Солнце выше ели а мы еще не ели какое языковое явление лежит в основе пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Примерное одинаковое фонетическое звучание у разных словосочетаний.

Ум Анетт, У ма нет, у дев Иж, More net- Стрельни японские, цузые, Иху мноЖил (клонировал город Иху) Омонимы, паронимы, кальки, омографы, омофоны, Алло, морфы :) (для ГНК), Алло, 4ны. Почему КуБа, но ГаВана, когда дольше Дольче и Кабанно:)

Следующая пословица

В тесте представлены 25 заданий базового уровня сложности. Лингвистический материал приводится в рамках школьной программы. Тест содержит задания открытого и закрытого типа. Проводится в 9 классе в период уроков повторения изученного в 5-8 классах. Для создания теста использованы материалы пособия: А.Г.Нарушевич "Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ."

Система оценки: 5* балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Найдите неверное утверждение.

  • Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами
  • Слова активного употребления - это слова, которые используются не всеми носителями языка и не во всех сферах (областях) жизни
  • Стилистически окрашенные фразеологизмы делятся на три группы: книжные, разговорные, просторечные
  • Употребление специальных слов ограничено сферой какой-либо науки или техники, профессией
Вопрос 2

2. Какое языковое явление лежит в основе пословицы?

Солнце выше ели, а мы еще не ели.

  • антонимы
  • омонимы и близкие к ним явления
  • паронимы
  • синонимы
Вопрос 3

3. В какой пословице (поговорке) употребляются антонимы?

  • Душа - всему мера.
  • И умён, и пригож, да на дело не гож.
  • По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
  • В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.
Вопрос 4

4. Выберите верный выриант определения тропа:

  • слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на сходстве предметов и явлений, которое отличается яркой образностью
  • слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на переносе свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных
  • красочное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью
  • резкое противопоставление образов и понятий
Вопрос 5

5. Какое изобразительное средство языка использовано в отрывке из народной песни?

Ты трава ль моя, ты шелковая,

Ты весной росла, летом выросла.

  • метафора
  • олицетворение
  • сравнение
  • эпитет
Вопрос 6

6. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква О?

  • неср. внимые величины, заск. чить на минуту, притв. рился спящим
  • делить пор. вну, ск. кать верхом, раств. рить окно настежь
  • ср. внять с землёй, переск. чить препятствие, вытв. рять глупости
  • обширная р. внина, домашняя утв. рь, жить затв. рником
Вопрос 7

7. Какое из выделенных слов явлется заимствованным?

Сами (1) загадки (2) являются непревзойдёнными образцами

(3) фольклора как искусства (4) слова.

Вопрос 8

8. В каком ряду все слова имеют старославянское происхождение?

  • заголовок, сократить, бремя
  • приволочь, серебро, вращать
  • нрав, преграждать, шлем
  • холодный, врата, деревня
Вопрос 9

9. Определите, каково значение выделенного устаревшего слова.

В холе да в почёте всяк умён.

  • ласковая забота, уход
  • сильный мороз, пронизывающий холод
  • свобода в проявлении чего-нибудь
  • обилие материальных ценностей, денег
Вопрос 10

10. В какой пословице (поговорке) употреблён историзм?

  • Видит ОКО далеко, а ум ещё дальше.
  • Жалеть АЛТЫНА, отдать полтину.
  • Язык мой - враг мой, наперёд ума ГЛАГОЛЕТ.
  • Свой КОШЕЛЬ припаси да как хочешь тряси.
Вопрос 11

11. В какой пословице (поговорке) выделенное слово не относится к общеупотребительной лексике?

  • БУМАГА терпит, перо пишет.
  • Рыбам - вода, птицам - ВОЗДУХ, а человеку - вся земля.
  • Смирную собаку и КОЧЕТ не бьёт.
  • Волка бояться - и от БЕЛКИ бежать.
Вопрос 12

12. Восстановите пословицу, вставив на место пропуска диалектное слово.

Сладко . да дело не знает.

  • бает
  • говорит
  • рассказывает
  • толкует
Вопрос 13

13. Какое из слов возникло из школьного жаргона?

  • бабки (деньги)
  • ботан (старательный ученик)
  • писк (нечто ультрамодное, ультрасовременное)
  • чайник (глуповатый, примитивный человек)
Вопрос 14

14. Определите стилистическую принадлежность выделенных слов. Найдите "четвёртое лишнее".

  • Богатый бережёт РОЖУ, а бедный - одёжу.
  • БЛЮДИ хлеб до обеда, а слово до ответа.
  • Из больших гостей домой щи ХЛЕБАТЬ.
  • Язык БОЛТАЕТ, а голова знает.
Вопрос 15

15. Найдите сочетание слов, не являющееся фразеологизмом.

  • ветер в голове бродит
  • вешать голову
  • с больной головы на здоровую
  • стадо в сто голов
Вопрос 16

16. В каком случае источником фразеологизма стало русское устное народное творчество?

  • ахиллесова пята
  • блудный сын
  • за тридевять земель
  • альфа и омега
Вопрос 17

17. К какому из фразеологизмов можно подобрать синоним во весь голос?

  • рукой подать
  • во всю ивановскую
  • прикусить язык
  • в один голос
Вопрос 18

18. Какой из фразеологизмов имеет значение запомнить?

  • держать язык за зубами
  • зарубить на носу
  • бить баклуши
  • тянуть канитель
Вопрос 19

19. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов. Найдите "четвёртое лишнее".

  • из года в год
  • на вес золота
  • одержать победу
  • снести башню
Вопрос 20

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2) Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - думать, рассуждать; отсюда "гадание" - раскрытие скрытого.

(4) В основе многих загадок лежит метафора. (5) Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6) Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7) Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: "Белое поле, чёрное семя; кто его сеет, тот разумеет" (книга, письменная речь), "Что с земли не подымешь?" (тень).

(8) Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10) Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11) Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству. (По материалам Энциклопедического словаря юного литературоведа)

Следующая пословица

В тесте представлены 25 заданий базового уровня сложности. Лингвистический материал приводится в рамках школьной программы. Тест содержит задания открытого и закрытого типа. Проводится в 9 классе в период уроков повторения изученного в 5-8 классах. Для создания теста использованы материалы пособия: А.Г.Нарушевич "Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ."

Система оценки: 5* балльная

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Найдите неверное утверждение.

  • Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами
  • Слова активного употребления - это слова, которые используются не всеми носителями языка и не во всех сферах (областях) жизни
  • Стилистически окрашенные фразеологизмы делятся на три группы: книжные, разговорные, просторечные
  • Употребление специальных слов ограничено сферой какой-либо науки или техники, профессией
Вопрос 2

2. Какое языковое явление лежит в основе пословицы?

Солнце выше ели, а мы еще не ели.

  • антонимы
  • омонимы и близкие к ним явления
  • паронимы
  • синонимы
Вопрос 3

3. В какой пословице (поговорке) употребляются антонимы?

  • Душа - всему мера.
  • И умён, и пригож, да на дело не гож.
  • По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
  • В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.
Вопрос 4

4. Выберите верный выриант определения тропа:

  • слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на сходстве предметов и явлений, которое отличается яркой образностью
  • слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на переносе свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных
  • красочное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью
  • резкое противопоставление образов и понятий
Вопрос 5

5. Какое изобразительное средство языка использовано в отрывке из народной песни?

Ты трава ль моя, ты шелковая,

Ты весной росла, летом выросла.

  • метафора
  • олицетворение
  • сравнение
  • эпитет
Вопрос 6

6. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква О?

  • неср. внимые величины, заск. чить на минуту, притв. рился спящим
  • делить пор. вну, ск. кать верхом, раств. рить окно настежь
  • ср. внять с землёй, переск. чить препятствие, вытв. рять глупости
  • обширная р. внина, домашняя утв. рь, жить затв. рником
Вопрос 7

7. Какое из выделенных слов явлется заимствованным?

Сами (1) загадки (2) являются непревзойдёнными образцами

(3) фольклора как искусства (4) слова.

Вопрос 8

8. В каком ряду все слова имеют старославянское происхождение?

  • заголовок, сократить, бремя
  • приволочь, серебро, вращать
  • нрав, преграждать, шлем
  • холодный, врата, деревня
Вопрос 9

9. Определите, каково значение выделенного устаревшего слова.

В холе да в почёте всяк умён.

  • ласковая забота, уход
  • сильный мороз, пронизывающий холод
  • свобода в проявлении чего-нибудь
  • обилие материальных ценностей, денег
Вопрос 10

10. В какой пословице (поговорке) употреблён историзм?

  • Видит ОКО далеко, а ум ещё дальше.
  • Жалеть АЛТЫНА, отдать полтину.
  • Язык мой - враг мой, наперёд ума ГЛАГОЛЕТ.
  • Свой КОШЕЛЬ припаси да как хочешь тряси.
Вопрос 11

11. В какой пословице (поговорке) выделенное слово не относится к общеупотребительной лексике?

  • БУМАГА терпит, перо пишет.
  • Рыбам - вода, птицам - ВОЗДУХ, а человеку - вся земля.
  • Смирную собаку и КОЧЕТ не бьёт.
  • Волка бояться - и от БЕЛКИ бежать.
Вопрос 12

12. Восстановите пословицу, вставив на место пропуска диалектное слово.

Сладко . да дело не знает.

  • бает
  • говорит
  • рассказывает
  • толкует
Вопрос 13

13. Какое из слов возникло из школьного жаргона?

  • бабки (деньги)
  • ботан (старательный ученик)
  • писк (нечто ультрамодное, ультрасовременное)
  • чайник (глуповатый, примитивный человек)
Вопрос 14

14. Определите стилистическую принадлежность выделенных слов. Найдите "четвёртое лишнее".

  • Богатый бережёт РОЖУ, а бедный - одёжу.
  • БЛЮДИ хлеб до обеда, а слово до ответа.
  • Из больших гостей домой щи ХЛЕБАТЬ.
  • Язык БОЛТАЕТ, а голова знает.
Вопрос 15

15. Найдите сочетание слов, не являющееся фразеологизмом.

  • ветер в голове бродит
  • вешать голову
  • с больной головы на здоровую
  • стадо в сто голов
Вопрос 16

16. В каком случае источником фразеологизма стало русское устное народное творчество?

  • ахиллесова пята
  • блудный сын
  • за тридевять земель
  • альфа и омега
Вопрос 17

17. К какому из фразеологизмов можно подобрать синоним во весь голос?

  • рукой подать
  • во всю ивановскую
  • прикусить язык
  • в один голос
Вопрос 18

18. Какой из фразеологизмов имеет значение запомнить?

  • держать язык за зубами
  • зарубить на носу
  • бить баклуши
  • тянуть канитель
Вопрос 19

19. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов. Найдите "четвёртое лишнее".

  • из года в год
  • на вес золота
  • одержать победу
  • снести башню
Вопрос 20

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2) Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - думать, рассуждать; отсюда "гадание" - раскрытие скрытого.

(4) В основе многих загадок лежит метафора. (5) Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6) Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7) Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: "Белое поле, чёрное семя; кто его сеет, тот разумеет" (книга, письменная речь), "Что с земли не подымешь?" (тень).

(8) Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10) Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11) Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству. (По материалам Энциклопедического словаря юного литературоведа)

Следующая пословица

В мире жить - с миром жить, я понимаю так, живи честно, не делай другим зла, не будь равнодушным к чужому горю и вокруг тебя всегда будут люди, ты не останешься в горе один. Другими словами, хорошему человеку везде есть место, а плохому и в мегаполисе тесно.)) Ну а второе проще, солнце уже в зените, обед то есть, а мы не ели.

Читайте также: