надобности перечитывать и заучивать весь конспект при подготовке к экзамену или зачёту».

Сухомлинского, чей сын учился на радиофизика, раздражал спор физиков и лириков. Педагог считал, что любой человек, независимо от своих склонностей, должен заниматься самовоспитанием, и самым верным учителем в этом видел книгу. Он особенно советовал сыну произведения Симонова, Солоухина, Твардовского и Берггольц, рекомендовал перечитывать «Всадников» Яновского, «Седьмой крест» Зегерс, «Землю людей» Экзюпери и «Старика и море» Хемингуэя.

«Совершенно недопустимой, просто глупой является тенденция, почему-то усиленно культивируемая в последнее время: тот, кто не имеет больших математических способностей, считается вроде бы неполноценным, несчастным, обездоленным существом. Ты стремишься стать хорошим инженером. Это очень важно. Но надо стремиться прежде всего стать человеком — это ещё важнее. Меня очень тревожит, что с окончанием средней школы для большинства студентов прекращается гуманитарное образование, а в средней школе во многих случаях оно поставлено очень плохо. Воспитывай в себе Человека — вот что самое главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь».

Самое страшное для человека, считает Сухомлинский, — это равнодушие к добру и злу одновременно. Он советует сыну никогда не проходить мимо несправедливости и зла и прикладывать все усилия, чтобы разрешить их. Голос совести в этом — самый надёжный ориентир. «Если ты привыкнешь не обращать внимания на что-нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью, только так можно выковать характер». При этом нужно всегда решать конкретные проблемы, чтобы принести пользу обществу.

«С одной стороны, хорошо, что тебя тревожат факты бесхозяйственности: в колхозе прекрасный сад, но уже тонн десять яблок скормили свиньям; гектара три помидоров остались неубранными, а председатель колхоза приказал трактористам перепахать участок, чтобы и следов не осталось… Но, с другой стороны, меня удивляет, что в твоём письме — только недоумение и больше ничего, растерянность перед этими возмутительными фактами. Что же это получается? Ты пишешь: „Когда я увидел утром этот участок вспаханным, у меня чуть сердце не вырвалось из груди…“. А потом что? Всё-таки, что же произошло с твоим сердцем? Успокоилось оно, по-видимому, и бьётся ровненько? И сердца твоих товарищей-тоже ни у кого не вырвались из груди?».

Никогда не бойтесь выразить то, что вы чувствуете, даже если ваши мысли противоречат общепринятым. Сухомлинский считает, что в подростковом возрасте человек должен быть достаточно смелым, чтобы отстаивать свою точку зрения и не оглядываться на то, что скажут окружающие. Именно вера в идею приносит смысл в жизнь человека, она его главное положительное качество.

«Ты пишешь, что если бы ты поднял голос против зла, которое происходит на твоих глазах, если бы стал бороться за правду, на тебя смотрели бы с удивлением — как на белую ворону. Сейчас ты поднимаешься на ту ступеньку духовного развития, когда человек уже не должен оглядываться на других. Что они делают? Как поступают? Надо думать самому, решать самому. Тот, в чьём сердце нет идеи, начинает приближаться к животному существованию. Джордано Бруно мог спасти свою жизнь, сказав всего несколько слов: я отказываюсь от своих взглядов. Но он не сказал этих слов, потому что благородная идея одухотворяла его. Если бы каждый молодой человек, каждая девушка в нашей стране жили благородной, возвышенной идеей, если бы идея была у каждого стражем совести, — наше общество стало бы миром идеальной нравственной, духовной красоты».

Сухомлинский предупреждает сына: когда у него появится настоящий друг, ему нужно будет приложить много сил, чтобы стать хорошим товарищем и не позволять пустым эмоциям портить их отношения. Важно заниматься воспитанием чувств и учиться управлять своими эмоциями. Он советует не забывать о переживаниях, заботах и тревогах окружающих, а в дружбе и постоянном общении с другими людьми воспитывать «тонкость чувств».

«Самое главное, что надо помнить каждому молодому человеку, не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточённости, свирепости. Где-то в глубине человеческой психики, в подсознании дремлют инстинкты — животный страх, свирепость, жестокость. Чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются инстинкты и дают о себе знать грубостью. Когда человеку нечего больше говорить в доказательство своей правоты, он или прямо говорит, что не может больше ничего доказать (так делают люди высокой эмоциональной и интеллектуальной культуры), или же начинает кричать, то есть восполняет убогость мысли «бунтом инстинктов».

Сухомлинский считал, что, когда человек признаётся в любви, он автоматически берёт на себя ответственность за судьбу того, кого любит. Он призывал сына не искать опыта в любви и не встречаться с девушками только для развлечения. В союзе между мужчиной и женщиной он видел начало будущей семьи.

Похожая притча

Мое сердце учащенно бьется при мысли о том, что я говорю сегодня уже не с маленьким ребенком. Будь же счастлива, переступая эту черту. А счастливой ты будешь тогда, когда будешь мудрой.

Миллионы женщин – да, юных четырнадцатилетних женщин с трепетом сердца думают: что такое любовь? Каждая постигала понимание ее по-своему. Задумывается об этом и каждый юноша, когда в нем пробуждается мужчина. Теперь, дорогая доченька, мои письма к тебе будут не такие, как раньше. Мое сокровенное желание – передать тебе ту жизненную мудрость, которая называется умением жить. Хочется, чтобы из каждого отцовского слова, как из маленького зернышка, рождались ростки твоих собственных взглядов и убеждений.

Мне тоже не давал покоя этот вопрос. Самым близким человеком для меня в годы детства и ранней юности была бабушка Мария – изумительный человек, которому я обязан всем, что вошло в мою душу красивого, мудрого, честного. Она умерла накануне войны. Она открыла передо мной мир сказки, родного слова и человеческой красоты. Однажды в тихий вечер ранней осени, сидя с ней под ветвистой яблоней и глядя на улетающих в теплые края журавлей, я спросил: «Бабуся, что такое любовь?»

Самое сложное она умела разъяснить сказкой. Ее черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она взглянула на меня как-то по-особенному, не так, как раньше.

– Что такое любовь. Когда бог создал мир, он расселил все живые существа на земле и научил их продолжать свой род, производить себе подобных. Отвел мужчине и женщине поле, показал, как строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна. «Живите и продолжайте род свой, – сказал им, – а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас».

Приходит с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша. Перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на небо,то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, бог видел в них непостижимую для него красоту и какую-то неведомую силу, красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля – прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Она потрясла, удивила, ошеломила бога.

– Что это? – спросил он архангела Гавриила.

– Что значит «любовь»?

Архангел пожал плечами. Бог подошел к мужчине и женщине и спросил их, что такое любовь. Но и они не смогли объяснить ему. Тогда бог разгневался.

– Ах так! Вот вам мое наказание: с этого мгновения вы будете стареть. Каждый час жизни будет уносить по крупинке вашу молодость и силу! Приду через пятьдесят лет и посмотрю, что осталось в твоих глазах, Человек.

– На что же мог рассердиться бог? – спросил я у бабушки.

–Да ведь человек без спроса сотворил нечто такое, что тому самому и неведомо было. Но слушай дальше. Пришел он с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. Пред избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах у мужчины и женщины красоту еще более могучую и силу еще более сильную, и еще что-то новое прибавилось к тому.

– А это что? – спросил он архангела.

– Верность, – ответил тот. И вновь не смог объяснить.

Еще пуще разгневался бог.

– Мало тебе старости, Человек? Так недолгим будет твой срок. Приду еще и посмотрю, во что превратится твоя любовь.

Пришел он с архангелом Гавриилом через три года.

– А это еще что? – спрашивает он архангела. Видит: сидит мужчина над маленьким холмиком. Глаза у него грустные-грустные, но в них все та же непостижимая красота и та же сила. И уже не только Любовь и Верность в них, но и что-то еще.

Зажал бог в кулаке свою бороду и отошел от сидящего у маленького холмика старика. Повернулся лицом к пшеничной ниве и алой утренней заре и увидел: у золотых колосьев стоят молодые мужчины и женщины и смотрят то на алое небо, тодруг другу в глаза. Долго стоял он и глядел на них. А потом ушел в глубокой задумчивости. С той поры богом на Земле стал Человек.

Вот что такое любовь, внучек. Любовь – она выше бога. Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, неотцветающей связью рода человеческого остается любовь!

Вот что такое любовь, доченька. Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек. И, собственно, только тогда, когда он умеет любить по-человечески, он и Человек. Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но еще не ставшее таковым.

Читайте также: