Буддийская притча о пустоте
Обновлено: 25.11.2024
Мир – это безграничное переплетение взаимных зависимостей.
Однажды Будда беседовал с одним из своих учеников по имени Шарипутра. Стоя перед ним, Будда поднял глиняную чашу с водой и спросил Шарипутру:
— Полна эта чаша или пуста?
— Полна, Просветленный, — ответил ученик.
— Это не совсем так, — Будда покачал головой. – Она действительно полна воды, но пуста от многого другого. От земледельцев, буйволов, деревень и так далее. Согласен ли ты со мной, Шарипутра?
Тогда Будда вылил воду и снова поднял чашу, спрашивая:
— А теперь? Полна чаша или пуста?
— Теперь она пуста, Просветленный, — уже не так уверенно отозвался Шарипутра.
— Это не совсем так, — снова произнес Будда. Теперь она пуста не только от буйволов, земледельцев и деревень, но и от воды, это верно. Но она полна воздуха! Кроме того, она полна возможностей: в нее теперь можно что-нибудь налить.
Затем Будда объяснил, что все вещи одновременно пусты от чего-то и полны чего-то. Ничто не бывает просто полным или пустым.
— В целом, Шарипутра, — сказал он, весь мир пуст и полон. Он полон явлений, миров, людей и прочего, но пуст от независимого существования. Ничто не существует независимо. Все чем-то обусловлено, все из чего-то состоит. Эта чаша состоит из глины. Но я был неточен, когда сказал, что она свободна от воды: ведь если бы не было воды, не было бы и глины. Так что в этой чаше присутствует вода. Более того, я говорил, что она пуста от земледельцев, но и это тоже не так. Ведь если бы не было земледельцев, гончары бы умерли от голода, а значит, не было бы и глины. Значит, в этой чаше присутствуют и земледельцы. То же самое можно сказать и о деревнях, и о буйволах, и обо всем остальном. Весь мир присутствует в этой чаше. Мир – это безграничное переплетение взаимных зависимостей. И нет такой вещи, которая стояла бы особняком, ни от чего бы не зависела и ни из чего бы не складывалась. Поэтому, Шарипутра, все вещи полны других вещей, а следовательно, пусты от независимого существования.
Пустота как смерть души
В повседневном нашем сознании пустота воспринимается как нечто негативное. К примеру, часто можно слышать такие высказывания, как «пустота в душе» или «пустота в жизни». Но это высказывание не совсем верно. Пустота — это отсутствие всего, это само небытие, а разве может в небытии возникнуть страдание, которое подразумевается под «пустотой в душе»? Вопрос риторический. Пустота — это изначальное, точка отсчёта, ноль. А страдание — это уже состояние со знаком «минус», значит, «пустота в душе» — не совсем корректное описание той же депрессии и тому подобных состояний.
Мы можем сколько угодно резонёрствовать на тему того, что пустота не может быть со знаком минус, и о том, что то, что люди называют пустотой в душе, вовсе пустотой не является. Но проблема, о которой говорят люди, пусть и не совсем корректными терминами, остаётся, и что с этим делать?
Можно представить себе некоего состоятельного господина, который потерял ключи от собственной сокровищницы и вынужден нищенствовать. У него сейчас самая что ни на есть материальная пустота — в карманах, желудке и так далее. Но ведь на самом-то деле он богат, просто не может открыть дверь к этому богатству. В духовном мире то же самое: внутри нас сокрыто огромное богатство, а мы продолжаем «голодать» духовно, ища жалкие крохи удовольствий где-то во внешнем мире. Один очень мудрый человек, который был на нашей земле 2000 лет назад, говорил: «Царство небесное внутри вас есть».
Но даже самые ближайшие из его учеников так и не поняли его наставлений и продолжают искать это царство где угодно, но только не внутри себя. А их учитель добавлял: «Где сокровища ваши — там будет и сердце ваше». А теперь давайте подумаем: если сокровища наши — это какие-то праздные развлечения, алкоголь, еда и так далее, то где будет сердце наше? Вот там примерно и будет.
И вслед за этим неизбежно наступает пустота, потому что эти сокровища иллюзорны. Быть может, кто-то думает, что кувшин с вином — отличный собеседник и проводник в мир блаженства, но нет, он коварный и собеседник, и проводник. Обещая неземные наслаждения, он бросает своего подопечного в самый трудный момент. А дальше и начинается то, что мы называем «пустотой в душе». И чтобы этой пустоты не было, нужно, как говорил всё тот же великий мудрец, «собирать сокровища на небе, а не на земле».
Это, разумеется, метафора. Речь идёт о том, что наши богатства в первую очередь должны быть духовными, а не материальными. Потому что если наше счастье зависит от внешних условий, то мы тяжело больны и несчастны на самом деле. И тогда любая перемена во внешних условиях — это путь к пустоте души. Если же сокровища наши в духовном мире, то никакие мирские бури не смогут опрокинуть лодку нашего сознания, плывущую в вечность.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Теория пустоты: ничего нет?
Восточные философы некоторых направлений предлагают начать с простого — принять идею о том, что ничего нет. Это в стиле философии адвайта-веданты, адепты которой, и правда, внушают себе, что всё — иллюзия. Однако, как советовал тот же Будда, следует придерживаться «срединного пути», и он же говорил о том, что вещи всё же существуют, а их пустотность и иллюзорность заключается в том, что они временны и взаимозависимы.
Но это не отменяет того, что вещи, хоть и непостоянно, но существуют. Есть одна притча о том, как учитель долго слушал мудрствования своего ученика о том, что всё — иллюзия, а потом так огрел того палкой, что у него вся идея пустоты сразу посыпалась звёздами в глазах; учитель же рассмеялся и говорит: «Откуда боль, если палки не существует?».
С точки зрения квантовой физики, действительно, всё состоит из пустоты чуть менее, чем полностью. Практически вся масса атома содержится в его ядре, а само оно занимает примерно одну десятитысячную размера атома. А всё остальное остаётся, в сущности, пустотой. Почему же объекты остаются плотными и твёрдыми? Это объясняется процессами притяжения и отталкивания между атомами. Так, стена кажется плотной лишь потому, что её атомы притягиваются друг к другу. Но, например, нагревание ослабляет связи между атомами, поэтому раскалённое железо становится жидким и теряет свою плотную консистенцию.
Квантовая физика говорит о том, что материи вообще не существует. Об этом говорил ещё сам Эйнштейн: «Всё состоит из пустоты, а форма — сгущённая пустота». Проще говоря, всё, что нас окружает — это лишь разные формы одной и той же пустоты. Это в какой-то мере созвучно с философскими идеями о том, что всё, что нас окружает, есть проявление Бога в той или иной форме. И можно сказать, что эта пустота, изначальное чистое сознание и есть Бог.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
П устота. Сложно себе представить, что это такое. Да и в зависимости от контекста смысл может быть совсем разный. И казалось бы, разве можно долго обсуждать то, чего нет. Но пустота — это достаточно глубокое понятие. Настолько же глубокое, насколько и непостижимое. Межгалактическое пространство — это типичный пример пустоты в материальном мире. Там нет ничего, даже времени и пространства. И если сравнивать межгалактическое пространство с нашим сознанием, то именно к такому состоянию сознания стремятся последователи некоторых направлений в йоге — к пустоте сознания.
Что такое пустота? Что такое пустота сознания? Бывает ли пустота в душе? Что такое пустота с точки зрения буддизма? Как мы можем видеть, это понятие достаточно абстрактное. Попробуем в нём разобраться.
Пустота в буддизме
Шуньята, или «пустотность». Эта концепция буддийскими учителями справедливо считается одной из тяжелейших для постижения. На теоретическом уровне всё относительно просто. Пустотность — это взаимозависимость вещей и явлений, а именно отсутствие постоянной природы у вещей и явлений. Проще говоря, концепция пустоты в буддизме говорит нам о том, что всё возникает в силу условий и ни одно явление не может иметь постоянную природу — реальность изменчива, как поток горной реки.
И этот поток и есть то, что мы называем пустотой. Ведь сколько ни щёлкай фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть реку, каждый раз горный поток будет выдавать новую картинку. И где же в этом случае его истинная природа? Получается, что нигде. Это и есть пустотность.
Сам Будда Шакьямуни давал такое наставление: «Как на пустоту, взирай на этот мир. Разрушив привычное понимание себя, поборешь и смерть. Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир». Что Будда имел ввиду, говоря о победе над смертью? Скорее всего, речь идёт о том, чтобы не отождествлять себя с физическим телом и конкретной личностью. Мы не физическое тело и не набор букв в паспорте, мы нечто большее.
И когда человек познаёт своё высшее «Я», тогда он преодолевает смерть. Потому что смерти подвержено только тело, но никак не душа. И призыв взирать на мир, как на пустоту, — это призыв видеть взаимосвязанность и, самое главное, непостоянство вещей и явлений. Поэтому шуньята —это также и непостоянство.
К примеру: есть семя, из которого вырос цветок, а затем цветок этот опал лепестками на землю. Семя, цветок и опавшие лепестки — всё пустотно, потому что это лишь временные состояния. Состояния чего? Состояния… пустоты. Пустота вырвалась из семени, дав побег, пустота расцвела ярким цветом, пустота опала лепестками на землю. Это практически непостижимо для ума, но зато постижимо для сердца.
И именно постижению концепции пустоты или так называемому чистому видению буддийксие монахи и посвящают всю жизнь. И именно поэтому шуньята является концепцией Махаяны — Великой Колесницы, которая является более продвинутой версией учения Будды для тех, кто уже избавился от грубых иллюзий.
В буддизме есть четыре вида пустоты:
- Пустота обусловленного. Речь о том, что у обусловленных явлений отсутствуют качества необусловленных
- Пустота необусловленного. Речь о том, что у необусловленных явлений отсутствуют качества обусловленных
- Великая Пустота. Тут речь о том, что само разделение между обусловленным и необусловленным — иллюзорно
- Пустота Пустоты. На этом уровне понимания отбрасывается сама концепция пустоты как пустотная. Говоря простым языком, сама идея пустоты — это лишь концепция, идея, которая призвана указать тень истины, но и к ней тоже привязываться не стоит
Читайте также: