Телеутские пословицы и поговорки

Обновлено: 07.07.2024

1) Познакомить учащихся с загадками, пословицами, песнями, легендами телеутов – коренных жителей города.

2) Дать представление о телеутских обычаях и обрядах.

3) Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение понимать смысл пословиц.

4) Воспитывать уважительное отношение к прошлому.

Форма проведения: путешествие в прошлое

  • вовлечение в прошлое,
  • обыгрывание сватовства,
  • встреча гостей,
  • сюжетно-ролевая игра (роли стражников, шамана, сватов),
  • вопросо-ответный метод,
  • использование загадок, пословиц, поговорок, песен,
  • опросно-ответная беседа,
  • использование музейных предметов,
  • выполнение письменного задания.

Ход занятия

Стражники встречают гостей

I. Кто вы такие? И откуда? Зачем пожаловали в наш улус?

II. С какими помыслами проделали свой длинный путь? С добрыми или злыми?

I.Сейчас мы убедимся в правдивости ваших слов!

II и I стражник кричат: “Шаман, шаман! ”

Шаман вбегает, бьёт в бубен, обходит гостей, приговаривает “Гэй!”

Обойдя гостей, говорит стражникам: “Гости приехали к нам с миром. Хотят познакомиться с местами наших поселений, с особенностями жилища, узнать традиции и обряды нашего народа. Злых помыслов у гостей нет”

II. “Ну что ж, коль вы пришли с миром, добро пожаловать к нам в гости”. (Открывает дверь в музей)

Экскурсия для гостей в школьном музее “Малый народ - телеуты”. После экскурсии гости проходят на посиделки.

Телеуты знают много загадок и загадывают их друг другу. А какие телеутские загадки вы знаете? (ребята загадывают загадки)

1.На гору если поднимается - не устанет, в воду если войдёт - не захочет пить. (Лыжи)

2. На кривом дереве вода не держится. (Рога коровы)

3.Туда - истоптанное место, сюда - истоптанное место, посредине - словно железо, гладкое место. (Порог)

4. На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья, сидит. (Кедровая шишка)

Ведущая: Какие телеутские поговорки вам известны?

1. Спорить с холодом - не будет ушей, спорить с начальником - не будет головы.

2. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.

3. На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни сделаешь, такой же дурной будет.

Старинные телеутские песни имеют глубокий смысл, вот перевод одной:

Что есть лучшего у птицы - ястреба?
Перья двух крыльев - самое лучшее.
Что есть самого лучшего у грамотного человека?
Огонь его глаз - самое лучшее.

По косогору чтобы ездить,
С широкими копытами конь нужен
Промеж народа чтоб ходить,
Большого ума человек нужен.

В заросшей кустами тёмной тайге, что самое ценное?
Самое ценное - имеющий четыре копыта зверь.
Среди народа, что самое лучшее?
Самое лучшее - в суровой доле выросший человек.

Ведущая: У каждого народа были свои куклы, с которыми они играли, которым поклонялись и относились как к божеству. У телеутов такие куклы называются эмегендер.

4 учащаяся: Существует старинная легенда. По преданию телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами и ухаживала за ними как за маленькими детьми: кормила их, одевала, укладывала спать, и даже пела им песни. Дочь быстро росла, вскоре её выдали замуж и она уехала в другую землю, оставив дома всех кукол. Прошло немного времени дочь заболела и ей приснился сон, что её куклы начали разговаривать с ней, выказывать обиду за то, что она их бросила. Куклы просили её, чтобы она их взяла и так же кормила и ухаживала за ними как прежде. Дочь рассказала родителям свой сон, и они сразу привели её куклы, велев сшить им новую одежду, приготовить саламат и накормить их. Она так и сделала. Вскоре дочь выздоровела. С тех пор телеуты имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними так как верят что они помогут им в любой беде. Дочь, выходя замуж, брала кукол своей матери. К кукле матери присоединялись куклы дочерей, невесток. Большое количество кукол можно заменить одной или тремя, или двенадцатью. Старые куклы сжигали или уносили подальше от дома, где подвешивали на дерево, так же старые куклы могли закапывать на кладбище на могиле своего рода, головами в землю, чтобы они потеряли ориентир и не могли возвратиться домой. Иногда их складывали на плотик из ивняка и отправляли вниз по течению реки Бачат. Телеуты считали, если не брать эмегендер при выходе замуж, то во время родов или женщина умрёт, или ребёнок родится слепым, а может быть даже мёртвым.

1 учащаяся: Я вам расскажу об особенностях телеутской свадьбы!

  • досвадебный,
  • свадьба
  • послесвадебный.

В досвадебном периоде выявляются сватовство или мирение, сговор.

В прежние времена, как только родились дети, их родители не редко заключали между собой договор о том, что через 12-15 лет их дети должны пожениться. Обычно такие договоры заключались между богатыми родителями, так как они в состоянии были делать дорогие подарки.

В XIX - начале XX века чаще невеста была старше жениха. Это объяснялось, прежде всего, экономической стороной: нужен был работник в хозяйстве. Нередко в прошлом выходили замуж и не знали за кого. Впервые невеста и жених видели друг друга на свадьбе. Всё решали родители.

Свадьбу проводят тогда, когда всё готово. Поэтому после установления дня свадьбы и до её проведения проходит несколько месяцев, которые уходят на подготовку свадьбы.

Умыкание или похищение невест было распространено. Так как высокий калым не каждый жених мог уплатить, а если невесту похищали, то калым платить не нужно было, и расходы на свадьбу резко сокращались. Если похищение происходит с согласия девушки, то она сама выходит в определённое время и место. Если такой договорённости нет, то стараются вызвать её на улицу обманным путём. После похищения невесту привозят в дом жениха, или его родственников, после этого она автоматически становится его женой. Поэтому девушка и её родители вынуждены соглашаться на брак. Похищение не всегда бывает удачным. Если похитителей догоняли, то обычно их избивали кнутами, отбирали девушку и привозили домой. Для жениха считалось величайшим позором, если похищенная девушка отбиралась у него назад. Если девушка выходит замуж по своей воле и с согласия родителей, то происходит сватовство.

Стук в дверь, входят сваты.

Отец: Здравствуйте гости дорогие, садитесь к нам чай пить. (Садятся за стол и разговаривают на отвлеченные темы)

Сват I: Погода летом хорошая стояла. Уродилась рожь, ячмень нарос. Зима снежная. Весна какая нынче будет?

Отец: По приметам ранняя. Год урожайным должен быть. С чем пожаловали гости?

Сват I: Мы пришли скрепить родство с вами. Будем ли пить вино?

Отец: Посоветуюсь с роднёй. (Поворачивается к девочкам, играющими роль родни)

Родня: Как ты, так и мы!

Отец: Мы согласны!

Сваты выкладывают на стол из сумки продукты, подарки, ставят вино. Разливают вино по рюмкам.

Ведущая: Первая рюмка “вино девушки” разбрызгивается в углы дома.

Сват II: Ульгень, пошли согласие нашим молодым. Пусть благополучие будет в семье, достаток в хозяйстве!

Сват III: Богиня Умай, покровительница детей! Пусть дети у молодых родятся здоровые и сильные!

Сваты садятся снова за стол.

Отец: Обговорим сумму калыма. 5 тыс. руб., 4 лошади, 10 овец.

Ведущая: Один из 3-х сватов едет к жениху, сообщить ему требования стороны и собрать деньги на калым. Второй едет к родственникам в другие селения. А третий остаётся в доме невесты в “залог” до привоза калыма и жениха.

После сватовства девушка уходит в дом жениха, где его родственники наряжают невесту в национальную свадебную одежду. Свадьба начинается в доме невесты. Рано утром жених, невеста, родственники жениха отправляются к родителям невесты, чтобы пригласить всех на свадьбу в дом жениха.

О том, как гуляют свадьбу, какие обычаи соблюдают, мы узнаем на следующих посиделках. Сумерки совсем уже покрыли землю и нам уже пора собираться домой. Чтобы вы лучше всё запомнили, я предлагаю выполнить следующее задание:

I. Отгадайте загадки, отгадки которых находятся в экспозиции нашего музея:

1) Сколько раз крутится, на столько и вырастает (Веретено).

2) Днем обручем, ночью змеёй. (Кушак).

3) Пустое стоит, полное ходит. (Обувь).

4) Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу- привечу! (Шапка).

5) Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой. (Решето).

II. Как понимаете смысл пословицы: Плохой лошади - тысяча бичей, хорошей лошади - один бич. Плохому человеку - тысячу слов, хорошему человеку - одно слово.

III. Головоломка “Не сядьте в лужу”:

Не сядьте в лужу! Чтоб не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв,
Поставьте их в пустые клетки.
На всё решенье - 5 минут,
А буквы нужные - на ветке.

Молодцы. С заданием справились все. А закончить наши посиделки хочется телеутской пословицей:

“Лошадиные копыта воду не выбирают, кости мужчины землю не выбирают. Дорога, по которой будешь ходить, пусть будет чистой. А на сердце пусть будет легко”.

Следующая пословица

1. История и образ жизни коренного народа Кузбасса – шорцев.

2. Научный интерес к шорскому фольклору.

3. Сопоставление пословиц народов Сибири.

4. Анкетирование учащихся 4-ых классов «Знаете ли вы пословицы народов своего края?»

Заключение. Нравственная ценность пословиц разных народов.

I . Введение.

«Вот и вырвался всё-таки в горы я.
И не важно, что лишь на два дня.
Знаменитая Горная Шория,
Словно друга, встречает меня.
Расстелила перины пуховые,
В самоцветах заснеженный лес.
Веют ветки дурманом пихтовые
И звенит тишиною окрест.
По распадку ползёт, извивается
Серебристою змейкой ручей…
Здесь душа красотой наполняется,
Просит песни…да чтоб позвончей!» Владимир Семизаров.

В прошлом году мы с классом побывали в окрестностях Томской Писаницы, где я познакомились с интересными обычаями и жизнью шорского и телеутского народов.

Оказывается, Шория – небольшая горная страна на юге Кемеровской области, населенная немногочисленной (около двенадцати тысяч) очень древней шорской народностью. Относительно происхождения названия местности существует две версии: по одной – слово «шор» значит «печаль», поскольку с давних пор этот народ жил под гнетом сначала завоевателей-кочевников. По другой версии название происходит от реки Шор, где жил самый многочисленный род. Народ издревле занимался охотой, скотоводством. Помимо этого, шорцы славились и как мастера кузнечного ремесла, они умели выплавлять железо уже в VI веке. Тогда ещё я заинтересовалась их фольклором. Фольклор любого народа – всегда богатейший источник изучения нравов, быта, истории его создателя. Особенно это относится к шорскому фольклору.

Объект исследования – пословицы народов юга Кузбасса.

Предмет исследования : нравственная ценность пословиц и поговорок разных
народов.

Цель – сравнить и сопоставить пословично-поговорочные выражения древнего народа – шорцев и телеутов на основе их общих и национальных особенностей с русскими пословицами.

– выяснить, какова связь между пословицами и поговорками древнего шорского народа и русского фольклора.

- изучить, как отражаются картины жизни и быта шорцев в народной мудрости.

- провести опрос среди учащихся на тему: «Знаете ли вы пословицы народов своего края?»

- составить сборник наиболее известных пословиц народов Сибири.

Можно ли утверждать, что у разных народов единые общечеловеческие ценности. Тайна популярности и живучести пословиц и поговорок заключается в их неразрывной связи с жизнью и опытом народа.

11. Основная часть исследования.

История и образ жизни коренного народа Кузбасса – шорцев и телеутов.

Шорский народ издавна обитал по берегам р. Кондомы как многочисленный род «Шор». По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков - Мрассу и Кондомы. На территории Горной Шории выделяются две этнографические группы: горно-таежная и северная лесостепная. Большинство северных шорцев является потомками телеутов, живших в далекие времена на этой территории. Интенсивное освоение этой земли русскими привело к тому, что большинство северных шорцев переселились в города Междуреченск и Мыски, а селения их очень малочисленны. В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. Из основных занятий наибольшее распространение получила охота, которая сохранилась в горно-таежных местах и до наших дней. Шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты.

В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости. Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш в форме усеченной пирамиды. В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя бревенчатая юрта. Русские срубные избы стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев.

2.Научный интерес к шорскому фольклору.

В науке интерес к шорской устной поэзии возник в середине XIX века. Первым ученым, записавшем восемь произведений шорского эпоса, был В.В. Радлов. Большой вклад в изучение шорского эпоса внесла этнограф, фолклорист Н.П. Дыренкова. Она постаралась учесть и отразить все особенности шорского эпоса, в том числе его пословиц. А шорский поэт С.С.Торбоков – глубокий знаток устного творчества родного народа записывал и сам исполнял эпические сказания, которые знал с детства, в этом ему помогал ученый и педагог А.И. Чудояков.

Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами, сказками бытового и фантастического содержания, рассказами и легендами, загадками, пословицами и поговорками.

Как в русском, так и в шорском фольклоре выделяют такие жанры, как пословицы, поговорки. В пословице не может быть того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписаного закона человеческого бытия. Кроме того, пословица дает характеристику народа, её сотворившего.

3.Сопоставление пословиц народов Сибири.

В своём исследовании я постаралась сопоставить пословицы разных народов: шорского и русского, так как русские пословицы мне ближе и понятнее. Тем интереснее сравнить, есть ли одинаковые по тематике или совсем разные поговорки и пословицы между нашими народами. В своей работе я использовала небольшое количество пословиц и распределила их по темам, так мне показалось работать с ними удобнее.

Пословицы шорского народа

Пословицы русского народа

«Вырвется конь – не поймаешь, слово вырвется – улетит»;
(призывает бережно и обдуманно относиться к слову);

Грубое слово ранит, нежное – исцеляет.

Пусть доброе слово в сердце проникнет, дурное слово пусть ветер унесет.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»;

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Длинный язык укорачивает жизнь.

2.К счастливому охотнику птица сама летит.

Не увидев реки, не снимай сапоги (необходимо тщательно продумывать свои действия и поступки, не загадывая что-то наперед, если не можешь точно определить последствия).

С двумя вещами человек не состарится: это доброе слово и доброе дело.

Звону много, да толку мало.

Всяк человек своего счастья кузнец.

«Не зная броду, не суйся в воду».

Доброе дело два века живёт.

Любовь к Родине, дружба.

Годная земля каждому дорога .

3.В связке дров тепла больше, у народа, собравшегося вместе, силы больше.

4.Отцовский дом лучше земли, содержащей золото и серебро.

5.Один цветок весны не приносит.

Всякому мила своя сторона.

Берись дружно – не будет грузно.

Всякая птица своё гнездо любит.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Трудолюбие и лень.

Лентяю день длинен, а работящему его не хватает.

Если будешь двигаться, через хребет (горы) перевалишь, если будешь сидеть, в рытвину [яму] скатишься.

Работающий человек есть будет, сидящий человек навзничь повалится.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись.

Учение, грамотность.

Знающий всё с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает.

Знающему достаточно одного слова, незнающему тысячу слов надо.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Отношения между людьми, семья.

Никогда старика не стыди, а взрослого не унижай .

В цене хорошая лошадь, в почете хороший человек.

Волчонок станет волком.

Молодому растению нужна влага, младенцу нужна ласка.

За старой головой – как за каменной стеной.

Каков есть, такова и честь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Я не только нашла и изучила пословицы народов Шории, но и сравнила
пословицы древнего народа с пословицами современного русского
языка.
На основе своей работы сделала подборку наиболее важных пословиц, способствующих формированию нравственных качеств одноклассников для работы на уроках русского языка и литературы в виде Сборника часто встречающихся в жизни.
Пословицы наполнены смыслом и создавались народом: шорским или русским. Мы видим, как перекликаются пословицы наших народов, потому что они учат, каким должен быть человек, какими нравственными качествами он должен обладать. В пословицах и поговорках даются полезные для человека советы. Шорцы очень бережно относились к слову, избегали говорить лишние слова. «Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово» – гласит шорская пословица.

Шорский фольклор – почти единственное средоточение духовной культуры народа, утратившего в древности письменность и не имевшего ее до недавнего времени. Как известно, Природа не терпит пустоты. Народ на протяжении веков не утратил полностью свою самобытную культуру, в полную силу разрастался и расцветал Шорский фольклор.

4.Анкетирование «Знаете ли вы пословицы народов Кузбасса?»

В опросе приняли участие 26четвероклассников. По результатам анкеты выяснилось, что на первый вопрос «Какие народы живут в Кузбассе?»

23% - не знают какие национальности живут в Кузбассе, 12% затруднились ответить, а знание до 5 национальностей ответили 65% человек.

Второй вопрос «Знакомы ли вы с историей шорского и телеутского народа?» не поставил ребят в тупик, так как многие побывали в Историческом Центре «Томская Писаница», где познакомились не только с историей коренного народа Кузбасса, но и видели древние жилища шорцев, их наследие в виде домашней утвари , трофеев охоты.

А вот на вопросы «Знаете ли вы пословицы самого древнего народа Кузбасса?» и «Можете ли вы назвать несколько пословиц Шории?»

затруднились ответить 78% ребят.

Порадовали ответы моих одноклассников на вопрос «Интересуетесь ли вы историей народов своего края?» . Все 100% очень хотят познакомиться с историей и даже предложили почитать стихи шорского поэта Степана Торбокова, который с детства знал и описывал в своих стихах жизнь и быт обычных шорцев.

111.Заключение.

Пословица представляет собой не простое изречение.
Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были когда-то давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа. В наших краях испокон веков существуют разные обычаи, обряды. Люди чтят свои корни, уважают традиции и культуру. Однако современное общество диктует свой образ жизни, свои порядки и порой мы не замечаем, что теряем свою самобытность. Порой мы не понимаем, что теряем, что то ценное.

Знание пословиц древнего народа Сибири обогащает наш словарный запас, развивает нашу память, приобщает нас к народной мудрости, помогает лучше понять характер, культуру и быт этого народа, делает нашу речь более яркой, образной и запоминающейся.

Следующая пословица


Любой язык – это отражение национального склада мышления, языковой картины мира, это специальный способ формирования и хранения национальной культуры. Национальная самобытность языков проявляется прежде всего в пословицах, созданных народом в разное время, поскольку именно в них «одухотворяется» сам народ и его история, традиции и культура, поэтому предлагаю рассмотреть формы работы именно с данным жанром творчества, чтобы познакомится с языковой картиной мира малых народов Кузбасса.

Пословицы, изучаемые во всех классах на уроках русского языка в разделе «Лексика», такие привычные и такие далекие школьникам, всегда вызывают интерес, но не захватывают. Когда заходит вопрос о том, употребляются ли они в семьях ребят, он вызывает недоумение (это же из книжек, учебников). Проблемный вопрос и очень интересная работа, условно названная «А как у вас»?

Неделю ученики собирают пословицы и поговорки, которые звучат в их семьях, условие – не Интернет – оказывается поначалу очень тяжелым: и искушение кликнуть на мышь компьютера велико, и не привыкли дети к кропотливому труду и беседам с бабушками. Но потом, по словам самих ребят, эта работа затягивает, становится интересной, ученики бережнее относятся к своей культуре, а иногда и открывают ее, поэтому «побочный эффект» от задания – есть предлог поговорить, ведь зачастую рассказ о пословицах сопровождается еще массой интересных историй о прошлом, о предках. Таким образом, на первом этапе работы знакомства с пословицами шорцев и телеутов и их систематизации становится работа именно с языковым материалом своей семьи, и это не обязательно русские пословицы, ведь в наших классах учатся татары, армяне, осетины и другие народности.

Второй этап –групповая работа на уроке с уже собранным материалом «Пословицы – отражение культуры народа».

Задача: используя свои пословицы, составить связный рассказ о культуре народа, традициях, отношению к воспитанию детей, о нравственных устоях, обычаях.

Результат - нравственные ценности у всех одинаковы: твори добро, думай о том, что говоришь, уважай старших, трудись, не лги. И здесь начинается работа с языковым материалом шорцев и телеутов. Этот материал незнаком ребятам, но у них есть уже опыт работы со своими пословицами, поэтому результат их работы может служить следующим этапом исследования.

Например, на материале шорских и телеутских пословиц нужно доказать,

что нравственные ценности, независимо от принадлежности к той или иной народности, похожи, но есть и некоторые отличия и третьим этапом будет задача: сопоставить шорские и телеутские пословицы и систематизировать их с точки зрения тематики. Это работа для длительного исследования, поэтому поисковую работу тоже можно распределить - роль коня в пословицах, семейные отношения, нравственные ценности и так далее.

Может быть предложена такая таблица, каждую колонку которой заполняет определенная группа и делает выводы.

Следующая пословица



.


  1. Спорить с холодом - не будет ушей, спорить с начальником - не будет головы.
  2. Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.
  3. На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни сделаешь, такой же дурной будет.

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Читайте также: