Толкование притчи 25 глава

Обновлено: 14.11.2024

И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследовать дело.

Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.

Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.

Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.

Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.

Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.

Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.

Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.

Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.

Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.

Похожая притча

1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч.

Притч.25:1 . И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых "муж ей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги».

Притч.25:2 . Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследы­вать дело.

Притч.25:3 . Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо.

Притч.25:4 . Отдели при­месь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:

Притч.25:5 . удали неправедного от царя, и пре­стол его утвердит­ся правдою.

О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя.

Притч.25:6 . Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;

Притч.25:7 . потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда по­выше», нежели когда по­низят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу.

Притч.25:8 . Не вступай по­спешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Притч.25:9 . Веди тяжбу с соперником тво­им, но тайны другого не открывай,

Притч.25:10 . дабы не укорил тебя услы­шав­ший это, и тогда бес­честие твое не отойдет от тебя.–

Притч.25 :10a. [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным по­ноше­ния; сохрани пути твои бла­го­устроен­ными.]

Ввиду вредных последствии сварливости и болтливости, делается предупреждение против обеих.

Притч.25:11 . Золотые яблоки в серебряных про­зрачных сосудах – слово, ска­за­н­ное при­лично.

Притч.25:12 . Золотая серьга и украше­ние из чистого золота – мудрый обличитель для вниматель­ного уха.

Притч.25:13 . Что про­хлада от снега во время жатвы, то верный по­сол для по­сыла­ю­щего его: он доставляет душе го­с­по­дина своего отраду.

Притч.25:14 . Что тучи и ветры без дождя, то человек, хваста­ю­щий ложными подарками.

Притч.25:15 . Кротостью скло­няет­ся к милости вельможа, и мягкий язык пере­ламывает кость.

В ст. 11–12 та же мысль раскрывается в образной и притом положительной форме. Затем в образах же палестинской природы – обычай приготовлять прохладительное питье при помощи снега или льда летом и обычные в Палестине безводные облака летом (ст. 13–14) – изображаются верный посол и человек лживый. В ст. 15 замечание о силе кротости напоминает Притч 15.1 .

Притч.25:18 . Что молот и меч и острая стрела, то человек, про­износящий ложное свиде­тель­ство про­тив ближнего своего.

Притч.25:19 . Что сломан­ный зуб и рас­слаблен­ная нога, то надежда на не­на­дежного [человека] в день бедствия.

Притч.25:20 . Что снима­ю­щий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то по­ющий песни печальному сердцу.–

Притч.25 :20a. –[Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]

Образно характеризуются три рода людей: ложные свидетели, ложные друзья, покидающие друзей в несчастии, и люди безучастные к бедствию ближних.

Притч.25:21 . Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

Притч.25:22 . ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Го­с­по­дь воз­даст тебе.

Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх 23.4–5 , в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола ( Рим 12.20 ; сн. Мф 25.35 ).

Притч.25:23 . Северный ветер про­изводит дождь, а тайный язык – недовольные лица.

Притч.25:24 . Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в про­стран­ном доме.

Притч.25:25 . Что холодная вода для истомлен­ной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Притч.25:26 . Что воз­мущен­ный источник и по­врежден­ный родник, то праведник, пада­ю­щий пред нечестивым.

Притч.25:27 . Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.

Притч.25:28 . Что город раз­рушен­ный, без стен, то человек, не владеющий духом сво­им.

В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен – подозрения и под. – сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21.9 ; ст. 25, сн. Притч 15.30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, – или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32.5 ; Неем 2.13 ).

Похожая притча

Прит. 25:1. Предположение о том, кем были эти "мужи Езекии" во Вступлении к книге Притчей (в разделе "Авторство и время написания Притчей"). Они жили примерно через 200 лет после царя Соломона и собрали более 100 написанных им притчей, которые сгруппировали по принципу схожести смысла и содержания.

Прит. 25:2. Под "царем" Соломон мог подразумевать самого себя, но сказанное в притче приложимо к любому из царей (в первую очередь Соломон, конечно же, имел в виду еврейских царей, которые придут после него). Не все пожелал Бог открыть о Себе и Своих планах людям (сравните Втор. 29:29). Это Его право и прерогатива (слава). Слава же царей (здесь "слава" в значении успешности царского правления) определяется их способностью и умением глубоко исследовать всякое дело, которое они совершают (т. е. ничего не делать бездумно, в упоении своей властью, под действием эмоций и настроения).

Прит. 25:3. Тут, напротив, понятие неисследимости, относимое к сердцу царей: правители (некая параллель с Верховным Правителем мира) вовсе не все свои чувства, замыслы и решения должны открывать перед своими подданными.

Прит. 25:4-5. Подобно тому как удаляют примесь от серебра, необходимо удалять неправедных людей из окружения царя - только тогда справедливым (праведным) будет его правление.

Прит. 25:6-7. Правило поведения для приближенных царя. Оно диктуется скромностью и дипломатичностью. Пренебрегший им, который спешит выдвинуться вперед и старается привлечь к себе внимание владыки, рискует "быть пониженным" (а, значит, и униженным), да еще в присутствии кого-то из известных ему знатных людей. Лучше уж подождать, пока сам царь пригласит его на почетное место. Схожая мысль звучит в одной из притчей Христа (Лук. 14:7-10).

Прит. 25:11-12. Образная хвала умному слову, сказанному кстати, даже если это слово обличения.

Прит. 25:14. Верности (предыдущий стих) противопоставляются лживость и хвастовство. Речь идет о человеке, который хвастает тем, чего на самом деле не делал. "Ложные подарки" - это подарки или благие дела, которые он дарил и совершал лишь на словах. Лжец и хвастун, он уподобляется обычным для палестинского лета безводным облакам, гонимым ветром.

Прит. 25:15. Кротостью и терпением можно и сурового вельможу склонить к милости, а мягкой речью - преодолеть и "твердые" преграды (сравниваемые с костью).

Прит. 25:16-17. Сентенции на тему "Все хорошо в меру". Как полезный вкусный мед, если им "пресытиться", может вызвать отвращение, так и слишком частые визиты к другу: назойливый посетитель так может наскучить ему, что в конце - концов вызовет у него неприязнь.

Прит. 25:18. Осуждение лжесвидетельства. комментарий на 6:19.

Прит. 25:19. Как сломанный зуб - плохой помощник при пережевывании пищи, а вывихнутая (расслабленная) нога - при ходьбе, так и ненадежный человек в день бедствия.

Прит. 25:20. В притче осуждается отсутствие чуткости. Подразумевается: поющий веселые песни печальному сердцу. Слов с себя нет в англ. переводах Библии. Нечуткий "утешитель", вероятно, сравнивается с бесчувственным человеком, способным снять с другого одежду в холодный день, либо "промывать" уксусом чужую рану.

Прит. 25:21-22. Эта притча цитируется апостолом Павлом (Рим. 12:20), иллюстрирующим ею ту мысль, что отмщение - всегда прерогатива Господа, и человеку не следует поддаваться искушению мстить за себя самому. Царь Соломон призывает слушателя (читателя) являть доброту врагу своему - накормить его, если голоден, и напоить, если… жаждет.

Поступающему так воздаст добром Сам Господь. сравните Прит. 24:29. Свет на аллегорию, употребленную в стихе 22, может пролить ритуал искупления, принятый в древнем Египте: человек, уличенный в совершении какого-либо неблаговидного поступка, должен был - в знак своего раскаяния - носить на голове чашу с раскаленными углями. Не устыдится ли, не раскается ли ваш враг, если вы явите ему доброту? - вероятно, подразумевал Соломон.

Прит. 25:23. Поскольку дожди, выпадающие в Палестине, редко приходят с севера, полагают, что высказывание это возникло за его пределами. Смысл ее в том, что как по направлению ветра заранее знают о дожде, так заранее можно предугадать неприятные последствия "тайных сговоров", распространения слухов "по секрету" и т. п. Слово, переведенное здесь как тайный, имеет значение и "коварного", "лукавого".

Прит. 25:24. Стих идентичен тому, что приводится в 21:9; также 21:19 и комментарии на эти стихи.

Прит. 25:25. В библейские времена весть из дальней страны доходила не скоро. Между тем, там могли жить близкие и любимые, известия от которых ожидали с волнением и нетерпением. Такое ожидание и сравнивается с жаждою души, а получение доброй вести - с холодной водой.

Прит. 25:26. Праведный человек, не устоявший пред нечестивым, склонившийся перед ним или подчинившийся ему в исполнении сомнительных дел, уподобляется взбаламученному источнику и поврежденному роднику, воду из которых нельзя пить с прежними пользой и удовольствием. Кто знает, станет ли когда-нибудь чистой опять вода в таком источнике!

Прит. 25:27. Бесславное это дело домогаться для себя славы. Стих представляет некоторые трудности для понимания (и толкования), потому что в оригинале звучит несколько сложнее чем в переводах, в частности, на русский язык. Под "славой" здесь могли разуметься поиски истины и стремление проникнуть в "высокие материи"; в таком случае смысл стиха в том, что и в таких похвальных делах надо знать меру, как надо соблюдать ее, когда ешь мед.

Прит. 25:28. Человек, не владеющий своими чувствами, легко поддается влияниям извне, которые могут быть пагубны как для тела его, так и для души. В этом смысле он подобен городу, чьи стены разрушены: врагам не трудно овладеть им.

Похожая притча

Ст. 2-5 Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело. Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо. Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою

О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя.

Читайте также: