Питер брейгель притча о слепых
Обновлено: 22.12.2024
В 1568 году известный нидерландский живописец Питер Брейгель Старший создал свою знаменитую «Притчу о слепых» , картину известную также как «Слепой ведет незрячего» , но куда же он его ведет?
И какие еще секреты скрывает это произведение искусства?
«Притча о слепых». Брейгель, 1568 год. «Притча о слепых». Брейгель, 1568 год.Время создания всемирно известного шедевра совпало с серией значительных изменений в европейском обществе того времени: протестантская реформация и отказ от популярных религиозных образов, торжество ренессансного гуманизма. Это было время быстрого прогресса и движения в сторону эмпирических наук.
В стороне не остались и люди искусства. Художники стремились выделиться созданием произведений, отличающихся от традиционных благородных, мифологических и библейских сюжетов.
«Притча» Брейгеля как нельзя лучше отображает всю суматоху царившую в умах людей того времени.
Несмотря на кажущееся единообразие, картина состоит из девяти частей , что прекрасно заметно при делении ее набором параллельных косых линий.
К тому же наклонное построение создает особое напряжение и придает чувство движения. К тому же наклонное построение создает особое напряжение и придает чувство движения.Композиция приглашает зрителя следовать за действом, а не зацикливаться на отдельных его элементах.
Слепые люди похожи друг на друга в одежде и чертах лица, появившись ниоткуда и уходя в никуда, они следуют друг за другом в едином движении , кульминацией которого является поводырь уже лежащий в яме: начиная слева с бессвязного движения, затем колебания, тревоги, спотыканья и, наконец, падения. Расстояние между головами героев увеличивается вместе со скоростью их движения и приближению к неминуемому финалу.
Крутые крыши домов на заднем плане лишь придают композиции ощущение дополнительного движения.
Известный австрийский историк искусства Густав Глюк заметил ряд несостыковок в образе простых нищих: они слишком хорошо одеты, носят посохи и полные кошельки.
А что, если это вовсе не простые нищие?
По одной из версий слепые символизируют нечестивых священников , которые пренебрегли учением Христа.
Церковь на заднем плане была определена как Синт-Анна в Дилбеке (на территории современной Бельгии), однако ее истинный символизм остается предметом жарких споров.
Одна точка зрения гласит, что церковь является свидетельством нравственного замысла картины: в то время как первые два незрячих падают и находятся вне искупления, остальные четыре стоят за церковью и, таким образом, еще могут быть спасены.
Другая интерпретация говорит, что церковь с мертвым деревом, является антикатолическим символом , и что те, кто последует за ней, упадут вслед за слепым лидером.
Художник не оставил после себя никаких намеков на истинный смысл своего произведения, но «Притча о слепых» содержит в себе столь много скрытого символизма, что разгадка ее значения, возможно, остается лишь вопросом времени.
Описание картины
Полотно изображает любимую местность художника – окрестности Брабанта в южной части Нидерландов. Погода слегка пасмурная, но солнце поднимается над домами, освещая их крыши и шпиль возвышающейся рядом церкви. Некоторые искусствоведы определяет ее как церковь святой Анны в бельгийском городе Дильбек, но точно идентифицировать место невозможно. Окружающий пейзаж исполнен умиротворения и спокойствия, что создает намеренный контраст с процессией людей, идущих по дороге, и тем, что происходит с ними.
Процессия слепых
На картине, которую написал Питер Брейгель, слепые с посохами идут вереницей, и каждый держится за плечо того, кто находится впереди. Они выглядят жалкими и уродливыми, а лица написаны с медицинской точностью и беспощадностью – по ним можно определить причины, которые лишили несчастных зрения. С помощью врачей исследователи определили, что третий мужчина слева поражен бельмом, его сосед имеет полную (скорее всего, врожденную слепоту), а у того, который уже пошатнулся, но пока не упал, глаза выбиты или вырезаны. Слепцы не видят окружающий мир и не нужны никому, а единственная опора каждого незрячего – такой же несчастный и обездоленный.
Падение в пропасть
Люди пересекают косогор сверху вниз, но их путешествие прерывается досадным происшествием – тот, кто вел остальных, оступился и вместе с посохом упал в глубокую яму у пруда. Мужчина, который следовал за ним, уже потерял равновесие, и становится понятно, что судьба поводыря ожидает всю вереницу – они упадут друг на друга, как костяшки домино. Третий в ряду пока стоит на ногах, но уже теряет почву, а замыкающие процессию еще не знают о случившемся и спокойно бредут за остальными. Все это написано с драматической выразительностью, и представлено зрителям как будто в замедленной съемке – движение нарастает постепенно, но хорошо заметна неизбежность происходящего. На лицах слепцов нет страха или других эмоций – возможно, они даже не успели осознать печальную участь, которая ждет их через несколько минут.
Похожая притча
В Евангелии от Матфея,
В одном из множества псалмов
Есть запись. Прочитать посмею
Для слабо развитых умов.
Я приведу здесь слово в слово,
И это не зачту за труд:
"Когда слепой ведет слепого,
То оба в яму упадут"
Их шестеро.Они слепые,
Цепочкой медленно идут.
Их лица злые и пустые.
Не знают для чего живут.
Обращены куда угодно
Их лица.Только не туда,
Куда их путь ведет. Покорно
Идут цепочкой в никуда.
Вот первый падает к канаву,
Вдруг равновесье потеряв,
Тем самым устранив подставу,
Опору у других отняв.
Вот падает второй мужчина,
Стоящий на одной ноге.
Он без опоры.В том причина
Его паденья. Быть беде.
На двух ногах стоит здесь третий,
Но корпус наклонен вперед.
Он тоже упадет,заметим,
Но не пришел его черед.
Рукою держится четвертый
За третьего, его плечо.
Он , обстоятельством припертый,
В канаву угодит свечой.
И двум последним из страдальцев,
Как видно. здесь не устоять.
Как кости домино, скитальцы
Паденье будут повторять.
Своё внимание на лица
Слепых нам нужно обратить.
Искажены.В их веренице
Пороки мэтр смог отразить:
Как злобу, жадность и жестокость.
Сюда добавил к ним еще:
Как лживость , лицемерье,похоть,
Что в человечестве живет.
Слепых слепой ведет по жизни,
Итог похода - предрешён.
Вот так и вождь любой отчизны,
Бывает жалок и смешон.
Погибнет сам, и все погибнут.
Народ беспамятен и слеп.
При жизни памятник воздвигнут,
В истории оставив след.
Свидетельство о публикации №220062800146 Рецензии
Понимаем о ком вы написали! О тех кто считает себя слишком зрячими,чтобы вести других ,поскольку они прочитали одну книгу и больше ничего им в жизни не нужно,кроме как петь песни и попрошайничать.
Похожая притча
Питер Брейгель. «Притча о слепых». 1568 г. Неаполь. Музей Каподимонте.
Евангельская притча («Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?»), служит в этом шедевре символом слепого человечества, лишившегося воли и пассивно следующим за судьбой-фортуной. Вожак, возглавлявший цепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, оцепеневшие от ужаса лица несут на себе печать разрушительных страстей и пороков. Перед нами не просто факт реальный и убедительный в своей реальности. Но факт, доведенный в самом существе своем до того предела, где он возрастает до трагедии невиданной силы, где сама степень этой трагедии возводит его в степень всеобщую и абсолютную. Только один – уже падающий – слепец обращает к нам лицо, открывая оскал рта и полный жестокой, нечеловеческой злобы взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает жизненный путь слепцов – жизненный путь людей. Резким контрастом нелепой и трагической сцене служит безмятежная идиллия природы на заднем плане. Весь остальной мир чист, спокоен и вечен. Художник словно говорит этим, что перед нами не философский образ мира, а трагедия человечества.
© Copyright: Константин Рыжов, 2013Свидетельство о публикации №213061801874 Рецензии
Вы, оказывается, грандиозный эрудит не только по части греческой истории!
Я тоже очень люблю живопись и чувствую себя у Ваших публикаций, как маленький
ребёнок в красивой кондитерской, когда глаза разбегаются, и он не знает, с
чего начать - всё хочется попробовать.
Начинаю с моего любимого Брейгеля - можно часами разглядывать его картины,
как увлекательные фильмы, в них столько иронии, а часто - сарказма, по отно-
шению к крестьянам - юмора. Очень люблю его зимние пейзажи.
Обязательно продолжу путешествие по Вашим рассказам об искусстве.
Спасибо большое!
С уважением.
Согласен с Вами - Брейгель замечательный художник. Мои коротенькие конспекты это, в общем-то, ликбез. Но если Вам они понравятся, буду очень рад.
А мне всё интересно - и короткие рассказы тоже. Прибавляю в мою " копилку"
из альбомов, книг, впечатлений от музеев, на ютубе очень много передач об
искусстве , сделанных в разных странах. Последнее замечательное открытие
" Праздник святого Мартина", чудесно найденное недавно неизвестное произведе-
ние Брейгеля, прекрасно рассказанное искусствоведом Вячеславом Булгаровым.
С уважением.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Смысл картины
Принято считать, что источником вдохновения для художника послужила притча из Библии, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Сюжет картины отсылает зрителя во времена войн между испанцами и нидерландцами. В стране царил голод, террор и разруха, а одной из причин всеобщей ненависти была религия. Все, кто не был согласен с новым порядком, безжалостно уничтожались, а остальные слепо подчинились воле властей.
Смутные времена
Во времена кровопролитных войн обездоленные, несчастные люди на улицах никого не удивляли и были неотъемлемой частью окружающего пейзажа. Они брели неизвестно куда, стараясь выжить в жестоком мире, но удавалось это далеко не всем – большинство становились жертвами человеческой жестокости или просто несчастного случая, как это произошло с персонажами картины. Потрясенный происходящим, исполненный горя и беспокойства за будущее своей страны Питер Брейгель написал Притчу о слепых.
Духовная слепота
Аллегория произведения заключается в том, что слепота, физическая или духовная, в любом случае приведет к гибели, причем это касается не только слепца, но и всех, кто с ним связан. Безжалостная точность, с которой художник изобразил лица слепых, их уродство и беспомощность не случайны. Они олицетворяют человеческие пороки, которые разъедают душу, ослепляют и лишают способности видеть окружающий мир, что неизменно ведет к катастрофе. Слепцы идут, безгранично доверяя тому, что находится впереди, и еще не знают, что с ним произошла беда, которая через несколько секунд ожидает их.
Власть природы
Еще один смысл, который вкладывают критики и искусствоведы в Притчу о слепых Питера Брейгеля – человеческое бессилие перед судьбой, природой и окружающим миром. Если бы на пути несчастных не попался крутой косогор, они могли дальше влачить свое жалкое существование, но в их жизнь вмешалось провидение. Все люди, живущие на Земле, не могут знать о том, что ожидает их завтра или за очередным поворотом, и способны только надеяться на то, что там не окажется обрыв или пропасть.
Неизбежный финал
Исходя из сюжета картины, становится понятно, что всех слепых ждет гибель, но окружающий мир даже не заметит этого. Природа останется такой же спокойной и умиротворенной, церковь будет стоять на своем месте, и даже люди не будут грустить о гибели слепцов – даже родственники вряд ли будут лить по ним слезы. Трудно посчитать, сколько подобных эпизодов ежедневно проходит мимо нас, но если задуматься, все они представляют собой неизбежные маленькие трагедии, олицетворяющие власть природы и судьбы над человеческой жизнью.
Сейчас картина выставлена в Галерее Неаполя, и до сих пор вызывает живой интерес у критиков и ценителей искусства.
Похожая притча
Шедевры мирового искусства Содержание
Слепые (Притча о слепых, Слепой ведет незрячего) – одна из последних и самых знаковых работ художника Питера Брейгеля. Он создал ее в 1568 году, а спустя год умер в возрасте 44 лет. Притча о слепых Питера Брейгеля – произведение с глубокой аллегорией и смыслом, который кроется в каждой детали.
Читайте также: