Саамские пословицы о родителях

Обновлено: 24.12.2024

скачать Саамские пословицы и поговорки


  • В сухую сеть рыба не попадет.

  • Олень выбирают не по рогам.

  • Себя не хвали, пусть люди похвалят.

  • Человек живет не только силой, но и умом.

  • Когда рыбак потерял надежду, все потеряно.Без работы ничего не придет.

  • Работа человека не портит.

  • Работу можно оценить только по ее завершения.

  • Тот не знает, как труд тяжел, кто никогда не трудился.

  • Тот не знает, как труд тяжел, кто никогда не трудился.

  • Рыбак не знает, что он поймает

  • Рыбак всегда в воде, а сеть все чаще на стене.

  • Доброе слово рот не дерет

  • Хвастливое слово – гнилое слово.

  • Не еда тебя просит, а ты ее.

  • У тебя заячье сердце.

  • Два медведя в берлоге не уживутся.

  • Ходячие руки в карманах (о бездельнике)

  • Маленький ребенок – у матери на коленях, большой – в материнском сердце.

  • Лентяй считает каждый свой шаг.

  • Соленой рыбки не поешь и чайку не попьешь.

  • Имеешь оленей – не имей лени.

  • Морошка любит ножки. А грибки любят глазки.

  • За морошкой нужны хорошие ножки.

  • Море не горе, радость людям.

  • Собаке дай кость, в ответ услышишь рычанье.

  • Время покажет следы виноватого.

  • Что другим желаешь – то к тебе вернется.

Загадки

Мха копытами касаясь,

Ходит в тундре тот красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Олень)
Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по тундре зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

Олень
Утоляет холод мхами,

Хоть укрыла их пурга.

Как лопатою копытом,

Разгребает он снега.

Олень
Вот этот случай очень редкий-

На голове растут две ветки.

Оленьи рога
В тундре зимой без нее-

Только ветер в ушах.

Оленья упряжка.
Что такое, отгадай:

Ни автобус, ни трамвай…

В них оленей запрягут,

Те по тундре побегут

Нарты
Им оленей погоняют

Чтоб бежали побыстрей.

Эта палка- погонялка

Зелен, а не трава

(Ответ: мох)
Красногрудый тупонос

Зиму снежную принес.

Красногрудый, вялый, сонный,

С песней тихой, монотонной,

На рябине посидел,

Мерзлых ягодок поел,

Поскрипел да посвистел

И на ясень улетел.

(Снегирь)
На сосне у птички

Есть в лесочке птица,

Что зимой гнездится.

У птицы клюв не прост:

Сложен он вперекрест!

(Клест)
Красно-бурая хохлатка

Ест рябину без остатка.

Хохолок с большим зачесом

Встал у лба, над самым носом,

А на хвостике, у края,

(Свиристель)
Какой петух

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун он плоховат

И порою глуховат.

(Глухарь)
7. Я красна и кисла,

На болоте росла. (Клюква)

8. Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)
Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала.

И ребятам мила. (Черника.)

Из кустов повылезло,

На кончике закрутилось,

Красным девицам полюбилось.

Много ягоды в лукошках,

Тут и клюква, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом – красная … (брусника)

Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Звери, птицы, дети. (брусника)

Растет на болоте Аленка

В оранжевой рубашке.

Всяк поклон отдает (морошка)

Он для тундры друг старинный,

В дождь и слякоть на посту.

Человечью кровь прольёт.

( Комар)
Не зверь, не птица,

Самого не видно,

(комар)
Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Словарь саамских слов.


  1. Агка – бабушка.

  2. Важенка – самка оленя олениха.

  3. Вежа – древнее саамское жилище, напоминающее землянку, строилось из бревен. Палок и покрывалось корой и дерном.

  4. Гирвас – олень –самец, олень-вожак.

  5. Город – ограда, забор.

  6. Каньги – обувь из шкуры оленя. С острыми, загнутыми вверх носами.

  7. Карбас – большая деревянная лодка.

  8. Кережа – древние саамские сани в виде лодки.

  9. Кувакса – походный шалаш из жердей, бересты или оленьих шкур.

  10. Нойд – колдун.

  11. Олень – дикарь – дикие олени.

  12. Погост – саамское селение.

  13. Пойда – оленье стадо.

  14. Тала – сказочное существо, сказочный медведь.

  15. Тундра – горный массив; плоскогорье, покрытое скудной растительностью.

  16. Тупа – жилище из бревен с плоской крышей.

  17. Чахкли – сказочные существа, маленькие человечки, живущие под землей.

  18. Ягель – мох, основной корм оленей.

Одежда и обувь


  1. Капберь – зимняя шапка.

  2. Перевязка – головной убор девушки.


  1. Шамшура – головной убор замужней женщины.

  1. Яры – пришитые к штанам длинные меховые сапоги с загнутыми вверх носами.

  2. Каньги – мягкие полусапожки строгого кроя. Зимние шились из меха, летние из кожи.


  1. Малица – зимняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь, глухого покроя, с капюшоном. Поясом.

  2. Каньги и яры – были вытеснены пимами и бурками.

  3. Киса - сумочка

Следующая пословица

Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:

«Дети — благодать Божья»;

«Живот болит, а детей родит»;

«Горьки родины, да забывчивы»;

«Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;

«Татьяна хромонога, народила детей много»;

«Плодятся и множатся, что голуби».

Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:

«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;

«Растет, как пшеничное тесто на опаре».

Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».

Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет -во грехе живет».

Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:

«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;

«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;

«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;

«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».

Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».

В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания — создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».

Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».

Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:

«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;

«Народила, да не научила»;

«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;

«Умел дитя родить, умей и научить».

Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:

«Не учась, и лаптя не сплетешь»;

«Дорог парень, да не учен»;

«Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;

«Голова всему начало, где ум там и толк»;

«Не копьем побивают, а умом»;

«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;

«Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

Труд был одной из важных воспитательных ценностей:

«Без дела жить — небо коптить»;

«Маленькое дело лучше большого безделья»;

«В чужом платье не накрасоваться»;

«Живи всяк своим умом, да своим горбом».

Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».

Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».

Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:

«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);

«Блудный сын — ранняя могила отцу»;

«На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».

Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».

Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»;

«Дай Бог деток, да дай Бог и путных».

В народе были популярны физические наказания:

«Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;

«Любимого сына жезлом»;

«Не наказанный сын — бесчестье отцу»;

«Кулаком да в спину — то и приголубье сыну».

В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:

«Не все таской, ино и лаской»;

«Ласковое слово, что весенний день»;

«Не корми калачом, да не бей кирпичом»;

«Добро добро покрывает»;

«Дай ему грош, да вишь не хорош»;

«Федюшке дали денюжку, а он алтын просит».

Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:

«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;

«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;

«Мать праведна — ограда каменна»;

«Материнская молитва со дна моря вынимает».

Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;

«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;

«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;

«Все купишь, а отца-матери не купишь».

Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».

Сказано о печальной участи детей-сирот: «В сиротстве жить - слезы лить».

Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:

«Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» — это чувство независимости, которое не дает склонить голову.

Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».

В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».

Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».

Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании

сборник пословиц и поговорок русского народа о семье и семейном воспитании.

Об использовании пословий и поговорок на школьных занятиях.

"Культурные традиции русского народа" модифицированная программа по нравственному воспитанию дошкольников

"Культурные традиции русского народа".

Пословицы и поговорки к теме «Фольклор как средство патриотического воспитания».

Подборка пословиц и поговорок в помощь воспитателям и педагогам.

Пословицы и поговорки коренных народов ханты и манси

В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Знакомство с фольклором хантов и манси помогло расширить представлен.

Консультация для родителей "ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ"

Следующая пословица

Пословицы и поговорки о маме и папе рассказывают о важности почтительного отношения детей к родителям. Они учат уважать мать и отца – людей, которые подарили жизнь и воспитали. Такие изречения призывают к любви и гармонии в семье.

Практически все поговорки и пословицы о родителях предназначены для детей. Их учат школьники на уроках в 1-4 классах. Они помогают зародить в детях семейные ценности.

Следующая пословица

Пословицы и поговорки на семейную тему изучают школьники в 1-4 классах на уроках литературы. Они воспитывают в детях уважение к своей семье, учат их беречь и ценить своих родных.

Читайте также: