Веселое сердце благотворно как врачевство а унылый дух сушит кости притчи 18
Обновлено: 14.11.2024
Ст. 21-26 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду
Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети - или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. X:1 ; XV:20; XXIII:24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. XV:13 ). Ст. 23 - о подкупе в суде (ср. XXI:14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. IV:25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и X:1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Параллельные ссылки: Притчи 17:22 / Притч 17:22
Притч 17:22
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его?
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,
ибо слово Господне право и все дела Его верны.
через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.
Ориген
Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется
Здесь Соломон Бога называет отцом, Его человеколюбие - матерью, каковая и сподвигла Его на воплощение и претерпевание страданий ради нас. Бог и Отец наш не гордится сыном по усыновлению, который не взращен Божьей премудростью и познанием, но предал себя злу и пороку. А благоразумный сын доставляет радость матери своей - Божию человеколюбию, каковая и приближает нас к самому Богу и Отцу, как сыновей, недокормленных [ее] молоком и стремящихся к твердой пище духовной, дабы стал нашим братом по уподоблению Сын Его Иисус Христос, и мы так вступили в гражданство [Царства Небесного] по делу и слову. Мать нам и Церковь, которую Духом Своим Святым Отец и Бог взял в супруги, ибо всегда рождает Он через нее своих сыновей и дочерей; и от тех, кто взращены по Божию познанию и премудрости испытывает довольство и Бог, Отец наш, и мать наша Церковь. А от пребывающих в невежестве весьма удручается и скорбит, поскольку желают они не совершить обращение и спастись, но оставаться во зле.
Похожая притча
1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.
Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
Притч.17:2 . Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.
Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
Притч.17:5 . Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–
Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]
Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.
Притч.17:8 . Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
Притч.17:9 . Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).
Притч.17:10 . На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Притч.17:13 . Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Притч.17:14 . Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
Притч.17:15 . Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.
Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.–
Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
Притч.17:18 . Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).
Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .
Притч.17:21 . Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не порадуется.
Притч.17:22 . Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Притч.17:23 . Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
Притч.17:24 . Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
Притч.17:25 . Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Притч.17:26 . Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13 ). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.
Притч.17:27 . Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
Притч.17:28 . И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19 ). Мысль ст. 27 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5 .
Читайте также: