Бесполезный труд притча будда
Обновлено: 14.11.2024
Будда с учениками у реки сидел и ждал лодочника. Появился йогин, который перешёл несколько раз по воде, и обратился к Будде:
- Ну, а ты, Просветлённый так можешь?
На что Будда спросил:
- Сколько времени ты затратил на то, чтобы достичь этого?
- Почти всю жизнь я затратил на то, чтобы научиться, провел много времени в суровых аскезах.
Пришел лодочник и Будда спросил его:
- Сколько стоит переправа?
- Три гроша, - ответил лодочник.
Будда повернувшись к йогину сказал:
- Слышал? Вот столько стоит вся твоя жизнь.
5. Время умирать
Иккю, мастер дзэн, был очень умен ещё будучи мальчиком. У его учителя была драгоценная чашка, весьма редкий антиквариат. Однажды, Иккю случайно разбил эту чашу и был очень озадачен. Услышав шаги своего учителя, он спрятал осколки чашки. Когда появился мастер, Иккю спросил: «Почему люди должны умирать?»
«Это естественно, — объяснил пожилой мужчина. «Все должно умереть и не жить так долго».
Иккью, достав разбитую чашу, добавил: «Пора твоей чаше умереть».
10. Кульминация
Однажды, гуляя по пустыне, человек наткнулся на злобного тигра. Человек побежал прочь, но вскоре оказался у края высокой скалы. Отчаявшись спастись, он спустился с виноградной лозы и качнулся над роковой пропастью.
Пока он там висел, из дыры в утесе показались две мыши и начали грызть лозу.
Вдруг он заметил на лозе спелую землянику. Он сорвал ее и сунул в рот. Было невероятно вкусно!
Похожая притча
— Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей — от результата своих действий и от смерти.
— Что же делать? — спросили его. Он ответил:
Будду просили пояснить: "Как это быть осознающими?". Он рассказывал такую притчу:
Один путешественник встретился с тигром. Он побежал, тигр — за ним. Добежав до обрыва, он покатился вниз, ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис. Тогда тигр начал обнюхивать путешественника сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз и увидел там другого тигра, который наблюдал за ним. Только лоза удерживала его. И вдруг рядом с собой человек заметил спелую, сочную землянику так захотелось жить!
Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!
2. Очень усердная работа
Студент боевых искусств подошел к своему учителю и серьезно сказал: «Я очень хочу изучить вашу боевую систему. Сколько времени мне понадобится, чтобы овладеть ей? ».
Учитель ответил небрежно: «Десять лет». Студент нетерпеливо ответил: «Но я хочу освоить это быстрее. Я буду очень много работать. Я буду практиковаться каждый день, десять или больше часов в день, если потребуется. Сколько времени это займет?»
Учитель на мгновение подумал: «20 лет».
6. Чашка чая.
Нан-ин подал чай. Он наполнил свою гостиную чашу, а затем продолжил наливать.
Профессор наблюдал за переполнением, пока не смог больше сдерживаться. «Она переполнена. Больше не войдет! »
«Подобно этой чашке, — сказал Нан-ин, — вы полны собственных мнений и предположений. Как я смогу показать вам Дзен, если для начала вы не опустошили свою чашку?»
4. Другая сторона
Однажды молодой буддист, возвращаясь домой, пришел к берегу широкой реки. Безнадежно глядя на огромное препятствие перед собой, он часами размышлял, как же преодолеть такую широкую преграду.
Собираясь бросить эту идею и продолжить путешествие, он увидел на другом берегу реки великого учителя. Молодой буддист закричал учителю: «О, мудрый, ты можешь сказать мне, как перейти на другую сторону этой реки»?
Учитель на мгновение задумывался, посмотрел вверх и вниз на реку и крикнул в ответ: «Сынок, ты уже на другой стороне».
1. Бесполезная жизнь
Фермер настолько состарился, что больше не мог обрабатывать поля. Поэтому он проводил день, просто сидя на крыльце. Его сын, все еще работающий на ферме, время от времени поднимал глаза и видел, что там сидит его отец.
«От него больше нет толку, — подумал сын, — он ничего не делает!» Однажды сына это так расстроило, что он построил деревянный гроб, перетащил его на крыльцо и сказал отцу, чтобы тот садился.
Ничего не сказав, отец забрался внутрь. Закрыв крышку, сын перетащил гроб на край фермы, где был высокий утес.
9. Это пройдет
Ученик подошел к своему учителю медитации и сказал: «Моя медитация ужасна! Я так отвлекаюсь, или у меня болят ноги, или я постоянно засыпаю. Это просто ужасно! »
«Пройдет», — сухо сказал учитель.
Через неделю ученик вернулся к своему учителю. «Моя медитация прекрасна! Я чувствую себя таким осознанным, таким мирным, таким живым! Это просто замечательно! »
«Пройдет», — сухо ответила учительница.
Похожая притча
Будда услышал, что в лесу объявился человек, который убивал людей за то, что общество с ним плохо обошлось. Он поклялся убить сто человек. Звали его Ангулимал, что означало "человек, отрубающий пальцы". Он уже убил 99 человек и из отрубленных пальцев сделал ожерелье. Осталась последняя жертва.
Будда решил: "Если не пойду я, то кто же тогда пойдет? А он жаждет кого-нибудь убить, я должен идти. Этот человек нуждается во мне".
Его пытались остановить, отговорить, но безуспешно.
Будда углубился в лес, поднялся на холм и увидел Ангулимала сидящим на скале. Тот был один. Ангулимал посмотрел на этого невинного, как дитя, человека, такого прекрасного, что даже он, убийца, почувствовал к нему расположение. Он подумал: "Этот человек, похоже, совершенно не представляет, что я здесь, ведь никто не ходит по этой дороге". Ему не захотелось убивать его и он сказал Будде:
— Остановись. Не приближайся ко мне, иначе я убью тебя! Я — Ангулимал.
И он показал Будде зловещее ожерелье из человеческих пальцев. Но, к своему удивлению, Ангулимал обнаружил, что тот не только не испугался и не убежал, но продолжал спокойно приближаться к нему. Тогда Ангулимал подумал: "Либо человек глух, либо безумен!" Он снова крикнул:
— Стой! Не двигайся! Будда сказал:
— Я давно остановился и не двигаюсь, во мне нет побуждений. Как может произойти движение, если нет побуждения? Я достиг цели и я говорю тебе: "Ангулимал — стой!"
Ангулимал начал громко смеяться.
— О. — сказал он, — ты действительно безумец! Я сижу и ты говоришь мне, что я двигаюсь; ты двигаешься, а говоришь мне, что ты остановился!
Будда подошел к нему и сказал:
— Я слышал, что тебе нужен еще один палец, и я предлагаю тебе, отрежь мой палец и мою голову. Я выполнил свою миссию и теперь мое тело уже бесполезно, но этим я могу спасти чью-то жизнь.
— Я думал, что я единственный сумасшедший в округе. Оказалось — нет. Или ты пытаешься ловчить со мной? Смотри, я отрублю твою голову!
— Перед тем, как ты убьешь меня, сделай одну вещь. Срежь ветку этого дерева.
Ангулимал ударил мечом и упала большая ветка. Будда сказал:
— И еще одно: теперь присоедини ее обратно. Ангулимал сказал:
— Теперь я точно знаю, что ты безумен. Я могу только отрезать ее, но я не могу присоединить обратно. Тогда Будда сказал:
— Раз ты можешь только разрушать и не можешь созидать, ты не должен этого делать, так как разрушать могут и дети, в этом нет никакой храбрости. Эту ветвь может отрезать и ребенок, но чтобы присоединить ее, нужен Мастер. А если ты не можешь присоединить ветвь к дереву, как ты можешь отрезать человеческие головы? Думал ли ты когда-нибудь об этом?
Ангулимал закрыл глаза, постоял так некоторое время, потом склонился к ногам Будды и сказал:
— Веди меня по этому пути!
Говорят, что в одно мгновенье он прозрел.
На следующий день Ангулимал был уже в числе учеников Будды и просил подаяние в городе. Весь город попрятался. Люди так боялись! Они думали: "Даже
если он стал учеником Будды, ему нельзя верить. Он очень опасен!" Ему ничего не подавали, кто же хочет рисковать! Люди стояли на балконах и смотрели вниз. А потом они стали швырять в него камни, ведь он стольких убил.
Ангулимал упал, кровь текла по его лицу, он был весь изранен. Подошел Будда с учениками и спросил:
— Ангулимал, как ты себя чувствуешь? Тот открыл глаза и сказал:
— Я так тебе благодарен. Они могут убить мое тело, но они не могут даже коснуться меня, и это то, что я делал всю свою жизнь и никогда не осознавал!
8. Движущийся разум
Двое мужчин спорили о развевающемся на ветру флаге.
«Это ветер, который двигает флаг», — заявил первый. «Нет, это движется сам флаг», — утверждал второй.
Мастер дзэн, который случайно проходил мимо, подслушал дебаты и прервал их. «Ни флаг, ни ветер не двигаются, — сказал он, — движется РАЗУМ».
3. Луну нельзя украсть
Рёкан, мастер дзэн, жил самой обыкновенной жизнью в миниатюрном домике у подножия горы. Однажды вечером вор пришел в хижину и обнаружил, что воровать в ней нечего.
Рёкан вернулся и поймал его. «Возможно, ты проделал долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал он злодею, — и ты не должен возвращаться ни с чем. Вот, пожалуйста, возьми мою одежду в подарок ».
Вор был сбит с толку. Он взял одежду и ушел.
Рёкан сидел голый и смотрел на луну. «Бедняга, — размышлял он, — я бы хотел подарить ему эту прекрасную луну».
Похожая притча
Иногда короткая притча может научить гораздо большему, чем полноценные философские трактаты.
Религии всего мира использовали подобные истории как способ передачи своих мудрых посланий. Одна из таких религий — буддизм, который на протяжении веков использовал притчи, анекдоты, басни и сказки, чтобы помочь людям расширить свое сознание, предлагая им поучительные идеи и уроки нравственной жизни. Кульминацией этого является дзен-буддизм, традиция, известная тем, что щедро использует короткие рассказы, чтобы помочь буддийским студентам развить более глубокое понимание реальности и обрести мудрость.
В этом посте я собрал некоторые из моих любимых притч о дзен-буддизме. Некоторые из них легко понять, другим нужно больше времени, чтобы обдумать, но все они имеют глубокий смысл. Независимо от того, буддист вы или нет, они помогут вам на пути к миру и удовлетворению, если вы решите уделить им достаточно внимания.
Желаю вам прочитать эти дзенские притчи и получить удовольствие.
7. Врата рая
Солдат по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил: «Действительно ли существует рай и ад?»
«Эй, солдат!» воскликнул Хакуин. «Думаешь, хоть какой-то вельможа захотел бы нанять тебя в качестве своего охранника? Да твое лицо похоже на нищего».
Нобусигэ настолько рассердился, что начал вытаскивать меч, но Хакуин продолжил: «Итак, у тебя есть меч! Твое оружие, наверное, слишком тупое, чтобы отрубить мне голову.
Когда Нобусигэ обнажил свой меч, Хакуин заметил: «Вот они, врата ада открываются!» При этих словах самурай, заметив дисциплину мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
«Здесь открываются врата рая», — сказал Хакуин.
Читайте также: