Роль притчи в жизни человека

Обновлено: 22.11.2024

Смысл притчи направлен на пробуждение светлых чувств и эмоций, обретение душевной гармонии. Притчи мудрецов несут в себе роль инструмента для воспитания истинных ценностей. Предлагаем вам использовать притчи о жизни в воспитании детей.

Притча о жизни и зависти

Поселился мужик в новом доме. Рядом с домом посадил большой фруктовый сад. Через время стал урожай собирать.

Рядом с мужиком в ветхой избушке жил старик. Очень ему было завистно наблюдать за урожаем.

В одно прекрасное утро вышел мужик на крыльцо, а перед домом разбросана куча мусора. Пришлось ему чужой мусор разгребать. Догадался он, что это проделки соседа. Самое простое — это пойти поругаться с соседом. Но мужик нашел другой выход из ситуации.

Насобирал полную корзину спелых яблок и пошел к старику. Сосед, завидев мужика через окно, радостно потер руки, мол, наконец-то, я ему насолил. Но когда он открыл дверь, то увидел, что мужик ушел, оставив на пороге корзину яблок, а в ней записка: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Притча о поспешных выводах

Маленький мальчик сорвал с дерева две груши и принес домой. Мама увидела, что сын с гостинцами. Поинтересовалась, можно ли и ей угоститься одной грушей. Мальчик немного задумался, а потом взял и надкусил каждый плод. Мама пришла в недоумение и подумала, что сын пожадничал, что нужно провести с ним беседу о жадности.

Спустя минутку, мальчик протянул один из плодов своей маме. Сказал, что оба плода вкусные, но этот намного слаще!

Мораль: суть притчи о жизни и повествует о том, что не стоит делать поспешные выводы, у каждого поступка могут быть невидимые, но очень уважительные причины.

Притча о жизни и плохих поступках

У одного школьника был очень сложный характер. Его папа преподнес ему коробку гвоздей и попросил сопровождать каждый неправильный поступок забитым гвоздем в деревянный столб. В первый день школьнику пришлось забить более трех десятков гвоздей. После чего мальчик попытался контролировать свое поведение. Осознав, что меняться в лучшую сторону гораздо легче, чем забивать гвозди, он стал контролировать каждый свой шаг.

Заметив изменения, отец попросил вынимать по одному гвоздю за каждый хороший поступок. Через некоторое время столб полностью освободился от гвоздей.

Мораль: суть притчи в том, что каждый плохой поступок ранит другого человека. Можно извиниться, но стереть воспоминания из памяти гораздо сложнее. Поэтому за свое поведение нужно всегда брать ответственность.

Притча об отражении души

В темное время суток мимо дерева проходил воришка. Увидев силуэт дерева в темноте, ему показалось, что перед ним полицейский. От страха вор убежал, куда глаза глядят.

В один из вечеров мимо дерева проходил влюбленный парень. Заметив силуэт дерева, ему показалось, что вдалеке стоит любимая и выглядывает его. Он разволновался и стал бежать навстречу.

Среди бела дня мимо дерева проходила мама с ребенком. Маленький мальчик боялся приведений и, увидев дерево, вспомнил о своем страхе и расплакался.

Дерево при этом по-прежнему оставалось деревом.

Мораль: суть притчи говорит о том, что мир вокруг нас – это наше отражение. Все, что мы замечаем в окружающих предметах, присутствует в нас самих, как хорошее, так и плохое.

Притча о значении слов в нашей жизни

Между друзьями произошла ссора. Один из друзей стал плохо отзываться о втором в кругу посторонних людей. Спустя время обида прошла, и юноша понял свою ошибку. Пришел к другу и стал извиняться.

Выслушав извинения, второй мальчишка обратился с просьбой. Попросил распороть подушку и пустить все перья по ветру. Первый мальчишка послушался и распотрошил подушку. Ветер подхватил перышки и закружил по улице.

Тогда второй мальчишка обратился с новой просьбой – собрать все перышки назад. А ведь сделать это после ветра уже невозможно. Так и обидные слова. Первый мальчишка наговорил много неприятных слов, они разнеслись между людьми по улице. Обида прошла, а слова назад забрать уже нельзя.

Мораль: смысл притчи в знаменитой поговорке «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Прежде чем что-то сказать, нужно подумать.

Притча о значении работы в нашей жизни .

Три строителя переносили на рабочем участке кирпичи. Мимо них прогуливался любопытный мальчик, который решил поинтересоваться, чем это они заняты.

Первый строитель сказал, что носит кирпичи, потому что у него работа такая.

Второй строитель сказал, что ему нужны деньги, и поэтому он носит кирпичи.

Третий строитель ответил, что участвует в строительстве красивого дома, в котором скоро поселятся счастливые семьи.

Похожая притча

Согласно БЭС (Большой Энциклопедический Словарь), притча – это малая форма дидактического и аллегорического литературного жанра, который заключает в себе религиозный или моральный смысл («мудрость»). По своей форме и содержанию она схожа с басней; притча – это уникальное явление в мировом фольклоре.

Притчи – это жизненная философия всемирного наследия. Для того, чтобы постигнуть смысл, каждую из них нужно прочесть несколько раз, а затем через какое-то время вернуться к их прочтению еще раз. По смыслу каждая из них многослойна, поэтому каждый раз прочитывая их вновь, вы будете более полно воспринимать, осмысливать ее суть.

Многие законы жизни осмыслены в притчах, в каждой из которых – многовековая мудрость, частицы знаний и точное постижение окружающего мира. Мыслители всех времен излагали их языком метафор, что является высшим признаком гениальности. Потому язык высказываний невозможно понять с помощью законов логики и каких-либо мыслительных процессов.

Законы жизни, изложенные в притчах, поэтому можно понять только с помощью подсознания, только душой можно оценить их истинный смысл. Только пропустив их через свое сердце, вы сумеете получить Озарение и Откровение, понять многие законы жизни и взойти на путь трансформации себя как личности.

Значение притчи для человека очень велико, в связи с тем, что также есть разные виды. К примеру, Евангелия помогают нам понять суть Божьих законов, принять их, пропустив притчу через свое сердце. Многие высказывания могут также использоваться в воспитании и образовании детей и подростков, помогая им проникнуться многовековой мудростью предков.

Притча для взрослого человека может играть роль своеобразного утешителя, философского наставника. После прочтения ее умный взрослый человек сможет понять, что все, что он получает в этой жизни, зависит только от него и от его мыслей. Она помогает осознать и переосмыслить многие жизненные ситуации, подводя нас к пониманию законов жизни.

В настоящее время уже очень много тренеров, коучей личностного роста используют высказывания мудрых, чтобы донести до своих клиентов то, что они не могут сказать им простыми словами.

Похожая притча

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Мы часто замечаем противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на её качество, ничего не изменили в её сущности, остались « не нужными». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Чтобы увидеть ребёнка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для её выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели.

Если в семье закладываются представления о духовных ценностях и нравственных поступках , то на уроках духовно-нравственное воспитание более системно и последовательно Уроки помогают школьникам сориентироваться в современном мире, учат отличать добро от зла, будят лучшие качества личности: милосердие, сострадание, стремление к добру.

стать добрыми к людям, научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Во внеурочной деятельности. Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Признаки притчи: 1) краткость, 2) не требует доказательств, 3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, 4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, 5) строится на сравнении, 6) предполагает мыслительную деятельность.

функции притч (по А.Н. Иоффе):

1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.)

2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.)

3. Функция опосредования. (Между двумя людьми противостоянии появляется посредник в виде истории

4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.)

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

− Формулирование вопросов или ответы на поставленные вопросы.

− Придумывание названия притчи.

− Выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием.

− Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

− Подбор пословиц, поговорок.

− Сравнение с басней (определить).

− Поиск и вставка пропущенных слов.

− Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

− Определение ценностей, которые отражает притча.

Практическая деятельность.

Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:

− Люди! Очистите меня поскорее!

Но люди только отмахнулись:

− Ничего, нам и пруда хватит!

Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:

− Помогите, пока не поздно!

Опять не послушали его люди.

И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.

Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:

− И откуда только болота берутся?

Добавим к этому:

И не только на земле, но и в человеческих душах!

Анализ притчи:

− Почему озеро превратилось в болото?

− Почему же люди возмущались?

− Как вы считаете, о чём эта притча?

− Что означает выражение «болота в человеческих душах»?

− Приходилось ли вам сталкиваться с последствиями равнодушия людей? Приведите примеры

2.«Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал. что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли».

Задание. Прочитайте русские народные пословицы. Какой смысл притчи они доносят?

Жадность – всякому горю начало.

Жадность последнего ума лишает.

За чужим погонишься – своё потеряешь.

Погнался за ломтем, а ковригу потерял.

Жадность – что река: чем дальше, тем шире.

3. Шел ………… , а навстречу ему три человека везли под …..……. солнцем тележки с камнями для строительства храма. …………. остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

– Что ты делал целый день?

И тот с …….….. ответил, что целый день ………… проклятые камни.

У второго спросил:

– А что ты делал целый день?

И тот ответил:

– Я …………. выполнял свою работу.

А третий ………….. , его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

– А я ………… в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

4. Два брата

Жила в лесу большая семья оленей. Среди них выделялись своим умом и ловкостью два брата − Бим и Бом.

Олененок Бим был задирой. Его рожки едва отросли, а он хвастливо говорил:

− Если волк ко мне подойдет, я его забодаю!

Старший брат Бима – молодой олень, Бом, шутил над хвастуном:

− Волк сразу убежит, как только тебя увидит.

Бим сердился и бодал брата, а тот хохотал в ответ. Бом не любил драться, хотя у него были большие рожки с двумя отростками. Мама Олениха советовала братьям всегда пастись вместе, но однажды Бим заявил:

− Я пойду один на большой луг!

− Нельзя, возле большого луга, в лесу, живет голодный волк, − предупредил Бом.

− Я не боюсь волка, потому что у меня есть рога! − крикнул громко Бим и ускакал.

Бом сначала рассердился на брата и не побежал за ним. Но вскоре встревожился и решил наведаться на большой луг.

Выскочив на луг, Бом увидел, что в середине луга, напротив Бима, сидит огромный волк и зубы скалит.

− Сейчас я тебя забодаю, − дрожащим голосом прокричал Бим, наклонив головку с маленькими рожками.

- Давай, бодай, а я пока пасть пошире раскрою и тебя подожду,− захохотал хрипло волк и раскрыл огромную зубастую пасть.

Бом, не медля ни секунды, пулей вылетел на луг и боднул волка сзади. Волк от неожиданности кубарем покатился по траве. Когда хищник поднялся на лапы, то оленят уже и след простыл.

− Спасибо, Бом, ты меня от верной гибели спас, − едва отдышавшись, проговорил Бим.

− Надеюсь, ты теперь понимаешь, что братья должны всегда вместе быть. Ведь мама недаром говорит: «Брат без брата, что птица без крыльев», − ответил старший брат.

Анализ притчи:

− Почему младшего брата можно назвать хвастуном и задирой?

− Как вы думаете, почему иногда братья и сёстры не дружат?

− Как научиться дружить со своими братьями и сёстрами?

− Как вы думаете, подружиться со своими братьями и сёстрами легче или, наоборот, труднее, чем с другими людьми?

− Вспомните всех своих друзей и мысленно поблагодарите их за дружбу.

− Был ли в вашей жизни случай, когда ваши брат или сестра поступили по отношению к вам как настоящие друзья?

5.Притча «Четыре свечи»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. Первая сказала:— Я — Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:— Я — Вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь. У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:— Что вы делаете!? Вы должны гореть —я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие

три свечи. Ведь я — Надежда.

Выполнить анализ притчи.

Почему свечи Спокойствие, Вера и Любовь угасли.

Приведите из жизни примеры их огорчений.

6. «Не обманывай».

Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.

Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.

- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.

- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.

Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.

Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.

Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:

- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.

- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.

- Я себя не обманывал, - удивился сын.

- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.

Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история?

- Как вы поняли, о чем она?

- Как бы вы поступили на месте юноши?

- В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?

- Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?

- Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?

- Какое название можно придумать к этой истории?

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 4 800 ₽ от 1 200 ₽

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

от 1 800 ₽ от 450 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Похожая притча

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками, самый способный из них однажды задумался: «а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:— скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. - Что ответил мастер своему ученику? Не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках.
Какие два пути выбора стояли перед учеником? Какой путь выбрали бы вы?
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». Нравственность, уважение, любовь – основа нашей жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать лучше, чтобы его внутренний мир становился богаче, ярче, полнее.

Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:

отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,

спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью;

отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей – учителя своим ученикам. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий»

Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.

Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.

Притчи обладают определёнными свойствами. Это:

2) они не требует доказательств,

3) подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. В них осуждается не человек, а порок,

5) строятся притчи на сравнении,

6) предполагают мыслительную деятельность.

Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.

С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности.

Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

В модулях ОРКСЭ причта играет особую роль. На самом деле, как показывает опыт преподавания ОРКСЭ, дать глубокие знания детям не всегда получается. Объем информации – огромный, а дети в своей массе – неподготовленные. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала».

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Какие функции несёт притча?

Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. То же самое мы наблюдаем при изучении басен, когда говорим о свойствах ребенка, не давая ему самому ценностной оценки. В притчах говорится о ком-то постороннем, но учитель может задать детям вопрос: «Никто здесь себя не узнает?» Не надо поднимать руку, а просто попробовать честно ответить самому себе на этот вопрос.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение.

Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, посмотреть опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОРКСЭ мы говорим о том, для чего же нужно делать добро, я начинаю с притчи о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек .

Тут я делаю паузу и предлагаю детям продолжить историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей.

Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку…

В учебнике Е.И.Николаевой "Я в мире людей", про которому работает наша школа в каждую тему включены притчи разных религий. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, или в качестве документа для анализа, или для рефлексии в конце урока.

Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.

Методисты предлагают несколько вариантов работы с притчей.

Способы использования притч в учебном процессе:

Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

Иллюстрация рассказа (рисунки, картинки, фотографии, изображения);

Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

Выделить ключевые понятия;

Инсценировка по рассказу (истории) ;

Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

Связь содержания притч с современной жизнью;

Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной

исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);

Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

Подбор пословиц, поговорок.

Сравнение нескольких притч ( притчи разных культур) с одинаковыми ценностями

Определение ценностей, которые отражает притча.

Так как гуманизм и толерантность являются ключевыми принципами и фундаментальными ценностями, на которых базируется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики», притчи могут быть использованы для того, чтобы показать недопустимость насмешек над другими людьми, уважение их взглядов и традиций.

Например можно использовать следующую притчу:

Одно селение находилось в глубоком горном ущелье, далеко от дорог, городов и селений. Жители долгие годы не общались ни с кем посторонним. От предков-пастухов они получили традицию всегда ходить с посохом и веревкой, шить свою одежду из шкур овец. Они не представляли, что у кого-то их не может с собой быть

Однажды в селение случайно забрел путешественник, который прибыл из дальних мест. Его сразу же обступила толпа любопытных. Они с нескрываемым изумлением разглядывали странника и смеялись, потому что ни посоха, ни веревки у него с собой не было, да и одет он был непонятно во что. На него показывали руками и хватались за голову.
Не стерпев, пришелец воскликнул: «Довольно потешаться надо мной! Лучше на себя посмотрите! От мала до велика все ходят с посохами, как древние старики, а одеты, как будто только что вышли из пещер». Удивились местные жители и сказали: «Мы всегда так жили и похожи друг на друга как две капли воды. Испокон веков это повелось и не тебе указывать, что нам иметь с собой. Если ты ненормальный, то не следует обвинять в этом других!

Вопросы для обсуждения:

-Как можно озаглавить эту историю?

-Кто прав, а кто виноват в этом споре?

-Почему между местными жителями и путником не было

-Как вы могли бы рассудить спорящих?

-Какова главная мысль этой истории?

-Есть ли в нашей современной жизни примеры, которые похожи на

ситуацию из этой притчи?

-Можно ли навязывать другим свои идеалы красоты?

-Как должен вести себя культурный человек в данной ситуации?

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Приведу несколько примеров организации работы с притчами. Вот притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей - к доброму делу." Все дети когда-нибудь совершают ошибки. Да и взрослые тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой поступок- и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает.

Притча «Гвозди».

Жил-был мальчик, который был вспыльчив и нетерпелив. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по одному гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение или с кем - то ссориться.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.

Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.

Отец привёл сына к ограде и сказал "Сын мой. ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем -то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется"

Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»

В этой притче просматриваются все её функции: ребенок читая её примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями, позволяет посмотреть на взаимоотношения отца и сына, видит способ разрешения конфликтных ситуаций.

Вопросы.

1. Как ты понимаешь слова "душевная рана"?

2. Можно ли залечить душевную рану? Как?

3. Чему учит эта притча?

Найти ключевые понятия : терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д

Сформулировать вопросы, используя технологию критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (кто? что? когда? может? будет? мог ли? как звали? было ли? согласны ли вы?) и толстые , проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы ( почему? почему вы думаете? почему вы считаете? в чем разница? предположите, что будет, если? что если?.) Учащимся легче выполнять данную работу в группах.

Данную притчу можно также инсценировать, проиллюстрировать, привести примеры из собственной жизни. Проанализировать название притчи "Гвозди". Что оно символизирует. Подобрать своё название притчи. Домашним заданием может быть подбор пословиц и поговорок .

Применяю также на уроках групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.

Например, рассказываю притчу:

Притча о маме.

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

Бог ответил: — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к Тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой?

Напишите 5 предложений о маме…

Таким образом, кратко резюмируя, следует сказать, что притчи в курсе ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов, а способствовать обсуждению, внимательности при чтении, пониманию символики и т.п.

Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Можно выделить следующие преимущества работы с притчами:

1. Привлекают и удерживают внимание.

2. Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3. Сводят к минимуму непонимание.

4. Усиливают запоминание.

5. Помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени.

Закончу своё выступление я притчей, которая приведена в учебнике

"Я в мире людей" при знакомстве с религией Иудаизм.

Притча о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:

"Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал:

Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.

Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование".

Эти слова называют "золотым правилом нравственности", которое содержится во всех религиозных культурах и светской этике.

Список литературы и источников:

Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

Похожая притча

Здравствуйте. Сегодня размышления о прекрасном жанре, который я полюбил и считаю крайне полезным практически для всех.

Притчи всегда удивляли своей ёмкостью, краткостью, идеей. Авторы притч поражали своим навыком - уместить в столь малый текст мораль, на понимание которой иногда уходят годы.

Но самое важное, притчи задают направление хода мыслей, дают пищу для ума, чтобы поменять образ мышления. Ведь чем отличаются между собой люди? Именно образом мысли. Дай совет глупому человеку и он вытрет о него ноги. Дай бедному денег и он их потратит, не сами деньги делают человека богатым. Образ мысли.

Еще, всегда поражала их разносторонность, читая притчи в 15 лет я понимал их одним образом, в 25 по другому, в 35 уже совсем иначе. И до сих пор делая посты с ними и получая обратную связь, поражает разнообразие толкований, понимания, взгляда, помогающих и самому взглянуть на проблемы или принципы иначе.

Поэтому для того, чтобы ум был гибким, и постоянно развивался, считаю прекрасной привычкой, читать хотя бы по одной притче в неделю и выражать свои мысли, на счет принципа описанного в ней, в письменной форме, лучше если будет возможность прочесть эти мысли через время, чтобы видеть развитие Вашей мысли.

Читайте притчи, выражайте свои мысли и развивайтесь. На данном канале так же есть эта возможность, и как автор притч буду крайне признателен если Вы запишите свой отзыв на них:

Читайте также: