Вошел в поговорку с мечом

Обновлено: 25.12.2024

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое Петр I избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Следующая пословица

После легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» все убеждены, что эту фразу произнёс наш великий князь и полководец, обращаясь к немецким рыцарям, пленённым во время Ледового побоища. Вот такая она волшебная сила искусства, а заодно и эффект Манделы, поскольку на самом деле Николай Черкасов произносит с экрана «войдёт», а не «придёт». Но важнее другое!

Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Следующая пословица

Слово из 6 букв, первая буква - «Д», вторая буква - «А», третья буква - «М», четвертая буква - «О», пятая буква - «К», шестая буква - «Л», слово на букву «Д», последняя «Л». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Д А М О К Л

Каковы истоки легендарного выражения?

Поиск прообраза этой цитаты весьма занимателен! Версия, ближайшая по времени к творению Петра Павленко, звучит у Дмитрия Мережковского в историософском романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Герой, рассуждая об известной концепции «Москва – Третий Рим», замечает, что первый собирал народы при помощи оружия, «но взявший меч, от меча и погибнет».

Примерно в то же время похожую фразу привёл и граф Лев Толстой. «Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет?» - восклицает он в своём религиозно-философском труде «Царство Божие внутри вас». Можно вспомнить и большого мастера притч Николая Лескова. У него в «Легенде о совестном Даниле»: «меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть». Контекст там, кстати, тоже христианский, и неслучайно.

В это почти невозможно поверить, учитывая что мы знаем о цензуре в СССР и тяжёлых отношениях советской власти и религии, но Александр Невский с экрана почти цитирует. Христа. В Евангелии от Матфея описывается, как после предательства Иуды один из апостолов пытается оказать вооружённое сопротивление пытающимся схватить Иисуса, на что Господь говорит: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Есть подобное изречение и у древних римлян - «Qui gladio ferit, gladio perit». Тут даже трудно сказать, Христос ли цитировал пословицу, привёл ли её для убедительности евангелист Матфей (трое других, кстати, тоже описывают данный эпизод, но обходятся без красноречивых слов) или эта формула стала крылатым выражением благодаря Иисусу. Но в любом случае, Христос произнёс эту фразу с куда большей вероятностью, чем Александр Невский.

Следующая пословица

Считается, что эту фразу впервые произнёс великий князь Александр Невский, обращаясь к послам Ливонского ордена, пленённым во время Ледового побоища (летом 1242 г).

К то с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!

В древних летописях того времени («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») не встречается эта фраза и похожие на неё.

На самом деле автор этого крылатого выражения — писатель П. А. Павленко, который подготовил сценарий к фильму «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Кадр из фильма «Александр Невский» / сценарист П. А. Павленко Кадр из фильма «Александр Невский» / сценарист П. А. Павленко

Крылатое выражение получило такую известность и начало ассоциироваться именно с Александром Невским после выхода фильма в 1938 году. Но немного в другом виде этот фразеологизм был известен ещё раньше.

Лев Толстой ещё в XIX веке знал похожее выражение и упоминал его в своей работе «Царство Божие внутри вас»:

Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет?

Первоисточник фразеологизма — библейское выражение «(все) взявшие меч, мечом погибнут». В Евангелии от Матфея (26:52) Иисус произнёс фразу «(все) взявшие меч, мечом погибнут», обращаясь к апостолу Петру. Апостол пытался защитить своего учителя от ареста в Гефсиманском саду и причинил вред другому человеку — отрубил ухо рабу первосвященника.

Тогда Иисус призвал вернуть меч на место и не совершать насилие.

Взятие Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду Взятие Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду

Так что же в этом выражении? Угроза мести (если вы на нас с мечом, то мы пойдем на вас в ответ) или призыв вообще отказаться от насилия? В христианском понимании и гуманистической психологии, конечно, основной смысл в отказе от насилия.

Но ещё до христианства похожее выражение было известно и в античные времена — на латыни qui gladioferit, gladio perit (кто воюет мечом, от меча и погибает).

Античная философия оказала серьёзное влияние на становление христианства. Конечно, вряд ли выражение сказал сам Иисус Христос. Но во времена написания книги Нового завета «Евангелие от Матфея» (в период между 70—80-ми годами нашей эры), скорее всего, автор был знаком с этим древнейшим изречением античных философов.

Отгадайте загадку:

Что может в одно и то же время Висеть и стоять, стоять и ходить, Ходить и лежать, лежать и врать? Показать ответ>>

Что может летать на глубине второго километра? Показать ответ>>

Что может произойти только один раз, но происходит чуть ли не каждый год? Показать ответ>>

Как фраза получила всеобщую известность?

К князю Александру Невскому данная цитата, конечно, не имеет никакого отношения. Не факт, что он вообще разговаривал с пленными после Ледового побоища, по крайней мере, летописи не сохранили ни описания подобной беседы, ни тем более конкретных слов. Фраза же вышла из-под пера сценариста Петра Павленко и получилась настолько хлёсткой, что её даже поместили в титры в конце фильма.

Кино у Эйзенштейна вообще вышло не слишком близким к исторической действительности. Достаточно упомянуть одного Николая Черкасова. Спору нет, он блестяще сыграл некоего абстрактного русского князя-полководца, умудрённого опытом и закалённого в боях, но это точно не двадцатилетний юноша, каковым был на Чудском озере Александр Ярославич.

Николай Чекасов ( в одеянии Александра Невского) и режиссер Сергей Эйзенштейн Николай Чекасов ( в одеянии Александра Невского) и режиссер Сергей Эйзенштейн

Тут уместно будет вспомнить историю создания легендарного фильма. Когда попавшему в опалу и «вставшему на путь исправления» великому режиссёру предложили в качестве испытания картину на один из патриотических сюжетов, наиболее перспективной темой казалась Смута с народными героями Мининым и Пожарским.

Рассказывают, что Эйзенштейн обратился к своему коллеге Михаилу Ромму с вопросом, какой бы сценарий он выбрал. Тот ответил: «Конечно, Минина и Пожарского! Там всё-таки XVII век, уже известно и что происходило, и как люди выглядели. А про Александра Невского что известно?» На что Эйзенштейн парировал: «В том-то и дело! Поэтому и надо брать Невского! Как я сделаю, так оно и будет».

Маэстро не откажешь в скромности, но по сути он оказался прав. И само побоище, и образ Александра, и псов-рыцарей несколько поколений советских людей представляли себе именно такими, какими их сделал Эйзенштейн. Что уж говорить о единственной, хоть и крылатой фразе.

Эйзенштейн на троне Петра Первого во время съёмок фильма "Октябрь", 1927 г. Фото А.Сигаева Эйзенштейн на троне Петра Первого во время съёмок фильма "Октябрь", 1927 г. Фото А.Сигаева

Читайте также: