Городской судья и его слуга притча
Обновлено: 21.12.2024
Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иисус рассказал им такую притчу.
– В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и умоляла: «Защити меня от моего противника». Некоторое время судья ей отказывал, но в конце концов решил: «Пусть я Бога не боюсь и с людьми не считаюсь, но так как эта вдова постоянно надоедает мне, то я разрешу ее тяжбу, иначе она замучит меня своими просьбами».
И Господь сказал:
– Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит Своих избранных, которые взывают к Нему день и ночь? Неужели Он будет медлить с помощью? Говорю вам: Он без промедления защитит их. Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?
Притча о фарисее и сборщике налогов
Тем, кто был уверен в собственной праведности и с презрением смотрел на других, Иисус рассказал такую притчу:
– Два человека пришли во двор храма помолиться. Один из них был фарисей, а другой – сборщик налогов. Фарисей, встав, молился о себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». А сборщик налогов, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам, что именно этот человек пошел домой оправданным перед Богом, а не первый. Потому что каждый возвышающий себя будет унижен, а каждый, принижающий себя, будет возвышен.
Иисус благословляет детей
Некоторые люди приносили к Иисусу даже младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил. Ученики же, увидев это, бранили их. Но Иисус подозвал их к Себе и сказал:
– Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Божье принадлежит таким, как они. Говорю вам истину: кто не примет Божье Царство, как ребенок, тот не войдет в него.
Разговор Иисуса с богатым начальником
Один начальник спросил Его:
– Благой Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
– Почему ты называешь Меня благим? – ответил Иисус. – Никто не благ, кроме одного Бога. Ты знаешь заповеди: «не нарушай супружескую верность», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца и мать» .
– Все это я соблюдаю еще с дней моей юности, – сказал он. Услышав это, Иисус сказал ему:
– Одного тебе еще не хватает. Продай все, что у тебя есть, и раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной.
Когда начальник услышал это, он опечалился, потому что был очень богат. Иисус посмотрел на него и сказал:
– Как трудно богатым войти в Божье Царство! Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.
Те, кто это слышал, спросили:
– Кто же тогда вообще может быть спасен?
– Невозможное человеку возможно Богу.
Тогда Петр сказал:
– Вот, мы оставили все, что у нас было, и пошли за Тобой.
Иисус сказал им:
– Говорю вам истину: каждый, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Божьего Царства, получит во много раз больше в этой жизни, а в будущем – жизнь вечную.
Иисус в третий раз говорит о Своей смерти и воскресении
Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:
– Вот, мы восходим в Иерусалим, и там исполнится все написанное пророками о Сыне Человеческом. Он будет отдан язычникам, те будут глумиться над Ним, унижать Его, плевать в Него, бичевать и затем убьют. Но на третий день Он воскреснет.
Ученики ничего из этого не поняли; все, что Он сказал, было для них закрыто, и они не догадывались, что Он имел в виду.
Иисус исцеляет слепого нищего
Когда Иисус подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню. Услышав, что мимо идет толпа, он спросил, что происходит.
– Идет Иисус из Назарета, – сказали ему. Тогда слепой закричал:
– Иисус, Сын Давида! Сжалься надо мной!
Те, что шли впереди, стали говорить, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче:
– Сын Давида, сжалься надо мной!
Иисус остановился и велел, чтобы этого человека подвели к Нему. Когда тот подошел, Иисус спросил его:
– Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?
– Господи, я хочу видеть, – ответил слепой.
Иисус сказал ему:
– Прозри! Твоя вера исцелила тебя.
Слепой сразу же обрел зрение и пошел за Иисусом, славя Бога. И весь народ, увидев это, восхвалял Бога.
b) 18:38 Сын Давида – один из титулов Христа. Согласно пророчествам ожидаемый Христос (т. е. праведный Царь и Освободитель) должен был быть потомком царя Давида (см. Ис. 11:1-5; Иер. 23:5-6 ).
Похожая притча
Лк. XVIII, 2. Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
Он сказал: был в одном городе судья, и судья этот ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
И была в том городе вдова. И ходила эта вдова к судье, и говорила ему: рассуди меня по правде с моим обидчиком.
4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5. но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И долго не хотел судья ее рассудить, а потом и говорит сам себе: я хоть и не боюсь Бога и на людей не смотрю, а чтоб не было мне докуки от этой вдовы, рассужу ее по правде, чтобы она из себя не вышла и мне не выцарапала глаза.
6. И сказал господь: слышите, что говорит судья неправедный? 1
И сказал Иисус: поймите, что судья неправды сказал.
7. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
Как же Бог-то не поступит по правде с избранными своими, с теми, что день и ночь молят его и терпят?
8. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но 2 сын человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? 3
Я говорю вам, что сейчас же поступит с ними по правде. Кроме того, сын человеческий, явившись, и так найдет веру на земле.
1) Ударение здесь главное на слове неправды. Поймите, что это сказал судья неправды. Судья неправды и тот был вынужден сделать правду.
2) . здесь значит кроме того.
3) Вопросительный знак здесь только путает смысл.
Всегда молитесь, ищите, стремитесь. Неправедный судья и тот боится вдовы нищей и делает по ее, так как же Бог не сделает того, о чем его просят. Но даже если и нет Бога на небе, то нельзя не верить в сына человеческого в душах людей.
Лк. XII, 22. И сказал ученикам своим: посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей…
И сказал ученикам своим: потому не заботьтесь о жизни вашей.
25. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 1
Кто из вас заботой прибавит хоть на час себе веку?
31. Наипаче ищите царствия Божия, и это всё приложится вам.
Ищите только того, чтобы быть в воле Бога, всё остальное будет само собой.
35. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
Будьте подпоясаны, готовы, чтобы ночники у вас всегда горели.
36. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда прийдет и постучит, тотчас отворить ему.
Будьте всегда, как слуги, когда они ждут хозяина из гостей, чтобы, как только он постучится, сейчас же и отворить ему.
37. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя, станет служить им.
Счастливы те слуги, каких хозяин найдет готовыми. Вы сами знаете, что он посадит их за стол и будет угощать их.
38. И если придет во вторую стражу и в третью стражу придет, найдет их так, то блаженны рабы те.
И приди он в первом, во втором или третьем часу, всё равно те слуги будут довольны.
39. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
Вы знаете, что если бы хозяин дома знал, когда вор придет, он бы не спал и не дал бы разорить дома.
40. Будьте же и вы готовы, ибо в который час не думаете, придет 2 сын человеческий.
Так и вы будьте готовы, потому что вы не знаете, когда сын человеческий уходит.
1) Стихи Лк. XII, 26–30 приведены в главе 4–й, в Нагорной проповеди.
2) . здесь может значить уходит, и тогда понятно, что это говорится о смерти, о которой и идет речь. При переводе же приходит нет никакого смысла: куда, откуда, как?
Вот что говорит Рейс (Нов. Зав., ч. I, стр. 470):
И здесь простое сравнение параллельных мест позволяет выделить то, что есть произвольного в изложении различных частей, соединенных евангелистом в одну непрерывную речь, которая, говоря по правде, может рассматриваться как продолжение предшествующей речи.
Нетрудно проследить ход мыслей, связывающий обе части, разъединенные нами: притча о человеке, пораженном смертью, ссылка на погибающие сокровища, обещание царства, — всё это может считаться как бы введением к увещаниям, которые мы читаем и которые направлены главным образом к тому, чтобы заставить человека готовиться к великому часу. Именно эта связь идей, без сомнения, привела Луку к мысли о последовательном, связном расположении разрозненных изречений, собранных им по их сходству или сродству, более или менее бросающемуся в глаза. Но из соответствующих мест первого Евангелия мы усматриваем, что это расположение не является следствием первичного предания и не обусловливается каким-либо письменным источником, которым пользовались бы позднейшие повествователи. Мы замечаем даже неверное понимание отдельных слов или различное их истолкование; видим, что всё изложение не вдвигается естественно в общую рамку, раз принятую; усматриваем, наконец, что даже в нашем тексте не вполне изгладились следы работы такого рода, как только что упомянутая нами. Присмотритесь к ст. 41, 42, 54 и особенно к ст. 58 с его неожиданным переходом от множественного числа к единственному. Сказанное нами, надеемся, дает нам право изучать собственный и ближайший смысл каждого изречения независимо от контекста.
1. (Ст. 35–40.) Будьте же готовы на каждый час! Эта мысль выражается во многих образах. Путешественник, препоясывающий чресла пред отправлением в дорогу; работник, принимающийся за работу; светильник горящий… и тут же вырисовывается сцена из домашней жизни, как слуги ждут среди ночи возвращения с пира своего господина, чтобы, когда он придет, а вернуться он может в равное время, немедленно отворить ему, посветить и проводить до его комнаты. Наконец, третий образ, вора, предназначен особенно выделить мысль о полном неведении того часа, когда каждому представится случай на деле доказать, что он бодрствовал.
Все эти образы ясны и прозрачны. В образе вора нужно отрешиться от всего прочего (особенно от нравственной стороны его), чтобы удержаться лишь на самой сущности сравнения, отмечаемой нами. В притче о господине, возвращающемся среди ночи, нужно оставить в стороне всё то, что традиционные толкователи наговорили о свадьбе, и сосредоточить внимание лишь на том обстоятельстве, что сильное запоздание господина естественно утомляет слуг, склоняет их ко сну. Уже тот факт, что в одном из этих образов сам хозяин бодрствует, ожидая вора, тогда как в другом слуги ожидают хозяина, — самый этот факт с преизбытком доказывает, что основная мысль, выраженная в этих образах, приурочена не к представленным в них личностям, а к общему всем им элементу — к состоянию бодрствования. Однако здесь возникает еще один вопрос, более интересный с богословской точки зрения и в то же время более сложный и трудный.
Что это за великий час конечного испытания, возможность которого хотел представить Иисус, — час в одно и то же время определенный и неопределенный, неизбежный и ожидаемый? Наши евангелисты прямо говорят о пришествии Христа, о его торжественном возвращении для установления своего царства, и так это всегда понимала церковь. Выражение, которым оканчивается разбираемое нами место: Сын человеческий приидет, в который час не думаете, не оставляет никакого сомнения относительно такого понимания. Мы встретим еще немало мест, подтверждающих такое понимание и которые ясно показывают, что Иисусу, при тогдашних обстоятельствах, волей-неволей приходилось пользоваться выражениями, прямо наводящими на такое понимание. Однако эти слова допускают приложение более непосредственное, более единичное. Если бы мы ограничивались первым смыслом, то теперь терялась бы почти вся их сила, ибо предвидение близкого конца существующего мира, столь занимавшее иудейско-христианское богословие, теперь уже более не пленяет умы; но те же слова сохраняют всю свою силу, представляются столь же настоятельно важными, как в первый день, если мы предположим, что они были обращены не к человечеству в его целом, ожидающему своей судьбы, а к каждому человеку в отдельности ввиду конца его теперешней жизни и того часа, когда он призван будет дать отчет, лично за себя, в том употреблении, какое он делал из своего существования на земле, из средств, какими он располагал, из наставлений, какие получал. Мы не боимся утверждать, что эта точка зрения может быть признана самой правильной в отношении большинства выражений, о которых идет речь, не учиняя над ними никакого насилия, и остается только рассмотреть, введен ли был другой элемент, о котором мы говорили вначале, по ошибке слушателей или по преданию, или к нему надо относиться как к нераздельной и подлинной части поучения Иисуса. Но в этом последнем случае будет оставаться еще большим вопросом, было ли это в устах Иисуса только лишь образной формой мысли, внешние черты которой заимствованы им были у народных понятий, относившихся до будущего, или надо призвать, что и для него также мысль о близости великого спасительного переворота сглаживала различие между судьбами человечества и личной судьбой каждого отдельного человека.
И этот-то вопрос имеет первостепенную важность для оценки поучения Иисуса. Мы еще раз вернемся к нему.
Мф. XXIV, 45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во-время?
Будет ли верен раб и умен, тот, которого поставил хозяин над слугами своими, кормить их во-время?
46. Блажен тот раб, которого господин его, пришедши, найдет поступающим так.
Счастлив раб, если придет хозяин и найдет, что он так и делает.
47. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Истинно говорю вам, поставит его хозяин над всем имением своим.
48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, —
А если злой раб скажет сам себе: помедлит еще хозяин вернуться, —
49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,
и начнет бить слуг, есть и пить с пьяницами,
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает. 1
и придет хозяин раба в то время, как тот не ждет его, и плохо будет рабу тому.
1) Исключается последний непонятный стих 51 о рассечении и отдаче части лицедеям (комедиантам).
Мр. XIII, 33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.
Итак, не засыпайте; не знаете, когда время.
34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело и приказал привратнику бодрствовать.
Когда человек уехал из дома и дал свободу слугам и каждому дело и сторожу велел не спать,
35. Итак, бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру,
не спите, потому что не знаете, когда придет хозяин дома: с вечера, или в полночь, или к петухам, или к утру,
36. чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими.
чтобы, когда придет, не застал вас сонных.
37. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. 1
Это то самое, что я вам и говорю, всем говорю: будьте готовы всегда.
1) . употребляется только в переводе 70–ти и в Евангелиях означает бдеть, стеречь.
Лк. XXI, 34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.
Сдерживайте же сами себя, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и печалями житейскими, чтобы не застал врасплох день тот.
35. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному.
Потому что он, как сеть, наброшен на всех живущих на земле.
36. Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать 1 пред сына человеческого.
Бдите же, боясь во всякое время, с тем чтобы быть достойными избежать всего, что будет, и чтобы быть достойными сына человеческого.
1) . — стать, быть достойными.
Чтобы получить царство Божие, которое внутри вас, избегайте жизни плотской, бойтесь всего, что отвлечет вас от разумения Бога, с тем чтобы вы могли избежать того, что бывает, и могли восстановить в себе сына человеческого.
Мф. XXIV, 42. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час господь ваш приидет.
Не спите, потому что не знаете, в какой час хозяин придет.
44. Потому и вы будьте готовы; ибо в который час не думаете, приидет сын человеческий.
Потому и вы будьте готовы. В какой час не гадаете, придет сын человеческий.
1434. Вдове Евдокии. Благословение. Как избирать невесту
1434. Вдове Евдокии. Благословение. Как избирать невесту Благослови Господи всех вас! Сестру Прасковью помяну - и сама поминай. Бог всякую от сердца молитву слышит. Братние труды по обучению Бог благословит. И брак его благослови Господи! С молитвою и постом пусть приступить
Письмо вдове
Письмо вдове Дорогая Оля!Получил Ваше письмо и снова пережил всю скорбь, всю непоправимость в Вашей жизни Сережиной смерти. И, конечно, чем полнее было счастье, единство, та «плоть едина», о которой или, вернее, по поводу которой сказано, что «то, что Бог соединил, человек да
О богатом юноше и о бедной вдове
О богатом юноше и о бедной вдове Однажды к Спасителю подошел один молодой человек, пал на колени и сказал: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель отвечал ему: «Исполняй заповеди, ты их знаешь: не прелюбодействуй, никого не обижай,
ПРИТЧА О СУДЬЕ И ВДОВЕ
ПРИТЧА О СУДЬЕ И ВДОВЕ Лк. XVIII, 2. Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.Он сказал: был в одном городе судья, и судья этот ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня
Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике
Глава 32. Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Притча о судье неправедной. Притча о фарисее и мытаре. Беседа с богатым юношей и учениками о богатстве. Притча о работниках в винограднике Служение Иисуса приходило к концу. Ему надлежало
Притча о судье неправедном (Луки 18:1-8).
Притча о судье неправедном (Луки 18:1-8). Тяжкое время будет при втором пришествии Христовом, но не нужно по этому поводу унывать, а нужно «всегда молиться». А как молиться Господь образно представил это в притче о судье неправедном, который не хотел исполнить просьбу
Притча о настойчивой вдове
Притча о настойчивой вдове 1 Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иса рассказал им такую притчу:2 — В одном городе был судья, который не боялся Всевышнего и не стыдился людей. 3 В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и
Притча о нечестивом судье
Притча о нечестивом судье Затем Иисус рассказал им следующую притчу, желая показать, что им нужно постоянно молиться и духом не падать: 2 «В одном городе был судья, который и Бога не боялся, и людей не стыдился. 3 В том же городе жила одна вдова, и она постоянно приходила к
Притча о судье неправедном (Луки 18:1-8).
Притча о судье неправедном (Луки 18:1-8). Тяжкое время будет при втором пришествии Христовом, но не нужно по этому поводу унывать, а нужно «всегда молиться». А как молиться Господь образно представил это в притче о судье неправедном, который не хотел исполнить просьбу
Притча Иисуса о настойчивой вдове
Притча Иисуса о настойчивой вдове 1 Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иисус рассказал им такую притчу.2 — В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. 3 В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и
Притча о судье неправедном. Лк. 18: 1-8
Притча о судье неправедном. Лк. 18: 1-8 Эта притча говорит о необходимости постоянного молитвенного предстояния человека перед Богом. Как бы ни было человеку иногда тяжело в жизни и как бы ни казалось ему его житейское горе невыносимым, он должен не впадать в уныние, но
№ 2 Письмо святителя Игнатия к вдове Г. Р. Державина, Дарье Алексеевне [112 ]
№ 2 Письмо святителя Игнатия к вдове Г. Р. Державина, Дарье Алексеевне [112] Милостивая Государыня Дарья Алексеевна!Присланные Вами 500 рублей ассигнациями, сумма составляющая половину той цены, которую расположились внести в Сергиеву пустыню за ежедневное служение
Письмо 21 вдове, которая много печалится и беспокоится
Письмо 21 вдове, которая много печалится и беспокоится Скорбишь об умершем муже. Беспокоишься о детях. Плачешь день и ночь. В душе твоей мрак и смятение, туман и неизвестность в будущем. Ободрись. Не бойся. Скажи себе: муж мой прежде принадлежит Богу, а потом мне, и дети мои
Письмо 102 вдове, которая спрашивает, уходить ли ей в монастырь
Письмо 102 вдове, которая спрашивает, уходить ли ей в монастырь Куда же Вам еще идти? Тем более, что Вы остались без детей. Знатная римлянка Мелания уговорила своего мужа, после того как они похоронили своих детей, разойтись по монастырям. Вам не препятствуют ни дети, ни муж.
Письмо 186 вдове Д., о победе над злом
Письмо 186 вдове Д., о победе над злом Есть только один способ победить зло, и Вы успешно его испробовали. Своим честным трудом Вы содержите себя и четверых детей. Но вот Вы не смогли оплатить жилье, и хозяин пришел описывать вещи. Дети плакали, Вы замерли в страхе. Когда
Письмо 258 судье М. Д., о редком открытии
Письмо 258 судье М. Д., о редком открытии Пишете, что не верили в существование хороших людей, пока не оказались по делам службы в селе Ясеневе. В этом селе Вы встретились с группой людей, которые называют себя богомольцами. Все жители села православные. Но разница между
Похожая притча
Продолжая излагать Нагорную проповедь, Иисус Христос сказал такие слова: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Матф.5:25–26 ). Как нужно понимать эти слова?
Поясняя это место, Августин Блаженный задает такой вопрос, и сам отвечает на него: «Кто назван здесь соперником? дьявол не может быть соперником, так как мы должны не только не мириться с ним, но и вести непримиримую борьбу в виде совершения добрых дел. Это не может быть Бог, так как тогда бы Он был представлен обвинителем и судьей в одно и то же время». И затем Августин Блаженный делает вывод. «Соперник – это закон, который мы нарушаем.
Святой Иоанн Златоуст считал, что соперником Иисус Христос назвал обиженного брата, судьей – обычного судью, разбирающего дела людей в этой жизни, а темницей назвал место заключения.
Епископ Михаил пояснил это место так: «Речь Иисуса Христа иносказательная. Образ взят из римского судопроизводства в отношении к заимодавцу и должнику, которое было введено и в Иудею после покорения ея римлянами незадолго до Рождества Христова. По римским законам посредники старались сперва дома примирить заимодавца с должником если первый требовал уплаты долга. Если посредники не успевали в этом, то заимодавец требовал чтобы должник шел с ним к судье. В случае не соглашения должника, заимодавец тащил его туда силою. У судьи уже не было пощады должнику. Его сажали в тюрьму и заимодавец держал его там, доколе должник или родственники не уплачивали долга. Господь представляет человека немиролюбивого и гневающегося на ближнего должником, этого последнего, находящегося с ним уже на пути к судье, который не выпустит виновного из темницы доколе не уплачен будет весь долг» (Толкование Евангелия. Том 1, стр. 97).
Согласно другому толкованию, под соперником понимается обиженный брат или ближний, под судьей понимается Господь Бог. Слова «пока ты ещё на пути с ним» нужно понимать так: пока живы оба, и должник и заимодавец (то есть обидчик и обиженный), они должны примириться, потому что никто не знает часа когда он уйдет из этого мира, а за пределами этой жизни, в ином мире, невозможно уже раскаяние и примирение. Поэтому человек должен спешить примириться с обиженным человеком пока жив, пока «ещё на пути с ним» к вечной жизни. Мириться нужно пока человек не умер и не предстал перед Богом, своим Судьей. Тогда уже невозможно будет примирение, и человек не сможет искупить свой грех, и навеки останется в том месте, где будут находиться осужденные грешники точно так же, как в земной жизни остается в тюрьме должник, не имеющий возможности заплатить свой долг заимодавцу. Под темницей в таком толковании подразумеваются вечные мучения, а слугами называются Ангелы, служащие Господу Богу.
Некоторые толкователи видят в этих словах Иисуса Христа взаимоотношения между заимодавцем и должником, хотя в словах Спасителя не говорится о давании денег в долг, и сказано не о заимодавце, а о сопернике.
Под соперником подразумевается человек, соперничающий, состязающийся в чем либо с другим человеком. А состязаться, значит:
стремиться превзойти кого-нибудь в чем либо;
участвовать в состязании.
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. 22-е издание. Москва, издательство «Русский язык», стр 749).
Из слов Иисуса Христа возникает такая ситуация, в которой представлены два человека, соперничающие друг с другом, то есть старающиеся превзойти друг друга в чем-либо. Естественно это соперничество не было мирным, спортивным состязанием, а являлось непримиримой борьбой между двумя соперниками, иначе бы победивший соперник не вел бы побежденного к судье. Так вот Иисус Христос и советует в той ситуации, когда человек оказался побежденным в сопернической, ожесточенной борьбе, помириться с соперником своим, то есть не усугублять своего положения «пока ты ещё на пути с ним» к судье, то есть пока ещё есть возможность сделать примирение. Мириться надо с соперником своим, потому что человек не должен был враждебно и ожесточенно соперничать ни с кем, а жить согласно законам Божьим в мире с ближними своими. А соперничество если и допускалось в жизни, то должно носить только мирный характер.
Под судьей в данном случае можно подразумевать представителя власти, относящегося к данному человеку со всей строгостью и жестокостью. Судья это лицо, выносящее приговор, то есть обвиняющее человека в чем либо. Судья может символизировать и Божий Закон воздаяния, согласно которому человеку, не желающему улучшить положение примирением, безжалостно и справедливо воздастся за его поступки. Судья же после своего приговора отдаст этого человека слуге. Слуга в этом случае символизирует собой лицо, причиняющее человеку целый ряд трудностей и неприятностей. И в довершение всех мытарств, человека ещё и ввергнут в темницу (символизирующую место мук и страданий) откуда он не выйдет пока не отдаст до последнего кодранта. Кодрант – это мелкая римская монета равная по своему денежному достоинству полушке в царской России или 1/2 копейки. То есть человек не выйдет из темницы, где будет страдать до тех пор, пока не искупит свой грех до самой малой части, которая символически представлена в виде кодранта.
Таким образом, слова Иисуса Христа о примирении с соперником (а не с заимодавцем денег, как полагают некоторые толкователи) нужно понимать следующим образом. Человек, живущий как добропорядочный христианин, не должен отступать от Божьих правил жизни и не должен ни с кем враждебно, ожесточенно, не мирно соперничать. Потому что против отступившегося христианина ополчится все царство зла, естественного и сверхъестественного, ища малейшую причину, чтобы навредить такому человеку, делая все, чтобы враждующий соперник победил такого человека и жестоко с ним расправился, используя для расправы судью, слугу и тюрьму, которые отберут у этого человека всё до последнего кодранта.
Поэтому Спаситель и советует уйти от неприятностей и защититься от зла лишь одним способом, состоящим в том, чтобы вернуться на путь жизни по Божьим законам. То есть помириться с ожесточившимся и враждебным соперником своим, пока ещё есть возможность. Таким примирением человек оградит себя от дальнейших неприятностей и защитит себя от сверхъестественных сил зла тем, что оставив не мирное, а враждебное соперничество, снова станет жить в мире и согласии с ближним по законам Божьим.
Это не значит, что в этих словах Иисус Христос выступает против всех видов соперничества, например против мирных, спортивных состязаний. Нет, Спаситель осуждает только такое соперничество, которое представляет собой острую, жестокую борьбу между конкурентами, заканчивающуюся причинением вреда друг другу в виде суда, тюрьмы и т.п. Наряду с этим толкованием, эти слова Спасителя Нашего, Иисуса Христа, нужно понимать и как предупреждение в том смысле, что каждый человек живет и не знает своего смертного часа. Поэтому человек должен примириться с соперником своим чтобы как добропорядочный христианин жить в мире со всеми ближними на случай своего ухода в другой мир. Апостол Павел советовал примириться обидчику и обиженному говоря: «солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф.4:26 ).
Поэтому в этих простых и мудрых словах Иисуса Христа содержится призыв к мирной жизни с ближними, уход от соперничества, связанного с острой борьбой между конкурентами и причинением вреда.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Читайте также: