Проект мудрость в пословицах

Обновлено: 07.11.2024

Презентация на тему: "Мудрость пословиц и поговорок" - 4 класс.

ВложениеРазмер
mudrost_poslovits_i_pogovorok_4_klass.pptx 2.11 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мудрость пословиц и поговорок Резникова Елена Владимировна, воспитатель группы продлённого дня ГБОУ № 339 г. Санкт-Петербург.

Цель : рассказать о ценности пословиц и поговорок; способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся. Задачи : 1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников. 2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;; 3. Прививать интерес к устному народному творчеству.; 4.Речевое развитие и обогащение словаря учащихся.

Великие писатели о пословицах: « Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений » Л.Н.ТОЛСТОЙ «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами » Н.В. ГОГОЛЬ « Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов » А.Н. ТОЛСТОЙ

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Чем же отличаются пословицы от поговорок ? Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения.

Отгадайте, где пословица, а где поговорка? Человек без Родины – что соловей без песни. Пословица Как сыр в масле катается. (Поговорка) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица) Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица) Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган. Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки. Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась .

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. Тише едешь, дальше будешь. Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Игра «Путаница » 1 команда Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н. . 2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О Поспешишь – людей насмешишь. Кончил дело – гуляй смело! 2 команда 1. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В. 2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О. У страха глаза велики. Кончил дело – гуляй смело!

Игра «Потерянные слова» • Ученье свет, а….. • Волков бояться ….. • По одёжке встречают , а… • Как аукнется … • В гостях хорошо, а …. • Слово - серебро, а ….. неученье – тьма в лес не ходить по уму провожают так и откликнется дома лучше молчание – золото

В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? Делать из мухи слона. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? За словом в карман не полезет. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? Кто рано встаёт тому Бог подаёт. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? Положить зубы на полку.

Игра «Пословицы в рисунках»

Игра «Выбери пословицу» Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали. - Век живи, век учись; - Ученья корень горек, да плод сладок; -Ученье свет, да неученье – тьма. Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском. - Волков бояться – в лес не ходить; - Дело мастера боится; - Чем дальше в лес, тем больше дров.

Игра « Знаток» • Если своя, то не тянет. ноша • Приходит во время еды аппетит • Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку • Дорога к обеду. ложка • По нему провожают. ум • Города берёт. смелость

Список литературы Лупоядова Л. Ю., Якимович И. Г. «Копилка классного руководителя» Брянск: Курсив, 2004. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка» , М. АЗЪ, 1995. Гридина В. Т., Завязкин О. В. «Читай, рассуждай, отгадывай», М.; БАО-ПРЕСС, 2005. «Группа продлённого дня: 3-4 классы/Авт. -сост. Л. И. Гайдина , А. В. Кочергина. М.; ВАКО, 2008 Загребина Г. В. «Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

Предварительный просмотр:

«Народная мудрость в пословицах».

Цель : Приобщать детей к истокам русской культуры.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям, к русскому словотворчеству.

Образовательные: Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц. Формировать умение применять пословицы в разных жизненных ситуациях.

Развивающие: Развивать познавательную, речевую, творческую активность, мышление, расширять словарный запас.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая.

Материал: картинки, фломастеры, листы бумаги, жетоны.

Предварительная работа: чтение пословиц, подбор пословиц к жизненным ситуациям.

Работа с родителями: Чтение пословиц, объяснение простого и переносного смысла прочитанных пословиц.

Ход: Вступительная часть.

- Рассказать хочу вам детки,

Кто такие наши предки?

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это бабушка и дед,

Это прапрабабушка и прапрадед.

Благодаря памяти мысли переходят из одного поколения к другой сказки, песни, загадки, поговорки и пословицы. Своей краткостью. выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы. И они живут сегодня в разговоре, в книгах. Украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной.

Основная часть: Конкурс красноречия.

Две команды состязаются в красноречии с помощью пословиц. Первая команда говорит свою пословицу, а другая отвечает своей пословицей. Кто назовет последней, тот и побеждает. Победитель получает жетон. Готовы? Начали!

« Пословица, мы тебя знаем!»

Воспитатель называет начало пословицы, дети поочередно продолжают.

- Не спеши языком … спеши делом.

- Что посеешь, … то и пожнешь.

- С кем поведешься, … от того и наберешься.

- Сделал дело, … гуляй смело.

- Назвался груздем, … полезай в кузовок.

- готовь сани летом, …а телегу зимой.

- Сколько волка не корми, … а он все равно в лес смотрит.

- Худо тому, … кто добра не делает никому.

- Кто вчера солгал, … тому завтра не поверят.

- Добрый плачет от радости, … злой от зависти.

- Легко воровать, … да тяжело отвечать.

- Птице крылья, … а человеку разум.

- Не верь речам, … что меду слишком.

«Расскажи пословицу руками».

- Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу жестами, без слов. В этом задании нужна сообразительность, смекалка. Дети по одному из каждой команды показывают пословицу, остальные отгадывают и называют ее.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

- Один за всех и все за одного.

- Не нужна птице золотая клетка, а нужна зеленая ветка.

- Подал ручку да поставил ножку.

Физминутка «Друг дружке».

В этой игре все нужно делать очень быстро. Внимательно слушать задание. Как только скажу фразу «друг другу коснись», вы должны найти себе пару и пожать ему руку. Дальше здороваться теми частями, которые буду называть (ухо, колено, пятки, рука, локоть, спина, плечо).

«Назови пословицу по предметам».

- Ребята, вы так нас порадовали вашими знаниями. Так хорошо вы знаете пословицы! Давайте теперь попробуем называть пословицы по предметам. Будьте внимательны.

- Книга – С книгой поведешься, ума наберешься.

- Яблоко – Яблоко от яблони далеко не падает.

- Хлеб – Без хлеба стол доска.

- Камень – Под лежачий камень вода не течет.

- Друг – Нет друга ищи, а найдешь береги.

- Семь – Семеро одного не ждут.

Дети одной команды называют предмет, а другая команда отвечает. Победители получают жетон.

Художественно-эстетическая деятельность «Нарисуй пословицу».

Каждая команда рисует пословицу. Получают команды жетон по количеству пословиц, использованных в задании.

Пословицы – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные они запоминаются на всю жизнь. Помогают стать лучше, учат ценить время, дружбу, мир, труд, любовь. И очень точно дают оценку поступкам нашим.

- Рождает зверь зверя, птица птицу. От доброго добро, от злого зло родиться.

- Даже слишком хитроумная лисица попадет в ловушку – дохитрится.

И так мы подводим итоги нашей игры. Все победители и получают «сюрприз», подготовленный родителями.

Следующая пословица

С самого раннего детства мы знакомимся с устным народным творчеством. Мамы, бабушки и др. читают нам сказки, поют колыбельные, рассказывают былины об отважных богатырях. Однако особое место в нашей жизни занимают пословицы. И взрослые, и дети часто используют их в своей речи. Мы приводим их, чтобы выразить какую-то важную мысль, научить кого-то правилам поведения в какой-то ситуации. Почему пословицы так прочно вошли в нашу жизнь? С чем это связано?

Объект исследования: русские пословицы как мудрость русского народа.

Предмет исследования: поучительный характер русских пословиц.

Цель: доказать, что пословицы имеют поучительный характер.

1. изучить литературу по разрабатываемой теме;

2. изучить историю происхождения русских пословиц;

3. систематизировать пословицы по тематике;

Гипотеза: русские народные пословицы имеют поучительный смысл; они могут использоваться в разных сферах жизни, а также разнообразны по тематике; пословицы делают речь более богатой.

Методы исследования:

- Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ изученной литературы, посвященной пословицам.

Практическая значимость проекта

Данный проект позволит расширить знания о русских пословицах и научит применять их повседневной жизни. Также знание пословиц позволяет лучше понимать речь художественных текстов, в которых используется этот жанр устного народного творчества.

Прогнозируемые результаты:

знать : историю происхождения пословиц; тематическую классификацию; особенности употребления их в речи.

уметь: понимать значение пословиц; использовать их в речи; находить пословицы в художественных текстах.

Этапы работы над проектом

1) Подбор и сравнительный анализ информационных источников по следующим основным направлениям:

a. Происхождение пословиц

b. Тематические группы пословиц

c. Использование пословиц в речи

d. Диагностика о знаниях пословиц подростков

2) Структурирование информации и подготовка ее к презентации (возможно в виде сайта

2. Основная часть

2.1. Устное народное творчество — мудрость народа

Устное народное творчество имеет важное значение в жизни русского народа. Также устное народное творчество называют фольклором. Это более международный термин, но, если знать, как произошло это слово, можно понять, что оно тоже отражает суть устного народного творчества: folk - «народ», lore - «мудрость» - народная мудрость.

Устное народное творчество своими корнями уходит в далекое прошлое. Оно появилось в тот момент, когда люди начали познавать окружающий мир, делать выводы о происходящем вокруг. Отражалось всё это в соединении языка, музыки и движений (танцы). Также познание мира отражалось в изобразительном искусстве. Люди украшали свой дом, посуду и другие предметы домашнего обихода.

Устное народное творчество имеет несколько особенностей, которые спрятаны в самом понятии. Почему же оно устное? Фольклор появился в тот момент, когда русский язык еще не имел письменной формы. Всё придуманное передавалось из уст в уста. Именно поэтому запоминали и передавали друг другу только самое важное и ценное. Почему же это творчество называется народным? Потому что мы не можем назвать автора того или иного произведения устного народного творчества. Оно придумывалось, изменялось не одним человеком и в течение очень долгого времени. Многие люди оставляли в произведениях частичку своей мудрости.

Фольклор имеет различные жанры. Многие из них известны нам еще с детства. Это сказки, русские народные песни, загадки, былины, пословицы и поговорки. Но следует сказать, что все эти произведения придумывались не для детей, в них отражалась мудрость народа.

2.2. Происхождение пословиц

В словарях дается такое определение пословиц: « Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт ».

Как уже говорилось выше, пословицы, как и другие жанры устного народного творчества, появились на основе наблюдений наших предков за окружающим миром. Они наблюдали, делали какие-то выводы, передавали их своим потомкам.

Пословицы есть у многих народов. Именно в них отражается национальные особенности того или иного народа, их ценности, особенности отношения к жизни.

Конечно, не было такого, чтобы какая-то пословица была придумана одним человеком за один день и сразу же стала известной всему русскому народу.

Интересно следующее: пословицы в древности имели другое название - притчи. Они выглядели немного иначе. Это были какие-то очень короткие произведения, напоминающие рассказ или сказку. Постепенно эти повествования передавались из уст в уста, они сокращались и оставалось из них только самое важное. Это были своеобразное обобщение рассказанной поучительной истории.

Иногда из этих «рассказов» людям запоминались отдельные самые удачные фразы, которые тоже вырывались из контекста и начинали повторяться людьми. А сами истории просто забывались.

Конечно, пословицы возникали на протяжении всего существования русского народа. Какие-то из них являются более старыми, какие-то - менее старыми. Сейчас, конечно, уже и нельзя выяснить, когда конкретно произошла та или иная пословица.

2.3. Отличие пословиц от поговорок

Часто в нашей речи мы используем термин «пословица» с термином «поговорка». И, к сожалению, многие считают, что это одно и то же. Однако это совсем не так. Рассмотрим, чем же отличаются и чем похожи пословицы и поговорка.

Как и любой жанр устного народного творчества, пословицы и поговорки заключают в себе народную мудрость. Они отражают какую-то сторону жизни русского народа.

Однако есть и важные различия. Пословица представляет собой краткое изречение. По сути, это законченное предложение, которое нас чем-то учит. Они могут давать нам совет, предупреждать о чем-то, высмеивать какие-то недостатки людей, чтобы мы сами избавлялись от этих недостатков. Очень часто пословицы состоят из двух частей. Например, какая-то исходная ситуация и выход из нее. Например, можно привести в пример, наверное, одну из самых известных русских пословиц: Любишь кататься - люби и саночки возить.

Поговорке дают следующее определение: «образное выражение какого-либо явления жизни». Поговорка не представляет собой законченную мысль. Это как будто несколько слов, которые мы должны при необходимости вставить в предложение. Поговорка никого ничему не учит, ничего не обобщает, она только намекает. Например, толочь воду в ступе (обозначает «заниматься чем-либо явно бессмысленным, бесполезным»).

По поводу этого отличия у русского языка есть специальная пословица: Поговорка - цветок, пословица - ягодка.

Ученые замечают интересный факт: поговорка может быть частью какой-то пословицы. Например, на поговорка, о которой сказано выше является частью пословицы Воду в ступе толочь - вода и будет. Эта пословица имеет то же значение, что названная поговорка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не совсем правильно использовать эти термины вместо друг друга.

2.4. Ценности и черты характера русского народа, отраженные в пословицах

Внимательно изучив пословицы (да и просто прочитав) большое количество пословиц любого народа, можно получить представление о том, что больше всего ценит этот народ, что его интересует, как он поступает в той или иной ситуации. Некоторые говорят, что эти ценности устарели, но почему же все мы, даже не занимаясь специально изучением устного народного творчества, так часто используем эти пословицы в речи. А если и не используем, то знаем их. Например, мне кажется, не найдется ни одного русского человека, который не знает пословицу Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Так какие же ценности отражались в пословицах русского народа?

а) Единение, важность коллектива.

Ученые считают, что одной из самых ценностей русского народа является единение. Для нас важно быть в коллективе, важно иметь семью, друзей. Не зря же в мире ходит столько легенд про русское братство, про силу русского народа. Ведь в трудные моменты нашей истории именно русский народ, только объединившись, мог преодолеть любые трудности. Наши предки понимали, что одинокому человеку непросто жить. Ему никто не поможет, ему не с кем будет поделиться своим горем и своей радостью. Например, есть такая пословица: Одному и у каши не споро. Эта пословица имеет следующее значение: «В одиночестве никакое дело не удастся».

В русском фольклоре часто встречается слово «мир». Оно тогда обозначало не совсем то, что сейчас. Тогда миром называли не только отсутствие войны, но и коллектив. Наверное, многие слышали пословицу На миру и смерть красна. Она обозначает, что не страшно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, вместе с другими. Можно привести еще и другие пословицы, которые заключают подобную мудрость:

Хорошая нива только у коллектива.

Согласного стада и волк не берет.

Ты, гроза, грозись, а мы — друг за друга держись!

Объединение — богатырь.

В коллективе большая сила.

Без коллектива и жизнь несчастлива.

б) Трудолюбие.

Есть много шуток о русской лени, однако именно трудолюбие особенно ценили наши народ. Лень всячески порицалась. В пословицах и других жанрах устного народного творчества говорится о том, что только благодаря упорному труду можно добиться чего-то. И, действительно, мы знаем, что русский народ многого добился. Это касается и науки, и искусства. Всё только благодаря талантам русского человека и упорному труду. Вспомним пословицу Терпение и труд всё перетрут. С детства нас приучают к тому, что нужно прилагать много усилий для того, чтобы получить желаемое. Назовем другие пословицы, посвященные этой народной мудрости:

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Доброта является одним их тех качеств, которые особо ценились русским народом. С самого детства родители учили детей тому, что необходимо быть добрым, помогать окружающим людям. Именно с добрыми людьми проще общаться, у доброго человека будет много друзей. Даже судьба благоволит тем, кто по-доброму относится к людям. Зло никогда не приветствовалось. Злых людей обходили стороной. Этим качествам, например, посвящены следующие пословицы:

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца .

Добрый человек в добре проживёт век.

Добрый человек добру и учит.

Доброму гостю хозяин рад.

За недобрым пойдёшь – на беду набредёшь.

Злому человеку не прибавит бог веку.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

г) Сила воли, мужество, смелость.

О русской доблести веками складывались легенды. Русский народ благодаря своему мужеству, смелости мог одолеть любого врага. Сила воли, мужество всячески поощрялись, а трусость, слабохарактерность порицались:

У храбрых есть только бессмертие, смерти у храбрых нет.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

От смелого и смерть бежит.

Смелого пуля боится.

Смелость города берет.

Где смелость, там и победа.

Трус и тени своей боится.

Кто дрожит — тот и бежит.

д) щедрость, гостеприимство

Наша страна славится гостеприимством и широтой души. Все иностранцы знают про русские хлеб-соль. Гостей русские люди всегда встречали с распростертыми объятьями. Не зря мы вспомнили про хлеб-соль. Самых дорогих гостей было принято встречать именно этими продуктами. Хлеб очень ценился и ценится нами. Соль раньше стоила очень дорого. Бывало, что сами хозяева не ели ее, но угощали дорого гостя. Именно поэтому хлеб-соль - это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра и благополучия.

За пустой стол гостей не сажают.

Гость доволен - хозяин рад.

Добрый гость всегда в пору.

Гостю щей не жалей, а погуще влей.

Хоть не богат, а гостям рад.

Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.

е) религиозность

Также важной чертой русского народа является его религиозность. Конечно, пословицы, посвященные религии, возникли уже после Крещения Руси. Люди верили, что Бог помогает людям во всем. От того, насколько праведной жизнью живет человек, зависит, насколько благосклонным будет Богу к нему. Он помогает всем верующим.

Бог - что захочет, человек - что сможет.

Богу молись, а добра ума держись.

Бог терпел и нам велел.

Бог правду видит, да нескоро скажет.

Надежда на Бога и в болезни подмога.

Где страх, там и Бог.

2.5. Изучение пословиц. Сборники пословиц

Как мы уже говорили ранее, пословицы живут в нашем языке уже не один век. И даже не одно тысячелетие. Они отражают самые разнообразные стороны речи.

Однако следует сказать, что изучать пословицы стали лишь XVI веке (конечно, может быть, и раньше, но ученые не находят других письменных доказательств). Ученые говорят, что первые сборники пословиц были созданы в XVII-XVIII веках. Авторов этих собраний определить нельзя. Да и назвать эти записи полноценными сборниками тоже нельзя.

А со второй половины XVIII века начинается целенаправленное, серьезное изучение пословиц. Один за одни выходят сборники, в которых содержатся пословицы. Их составителями были И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев.

Действительно серьезно к изучению пословиц как источника народной мудрости первым подошел всем известный ученый М.В. Ломоносов.

Однако неоценимый вклад этой области принадлежит Владимиру Ивановичу Далю. Его труд даже сейчас не знает аналогов.

Он всю свою жизнь посвятил изучению русского языка и устного народного творчестве (а именно - изучению и собираю русских пословиц и поговорок). Современники говорят, что Владимир Иванович Даль всегда и везде носил с собой блокнот, в который записывал слова и пословицы и поговорки. Однажды его даже уволили за это, так как посчитали это очень подозрительным: человек ходит и постоянно что-то за всеми записывает.

Владимир Иванович Даль считал, что за пословицами нужно идти в народ. Он записывал слова и выражения крестьян, солдат и других простых людей.

В 1832 году была выпущена книга В.И. Даля - «Пословицы русского народа». В сборнике содержалось 30000 пословиц и поговорок. Исследователь разделил их по темам. Именно из этого сборника мы приводили примеры для предыдущих глав.

Кроме этой книги, Владимир Иванович Даль выпустил замечательный труд - «Толковый словарь живого великорусского языка». Он состоял из четырех томов и вышел в 1964 году. Несмотря на то, что это словарь, в него вошло огромное количество пословиц и поговорок.

Конечно, после В.И. Даля было много попыток в создании словарей пословиц, однако они, без сомнения, опирались на работы В.И. Даля.

2.6. Значение пословиц в жизни современного человека

Учеными доказано, что языки (в том числе и русский язык) со временем изменяются. Конечно, для изменения должно пройти много времени, но какие-то изменения можем заметить и мы. Например, каждый год в русском языке появляются всё новые и новые слова. Логично, что какие-то слова будут уходить в прошлое.

А что же происходит с пословицами? Есть ли им место в современном русском языке. Ведь они созданы так давно. Может, они не являются сейчас такими актуальными, как были раньше.

Исследователи говорят о том, что пословицы до сих пор присутствуют в нашей речи. Мы в ними встречаемся не только на уроках русского языка и литературы.

Пословицы и поговорки используют люди разного возраста, разного социального статуса.

Пословицы способны обогатить нашу речь, украсить ее. О людях, которые используют их в речи сразу складывается определенное мнение: это грамотные и образованные люди. Некоторые считают, использовать пословицы в речи старомодно, Но это совсем не так.

Практически к любой жизненной ситуации можно подобрать подходящую пословицу. Многие из них имеют шутливый характер, ведь юмор - одна из важнейших качеств русского человека.

Сейчас можно заметить интересный факт: в древних пословицах заменяются слова, и эти пословицы получают вторую жизнь. Часто полученные фразы имеют юмористическую направленность. Например:

Одна голова - хорошо, а две - не красиво.

Ученье - свет, а неученых - тьма.

Не волосы красят женщину, а женщина - волосы.

2.7. Пословицы в речи подростков

В процессе работы над данной темой исследования я решил выяснить, насколько знают пословицы мои сверстники. Я опросил 10 человек из моей школы (учащиеся 5-6 классов). Я предложил им выполнить задания, связанные с пословицами (см. Приложение 1).

Первое задание заключалось в объяснении известных русских пословиц. Все участники анкетирования успешно справились с заданием. Только две пословицы у половицы анкетируемых вызвали затруднения: Жить прожить - не поле перейти и Дорога ложка к обеду.

Выполняя второе задание, участники анкетирования должны были продолжить известные пословицы. Сложности возникли только с тремя пословицами: Тише едешь - дальше будешь (продолжить ее не смоли трое анкетируемых); Кашу маслом не испортишь (5 человек не смогли продолжить), Всяк кулик свое болото хвалит (6 человек не смогли продолжить).

Таким образом, на основе проведенного анкетирования можно сделать следующий вывод: современные школьники хорошо знают значения русских народных пословиц.

3. Заключение

В данной работе мы постарались объяснить, почему русские пословицы являются проявлением мудрости русского народа.

Этот жанр устного народного творчества создавался веками русским народом. Пословицы из глубокой древности дошли до нашего времени. Этот факт означает следующее: лишь самое важное способно сохраняться народом в течение такого долгого времени.

Пословицы отражают важнейшие для русского народа черты характера: смелость, доброту, мужество, гостеприимство, единство, трудолюбие, религиозность и многие другие.

Несмотря на то, что пословицы были созданы очень давно, они используются в речи современных людей, украшая их речи.

Подведем итоги:

Русские пословицы - мудрость народа.

В пословицах отражены ценности русского народа.

Пословицы украшают нашу речь.

4. Информационные источники

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М.: Детская литература, 1988. - 175с.

2. Баскова Н.А. Народная мудрость гласит… - Челябинск: Издательство «Абрис». Челябинск, 2011 год. - 256с.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Эксмо, 2003. - 560с.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. -М: «Просвещение», 1978 . - 124с.

5. Новикова А.М. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1978. - 440с.

Следующая пословица

Обращение к народной мудрости в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров иностранными мультфильмами и кинофильмами приводит к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов. В результате дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. После чего и к духовной нищете. Народное творчество учит нас всему: доброте, бескорыстию. Народные сказки научат ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародят стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Знакомство детей со сказками позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, пополнение и активизации словаря детей, развитие дикции, речевого дыхания, правильной артикуляции, улучшается речевая память, учит умению строить диалог, развивает внимание, восприятие, воображение. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, честности, мудрости, видеть добро и зло… Живой дух сказки очень важен. Народное творчество помогает реализовать главную задачу: воспитание человеческого в человеке.

ВложениеРазмер
narodnaya_mudrost_v_poslovitsah.doc 30 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мероприятие "В стране пословиц и поговорок"

Мероприятие помогает расширить кругозор обучающихся в русском языке, развивает речь, мышление. воспитывает любовь к слову.

конспект внеклассного мероприятия по риторике "Путешествие в город Пословиц и поговорок"

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Путешествие в город Пословиц и поговорок" включает в себя работу с пословицами, игровые упражнения и др.


Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам.


Внеклассное мероприятие "Конкурс пословиц и поговорок"

В конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся 1-4 классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги.


Механизмы внедрения в речь детей пословиц и поговорок с временным содержанием у детей с ОНР III уровня

Механизмы внедрения в речь детей пословиц и поговорок с временным содержанием у детей с ОНР III уровня.


Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен.

Читайте также: