Притчи 24 глава толкование

Обновлено: 18.04.2024

Прит. 24:1-2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17-18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19-20), он «имеет будущность».

Прит. 24:3-4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.

Прит. 24:5-6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.

Прит. 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.

Прит. 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).

Прит. 24:11-12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.

Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.

Прит. 24:13-14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).

Прит. 24:15-16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15-16, 17-18, 19-20.

Мысль, содержащаяся в стихах 15-16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).

Прит. 24:17-18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.

Прит. 24:19-20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.

Прит. 24:21-22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим. 13:1-7; 1Пет. 2:13-17).

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.

1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23-25)

Прит. 24:23-25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор. 1:17; 16:19; Прит. 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.

2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)

Прит. 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).

3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)

Прит. 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)

Прит. 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх. 20:16).

5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)

Прит. 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор. 32:35; Пс. 93:1; Прит. 20:22; Рим. 12:19; Евр. 10:30).

6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30-34)

Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6-11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.

Прит. 24:30-31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.

Прит. 24:32-34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.

Похожая притча

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

Притч.24:1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

Притч.24:2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17.

Притч.24:3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

Притч.24:4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Притч.24:5. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Притч.24:6. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

Притч.24:7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

Притч.24:8. Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Притч.24:9. Помысл глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

Притч.24:10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Притч.24:11. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Притч.24:12. Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердцá разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 Притч.24:13. Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Притч.24:14. таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18).

Притч.24:15. Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,

Притч.24:16. ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Притч.24:17. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Притч.24:18. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5).

Притч.24:19. Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Притч.24:20. потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

Притч.24:21. Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,

Притч.24:22. потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. 1Пет 2.17; Рим 13.2).

Притч.24:23. Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

Притч.24:24. Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

Притч.24:25. а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

Притч.24:26. В уста целует, кто отвечает словами верными.

Притч.24:27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Притч.24:28. Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?

Притч.24:29. Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Новая группа изречении «мудрых» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13).

Притч.24:30. Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

Притч.24:31. и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Притч.24:32. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

Притч.24:33. «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, –

Притч.24:34. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение Притч 6.10-11.

Похожая притча

1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.

Притч.24:1 . Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

Притч.24:2 . потому что о насилии по­мышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мысль этих стихов представляет раскрытие Притч 23.17 .

Притч.24:3 . Мудростью устрояет­ся дом и ра­зу­мом утверждает­ся,

Притч.24:4 . и с уменьем внутрен­ности его наполняют­ся всяким драгоцен­ным и пре­красным имуще­с­т­вом.

Притч.24:5 . Человек мудрый силен, и человек ра­зу­мный укрепляет силу свою.

Притч.24:6 . Поэтому с обдуман­ностью веди войну твою, и успех будет при множе­с­т­ве совещаний.

В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).

Притч.24:7 . Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст сво­их.

Притч.24:8 . Кто замышляет сделать зло, того называют зло­умышлен­ником.

Притч.24:9 . Помысл глупости – грех, и кощун­ник – мерзость для людей.

Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).

Притч.24:10 . Если ты в день бедствия ока­за­л­ся слабым, то бедна сила твоя.

Притч.24:11 . Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречен­ных на убие­ние?

Притч.24:12 . Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испыту­ю­щий сердцá раз­ве не знает? Наблюда­ю­щий над душею твоею знает это, и воз­даст человеку по делам его.

Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других, даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца «я не знаю такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему» – указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна, Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам, но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям смертной опасности ближних. h5 Притч.24:13 . Ешь, сын мой, мед, по­тому что он при­ятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Притч.24:14 . таково и по­знание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18 ).

Притч.24:15 . Не зло­умышляй, нечестивый, про­тив жилища праведника, не опустошай места по­коя его,

Притч.24:16 . ибо семь раз­ упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в по­гибель.

Притч.24:17 . Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселит­ся сердце твое, когда он споткнет­ся.

Притч.24:18 . Иначе, увидит Го­с­по­дь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5 ).

Притч.24:19 . Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Притч.24:20 . потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

Притч.24:21 . Бойся, сын мой, Го­с­по­да и царя; с мятежниками не сообщайся,

Притч.24:22 . потому что внезапно при­дет по­гибель от них, и беду от них обо­их кто пред­узнает?

Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9 ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. 1Пет 2.17 ; Рим 13.2 ).

Притч.24:23 . Ска­за­но также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – нехорошо.

Притч.24:24 . Кто говорит виновному: «ты прав», того будут про­клинать народы, того будут не­на­видеть племена;

Притч.24:25 . а облича­ю­щие будут любимы, и на них при­дет благо­слове­ние.

Притч.24:26 . В уста целует, кто отвечает словами верными.

Притч.24:27 . Соверши дела твои вне дома, окончи их на по­ле твоем, и по­том устрояй и дом твой.

Притч.24:28 . Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманы­вать устами тво­ими?

Притч.24:29 . Не говори: «как он по­ступил со мною, так и я по­ступлю с ним, воз­дам человеку по делам его».

Новая группа изречении "мудры х» начинается осуждением лицеприятия (ст. 23–24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах, суждениях и делах (ст. 25–25, сн. 28). Два других наставления этого отдела – одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни – полевое и домашнее хозяйство (ст. 27), другие – чисто нравоучительного, и притом с характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за зло (ст. 29, сн. Притч 17.13 ).

Притч.24:30 . Проходил я мимо по­ля человека ле­нивого и мимо виноградника человека скудо­умного:

Притч.24:31 . и вот, все это заросло терном, по­верхность его по­крылась крапивою, и камен­ная ограда его обрушилась.

Притч.24:32 . И по­смотрел я, и обратил сердце мое, и по­смотрел и по­лучил урок:

Притч.24:33 . «немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь, –

Притч.24:34 . и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооружен­ный».

Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния поля и виноградника ленивого. Это – не аллегория духовной распущенности, как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености с гибельными ее следствиями – урок, почерпнутый Премудрыми из опытного наблюдения (ст. 32). Ст. 33–34 представляют воспроизведение Притч 6.10–11 .

Похожая притча

24:1, 2 Неразумно ревновать успеху злых людей или желать общения с ними. Они обладают способностью тянуть окружающих вниз, заставляя их опускаться на их уровень. Какой же это уровень? Их разум постоянно замышляет насилие, и их речь сосредоточена на злом.

24:3, 4 Дом может символизировать жизнь человека. Прекрасная, величественная жизнь строится не нечестием, а благочестивой мудростью. Нечестие разрушает жизнь, а разум придает ей прочность и целостность. Нечестие опустошает ее, а истинное познание (рус. — "умение") наполняет ее всякой драгоценной и прекрасной обстановкой.

24:5, 6 Мудрый человек может обладать большей силой, чем сильный человек, а человек думающий — могущественнее мускулистого гиганта. Война может вестись посредством мудрых советников, и чем больше таких советников, тем лучше.

24:7 Мудрость кажется навеки недоступной для глупца. Он никогда не сможет говорить с авторитетом, как это делают старейшины у ворот города.

24:8, 9 Тот, кто использует данные ему Богом возможности для изобретения новых форм зла, зарабатывает себе прозвище "злоумышленника". Помысел глупости — грех, и высокомерный кощунник, зачерствелый в своем нечестии, зарабатывает презрение и омерзение у окружающих.

24:10 Одно из испытаний истинной сущности человека заключается в том, как он ведет себя под давлением. Если он сдается, когда жизнь становится слишком неуютной, он не обладает необходимыми качествами.

Христос, коль шаг мой покачнется,
И к отступленью помыслы взметнут,
Если пустыня или тернии пробудят жалобы,
Господь, Ты ноги Свои покажи.
В крови, со шрамами гвоздей Твои мне ноги покажи.
О мой Иисус, Ты ноги покажи Свои.
О Бог, осмелюсь ль я тогда показывать Тебе
Мои стопы и мои руки?
Эми Кармайкл

24:11, 12 Когда невинные люди уводятся в газовые камеры, печи, и истребляются многочисленными другими методами, — когда нерожденные младенцы уничтожаются в клиниках при абортах, — непростительно стоять рядом и быть свидетелем этого, и не попытаться спасти их. И также бесполезно ссылаться на незнание. Как сказал Данте, "Самые жаркие места в аду сохраняются для тех, кто в период великого морального кризиса сохраняет нейтралитет".

Затрагивает ли это нас, верующих, которым вверена Благая Весть спасения? Мужчины и женщины погибают без Христа. Иисус сказал: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Ин. 4:35). Осмелимся ли мы сохранять нейтралитет?

Смотри, как удлинились тени вокруг нас,
Уж скоро дню конец, закат.
Как можем мы оставить их, потерянных и одиноких?
Христос грядет — зови их всех войти!
Анна Шиптон

24:13, 14 Мед здесь используется как символ мудрости. И первое, и второе полезно и сладко на вкус. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Иначе говоря, человеку, который обрел мудрость, гарантировано светлое будущее и осуществление всех его надежд.

24:15, 16 Бессовестный человек предостерегается от попыток лишить праведника его дома. Возможно второй оказался под воздействием временных трудностей, и нечестивый готов вцепиться когтями в его имущество.

Праведник может впасть в трудности или неприятности семь раз, но раз за разом снова будет вставать на ноги. Нечестивый может при первой же неудаче впасть в погибель.

24:17, 18 Человек доброго характера никогда не должен радоваться, когда его врага настигают неприятности, или наслаждаться его падением. Если Господь видит человека, скрывающего в своем сердце злорадствующий, мстительный дух, Он посчитает это злорадство более достойным наказания, чем вину его противника.

24:19, 20 Писание вновь предостерегает нас не расстраиваться, видя кажущийся успех злодеев, и не завидовать нечестивым. На этот раз в качестве причины указывается на то, что нечестивым приготовлено весьма неблагоприятное будущее. Им не приходится ждать ничего хорошего. Вместо этого, свет их жизни угаснет.

24:21, 22 Эта притча прививает почтение и уважение к Господу, а также к царю как к Его представителю. Она предостерегает от соучастия тем, кто намеревается изменить установленные Богом власти или свергнуть правительство. Оба вида мятежа принесут внезапную, непредсказуемую погибель виновным в них.

Божье Слово учит христианина повиноваться человеческому правлению до тех пор, пока это не заставляет его идти на компромисс с верностью Господу. Если правительство приказывает ему неповиноваться Господу, тогда он должен отказаться исполнять эти указания и смиренно понести последствия этого. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен присоединяться к заговору свержения действующей власти.

Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23-34)

24:23-26 Здесь начинается новая подборка высказываний, принадлежавших мудрым, которая продолжается до стиха 34.

Омерзительно выказывать лицеприятие, или лицемерие, когда производится суд между правильным и неправильным. Судья, размывающий границы моральных разделений, оправдывая виновного, будет проклят людьми и осужден народами. С другой стороны, судьи, обличающие грех, будут вознаграждены Богом и благословляемы людьми. Выносящие честные и справедливые приговоры заслужат поцелуй одобрения от народа.

24:27 Так же, как, прежде, чем построить дом, человек должен расчистить деревья и обработать землю, также, прежде, чем заводить семью, он должен сначала привести в порядок свою жизнь. Таким образом, эта притча может служить предостережением от слишком поспешного вступления в брак и принятия на себя ответственности, которую он возлагает на человека, прежде, чем тот готов к этому в духовном, эмоциональном и материальном отношении.

24:28, 29 Не при каких обстоятельствах никто не должен выдвигать ложное свидетельство против своего ближнего, или распространять лживые слухи о нем. Даже если этот ближний действительно совершил все эти вещи, нет никакого оправдания тому, чтобы воздавать злом за зло.

24:30-34 Автор проходил мимо виноградника ленивого человека и увидел, что все заросло терном и сорняками. Повсюду разрослась жгучая крапива. Каменная ограда обрушилась и лежит в руинах. Все это — наглядный урок для нас. Когда человек постоянно просит еще немного поспать, "еще 5 минуток", вы можете быть уверены, что бедность одолеет его, как разбойник на большой дороге, как вооруженный грабитель.

Когда мы уступаем лености в духовных вопросах, наша жизнь (виноградник) оказывается зараженной делами плоти (тернами и крапивой). Она больше не приносит плод для Бога. Наша духовная защита (ограда) оказывается сломленной, и сатана легко захватывает власть. Следствием нашего охлаждения и отступления от Бога становится обнищание души.

Читайте также: