Пословицы и поговорки в моей речи
Обновлено: 24.12.2024
Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Багаева А. М.
Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
- Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).
- Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.
Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка. (высказывание педагогов).
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».
Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат «уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о «Родине», о «Труде»,о «Временах года» ,о «Смелости» ,о «Правде и лжи», о «Дружбе», о «Семье», о «Матери» и т. д.
Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.
Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.
* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка
*Внимательно прочитать с детьми пословицу
* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.
*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести
* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.
Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.
- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)
- Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)
-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)
-Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)
Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»
Хорошая книга- лучший Друг
Кто много читает –тот много Знает
С книгой жить –век не Тужить
Книга твой друг- без нее как без Рук
Книга подобна воде - дорогу пробьет Везде
Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»
Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:
1. Не ищи красоты, ищи доброты.
Мир не без добрых людей.
Доброму бог помогает.
1. Злого любить – себя губить.
Злой человек —как уголь: если не жжёт, то чернит.
1. Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?
Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой
Все во что мы здесь играли
Забираем мы с собой
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.
Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.
Следующая пословица
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».
Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь», «ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».
Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
Следующая пословица
На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:
- Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?
- Какая пословица вам больше нравится и почему?
- Объясните смысл этого выражения…
- Придумайте рассказ по пословице.
- Узнайте пословицу по её началу…
- Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.
Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.
Актуальность. С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " Мал золотник, да дорог", " Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: " Роль пословицы и поговорки в нашей речи".
Объект исследования: роль пословицы и поговорки в нашей речи (на примере диагностики обучающихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка)
Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Гипотеза исследования:
1. Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.
2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.
Цель исследования: определить роль пословиц и поговорок в нашей речи и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику родителей, учителей, учащихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 С.Обшаровка
3. Составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.
Методы исследования: обобщение материала, его систематизация, анкетирование.
Мы, ученик 5 класса, провели исследование по теме «Мал золотник, да дорог», о роли пословиц и поговорок в нашей речи. Работа стала познавательной и увлекательной для нас и наших одноклассников. Был подобран интересный материал о пословицах и поговорках, их происхождении и значении.
Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная речь. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они перелетают из века в век, от поколения к поколению, превращаясь в крылатую мудрость.
Замечательный собиратель русских пословиц и поговорок В.И.Даль сказал о них, что это «свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда; «Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца, и того в пословицах нет.
Кто её сочинил – неведомо никому, но все ее знают и ей покоряются».
Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах и поговорках.
Что такое пословица и поговорка? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.
Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы и поговорки в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы и поговорки употребляются чаще? Нужны ли пословицы и поговорки в нашей жизни?
Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Основная часть.
Раздел 1. Из истории пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI - XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII - XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике (1,5-6).
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.
Раздел 2. Что же такое пословица и что такое поговорка? В чем их отличие?
Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми», а «Поговорка – меткое речение, образное, иносказательное выражение, способное в разговоре точно, ярко охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений»(4,871,889)
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного смысла.
Итак, краткость и емкость пословиц и поговорок, их своеобразие, широта охвата многих явлений жизни, глубина и точность мысли - это и есть явление устного народного творчества.
Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками, и не зря он говорил: «Поговорка, как цветок, украшает речь; пословица – созревшая речь – как ягодка» (1,11). Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, например: «вера - грех», «счастье - удача», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.
Существует немало пословиц о самих пословицах:
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,
«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится»(2,105)
Как видим, народ высоко ценит пословицы. Ведь они дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях, они отражают различные стороны нашей жизни:
они и о любви к Родине –
Человек без Родины, что соловей без песни;
Кто смел, тот и съел;
Землю солнце красит, а человека труд;
Без труда не вынешь рыбку из пруда;
Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Доброе дело и в воде не тонет;
они и о природе, и о человеке, его характере, поступках, поведении. Пословицы и поговорки воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле; они никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.
Раздел 3. Пословица и поговорка как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа.
Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места. Пословицы приметны своим складом и ладом.
Например: «Хороша пословица в лад да в масть». « В лад» - это значит меткость, верность высказанной мысли, а «в масть» - значит складно, в соответствии с законами красоты».
Пословица всегда была предложением, поговорка же – частью предложения. «Сидит как на иголках», «Надулся как индюк», « Как сыр в масле катается» - поговорки, которые помогают выразить эмоциональное состояние, недовольство или же сказать о сытной, довольной жизни человека.
Иногда мы говорим : «И нашим и вашим», «Чудеса в решете», «Шито-крыто» - и это поговорки. Однако эти же словосочетания легко превращаются в пословицы: « И нашим и вашим за копейку спляшем», «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда», «Шито-крыто, а узелок-то тут».
О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда суждение, определенный вывод, обобщение. Поговорка же не претендует на это. Её назначение - яркая, образная характеристика того или иного предмета или явления действительности, она украшает речь.
Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Они осуждают и поощряют, учат и предостерегают. Например: «Береги честь с молоду» - учит, «Легко чужими руками жар загребать» - осуждает, «Была печаль – будет и радость» - утешает, «Мели, Емеля, твоя неделя!» - смеется. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Раздел 4. Источники пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки - это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами и поговорками нужно идти в народ.
Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».
Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля дура - штык молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»
Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов . Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг . Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял».
Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами.
Из басен И. А. Крылова:
«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».
А.С.Пушкин указал еще на один источник пословиц и поговорок – иностранный. «Бодливой корове бог рог не дает» - латинская пословица. Немало их пришло к нам из античности. Например, «Одна ласточка не делает весны» - из басни Эзопа; «Привычка – вторая натура» - из трудов Аристотеля.
Конечно, перенималось, запоминалось и употреблялось то, что было близким по духу. Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня. Это – вечные жанры устного народного творчества.
Раздел 5. Пословицы и поговорки в современной речи.
Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.
Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?
Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.
Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.
Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?
Учащимся нашего класса была предложена анкета с вопросами:
Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?
Употребляют ли пословицы и поговорки ваши родители, учителя, одноклассники?
Какие пословицы вы слышите чаще других от родителей, одноклассников, учителей? (Приложение 1)
Наблюдая за речью своих знакомых и близких людей ( Приложение 2), мы получили данные результаты, которые были нами обработаны:
1.Что такое пословица и поговорки, знают почти все опрошенные (Приложение 3.Диаграмма 1)
2. 100% взрослых и 80% одноклассников ответили, что употребляют пословицы в своей речи, а с поговорками справились не все (Диаграмма 2)
3.Пословицы в речи взрослых (Диаграмма 3)
Как оказалось, в речи пап, мам, бабушек и дедушек чаще всего звучат пословицы о труде:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».
Пословицы в речи одноклассников.
Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:
- об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;
- для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела».
Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?
Наблюдения показали, что наши учителя знают множество пословиц и поговорок, касающихся учения и не только. Часто используемые:
«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,
«Ученье – свет, а не ученье – тьма», « Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».
Почти все учителя произносят народную мудрость: « Повторенье – мать ученья». И эта пословица оказалась на первом месте.
Мы увидели, что родители, учителя, знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как не все могли дать точное определение: что такое пословица и поговорка. Над этим стоит работать, посещать библиотеки, чаще общаться. А в целом, опрос получился очень увлекательным.
Далее нам предстоит составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.
Таким образом, изучив данную тему и проведя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам , что пословица — это законченное предложение, а поговорка — короткое предложение, содержащее народную мудрость; пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Они украшают нашу речь, помогают выражать мысль чётко, ёмко, коротко. «Мал золотник, да дорог!» - эта пословица вынесена в название. И это не случайно. Сколько смысла! Пословицы и поговорки - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся. В ходе работы над исследовательским проектом мы пришёл к выводу , что пословицы и поговорки нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи.
Список используемых источников и литературы.
1. В.И.Даль «Пословицы русского народа» Сборник В.Даля в двух частях, М., «Художественная литература», 1989.
2.Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., «Просвещение», 1990.
3. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007
4. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»
5. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Я.Коровина)
Следующая пословица
Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) .
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А помогут нам отгадать эту страну высказывания- помощники:
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
У страха глаза велики!
- Как вы думаете, как называется это высказывание? ( Поговорка)
Летит птица –
Не крылата, не перната,
Носик долгий,
Голос тонкий.
Кто её убьёт,
Тот человеческую кровь прольёт.
- Как вы думаете, а это что за текст? (Это загадка.)
- Кто знает отгадку? (Это комар.)
- Как вы догадались? ( ответы детей)
- Ребята, как вы думаете в какую страну мы совершим сегодня путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
III Работа по теме урока.
Предлагаю нам всем вместе отправится в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок!
Наша первая остановка «Остров загадок».
- Как вы понимаете, что такое загадка?(Ответы детей).
*Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.*
- А вы любите разгадывать загадки? …тогда потренируемся немного в их отгадывании. Перед вами карточки с загадками…читаем и отгадываем их.
Учащимся предлагаются для работы карточки с загадками.
Необходимо правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие, ядрёные.(Горох.)
Их нетрудно сосчитать:
Комнат пять, и братьев пять.
Братья эти, непременно,
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Ах, какая красота-
В небе разные цвета!
На цветную на дугу
Целый день смотреть могу. ( Радуга )
Наша вторая остановка «Танцевальная».
(музыкальная физминутка)
песенка про карусели
VI. Продолжение работы по теме урока.
-Наша третья остановка «Город пословиц».
- Ребята, как вы думаете, над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)
(Учитель) Ответы на все случаи жизни есть
у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя,
радость ли – на всякие переживания даст разумный
совет, наставление, утешение или развеселит пословица.
Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки.
Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён.
Русские пословицы – крылатая мудрость
народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это
своеобразный учебник жизни, так как они помогают
оценить свои поступки и действия других людей».
- Как вы думаете, почему здесь написано,
что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что
значит слово «цветок»? –
(У растений появляются красивые цветы.)
- Значит поговорка - это что-то красивое?
- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку, какой из
него вырастет плод? (Нет.)
Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но
ещё не совсем завершённая мысль.
- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит
слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды )
Микро-вывод : - А раз ягода – это плод, а плоды мы с
вами употребляем в пищу, это не просто красиво и
вкусно, это ещё и полезно.
Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.
Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу
Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
VII. Закрепление изученного.
Работа по карточкам
Перед вами карточки с пословицами, но они там все перемешались… попробуйте собрать пословицу правильно из частей
Собери пословицу (в парах).
Труд человека кормит , а лень портит.
Не спеши языком, торопись делом.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С кем поведёшься от того и наберёшься.
Глаза боятся, а руки делают.
Пословицы и поговорки имеют много тематик, например, о дружбе, о труде, об учении, о Родине
- Перед вами карточки с пословицами и поговорками, давайте прочтем их и подумаем, на какие темы мы можем разделить их.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба - великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Ученье свет, а не ученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).
- Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
VIII.Рефлексия:
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
IX.Подведение итогов урока.
- Вот подходит к концу наш урок.
Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
- Что такое пословицы и поговорки?
- О чём бывают пословицы и поговорки?
- Чему учат нас эти мудрые изречения?
- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
XI. Домашнее задание: Придумать свои загадки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: