Притча о селезне который обманул смерть
Обновлено: 14.11.2024
Говорить о новом фильме супружеской пары Натальи Меркуловой и Алексея Чупова можно либо беспредметно, либо со спойлерами, так что, если вы не хотите заранее знать главный сюжетный поворот, воздержитесь от чтения этой рецензии. То ли егерь, то ли лесник Егор (Евгений Цыганов) – воплощение образа «настоящего мужика». С первых минут он вступает в борьбу: пытается задержать двух вооружённых браконьеров (успешно, пусть и не без труда), убедить председателя разобраться с неработающей каждую зиму электроподстанцией (тут уж увы, не судьба), словом решительно и спокойно делает своё дело. Он любит свою беременную жену Наташу (Наталья Кудряшова), терпит по-стариковски ворчливого тестя (Юрий Кузнецов) и дружит с сыном-школьником Артёмом.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
По легенде, когда селезню пришла пора умирать, он извалялся в пыли, стал серым и спрятался среди уток, так что старуха с косой не нашла его и ретировалась. Егора так впечатляет эта история, что он покупает женскую одежду, бельё, косметику и начинает перевоплощаться по ночам. А вдруг, став другим человеком, и он сможет перехитрить смерть? Даже сам Егор поначалу не готов принять свой новый облик, он запирается в бане, а когда наконец выходит наружу сталкивается с брезгливостью и звериной ненавистью окружающих, побоями и изгнанием. Но не стоит воспринимать «Человека, который удивил всех» как социальную драму, заточенную под иностранные фестивали и спекулирующую на темах гендерной идентичности и гомофобии. Переодевание в дешёвое красное платье лишь часть магического ритуала, который Егор исполняет с невероятным мужеством. Весь оставшийся фильм главный герой не промолвит ни слова. Как знать, может быть, чтобы смерть не узнала его голос? До конца фильма Егор не прибегнет к насилию, даже когда его будут бить или того хуже. Все вокруг, даже так боявшаяся его потерять жена, ждут от Егора, что он умрёт мужиком, но егерь выбирает жизнь. Среди культа силы и борьбы (даже такой бесполезной, как борьба со смертью), решение спрятаться, измениться, позволить себе быть слабым, чтобы выжить – преступление. И не важно, как ты оденешься, тебя всё равно назовут бабой.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Воплощение такого непростого режиссёрского замысла напрямую зависит от исполнителя главной роли. Неверный выбор грозит обрушить всё строение фильма. Евгений Цыганов получил эту роль не только потому, что для большинства зрителей за ним закрепился образ настоящего мужчины с волевыми скулами и экзистенциальной обречённостью на лице, которыми режиссёры играют с давних пор («Космос как предчувствие», «Ветка сирени», «Оттепель»). Умение не казаться, но быть, молчаливо и сдержанно проживать роль, а не играть, делают Цыганова уникальным актёром своего поколения и вообще российского кино. Этот талант Меркулова и Чупов успешно используют, чтобы создать может быть самого необычного персонажа современного отечественного кинематографа.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Важную роль играет пространство леса, в котором герой Цыганова оказывается в судьбоносные моменты, по которым можно проследить эволюцию персонажа. Мистическим образом в этом лесу сконцентрированы великая красота и великий страх, тайна жизни, смерти и возрождения. Эстонский оператор Март Таниэль со всем северным спокойствием и ювелирной точностью держит дистанцию между этим пространством, да и всеми пейзажи, и зрителем. Картинка в «Человеке, который удивил всех» холодная и суровая, как сама Сибирь. Вместе с тем операторская работа Таниэля с первых кадров помогает создать нежный и органичный дуэт Цыганова и Кудряшовой.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
«Человек, который удивил всех» - попытка супружеского режиссёрского дуэта изучить и показать взаимодействие «мужского» и «женского» архетипов в русском сознании, фильм-притча о перерождении во имя жизни, так что не следует судить его строго за недостаток реализма. И неважно в чём он проявляется: в бесплатных хосписах и обезболивающих для больных раком или даже в счастливом финале. Как бы искусственно ни выглядела концовка, иначе сказка завершиться и не могла.
Наш фильм о человеке, который любит и способен принять другого
Ни Меркулова, ни Чупов не были близко знакомы с Екатериной. Как-то раз она прислала им на рассмотрение один из лежавших у нее для подачи в Минкульт сценариев с предложением посотрудничать. Но проект им по душе не пришелся. Обратным письмом режиссеры отправили собственный сценарий, особо не рассчитывая на результат. Через сутки Филиппова написала: «Прочитала». Еще через сутки: «Ну что, будем подаваться?»
Вообще, продюсеры любят сценарии, из которых в теории может получиться фильм-событие. Они пытаются вычислить такие вещи на ранней стадии. Екатерина Филиппова увидела такой потенциал. Ее не испугал ни сюжет, ни тема. И это оказалось главным потрясением для режиссеров, ведь с десяток продюсеров, которых обошли Меркулова с Чуповым, пугало то одно, то другое, то третье.
Авторы сценария и режиссеры-постановщики фильма Наташа Меркулова и Алексей Чупов на Венецианском кинофестивале
Но каждый знает, как важно уметь контроль отпустить. Отпустить и дать случиться всему, что должно случиться. Довериться себе, своей интуиции. Впервые наш герой пытается выпустить контроль из рук и выйти из зоны комфорта. Словом, мы сняли фильм о вещах, которые нас самих беспокоят.
Это потрясающий момент, когда костлявая на время отступила. Он спускается по лестнице. Только на это герою и хватило сил. Вдруг заново все на него навалилось. Зритель понимает, что это финал. Потрясающее и тяжелейшее кино. Восхищаюсь и фильмом, и режиссурой. Но мне самой так снимать не хотелось бы. Мне просто таланта и духа не хватило бы так по пятам следовать за болезнью, за каждым ее сантиметром. И это не то, о чем мы хотели рассказать.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Мы убрали парик и яркий мейкап, практически всю косметику. Наш герой только красит губы и немножко глаза. У него есть платье, сумочка и женские ботинки. Дальше Жене Цыганову приходилось играть с помощью пластики, глаз, выражения лица, отрешенного лица. Он не играет женщину, он играет человека, который вдруг перестал узнавать других, потому что теперь он не Егор Петрович, он совсем другая личность.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Похожая притча
Тот редкий случай, когда фильм не развлекает, не пугает, не травмирует, а вынуждает очнуться от… небытия. Он озвучивает, как минимум, два из трех набивших оскомину шопенгауэровских вопроса: кто я и куда иду? И вопросы эти заданы вовремя.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Кино такое и есть: чистое, пронзительное, глубокое художественное высказывание, причем, с точки зрения стратегии подачи, высказывание архисмелое. Рискну процитировать киноведа и редактора журнала «Искусство кино» Елену Стишову. На предпремьерном показе в кинотеатре «Звезда» она призналась, что Наталья Меркулова и Алексей Чупов «нащупали технологию незаметной операции, которую производят со зрителем. Они легитимизируют тот дискурс, который если не запрещен, то непопулярен… Режиссеры контрабандой протаскивают и делают содержанием фильма то, на что в Минкульте и в фонде кино денег не дадут».
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Соглашусь с кинокритиком Стишовой: «Фильм играет с вами в кошки-мышки. Сюжет несколько раз разворачивается и из экологической драмы в мгновение превращается в драму семейную, а потом и в личную». Такое вот переодевание сюжета. Очень целомудренное при этом.
За пределами шаманских камланий последняя так, между делом, рассказывает Егору сказ про селезня Жамбу, который вывалялся в пыли, превратился в уточку и обманул смерть… Ровно в этом месте фильм превращается в притчу о юродивом и юродстве как ключе к спасению. Спасению не Христа ради и не во Христе, а ради минимального шанса выжить.
Кадр из фильма «Человек, который удивил всех»
Сразу вспоминается парализованный почти полностью Гофман, писавший перед смертью: «Только жить, во что бы то ни стало». А перед зрителем возникает вопрос, на который ответить придется уже самим: все ли способы в смертельной схватке хороши?
О чем фильм «Человек, который удивил всех»
В сибирской глуши живёт семья егеря Егора Коршунова: жена, сын и тесть. Егор Петрович – настоящий русский мужик, суровый и сильный. Однажды, застрелив в лесу браконьера, главный герой теряет сознание. Врачи выносят приговор: терминальная стадия рака, жить осталось месяца два. Егор хладнокровно готовит необходимые документы: дарственные, доверенности для финансовой стабильности семьи после его смерти. Проблемой со здоровьем мужчина не делится даже с самыми близкими, но все тайное становится явным после очередной потери сознания.
Жена Наташа ведёт больного к заезжему московскому профессору, местной шаманке, но все тщетно – силы постепенно покидают Егора. Пьющая знахарка то ли в шутку, то ли всерьез рассказывает егерю байку о селезне, обманувшем смерть. Хитрая птица вывалялась в пыли, обернувшись уткой. Так смерть и ушла, не признав селезня.
Легенда о селезне Жамба становится руководством к действию: мужчина переодевается в женскую одежду в надежде обхитрить смерть. Односельчане и семья воспринимают в штыки накрашенного Коршунова в ярком мини. И без того немногословный егерь после собственного перевоплощения больше не произносит ни звука. Потому шансов объясниться с окружающими нет. Он уходит в лес, питаясь ягодами и корнеплодами.
Егор мужественно (и молчаливо) переносит издевательства окружающих и тяготы жизни отшельника. Перед повторной диагностикой к мужчине возвращается жена, также безмолвно приняв новый облик супруга. Свежие МРТ-снимки показывают, что опухоли больше нет.
Центральная тема – история-легенда о победившем смерть селезне Жамба, потому и сам фильм напоминает притчу. Общая атмосфера картины – сюрреализм, граничащий с фантастикой. Происходящее с одной стороны злободневно, с другой – слишком сказочно.
Эпатирующие, странные метаморфозы, происходящие с брутальным егерем, вплетены в простую деревенскую жизнь. Первое, что приходит на ум, – фильм демонстрирует проблемы людей ЛГБТ-сообщества. Именно так восприняли главного героя другие персонажи картины. Если режиссерский дуэт и преследовал подобные цели, то далеко не в первую очередь. Хотя фильм и учит милосердию и терпимости к любому человеку: больной (в случае с Егором), школьник (сын егеря), гей, – каждый без исключения нуждается в понимании и принятии себя другими.
«Человек, который удивил всех» можно трактовать как глубинную, мистическую аллегорию. Егерь символизирует среднестатистического человека; раковая опухоль – назревающую проблему, внутренний конфликт; жители сибирского посёлка – наше общество, порой беспощадное. Бегство Коршуновым от смерти – попытка сломать систему, нарушить привычный ход событий. Толпа способна затоптать даже бывшего лидера, если тот оступился или его взгляды разнятся с мнением большинства. Егор Петрович, уважаемый в посёлке человек, в одночасье становится не просто изгоем, но и рискует жизнью, появляясь в противоречивом облике.
Жена с горечью произносит: «И умереть по-человечески не можешь». Но в итоге возвращается к избитому, полу живому мужу. Сцена, в которой Наталья сама делает мужу макияж, ясно показывает всепрощение и полное принятие своего, но уже другого мужа. Любовь супруги действительно милосердна, долготерпелива, как и описывал ее апостол. Эту ноту и берут за основу команда сценаристов: долгое бегство от себя приводит Егора к истокам, к любимой женщине. Чувство Егора и Натальи становится завершающей точкой в «лечении» онкологии. Зрителя заставляют задуматься: помогла бы мимикрия главному герою победить рак, если бы не поддержка жены?
Смысл финала фильма
В последних сценах зритель видит главного героя на повторном обследовании в больнице. Врачи полушепотом интересуются друг у друга: куда делась опухоль пациента? Крупным планом камера показывает Егора в больничной палате. Мимика и взгляд говорят о спокойствии и безмятежности. Санитарка убирает постель пациента (уже бывшего): человек, удививший всех, победил смертельную болезнь.
Счастливый конец больше похож на сон. Егор в финале снова становится собой. То есть, внешне он тот же мужчина, отец семейства. Но внутренняя составляющая совершенно иная – свободная от страстей. Больничный антураж символичен: белые стены, рубаха, падающий за окном снег делают Егора неземным, бесполым, похожим на ангела. Для него смерти больше не существует. Только преодолев собственные страхи, комплексы, гордыню («ослабил хватку» – как советовала егерю знахарка) человек может полностью переродиться и обрести счастье.
Похожая притча
В конкурсной программе "Горизонты", второй по значимости на Венецианском фестивале, показали российский фильм "Человек, который удивил всех" о неконвенциональном способе борьбы с раком и мнением общества. Егор Беликов — о том, что российское кино еще способно вселить в зрителя надежду.
Егор (Евгений Цыганов), молчаливый сибиряк, работающий егерем, живущий в деревне, готов умирать. Таблетки, глушащие боль от опухоли, он прячет в потолке избы, где, кроме него, ютится беременная жена (Наталья Кудряшова), ее отец (великий, кстати, артист Юрий Кузнецов) и сын-школьник. Деньги на похороны он положил на вклад, проценты капают. Когда он однажды прилюдно теряет сознание, ему приходится объяснить, что, мол, все, недолго осталось, потом я в хоспис.
В этом месте оговорюсь: мне не кажется, что это спойлер, хотя все коллеги-критики предупреждают об этом в текстах. Что ж, допустим, это спойлер, хотя бояться его, наверное, не стоит.
Описание Кадр из фильма "Человек, который удивил всех"
Итак, жена, разумеется, не верит своему горю, отводит его к другому врачу. Удивителен в этой микроскопической, на пару десятков секунд, роли Максим Виторган, богатый врач заездом в стране нищих, лишающий героев парой фраз всей надежды, что в них оставалась.
Потом, минуя, видимо, другие стадии несмирения и непринятия, сразу к шаману. Та рассказывает, что есть такая притча о селезне (да, о птице такой), обманувшем смерть, которая должна прийти за ним. Он изменился внешне, вымазался в пыли, и смерть, традиционно одушевленная в фольклоре, причем почти что в любом, его тупо не узнала и ушла.
Так Егор неловко, кустарно, неумело переодевшись в женщину (таких в определенных кругах пренебрежительно называют "чулочники"), становится первым изгоем на деревне, для которой мужик в платье — это шок-контент.
Спецпроект на тему Оценки фильмов основного конкурса от жюри российских кинокритиков Продолжение спецпроекта, по мнению экспертов, "прекрасно зарекомендовавшего себя" на Каннском фестивале
Дальше события развиваются, в общем-то, понятным притчевым чередом, хотя кино вовсе не о том, как же сложно оставаться человеком, если живешь рядом с другими человеками. Да, конечно, героя ждет ожидаемая и даже якобы естественная в заданных обстоятельствах гомофобия. Любое общество тоталитарно по своей природе, оно борется с инаковостью, чтобы сохранить объединительную идентичность. Это, конечно, первобытный инстинкт, и идентичность общества — она заложена в максимальном разнообразии и индивидуальности, а не в унификации. Но даже если уехать в сибирскую глушь, даже если, как главный герой, в итоге поселиться в заброшенном доме посреди ничего, то все равно в дверь постучится общество и обозначит правопорядок.
Впрочем, Егор же решает пройти сквозь череду ничем не мотивированных для себя страданий и мучений вовсе не для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и даже не из последних сил, а уже перейдя за грань, уже умерев внутри.
Поэтому в главной роли здесь — именно Евгений Цыганов. Это целиком его фильм. Про него кто-то из наших продюсеров однажды при мне сказал: "Женя с какого-то возраста стал очень красиво смотреться в кадре". Да, хочется добавить: он прекрасен, даже если вообще ничего не делает, даже если он просто стоит в пальто красивый (как в дилогии "Про любовь"), даже если он второплановый психотерапевт, как в "Неадекватных людях" Каримова, даже если он, пардон, водитель под бутиратом, как в контркультурной "Стране ОЗ" (кстати, тоже кино о Сибири как о портале в иные миры).
Он вообще не играет. Его актерство — это не лицедейство, то есть лицом он не действует, и при этом же — не бездействует, он поглощен чем-то крайне чувствительным, но очень глубоко внутренним.
На эту тему От этого кино жить потом страшно: запомните, "Суспирия" — один из главных фильмов года
Поэтому здесь есть и парадоксально красивая сцена, в которой каждый визуальный элемент объективно уродлив. Итак, представьте (если еще не видели фильм): Цыганов в некрасивом красном платье из какой-то химической ткани (как это говорят, из "химозы"), дурно, неумело накрашенный, стоящий посреди пошлейшей сельской дискотеки в доме культуры. Это даже уже не панк и никакой не протест, это просто прекрасно — как живопись, как картина в галерее.
Интересно, кстати, что местом действия для "Человека, который удивил всех" выбрана подчеркнуто современная русская деревня, которая в кино иногда предстает не стереотипно увядающим болотом, а, как здесь, самоорганизованным сообществом, без довлеющей зажравшейся власти, а с приличным, в костюме, хотя и, кажется, вороватым главой поселка (Павел Майков), с соотечественниками, которые всегда подойдут и предложат помочь (может, и не помогут, но в итоге хоть предложат). Такого, наверное, не бывает, и режиссеры-сценаристы Алексей Чупов и Наталья Меркулова, для которых это второй лично их фильм (еще они сняли восхитительную картину "Интимные места", а также написали сценарий всего первого сезона "Гоголя", еще — "Салют-7" и так далее), свою эту деревню со смелым егерем придумали, скорее, из головы.
На эту тему Почему на Венецианском фестивале почти в каждом фильме герои переживают смерть своих детей
С другой стороны, это не "Танцующая в темноте", где героиню Бьорк уничтожили только за то, что она ослепла (хотя Меркулова и Чупов, очевидно, оглядывались на нее, придумывая своего надломленного, но стиснувшего зубы безэмоционального героя). Это кино без излишнего провокационного выпендрежа, свойственного тому же Триеру, хотя вся эта транссексуальность в кадре, конечно, подразумевает щелчок по лбу общественному мнению, доминирующему пока что в нашей федеральной деревне. В редких отрицательных текстах об этом фильме из Венеции (или даже из России, ведь "Человека, который удивил всех" уже можно посмотреть за €4 в онлайн-кинотеатре Festival Scope вплоть до конца Венеции-2018) можно увидеть, как авторов обвиняют в душеспасительности. Что ж, деревня здесь — действительно утопичная, невозможная за пределами притчевого сюжета. Россия вокруг Евгения Цыганова — это не совсем та Россия, в которой мы живем. Рак не проходит, сколько ни верь шаманам и их преданиям. Так не бывает.
Вроде бы даже название этого фильма такое раскатистое, длинное, будто на обложке толстой книжки. Но это сюжетно не большой роман, это именно что рассказ — короткий, дельный, не однозначно поучительный, но и не исключительно философичный. Это притча, прямо как про поправшего смерть селезня: одновременно и о смене гендерных ролей в современности, и о жизни в царстве мертвых, и о социологии тоталитаризма. И в то же время здесь ведь не допущено какого-либо авторского вывода, все честно.
Описание Кадр из фильма "Человек, который удивил всех"
Да, наверное, эта метафора про перерождение через тотальное внутреннее и внешнее изменение героя, придуманная Меркуловой и Чуповым, немного лобовая. Но зато "Человек, который удивил всех" уже хотя бы всех удивил.
Похожая притча
Смысл фильма
Семейный и творческий дуэт сценаристов-режиссеров Чупов-Меркулова в 2018 году представил искушенному зрителю свою новую работу, которая (возможно) и не «удивила всех», то уж точно никого не оставила равнодушным.
«Человек, который удивил всех» – фильм «на грани фола». Сюжет противоречив: одновременно и раздражает и завораживает. Послевкусие эмоций в итоге осядет пеной, оставив главное понимание: именно внутренние перемены в человеке и удивили всех, а не вызывающая внешняя составляющая.
Читайте также: