Притча об ионе краткое содержание
Обновлено: 21.11.2024
Теперь хорошо вспомнить и блаженного нашего пастыря Иону, в кратком хотя бы слове. Вот ведь и недолго пришлось ему украшать архиерейский престол Великого Новгорода — три только года, — но успел он проявить великую доброту и благость и всем запомниться.
Дитятей был ещё сей блаженный Иона, а Бог уже избрал его для святительства.
Иона рос сиротой — рано потерял он родителей, и только одна сердобольная вдова пожалела отрока, взяла его к себе и воспитывала как родная мать. Она-то и отдала его дьякону, чтоб учился грамоте и Священному Писанию.
Продолжение после рекламы:Бедно жили они, и к сиротству добавлялась ещё и телесная его хилость: болезненным рос он. Оттого и привык к кроткому поведению и тихому нраву, не осмеливался приближаться к шумно играющим детям, а стоял в сторонке и кротко улыбался их веселию.
Однажды через город прошествовал честной Михаил, юродивый в миру, но мудрый о Боге. Шёл он по Великому Новгороду в первый раз, никто ещё не знал его как Божьего человека, и мальчишки издевались и надсмеивались над ним.
И вот идёт блаженный Михаил, не обращая внимания на насмешки детей, и вдруг сворачивает за угол улицы, туда, где стоял сей кроткий отрок. Уже смеркалось, как он его и углядел-то?! Значит, всё видел Божий человек своим внутренним зрением.
«Иван, — окликнул он отрока (а именно так назвали отрока при рождении, и Ионой-то он стал уже потом, в монастыре), — Иван, учи святые книги, будешь великому этому городу архиепископом». Обнял сироту и отошёл.
Как он узнал, что звать его Иваном? Так же, духовными очами, как прозрел и то, что случится через много-много лет. И книги велел учить, ибо святителю много надо потрудиться в постижении Божественного слова.
Брифли существует благодаря рекламе:Но вот проходит время, давно уже почил блаженный Михаил, и к самому Ионе уже старость подошла, а пророческое предсказание всё не сбывалось. Но не бывает такого, чтобы слово Божьего человека проходило мимо и не исполнилось: по смерти архиепископа Евфимия жребием и волею всех людей, и решением всего собора избран был Иона. И возвели его на епископию, радуясь и любуясь его добронравием и добродетелями. И стал Иона образцом благообразной жизни, обратил очи свои на бедных, и на сирот, и на вдовиц, и на убогих. И, видя добрые дела его, славили все Господа.
И строил Иона церкви, и весьма украшал их, приглашая искуснейших мастеров — художников и иконописцев. Много радел он об Огенской пустыне, в которой когда-то проходило его монашеское послушание. И о почитании угодников Божиих заботился он, поручая Пахомию-сербу составлять каноны и писать жития.
А когда позвали архиепископа Иону великий князь Московский Василий и митрополит тезоименитый ему, тоже Иона, то, несмотря на тяготы и болезни, приехал святитель в Москву. Великий князь Василий зол и сердит был на Новгород; Иона же много говорил в утешение Василию и дарил подарки, чтобы отвести грозу от своего города.
Продолжение после рекламы:И предсказал святитель Иона сыну Василия, князю Ивану, освобождение от татар, если будет он отечески смотреть на ломанных. Князь же Василий, зная силу пророческих слов Иониных, очень рад был слышать это.
И вот оба святителя, оба Ионы, и московский, и новгородский, стали усердно молиться, чтобы получить свободу от татар. Только вдруг святитель новгородский заплакал. Все очень дивились и желали знать причину слёз его. А печаловался Иона о судьбе родимого Новгорода: провидел он духовными очами горькие времена, гибель свободы, и насилие, и потопление в крови, — просил, чтобы при жизни его дал Господь его городу мир, тишину и благоденствие людям.
И отпустили Иону с почестями и благословением; мудрость, кротость и благодетельный нрав старца заслужили ему всеобщую любовь.
Когда же скончался князь Василий, сын его Иван, приняв княжеское знамя, сразу же послал послов в Великий Новгород, прося Иону молиться всесильному Богу, чтобы освободиться Руси от власти ордынских царей.
Архиепископ же Иона в ответ подтвердил, что Господь низведёт Орду, но только и сам князь пусть живёт честно, правит без бечинств и не мучит данью братий своих. И так не только московские князья, но и все другие соседние земли крепко любили и почитали архиепископа Иону и жили с Великим Новгородом в мире. И земля Новгородская в те дни пребывала в полной тишине и не слышно было войн.
Брифли существует благодаря рекламе:А когда занемог и преставился святитель Иона, сотворили над ним подобающее пение, а тело его честное положили в дубовый ковчег и покрыли доскою, надписавши год, месяц и день святителева преставления, и поставили в церковь Иоанна Предтечи, которую сам Иона и построил, и украсил.
Землю же до сорока дней — пока пелись панихиды — не засыпали. А так как тело и после сорока дней не издавало запаха, то решили и тогда не засыпать гробницы, а только заложить дубовыми досками. Ибо верили в добрую жизнь его и надеялись, что не будет смрада от тела его, как то с другими мертвецами бывает. И вот год прошёл, и другой после успения его, а до сих пор никто запаха тления не услышал. И стоят, и поют над гробом его; и множество исцелений свершается тут.
Пересказал Э. Л. Афанасьев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките
Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.
Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:
- имена героев,
- присутствие голубя,
- идея «бегства»,
- описание бури,
- наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.
Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.
Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.
Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Как кит проглотил Иону?
Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.
История Ионы
Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.
Столица Ассирии — Ниневия
Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.
Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.
По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)
Кит выбросил Иону на берег Ниневии
Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.
Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.
Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа, следовать Его Промыслу.
Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.
Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.
Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.
Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле — Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.
О духовной жизни:
Предварительное замечание
Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.
Что касается Иона и Ниневии, востоковед Генри Клэй Трамбулл выдвинул разумную мысль, когда писал, «что пророк Иона, скорее всего, мог удачно выбрать место своего появления. Особенно учитывая, что побережье Финикии почитает и поклоняется Богу-рыбе. Таким образом, народ естественно последует человеку, история которого начинается именно так.» (г. Трамбалл глины, «Иона в Ниневии.» Журнал библейской литературы, вып. 2, Вып. 1, 1892, стр. 56).
Некоторые ученые предположили, что появление Ионы, без сомнения, должно полностью отбелить человека пищеварительными кислотами кита. Если бы это было так, для Ниневитян было бы странно встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были максимально отбеленные.
Что касается города Ниневии, который часто появлялся в истории «Иона и кит», он был заново открыт в 19 веке после более чем 2500 лет безвестности. Теперь полагают, что город был самым крупным городом в мире в момент его погибели. До его повторного открытия, скептики посмеивались по поводу того, что такой большой город мог существовать в древнем мире. На самом деле, скептики отрицали вообще существование Ниневии. Его повторное открытие в середине 1800-х годов оказалась замечательным оправданием для Библии, в котором упоминается Ниневия 18 раз и ей посвящает две книги (Ионы и Наума).
Пророк Иона во чреве кита. Большая рыба проглотившая пророка
Кит проглотивший Иону: моя первая прочитана Библия не указала, какое морское животное проглотило Иону. Большинство людей предполагают, что это кит (также известный как кашалот). На иврите фраза используется в Ветхом Завете и буквально означает «большая рыба». Греческий перевод «këtos» в Новом Завете, означает «морское существо». Существует как минимум два вида морских обитателей Средиземного моря, которые в состоянии проглотить человека целиком. Это кашалот и белая акула. Оба существа, как известно, бродят Средиземным морем. Аристотель описывал оба морских существа еще в 4-м веке до н.э.
Бог сделал себя известным на протяжении всей истории многими различными способами, не последним из которых было его воплощение в личности Иисуса Христа. Не только Иисус дает нам основания полагать, что существует тот, кто способен творить чудеса. Он дает нам уверенность в том, что такие события, собственно, произошли.
Иисус говорил о мытарствах Ионы как реальных исторических событиях. Он использовал его в качестве типологической метафоры для собственного распятия и воскресения, само чудесное событие. Матфей цитирует Иисуса, который сказал: «ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве морского существа, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли. Ниневитяне встанут на суде с этим поколением и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы.» (Матфея 12:40-41; ср. Луки 11:29-30, 32).
Любой христианин должен быть уверенным в правдивости истории, и любой скептик должен дважды подумать, прежде чем осуждать историю Ионы.
Похожая притча
Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?
Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.
Похожая притча
Иона жил в VIII веке до Р. Х. Он родился в городе Геф-Хефер в Галилее. Предание не без основания считает его учеником пророка Елисея.
Господь посылает Иону проповедовать в языческий город Ниневию, жители которого жили нечестиво. В начале своего служения Иона разделял общепринятое тогда у евреев мнение, что все язычники — враги Бога и заслуживают лишь Его гнева и наказания. Но безграничный в Своем милосердии Господь во все времена желает спасения всем. Книга пророка Ионы, повествующая о посольстве его в языческую Ниневию, — откровение любви Божией, которая обращается не только к избранному народу, но и ко всем людям. Мысль эта станет одной из главных в Новом Завете. Ионе еще предстояло понять, что Бог, хотя и избрал еврейский народ и заключил с ним завет, не оставляет и другие народы. Поэтому пророк, вместо того чтобы исполнить повеление Божие, отправился в Иоппию (современная Яффа), сел на корабль и отплыл в Финикийскую колонию в Испании — Фарсис. Однако Господь вызвал на море сильный ветер. Поднялась великая буря. Кораблю грозила гибель. Мореходы устрашились и стали взывать к своим богам. Иона же полностью покорился воле Божией. Он спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.
Его разбудил начальник корабля и сказал: встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем (Иона 1, 6). Моряки решили бросить жребий, чтобы узнать: из-за кого случилась буря? В древности не только у евреев, но даже и среди язычников было распространено мнение, что бедствия постигают людей за какие-то грехи. Жребий пал на Иону. Моряки спросили его: кто он и где его страна? Пророк Иона исповедал Единого Бога — Господа Вселенной: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу (Иона 1, 9). Затем Иона сказал, что бежит от лица Господа. Моряков охватил страх. Они спросили, что им сделать с ним, чтобы утихла буря. Иона попросил бросить его в море, уверяя, что море утихнет. В этой просьбе — и глубокое сознание своей вины перед Богом, и жертвенный подвиг. Пророк поднимается до высоты евангельской любви. Смерть свою он воспринимает как единственный способ спасти невиновных спутников. Пророк Иона является здесь прообразом Спасителя, Который пострадал до смерти, чтобы спасти людей.
Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу.
Иона во чреве кита
Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе (даг гадол). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос, которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное).
Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег.
После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет.
Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня.
Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова
Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).
Книга пророка Ионы весьма назидательна. Покаяние жителей Ниневии Спаситель ставит в пример Своим современникам (см.: Лк 11, 32).
Пророк Иона, проглоченный китом
Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII-IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Реальные случаи из жизни рыбаков
О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.
Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.
Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.
Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.
Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.
Видео о пророке Ионе и ките
Притча об Ионе: краткое содержание
Читайте также: