Рассказ с использованием пословиц об учении

Обновлено: 22.11.2024

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Совершенствуем свою речь, упр. 1, стр. 6.

Пословица 6: Красна птица перьем, а человек ученьем.

Объяснение: Если для птицы признак успеха – красивое оперение, то для человека – усердие в учении и знания как результат этого усердия.

Рассказ: Жили-были в глухом лесу два красивейших ворона. Все лесные обитатели восхищались тем, какая у этих воронов была осанка, какие крепкие клювы и сильные лапы.

Но больше всего восхищались их оперением, ведь его чёрная гладь отражала солнечные лучи и переливалась всеми цветами радуги. Вороны очень гордились своим оперением и полагали, что они самые знатные обитатели всей округи.

Но вот в лес пришли люди. Они срубили часть вековых деревьев и построили город. Вороны сидели на высокой сосне и созерцали величественные дома, широкие автомагистрали, уютные узкие улочки, прекрасные сады, трогательные скульптуры и весело журчащие фонтаны. Вороны поняли, что им создать такой город не под силу, потому что они очень мало знают о жизни и об окружающем мире и умеют лишь демонстрировать своё пышное оперение. Только человек с его знаниями способен на поистине великие свершения. ''Да, красна птица перьем, а человек ученьем!'' – заключил старший ворон, снялся с ветки и улетел в чащу.

Пословица 7: Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Объяснение: Если человек сосредоточивается на чём-то положительном и добром, то плохому в его мыслях попросту неоткуда будет взяться.

Рассказ: Мальчик Федя любил после школы гонять птиц и котов, которых считал бездельниками, незаслуженно прохлаждающимися на солнышке, пока он трудится на уроках в школе. Иногда, если кот не успевал убежать и спрятаться в подвальном окошке, Вася больно дёргал его за хвост.

Однажды проделки Васи увидела из окна одна женщина, жившая в их дворе. И она решила отучить мальчика обижать животных. Но отучить она его хотела не криком или наказаниями, а добрым примером.

В один воскресный день женщина отыскала мальчика во дворе и пригласила его сходить вместе с ней в приют для бездомных животных, расположенный на соседней улице. В то воскресенье в приюте был день открытых дверей, т.е. любой человек мог прийти в приют и помочь собакам и котам, которые жили там.

Придя в приют, мальчик Федя был поражён увиденным. Он узнал, что коты и собаки очень часто борются с неизмеримо более серьёзными проблемами, чем те, с которыми сталкивается он сам в школе. Животные страдают без хозяев, недоедают, болеют, умирают от старости и немощности. Мальчик сразу принялся выполнять посильную работу: наливал воду и раскладывал еду в миски собакам и кошкам, убирался в клетках, помогал готовить питание.

С тех пор Федя – постоянный помощник приюта. Он понял, что обижать животных нельзя, им надо помогать. Федя научился доброму, и худому в его мыслях просто не осталось места.

Пословица 8: Нетрудно сделать, да трудно задумать.

Объяснение: Взять и выполнить какую-то работу обычно довольно легко. Гораздо сложнее перед этим составить план работы и всё продумать. Именно от этого в основном зависит успех или неуспех всей деятельности.

Рассказ: Мальчик Рома приехал на лето в деревню к бабушке и дедушке. Первую неделю Рома отдыхал, а потом решил заработать немного денег. Он узнал, что в деревне в это время несколько жителей захотели сделать свои сады красивее и пригласили дизайнера, который создал для каждого жителя особенный план сада. Дело оставалось за малым – нужно было отыскать работников, которые бы пересадили растения, выложили дорожки из камней, поставили невысокие заборчики и выполнили другие мелкие задания такого рода.

Рома решил не терять времени, собрал команду друзей, предложил свои услуги односельчанам и они согласились заплатить ребятам небольшие деньги, что бы те украсили их сады. Ребята взялись за работу. Они брали проект дизайнера и выполняли всё так, как там было написано. Сделав работу на одном участке, ребята во главе с Ромой шли на другой участок.

Через неделю всё было готово. Сады односельчан засияли по-новому и были красивы как никогда. Тогда Рома решил обновить и свой участок и сделать, таким образом, подарок бабушке и дедушке. Рома не стал утруждаться составлением плана и сразу начал трудиться.

Прошло три дня упорных трудов, но у мальчика, к сожалению, ничего не вышло: растения не прижились, забор шёл поперёк грядок, а каменистая дорожка почему-то упёрлась в куст сирени.

Бабушка с дедушкой похвалили внука за упорство и трудолюбие, но сказали ему, что работать без плана нельзя – сначала нужно всё тщательно рассчитать, ведь нетрудно сделать, да трудно задумать. Но если хорошенько изучить то, что собираешься делать, то всё обязательно получится.

Пословица 9: Учиться никогда не поздно.

Объяснение: Человек может и должен учиться всю свою жизнь. Не нужно стесняться и ограничивать себя в познании, даже если кажется, что ты слишком стар или уже всё знаешь.

Рассказ: У моей мамы есть знакомая, которая работает учительницей истории. Она очень хорошая учительница, её любят дети и уважают коллеги. Ученики на занятиях слушают её с замиранием сердца и верят, что никто во всём мире не знает историю лучше, чем она.

Но сама учительница так не считает. Она понимает, что всегда есть высоты знаний, которые ещё не покорены. Поэтому она постоянно участвует в разных обучающих мероприятиях, ездит на научные конференции и читает очень много книг по истории.

Любимая пословица маминой подруги – учиться никогда не поздно. И она следует этому правилу.

Пословица 10: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Объяснение: Всего знать невозможно, поэтому часто бывает так, что в знаниях человека обнаруживается пробел. Это нормально. Но ненормально, когда человек не прилагает усилий, чтобы этот пробел устранить. В этом случае он выглядит глупо и смешно, а иногда ещё и подвергает себя и других людей опасности.

Рассказ: Молодой тракторист Пётр любил иногда ездить из своей деревни в соседний город, чтобы посмотреть на то, как там устроена жизнь. Он многого не знал о городах, но был любознателен и всегда хотел разобраться в том, чего не понимал. Например, он первое время не мог сориентироваться в сложном городском дорожном движении, но в конце концов успешно справился и с этой задачей.

Городские трактористы, сверстники Петра, насмехались над его несмышлёностью и сочиняли про него разные шутки. Они считали Петра глупым человеком из деревни, с которым и разговаривать-то не стоит. А о деревне и о тех навыках, которые нужны там трактористам, они и думать не хотели. Однако городские трактористы постарше восхищались упорством Петра и всячески хвалили этого человека.

После этого случая всех молодых городских трактористов уволили и взяли на их места деревенских умельцев, которые хоть чего-то, бывало, и не знали, но всегда были готовы изучить это. А опытные городские трактористы были даже рады таким переменам и продолжали поговаривать, что не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Обновлено: 2019-09-15 Опубликовал(а): Linguist

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

Хороший пример – наилучшая проповедь.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

Побои мучат, а не учат.

Не корми калачом, да не бей кирпичом.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Неразумная опека хуже беспризорности.

У семи нянек дитя без глаза.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

Добрый пример лучше ста слов.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.

Хорошая порка еще никому не помешала.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Каков привет — таков ответ.

Умному слово пуще дубины.

Немой упрёк тяжелее сказанного.

Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.

Добрый пример лучше ста слов.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

Добро добро покрывает.

На хотенье есть терпенье.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Русские народные и современные пословицы о воспитании

  1. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
  2. Живое слово дороже мертвой буквы.
  3. Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
  4. Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
  5. Голодное брюхо к ученью глухо.
  6. Выкормил змейку на свою шейку.
  7. Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
  8. Побои мучат, а не учат.
  9. Смолоду прореха — под старость дыра.
  10. Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
  11. Человек без воспитания — тело без души.
  12. Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
  13. Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
  14. К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
  15. Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
  16. Человек без воспитания — что тело без души.
  17. Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
  18. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  19. Что посеешь, то и пожнешь.
  20. Наказывать легче, чем воспитывать.
  21. Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
  22. Дурака учить — решетом воду носить.
  23. Сумел родить, сумей и воспитать.
  24. Повторенье — мать ученья.
  25. Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
  26. Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
  27. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
  28. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  29. Понукание — не воспитание.
  30. Не штука проучить, а штука научить.
  31. Не нужен ученый, а нужен смышленый.
  32. Воспитывай лаской, а не таской.
  33. Не всё таской, нужно и лаской.
  34. Не хлебом единым сыт человек.
  35. Ум и воспитание — братья-близнецы.
  36. Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
  37. Учение образует ум, воспитание — нравы.
  38. Кто от кого, тот и в того.
  39. Не выучит школа, выучит охота.
  40. Верная указка — не кулак, а ласка.
  41. Воспитай старшего, а младший сам научится.
  42. Доброму одно слово пуще дубины.
  43. Человек не для себя родился.
  44. Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  45. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
  46. Капризен в детстве — уродлив в старости.
  47. Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
  48. Сын хорошим не родится, а воспитывается.
  49. У семи нянек дитя без глазу.
  50. Красна птица перьем, а человек ученьем.
  51. Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
  52. Написано пером — не вырубишь топором.
  53. Человек неученый — что топор неточеный.
  54. Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
  55. Детушек воспитать — не курочек перещипать.
  56. Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
  57. Диплом имеет, а дела не разумеет.
  58. Не гонкой волка бьют, а уловкой.
  59. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  60. Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
  61. Учи других и сам научишься.
  62. У доброго батюшки добры и детки.
  63. Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
  64. Один добрый пример лучше ста слов.
  65. Не выучит школа — выучит охота.
  66. Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
  67. Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
  68. Верная указка — не кулак, а ласка.
  69. Не силою дерутся, а умением.
  70. Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
  71. По ученику и об учителе судят.
  72. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
  73. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
  74. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
  75. Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
  76. Кто много знает, с того много и спрашивается.
  77. Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
  78. Сытое брюхо к ученью глухо.
  79. И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  80. Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
  81. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  82. От умного научишься, от глупого разучишься.
  83. Воспитывай детей с детства.
  84. Неразумная опека хуже беспризорности.
  85. Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
  86. Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  87. Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
  88. И к худу и к добру приучаются смолоду.
  89. Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
  90. Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
  91. Умел дитя родить — умей и научить.
  92. Сперва аз да буки, а потом науки.
  93. Не учась и лаптя не сплетешь.
  94. Водила за ручку — получила белоручку.
  95. Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
  96. Недалеко от дерева яблочко падает.
  97. Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
  98. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  99. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  100. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
  101. Как постелешь — так и поспишь.
  102. Что посеешь — то и пожнешь.
  103. Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
  104. Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
  105. Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  106. Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  107. Хороший пример – наилучшая проповедь.
  108. Не корми калачом, да не бей кирпичом.
  109. Немой упрёк тяжелее сказанного.
  110. У семи нянек дитя без глаза.
  111. Без строгости и щенка не вырастишь.
  112. Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
  113. Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
  114. Добрый пример лучше ста слов.
  115. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
  116. Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  117. Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
  118. Хорошая порка еще никому не помешала.
  119. Каков привет — таков ответ.
  120. Умному слово пуще дубины.
  121. Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
  122. Добро добро покрывает.
  123. На хотенье есть терпенье.
  124. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
  125. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
  126. Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
  127. Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
  128. Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
  129. На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
  130. Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
  131. Родился сам — помоги другому.
  132. Счастливые родители — выспавшиеся родители.
  133. Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
  134. Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

Отражение народной педагогической культуры в устном народном творчестве

История педагогической мысли любого народа начинается с народной педагогики: дети всегда мысли и остаются объектом особого внимания и заботы всех народов Земли.

Фольклор был одним из важнейших средств сохранения национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Благодаря устному народному творчеству ребенок узнавал простые, но очень важные сведения о явлениях внешнего мира, взаимоотношениях между людьми; в процессе общения в семье и за ее пределами у детей формировалась любовь к труду, уважение к земле и хлебу, развивалась находчивость, умение преодолевать трудности. Однако следует отметить, что народная педагогика не была свободна от недостатков, обусловленных влиянием господствующей церковной идеологии, суеверий, патриархальным образом жизни и пр. В целом же, несмотря на то, что в разные эпохи влияние народного мировоззрения на воспитание детей проявлялось по-разному, оно всегда формировало любовь к родине, к труду и человеку труда.

Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, считалках данного возраста, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых своей автономией и психологической самостоятельностью.

Составной частью народной педагогики была народная дидактика – содержание, методы и средства обучения, передачи детям трудовых, бытовых, агротехнических навыков и умений, математических, медицинских и других знаний.

Народная педагогика находила свое выражение в конкретном показе трудовых операций, в усвоении народных примет погоды, наблюдении за ростом и развитием растений, определении сроков сбора ларов природы (грибов, ягод, орехов), в сочинительстве загадок-задач, развивавших логическое мышление.

Сказки , являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета , образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Сказка — это особый, вкусно интригующий воображение, жанр литературного творчества, которому присуща феноменальная особенность: сказки любят и мал, и велик, и дети, и взрослые, и бедняк, и богач, и глупец, и умница, и наоборот…

Сказки делятся на два вида : народные (или, как их называют заумные филологи, - фольклорные сказки) и авторские, то есть сказки литературные, написанные конкретным писателем-сказочником. Попробуем посмотреть на сказку со стороны народа и со стороны автора. Итак, что говорят о народных сказках и сказках авторских учебники филологов:

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

А лучше всего сказки не исследовать, а сказку читать и сказкой наслаждаться!

Русские народные сказки

Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.

Следующая пословица

Жили-были старик со старухой, и было у них три сына: старший сын, средний и младший – Иванушка-дурачок.

Два старших брата грамоте учились, в город ездили, «гранит науки грызли». А младший брат на печи лежал, мух на потолке считал да с боку на бок переворачивался. Скучно ему было, посмеивался он над братьями. Так и прошло время. Получили старшие братья образование, книг много перечитали и стали думать-гадать, как им богатыми стать. Вот тут их знания им и пригодились, ведь «кто малое познал, тот познал великое». Знали также братья, что если «без знаний дело делать, то не ждать плодов». «Знания – твои друзья». И разбогатели братья, заводы свои заимели, транспорт, служащих. Пришло время жениться. Выбрали они себе жен по душе, по нраву. «Красна птица перьями, а человек ученьем».

Видит Иван – хорошо его братья живут. Тоже богатым стать захотел и жену хорошую, чтобы умница-красавица была. Так разве пойдет такая за дурака? Опечалился Иван, стал думу думать, как из положения выйти. И решил учиться пойти. Трудно Ивану было в учении. Ведь «знание не водица, в рот само не станет литься». Братья подбадривали: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться». «Всякое уменье трудом дается». Выучился Иван. Стал грамотным. Решил состояние сколотить. А «доход не бывает без хлопот!» Но «терпение и труд все перетрут». Разбогател Иван. Невесту по душе нашел, по уму: образованную, грамотную во всех делах. И началась у них жизнь счастливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Я на их свадьбе была, мед-пиво пила, сказку записала да вам рассказала.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.

И к худу и к добру приучаются смолоду.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь — так и поспишь.

Что посеешь — то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.

На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.

Родился сам — помоги другому.

Счастливые родители — выспавшиеся родители.

Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.

Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.

Следующая пословица

Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.

Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.

ВложениеРазмер
poslovitsy_pogovorki_skazki.docx 33.14 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.

Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в школе.

Использование пословиц и поговорок в обучениианглийскому языку в школе.

Использование пословиц на уроке

Использовние пословиц на уроке английского я зыка.

Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе

Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу.

Использование пословиц для активизации творческого потенциала учащихся

Ни для кого не сектрет, что уроки литературы подчас превращаются в рутинный пересказ текста произведения, критической статьи на него или, что еще хуже, - в "пересказ краткого пересказа". Мне так.

Использование пословиц и поговорок русского народа на занятиях в общеобразовательной школе как одно из средств развития речи детей

Использование пословиц, скороговорок и загадок в учебном процессе.

Предлагаю различные приемы и методы с элементами УНТ на уроках русского языка.

Следующая пословица

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Совершенствуем свою речь, упр. 1, стр. 6.

Пословица 1: Корень учения горек, да плод его сладок.

Объяснение: Эта пословица говорит о том, что учение – занятие трудное, но оно всегда приводит к приятному результату.

Рассказ: Старшеклассник Игорь уже несколько лет увлекается творчеством одной испанской музыкальной группы. Раньше, чтобы понять смысл песен этой группы, ему приходилось искать их готовый перевод в Интернете, потому что испанского языка он не знал.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но недавно Игорь решил записаться на курсы испанского языка, чтобы самостоятельно понимать, о чём поют его любимые исполнители. Игорь усиленно занимался в языковой студии в течение нескольких месяцев, регулярно посещал уроки, выполнял домашние задания, иногда был вынужден допоздна заучивать слова и грамматические правила трудного испанского языка, разучивать разные диалоги и т.д. Но вот теперь, преодолев все эти трудности, он освоил основы испанского языка и понимает почти всё, что поют его кумиры. Ещё Игорь теперь может переписываться в Интернете с испанцами, которые тоже являются поклонниками этой группы. Кроме того, Игорю стало легче учить в школе английский, потому что английский на фоне испанского стал казаться проще. Игорь очень доволен результатами и может с уверенностью сказать, что корень учения бывает горек, но его плод всегда оказывается сладок.

Пословица 2: Повторенье – мать ученья.

Объяснение: Чтобы хорошо понять и выучить что-то, нужно обязательно повторять этот материал: только в этом случае человек приобретает прочные знания, которые можно будет затем успешно использовать в жизни.

Рассказ: Один мой товарищ раньше считал, что повторять материал перед занятием стыдно. Он говорил, что хороший ученик должен запоминать всё с первого раза и считал тех, кто что-то зубрил перед контрольными, попросту глупыми ребятами. Сам он действительно никогда не перечитывал параграфы учебника, но зато часто пользовался шпаргалками, плохо отвечал на уроках, нередко получал двойки и из-за этого был постоянно всем недоволен.

Но однажды к ним в класс на специальный урок пригласили психолога, который должен был рассказать о том, как правильно готовиться к тестам, контрольным и экзаменам. И в числе прочего психолог объяснил, что залог успеха в учёбе – это разумное повторение, особенно наиболее сложных фрагментов материала. Психолог сказал, что повторенье – мать ученья и в нём нет ничего зазорного, ведь так устроен мозг человека: качественно запоминается только то, что мы видим и слышим много раз.

С тех пор поведение моего друга поменялось. Он тратит больше времени на чтение учебников, перечитывает трудные места, выписывает в свой блокнот разные правила, фамилии, даты и т.п. и старается зубрить эту информацию при каждой удобной возможности. Его успеваемость значительно улучшилась, он стал более эрудированным и интересным собеседником.

Пословица 3: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Объяснение: Обучение расширяет горизонты человека, учит его смело и позитивно смотреть на мир, даёт шанс что-то менять в этом мире, дарит радость и удовлетворение. Напротив, отсутствие знаний ограничивает человека, лишает его возможности активно и продуктивно заниматься какой-либо деятельностью. Иногда нехватка знаний может даже оказываться опасной для жизни. В любом случае, неученье приводит к плачевным результатам, которые образно можно назвать тьмою.

Пословица 4: Не учась и лаптя не сплетёшь.

Рассказ: Однажды в деревне два брата-первоклассника, приехавшие из города на летние каникулы, решили взять в курятнике снесённое курицей яйцо и самостоятельно сделать так, чтобы из него вылупился цыплёнок. Они принесли яйцо из курятника в отцовский гараж, отыскали там большую пустую коробку, положили на её дно охапку травы, сверху поместили яйцо и стали наблюдать. Прошло около часа, но ничего не поменялось. Мальчикам стало скучно, и они ушли играть во двор. Спустя пару дней они вновь решили заглянуть в гараж и проверить, не вылупился ли их цыплёнок. Яйцо по-прежнему лежало на пучке сена и было целёхонько. Мальчики расстроились, посчитали, что им попалось какое-то странное яйцо, из которого никто вылупиться не может, и бросили свою затею.

Через несколько дней отец ребят отправился в гараж за инструментами и обнаружил там коробку с яйцом. Он был озадачен и пришёл на веранду, где сидела вся семья, чтобы узнать, как яйцо вдруг оказалось в гараже. Ребята признались, что это они пытались вырастить цыплёнка без курицы. Отец рассмеялся и сказал, что идею такую воплотить можно, но для этого надо много знать и сделать. Например, нужно знать, при какой температуре внутри яйца начнёт развиваться цыплёнок; нужно соорудить специальное место наподобие инкубатора и т.п. ''Не учась и лаптя не сплетёшь!'' – подытожил отец и пошёл обратно в гараж. А ребята сидели на скамейке и задумались о том, что даже те планы, которые кажутся простыми, бывает непросто претворить в жизнь, если не обладать знаниями.

Пословица 5: Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Объяснение: Приобретение знаний требует от человека определённых жертв. Одна из них – сон. У человека, постоянно ищущего новую и интересную информацию, неустанно читающего книги и смотрящего образовательные фильмы, времени на сон остаётся меньше.

Рассказ: Бабушка любила повторять своим маленьким внукам – Льву и Васе – что тот, кто хочет много знать, должен очень мало спать. Лев воспринимал наставления бабушки всерьёз и старался как можно больше читать, изучать географические карты, словари, смотреть научно-популярные передачи о космосе, океанах и т.д. А Вася в основном предавался развлечениям – играл во дворе в футбол, гонял соседских котов, играх в компьютерные игры.

Но вот ребята пошли в первый класс. Когда Лев открыл выданные в библиотеке учебники, он с радостью обнаружил, что уже знает и понимает многое из того, что изложено в учебниках. Своей радостью он поспешил поделиться с братом Васей, но совсем не встретил отклика с его стороны: для Васи материал учебника был тайной за семью печатями, и это его очень пугало.

Предварительный просмотр:

Пословицы, поговорки, сказки, свидетельствующие о накоплении знаний о воспитании детей.

Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок .

Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.

Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы и поговорки – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.

Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий:

- поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;

- поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению,

- наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

Читайте также: