Солнце выше ели а мы еще не ели какое языковое явление лежит в основе пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Примерное одинаковое фонетическое звучание у разных словосочетаний.
Ум Анетт, У ма нет, у дев Иж, More net- Стрельни японские, цузые, Иху мноЖил (клонировал город Иху) Омонимы, паронимы, кальки, омографы, омофоны, Алло, морфы :) (для ГНК), Алло, 4ны. Почему КуБа, но ГаВана, когда дольше Дольче и Кабанно:)
Следующая пословица
В тесте представлены 25 заданий базового уровня сложности. Лингвистический материал приводится в рамках школьной программы. Тест содержит задания открытого и закрытого типа. Проводится в 9 классе в период уроков повторения изученного в 5-8 классах. Для создания теста использованы материалы пособия: А.Г.Нарушевич "Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ."
Система оценки: 5* балльнаяСписок вопросов теста
Вопрос 1
1. Найдите неверное утверждение.
- Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами
- Слова активного употребления - это слова, которые используются не всеми носителями языка и не во всех сферах (областях) жизни
- Стилистически окрашенные фразеологизмы делятся на три группы: книжные, разговорные, просторечные
- Употребление специальных слов ограничено сферой какой-либо науки или техники, профессией
Вопрос 2
2. Какое языковое явление лежит в основе пословицы?
Солнце выше ели, а мы еще не ели.
- антонимы
- омонимы и близкие к ним явления
- паронимы
- синонимы
Вопрос 3
3. В какой пословице (поговорке) употребляются антонимы?
- Душа - всему мера.
- И умён, и пригож, да на дело не гож.
- По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
- В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.
Вопрос 4
4. Выберите верный выриант определения тропа:
- слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на сходстве предметов и явлений, которое отличается яркой образностью
- слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на переносе свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных
- красочное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью
- резкое противопоставление образов и понятий
Вопрос 5
5. Какое изобразительное средство языка использовано в отрывке из народной песни?
Ты трава ль моя, ты шелковая,
Ты весной росла, летом выросла.
- метафора
- олицетворение
- сравнение
- эпитет
Вопрос 6
6. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква О?
- неср. внимые величины, заск. чить на минуту, притв. рился спящим
- делить пор. вну, ск. кать верхом, раств. рить окно настежь
- ср. внять с землёй, переск. чить препятствие, вытв. рять глупости
- обширная р. внина, домашняя утв. рь, жить затв. рником
Вопрос 7
7. Какое из выделенных слов явлется заимствованным?
Сами (1) загадки (2) являются непревзойдёнными образцами
(3) фольклора как искусства (4) слова.
Вопрос 8
8. В каком ряду все слова имеют старославянское происхождение?
- заголовок, сократить, бремя
- приволочь, серебро, вращать
- нрав, преграждать, шлем
- холодный, врата, деревня
Вопрос 9
9. Определите, каково значение выделенного устаревшего слова.
В холе да в почёте всяк умён.
- ласковая забота, уход
- сильный мороз, пронизывающий холод
- свобода в проявлении чего-нибудь
- обилие материальных ценностей, денег
Вопрос 10
10. В какой пословице (поговорке) употреблён историзм?
- Видит ОКО далеко, а ум ещё дальше.
- Жалеть АЛТЫНА, отдать полтину.
- Язык мой - враг мой, наперёд ума ГЛАГОЛЕТ.
- Свой КОШЕЛЬ припаси да как хочешь тряси.
Вопрос 11
11. В какой пословице (поговорке) выделенное слово не относится к общеупотребительной лексике?
- БУМАГА терпит, перо пишет.
- Рыбам - вода, птицам - ВОЗДУХ, а человеку - вся земля.
- Смирную собаку и КОЧЕТ не бьёт.
- Волка бояться - и от БЕЛКИ бежать.
Вопрос 12
12. Восстановите пословицу, вставив на место пропуска диалектное слово.
Сладко . да дело не знает.
- бает
- говорит
- рассказывает
- толкует
Вопрос 13
13. Какое из слов возникло из школьного жаргона?
- бабки (деньги)
- ботан (старательный ученик)
- писк (нечто ультрамодное, ультрасовременное)
- чайник (глуповатый, примитивный человек)
Вопрос 14
14. Определите стилистическую принадлежность выделенных слов. Найдите "четвёртое лишнее".
- Богатый бережёт РОЖУ, а бедный - одёжу.
- БЛЮДИ хлеб до обеда, а слово до ответа.
- Из больших гостей домой щи ХЛЕБАТЬ.
- Язык БОЛТАЕТ, а голова знает.
Вопрос 15
15. Найдите сочетание слов, не являющееся фразеологизмом.
- ветер в голове бродит
- вешать голову
- с больной головы на здоровую
- стадо в сто голов
Вопрос 16
16. В каком случае источником фразеологизма стало русское устное народное творчество?
- ахиллесова пята
- блудный сын
- за тридевять земель
- альфа и омега
Вопрос 17
17. К какому из фразеологизмов можно подобрать синоним во весь голос?
- рукой подать
- во всю ивановскую
- прикусить язык
- в один голос
Вопрос 18
18. Какой из фразеологизмов имеет значение запомнить?
- держать язык за зубами
- зарубить на носу
- бить баклуши
- тянуть канитель
Вопрос 19
19. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов. Найдите "четвёртое лишнее".
- из года в год
- на вес золота
- одержать победу
- снести башню
Вопрос 20
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2) Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - думать, рассуждать; отсюда "гадание" - раскрытие скрытого.
(4) В основе многих загадок лежит метафора. (5) Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6) Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7) Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: "Белое поле, чёрное семя; кто его сеет, тот разумеет" (книга, письменная речь), "Что с земли не подымешь?" (тень).
(8) Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10) Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11) Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству. (По материалам Энциклопедического словаря юного литературоведа)
Следующая пословица
В тесте представлены 25 заданий базового уровня сложности. Лингвистический материал приводится в рамках школьной программы. Тест содержит задания открытого и закрытого типа. Проводится в 9 классе в период уроков повторения изученного в 5-8 классах. Для создания теста использованы материалы пособия: А.Г.Нарушевич "Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ."
Система оценки: 5* балльнаяСписок вопросов теста
Вопрос 1
1. Найдите неверное утверждение.
- Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами
- Слова активного употребления - это слова, которые используются не всеми носителями языка и не во всех сферах (областях) жизни
- Стилистически окрашенные фразеологизмы делятся на три группы: книжные, разговорные, просторечные
- Употребление специальных слов ограничено сферой какой-либо науки или техники, профессией
Вопрос 2
2. Какое языковое явление лежит в основе пословицы?
Солнце выше ели, а мы еще не ели.
- антонимы
- омонимы и близкие к ним явления
- паронимы
- синонимы
Вопрос 3
3. В какой пословице (поговорке) употребляются антонимы?
- Душа - всему мера.
- И умён, и пригож, да на дело не гож.
- По Сеньке шапка, по Ерёмке колпак.
- В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.
Вопрос 4
4. Выберите верный выриант определения тропа:
- слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на сходстве предметов и явлений, которое отличается яркой образностью
- слово (выражение), употребляющееся в переносном значении, основанном на переносе свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных
- красочное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью
- резкое противопоставление образов и понятий
Вопрос 5
5. Какое изобразительное средство языка использовано в отрывке из народной песни?
Ты трава ль моя, ты шелковая,
Ты весной росла, летом выросла.
- метафора
- олицетворение
- сравнение
- эпитет
Вопрос 6
6. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква О?
- неср. внимые величины, заск. чить на минуту, притв. рился спящим
- делить пор. вну, ск. кать верхом, раств. рить окно настежь
- ср. внять с землёй, переск. чить препятствие, вытв. рять глупости
- обширная р. внина, домашняя утв. рь, жить затв. рником
Вопрос 7
7. Какое из выделенных слов явлется заимствованным?
Сами (1) загадки (2) являются непревзойдёнными образцами
(3) фольклора как искусства (4) слова.
Вопрос 8
8. В каком ряду все слова имеют старославянское происхождение?
- заголовок, сократить, бремя
- приволочь, серебро, вращать
- нрав, преграждать, шлем
- холодный, врата, деревня
Вопрос 9
9. Определите, каково значение выделенного устаревшего слова.
В холе да в почёте всяк умён.
- ласковая забота, уход
- сильный мороз, пронизывающий холод
- свобода в проявлении чего-нибудь
- обилие материальных ценностей, денег
Вопрос 10
10. В какой пословице (поговорке) употреблён историзм?
- Видит ОКО далеко, а ум ещё дальше.
- Жалеть АЛТЫНА, отдать полтину.
- Язык мой - враг мой, наперёд ума ГЛАГОЛЕТ.
- Свой КОШЕЛЬ припаси да как хочешь тряси.
Вопрос 11
11. В какой пословице (поговорке) выделенное слово не относится к общеупотребительной лексике?
- БУМАГА терпит, перо пишет.
- Рыбам - вода, птицам - ВОЗДУХ, а человеку - вся земля.
- Смирную собаку и КОЧЕТ не бьёт.
- Волка бояться - и от БЕЛКИ бежать.
Вопрос 12
12. Восстановите пословицу, вставив на место пропуска диалектное слово.
Сладко . да дело не знает.
- бает
- говорит
- рассказывает
- толкует
Вопрос 13
13. Какое из слов возникло из школьного жаргона?
- бабки (деньги)
- ботан (старательный ученик)
- писк (нечто ультрамодное, ультрасовременное)
- чайник (глуповатый, примитивный человек)
Вопрос 14
14. Определите стилистическую принадлежность выделенных слов. Найдите "четвёртое лишнее".
- Богатый бережёт РОЖУ, а бедный - одёжу.
- БЛЮДИ хлеб до обеда, а слово до ответа.
- Из больших гостей домой щи ХЛЕБАТЬ.
- Язык БОЛТАЕТ, а голова знает.
Вопрос 15
15. Найдите сочетание слов, не являющееся фразеологизмом.
- ветер в голове бродит
- вешать голову
- с больной головы на здоровую
- стадо в сто голов
Вопрос 16
16. В каком случае источником фразеологизма стало русское устное народное творчество?
- ахиллесова пята
- блудный сын
- за тридевять земель
- альфа и омега
Вопрос 17
17. К какому из фразеологизмов можно подобрать синоним во весь голос?
- рукой подать
- во всю ивановскую
- прикусить язык
- в один голос
Вопрос 18
18. Какой из фразеологизмов имеет значение запомнить?
- держать язык за зубами
- зарубить на носу
- бить баклуши
- тянуть канитель
Вопрос 19
19. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов. Найдите "четвёртое лишнее".
- из года в год
- на вес золота
- одержать победу
- снести башню
Вопрос 20
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) Загадка - жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. (2) Загадка - испытание сообразительности отгадывающего. (3) Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - думать, рассуждать; отсюда "гадание" - раскрытие скрытого.
(4) В основе многих загадок лежит метафора. (5) Однако метафоричность не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6) Иногда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического характера. (7) Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойственную: "Белое поле, чёрное семя; кто его сеет, тот разумеет" (книга, письменная речь), "Что с земли не подымешь?" (тень).
(8) Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной педагогики, средством воспитания остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления. (10) Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность и в общении родителей с детьми разного возраста, и на молодёжных посиделках, где в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11) Здесь же устраивались и состязания по составлению загадок, приобщавшие собравшихся к народным поэтическим традициям, побуждавшие к творчеству. (По материалам Энциклопедического словаря юного литературоведа)
Следующая пословица
В мире жить - с миром жить, я понимаю так, живи честно, не делай другим зла, не будь равнодушным к чужому горю и вокруг тебя всегда будут люди, ты не останешься в горе один. Другими словами, хорошему человеку везде есть место, а плохому и в мегаполисе тесно.)) Ну а второе проще, солнце уже в зените, обед то есть, а мы не ели.
Читайте также: