Развитие речи пословицы и поговорки

Обновлено: 22.11.2024

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский зык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным».

Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях,воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку,становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».

Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь». Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует

предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже

старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

*Лес и вода — брат и сестра.

*Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

*Не поклонясь грибу до земли, не положить его в кузов.

*Рощи да леса — всему краю краса.

В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное

Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в

семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд

главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова).

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Военные пословицы и поговорки для дошкольников Военные пословицы и поговорки для дошкольников Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне. Хочешь победить на войне — работай вдвойне.

Следующая пословица

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова: отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, ёмкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фолклорной форме А.П.Илькова.

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивается познавательный интерес к различным формам фольклора с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесённостью с миром скороговорки и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки).

Для этого использую сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми сказками», «Год кончается, год начинается», «Посиделки».

Цель: обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, тонизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семанитических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

Критерии отбора пословиц и поговорок:

1.Сематическая доступность выражений – возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятия, которые они обозначают.

2.Художественная ёмкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста.

3.Частотность употребления выражений - относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки систематизированы в виде следующих групп:

В тематическую группу вошли тексты, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями.

Апрель с водой, май с травой.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Два друга – мороз да вьюга.

Дыма без огня не бывает.

Куда ветер, туда и тучи.

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.

Бежал от волка – попал на медведя.

Крутится, как белка в колесе.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Не будь овцой, а то волк съест.

Лиса хитростью берёт.

За правое дело стой смело.

Волков бояться – в лес не ходить.

Кто смел, тот и цел.

Смелость города берёт.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

Где смелость, там победа.

Кто смел, тот на перёд поспел.

Врёт и глазом не моргнёт.

Враньё не ведёт в добро.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Лжецу и в правде не верят.

Лучше молчать, чем врать.

Не верь словам, а верь делам.

Шила в мешке не утаишь.

Голодной куме всё хлеб на уме.

Есть сало – да не про кота.

Ешь калачи. Пока горячи.

Кашу маслом не испортишь.

Ложки мимо рта не пронесёшь.

Сытый голодного не разумеет.

В лесу живу, а без дров сижу.

Под лежачий камень вода не течёт.

Лень до добра не доведёт.

Кто труд любит. Долго спать не будет.

Маленькое дело лучше любого безделья.

Не сиди, сложа руки, так не будет скуки.

От скуки бери дело в руки.

Добро того учит, кто слушает.

Добро помни. А зло забывай.

За добро плати добром.

И собака помнит, кто её кормит.

Мир не без добрых людей.

При солнышке тепло, при матери добро.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Стихотворные.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Без друга на сердце вьюга.

За правое дело стой смело.

Конец - всему делу венец.

Доброе братство лучшее богатство.

Старый друг лучше новых двух.

Тяп да ляп – не выйдет корабль.

На хотенье есть терпенье.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Хлеб да соль кушай, а правду слушай.

Когда я ем, я глух и нем.

Рабочие руки не знают скуки.

Терпенье и труд всё перетрут.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Прозаические.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Бежать сломя голову.

Друзья познаются в беде.

Хвалилась синица море поджечь.

На воре и шапка горит.

Тихая вода берега подмывает.

Пчела мала, а и та работает.

У страха глаза велики.

Глаза страшатся, а руки делают.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Лисичка от своего хвоста плачет.

Под лежачий камень вода не течёт.

Отрицательные – отношения, противостояния.

Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Не в свои сани не садись.

Не зная броду, не суйся в воду.

На берегу плавать не научишься.

После драки кулаками не машут.

Умелые руки не знают скуки.

Любишь есть калачи – не сиди на печи.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В тесноте, да не в обиде.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Утвердительные – с выделением свойства, признака.

Уговор дороже денег.

Разум силу победит.

Делай добро и жди добра.

Один за всех и все за одного.

Ум хорошо, а два лучше.

Совет дороже денег.

Играй, играй, да и дело знай.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Долг платежом красен.

Взаимосвязь.

Какие труды - такие плоды.

Будет терпенье - будет и уменье.

Кто посеет ветер – пожнёт бурю.

Куда иголка, туда и нитка.

Как аукнется, так и откликнется.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Будешь книги читать – будешь всё знать.

Что посеешь, то пожнёшь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Назвался груздем – полезай в кузов.

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговый. Здесь основным приёмом работы выступает толкование пословиц, поговорок, как фразеологических единиц.

С помощью приёмов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется противопоставление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.

Четвёртый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу:

-«Как аукнется…(так и откликнется)»;

-назвать пословицу по рифмующимся словам: рука-скука (Умелые руки не знают скуки);

-подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе)

Следующая пословица

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника Кувардина Ольга Петровна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 46, Комсомольск - на - Амуре КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Консультация «Роль строительно-конструктивной игры в когнитивном развитии дошкольника» Строительно-конструктивные игры – это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Консультация «Роль Лего в развитии дошкольника» Конструкторы LEGO самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Следующая пословица

1 слайд Описание слайда:

Пословицы и поговорки Выполнила: Замосковцева Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов МАОУ города Искитима, Новосибирской области коррекционная школа-интернат №12 L/O/G/O

2 слайд Описание слайда:

Поговорка цветочек, пословица ягодка

3 слайд Описание слайда:

Труд человека кормит, а лень портит Старый друг лучше новых двух Кто хочет много знать, тому надо мало спать За двумя зайцами погонишься- Волков бояться – Чем меньше врётся, Слово не воробей, Любишь кататься, Собери пословицу тем спокойней живётся ни одного не поймаешь в лес не ходить люби и саночки возить вылетит – не поймаешь

4 слайд Описание слайда:

Текст № 1 Сушняк — сухие деревья, хворост. Орешник — ореховый кустарник. Охапка — количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук. Опушка – край леса. Словарь

5 слайд Описание слайда:

Подбери к тексту пословицу Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки. Пословицы: Не спеши языком, а спеши делом. Песней поле не вспашешь. Поспешишь – людей насмешишь.

6 слайд Описание слайда:

Текст № 2 Вовремя — своевременно, в назначенное время. Наизнанку — изнанкой наружу, на левую сторону. Ботинки в разные стороны смотрят. Словарь

7 слайд Описание слайда:

Подбери к тексту пословицу Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля. Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят. Пословицы: Не спеши языком, а спеши делом. Песней поле не вспашешь. Поспешишь – людей насмешишь.

8 слайд Описание слайда:

Текст № 3 Лукошко — небольшая корзинка из прутьев, коробок. Полное лукошко — целое лукошко. Сочные груши — груши, обильные соком. Душистые — с приятным сильным запахом. Словарь

9 слайд Описание слайда:

Подбери к тексту пословицу Миша был у дедушки. У дедушки большой сад. Завтра у меня много работы в саду, - сказал дедушка, - надо собрать груши и накопать картошки… Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, - пообещал Миша. Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля. Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка. Пословицы: Не спеши языком, а спеши делом. Песней поле не вспашешь. Поспешишь – людей насмешишь.

10 слайд Описание слайда:

Где пословица, а где поговорка? Дареному коню в зубы не смотрят Делу время, потехе час Друзья познаются в беде Не имей сто рублей, а имей сто друзей Хлебом не корми Не родись красивый, а родись счастливый Два сапога — пара

11 слайд Описание слайда:

Как ты работал на уроке? Подбери подходящий ответ 1 2 3 4

Выбранный для просмотра документ Урок развития речи Пословицы и поговоркиdocx.docx

библиотека
материалов

МАОУ города Искитима, Новосибирской области

коррекционная школа-интернат №12

Развитие речи: « Пословицы и поговорки»

Цель урока: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц и уметь работать с текстом.

Образовательные

продолжить знакомство с пословицами и поговорками;

умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудные слова;

расширение словарного запаса;

Развивающие:

развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;

развитие познавательного интереса учащихся;

развитие внимания, памяти;

Воспитательные

воспитание чувства любви к поэзии, природе

формирование культуры речи учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, персональный компьютер, презентация «Пословицы и поговорки», выполненная в программе PowerPoint

1. Организационный момент

Учитель: Сядьте правильно.

- Говорите хорошо, слушайте внимательно.

2. Фонетическая и речевая зарядка (За экраном учитель спрашивает детей)

Учитель: Как меня слышишь, …?

Ученик: Я слышу хорошо.

Учитель: Кто дежурный в классе?

Ученик: Я дежурный в классе.

Учитель: Какой сейчас урок?

Ученик: Сейчас урок, развития речи.

Учитель: Назовите контрольный звук.

Ученик: Контрольный звук [Д - Т]

Учитель: Послушайте слоги, прочитайте (Читает учитель, хором, по одному)

ада – ата адо – ато аду – ату

Послушайте слова, прочитайте (Читает учитель, хором, по одному)

Составьте предложение с любым словом. (Подведение итогов фонетической и речевой зарядки)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с пословицами и поговорками, вспомним, чем они отличаются друг от друга.

3. Работа с пословицами (повторение пройденного).

– Что такое пословица?

Ученик: Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

Учитель: Приведите примеры пословиц.

Ученик: Куй железо, пока горячо. Глаза боятся, а руки делают.

Учитель: В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.

– Чем отличается пословица от поговорки?

Ученик: Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

Учитель: Следует обратить внимание на то, что пословица – это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль, а во второй части делается вывод, дано заключение. Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы:

«Два сапога — пара, да оба на левую ногу надеты»;

«Собаку съел, да хвостом подавился»;

«Хлебом не корми — дай воды попить»;

«Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит»;

«Что написано пером, то не вырубишь топором»;

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.

В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». (Слайд №2)

4. Игра «Собери пословицу» (Слайд №3)

Учитель: Сейчас будем собирать пословицы. У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помогите мне их собрать.

Ученик: Труд человека кормит, а лень портит.

Старый друг лучше новых двух.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Чем меньше врётся, тем спокойней живётся.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Волков бояться – в лес не ходить

Любишь кататься, люби и саночки возить

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

5. Работа с текстом

Учитель: Ребята у вас карточки с рассказом. Прочитайте.

1.Самостоятельное чтение текста № 1.

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

2. Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд № 4)

Сушняк – сухие деревья, хворост.

Орешник – ореховый кустарник.

Охапка – количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук.

Опушка – край леса.

3. Беседа по содержанию текста

Учитель: Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд № 5)

Ученик: Песней поле не вспашешь.

1.Самостоятельное чтение текста № 2.

Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.

Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.

Учитель: Почему Саша так оделся?

Ученик: Саша торопился.

2.Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) – на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд № 6)

Вовремя – своевременно, в назначенное время.

Наизнанку – изнанкой наружу, на левую сторону.

Ботинки в разные стороны смотрят.

3.Беседа по содержанию текста.

Учитель: Какая из пословиц подходит к данному тексту? (Слайд № 7)

Ученик: Поспешишь – людей насмешишь.

1.Самостоятельное чтение текста №3.

Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.

– Завтра у меня много работы в саду, – сказал дедушка, – надо собрать груши и накопать картошки…

– Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, – пообещал Миша.

Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.

– Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.

2.Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд № 8)

Лукошко – небольшая корзинка из прутьев, коробок.

Полное лукошко – целое лукошко.

Сочные груши – груши, обильные соком.

Душистые – с приятным сильным запахом.

3.Беседа по содержанию текста.

Учитель: Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Слайд №9)

Ученик: Не спеши языком, а спеши делом.

Учитель: У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).

6. Итог урока

Учитель: Что мы делали на уроке?

Ученик: Вспоминали пословицы и поговорки. Читали, отвечали на вопросы.

Учитель: Чем пословица отличается от поговорки?

Ученик: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

Учитель: Определите, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке. (Слайд №10)

Ученик: Пословицы:

Дареному коню в зубы не смотрят

Делу время, потехе час

Друзья познаются в беде

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Не родись красивым, а родись счастливым

Хлебом не корми

Два сапога — пара

7. Рефлексия

Учитель: Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери подходящий смайлик (Слайд №11)

Читайте также: