Пословицы и поговорки тамбовского края
Обновлено: 07.11.2024
В коллекции пословиц и присказок публичного соединенья исследователей региональной истории и культуры Тамбовского центра краеведения при Тамбовском региональном отделении Русской академии природных наук (ТЦК при ТРО РАЕН) насчитывается более 600 пословиц и присказок, собранных в Тамбовской области. Они записаны со слов обитателей края студентами, аспирантами и учителями тамбовских вузов.
Известно, что уровень развития сообщества описывают вещественные и духовный ценности, сделанные людьми. Люд, осмысливая действия в государстве и сообществе, прослеживая закономерности истории и культуры страны, копил опыт, отображая его в устном народном творчестве, в частности, в пословицах и пословицах. Проблемы, затронутые в них, дотрагиваются всех без исключения сфер деятельности человека. Народное творчество отражает различного рода конфликты, соц неравенство и принадлежность к различным классам общества, трудности ведения хозяйства и почти все другое. В поговорках и пословицах как в зеркале видны духовная жизнь, настроения и нравственное состояние народа.
Нами проанализировано 86 пословиц и поговорок из архива ТЦК при ТРО РАЕН, записанных со слов информантов студентами Тамбовского муниципального института им. Г. Р. Державина в 1998 г. в населённых пт Тамбовской области в ходе постановки фольклорного практикума по курсу Историческое краеведение (учитель профессор Г. П. Пирожков) и исполненья студентами его заданий.
Эти пословицы и поговорки классифицированы по последующим темам: 1. Добро и злобно (7%). 2. Трудолюбие и лень (12%). 3. Богатство и бедность (9%). 4. Сельская жизнь (14%). 5. Разум и тупость (15%). 6. Бытовые проблемы человека жизненные ситуации (12%). 7. Моральные качества человека недочеты (31%).
Главная идея фольклорного материала первой темы как главно совершать добрые дела не с целью выгоды, а бесплатно. И тем самым быть образцом для людей, которым присуще невежество, корысть, злоба. Пословицы и присказки принуждают задуматься и вызывают стремление поменять свой внутренний мир к лучшему. Читаем: Жизнь дана на благие дела, В согласном стаде волк не ужасен, Где лад здесь и клад, Злобная супруга злобнее злобна и др.
Пословицы и присказки 2-ой темы (оппозиция благо зло) раскрывают смысл занятий человека: речь о работе, её значимости в жизни. В их говорится и о лени как изъяне. Пословицы и присказки ориентир на труд, они осмеивают все проявления бездельничания. Приведём образцы: Работа до поту и пища в охоту, С курами лёг, а с петушками встал, От слов до дела целая миля, Дело мастера побаивается, Тяп-ляп да и клеточка, Вино работе не товарищ, Поздняя птичка глазки протирает, а ранешняя носик прочищает, Семь раз примерь, один раз отрежь, Встать раньше шагнёшь далее и др.
3-я выборка пословиц и поговорок рассматривает животрепещущую проблему нашего сообщества богатство и бедность. Пословицы и поговорки не дают точного изъяснения, что для человека обязано быть на первом месте, поэтому их можно употребить необыкновенно в определенной актуальной ситуации. Этот вопрос становится довольно спорным: ведь жить в бедности совсем не значит быть нехорошим человеком, как и наоборот. Пословицы и присказки свидетельствуют: Обеспеченный быка женит, Старость не удовлетворенность, бедность не корысть, Барский двор ужаснее петли, Прадеды ели просто, да жили лет по 100, И честь не в честь, если нечего есть, У барского гумна и свинья разумна, Счастье не в кошельке, счастье в руках, Карман сух, и арбитр глух и др.
Пословицы и присказки по четвёртой теме говорят о жизни в селе. Изучая их, начинаешь разуметь правильную любовь людей к земле и хлебу. Фольклор призывает сберегать то место, где ты работаешь, ту землю, которая кормит. Пословицы и присказки этого ряда учат проявлять уважение к собственному коллективу, радиво выполнять свои повинности, что и приводит к успеху. В их можно рассмотреть мудрость обычного народа, которая является главной и неотъемлемой долею фермерской жизни. К примеру: Тот колхоз богат, в котором лад, Береги колхоз получишь хлеба воз, Сей овёс в грязюка будешь князь, На навозе и оглобля растёт, Земля заботу любит, Готовь летом сани, а зимой тележку, Хлеб на хлеб сеять ни молоть, ни веять, Рой вглубь пласта будет рожь густа, Овёс впереди ржи не косят, Ваш товар не семейный: передержишь не сбудешь и др.
Следующая пословица
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30» Давным-давно на землях наших… Быт и обычаи крестьян Тамбовской области (на основе обобщения опыта работы учителей 3-х классов Балабаевой Н.М.,Капровой Н.А.,Костиной И.А., Прохорской Е.Н. ) © Автор: Скопинова Л.В., учитель 3Б класса Педагогический проект Тамбов, 2017
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением , может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
Цели и задачи работы Цель проекта – воспитание любви к малой родине на основе формирования представлений о жизни крестьян Тамбовской области, их быте и культуре Задачи работы: 1) сформировать представления учащихся: о быте тамбовских крестьян: крестьянском доме, костюме, предметах утвари и их предназначении; о праздниках, традициях и обрядах крестьян Тамбовщины; об играх и забавах крестьян Тамбовской области; 2) сформировать понятие «связь времён»; 3) развивать у школьников исследовательские умения; 4) развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала; 5) способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Актуальность работы «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» (В.В. Путин) - стратегический ориентир современного воспитания Комплекс инновационных идей патриотического воспитания: работа в параллели; взаимодействие со средой; межвозрастное сотрудничество; историко-патриотическая ориентация.
Формы работы традиционные: устный журнал , классный час; исследовательские: подготовка проектов; дискуссионные: защита проекта, час разгаданных и неразгаданных загадок; национально-обрядовые: народные праздники , постановки, посиделки , народные забавы; коллективно-творческие дела: экскурсия в краеведческий музей; нестандартные: историческая толкучка.
этап – аналитический (октябрь - ноябрь 2016 года) анализ литературных источников, поиск материала о жизни тамбовских крестьян, их быте и культуре; систематизация дидактических материалов; выбор методов, приёмов и средств формирования представлений о жизни тамбовских крестьян, их быте и культуре; отбор технологий формирования представлений о жизни тамбовских крестьян, их быте и культуре; разработка комплексов интегрированных и нестандартных мероприятий; выбор тем для ученических проектов; диагностика исходного уровня представлений учащихся по теме проекта этап – практический (декабрь 2016 года – февраль 2017года) 1) реализация методик и технологий формирования представлений о жизни тамбовских крестьян, их быте и культуре; 2) реализация плана внеклассных мероприятий этап – обобщающий (март 2017 года) итоговая диагностика уровня представлений учащихся по теме проекта; анализ результатов реализации проекта и внесение необходимых коррективов; трансляция основных результатов педагогическому сообществу. Этапы реализации проекта
Технологии воспитания и обучения Организация взаимодействия Учитель + Ученик + Родители
Основные результаты работы 3 А класс – проект «Одежда крестьян Тамбовской области» Задачи: познакомить учащихся с историей народного костюма, декоративно-прикладным творчеством, культурой и традициями тамбовских крестьян; развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать интерес к декоративно-прикладному творчеству; воспитывать в детях эмоциональное отношение к культуре и традициям своего народа. Цель проекта: воспитание любви к малой родине на основе формирования представлений учащихся о быте, культуре, традициях и декоративно-прикладном творчестве тамбовских крестьян. Основные результаты: учащиеся познакомились с традиционным костюмом тамбовских крестьян - повседневным и праздничным; тканями, из которых изготавливались крестьянские костюмы, - домоткаными и фабричными; выяснили различия в одежде девушек и замужних женщин; узнали особенности верхней одежды, обуви;
Основные результаты работы 3 А класс – проект «Одежда крестьян Тамбовской области» Реализованная деятельность: 1) мини-исследования особенностей костюма (крой, орнамент, вышивка и др.); 2) мастер-класс по украшению девичьего сарафана красным кантом по подолу и кокетке; 3) выставка рисунков
Основные результаты работы 3 В класс – проект «Пословицы и поговорки Тамбовского края о добре, трудолюбии, уме» Задачи: познакомить учащихся с пословицами и поговорками Тамбовского края; развивать интеллектуальные, коммуникативные способности; формировать навыки исследовательской деятельности; формировать правильные ценностные ориентации на основе усвоения духовно-нравственного опыта предшествующих поколений; воспитывать эмоциональное отношение к культуре и традициям своего народа. Цель проекта: воспитание любви к малой родине на основе формирования представления о духовной культуре Тамбовского края Основные результаты: учащиеся познакомились пословицами и поговорками Тамбовского края о добре, трудолюбии, уме; научились включать их в речь в соответствии с коммуникативным замыслом; провели исследовательскую работу: осуществили сбор и классификацию пословиц по тематическим группам.
Результаты исследовательской деятельности учащихся 1. Собрано 86 пословиц и поговорок. 2. Осуществлена классификация пословиц и поговорок тематическим группам: добро и зло (7%). трудолюбие и лень (12%). богатство и бедность (9%). сельская жизнь (14%). ум и глупость (15%). бытовые проблемы человека – жизненные ситуации (12%). моральные качества человека – недостатки (31%). 3. Проанализировано содержание пословиц каждой тематической группы. Основные результаты работы 3 В класс – проект «Пословицы и поговорки Тамбовского края о добре, трудолюбии, уме»
Результаты исследовательской деятельности учащихся Основные результаты работы 3 В класс – проект «Пословицы и поговорки Тамбовского края о добре, трудолюбии, уме» Тематическая группа Духовно-нравственныеи моральные ценности Примеры пословиц и поговорок Добро и зло Важно совершать добрые дела не с целью выгоды, а безвозмездно, быть примером для людей, которым присуще невежество, корысть, злоба «Жизнь дана на добрые дела», «В согласном стаде волк не страшен», «Где лад – тут и клад» и др. Трудолюбие и лень Значение работы в жизни человека. Лень - недостаток. Пословицы и поговорки ориентируют на труд, высмеивают все проявления безделья. «Работа до поту и еда в охоту», «С курами лёг, а с петухами встал», «От слов до дела – целая верста» и др. Богатство и бедность Относительность понятий «богатство» - «бедность». Не все в жизни измеряется богатством. Богатыйили бедный не значит плохой или хороший. «Старость не радость, бедность не корысть», «Прадеды ели просто, да жили лет по сто», «И честь не в честь, коли нечего есть», «Богатый быка женит», «Счастье не в кошельке, счастье – в руках», «Карман сух, и судья глух» и др.
Результаты исследовательской деятельности учащихся 3 В класс – проект «Пословицы и поговорки Тамбовского края о добре, трудолюбии, уме» Тематическая группа Духовно-нравственныеи моральные ценности Примеры пословиц и поговорок Сельская жизнь Добросовестное выполнение своих обязанностей приводит к успеху и наоборот. «Сей овёс в грязь – будешь князь», «Земля заботу любит», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «Хлеб на хлеб сеять – ни молоть, ни веять» и др. Ум и глупость Быть человеком умным, образованным – это залог достижения намеченных целей и достойного места в обществе. «Мужик сер, а ум у него волк не съел», «Дурак камень бросит в воду, умный не достанет», «Дальше положишь, ближе возьмёшь» и др. Бытовые проблемы-жизненные ситуации Эти пословицы и поговорки учат не тратить время впустую, ведь его не вернёшь. «Сладок мёд, да две ложки в год», «Нужда говорлива», «Беда за бедой – как волна за волной» и др. Моральные качества человека – достоинстваи недостатки Анализ содержания этих пословиц позволяет взглянуть на себя со стороны, заметить свои ошибки. «Всяк кулик на своём болоте велик», «Не всякому слуху верь», «Правда глаза колет», «Каков век, таков и человек», «Рада б душа посту, да тело бушует», «Молодому врать вредно, старому не потребно» и др.
Основные результаты работы 3 Г класс – проект «Во что играли наши дедушки и бабушки?» Исследовательская работа анкетирование бабушек и дедушек; анализ и обобщение результатов; - сравнительный анализ игр детей в 20 веке и игр современных детей
Основные результаты работы 3 Г класс – проект «Во что играли наши дедушки и бабушки?» Названиеигр Бабушки (кол-во чел.) Дедушки (кол-во чел.) Мама (кол-во чел.) Папа (кол-во чел.) Любимая игра (кол-во чел.) Лапта 9 8 - 3 8 Городки 6 7 2 5 2 Казаки-разбойники 8 6 1 3 3 Прятки 8 9 10 10 2 Жмурки 6 6 8 9 2 Хоккей - 7 - 4 5 В куклы 5 - 7 - 4 Дочки - матери 6 - 6 - 3 Классики 7 - 9 3 3 Ножички 3 8 1 4 - Выжигало 2 4 - 1 2 Резиночка 3 - 3 - 1 12 палочек 4 3 - - -
Мастер-класс изготовление кукол под руководством Столяровой В.С. в рамках мастер-класса в «Центре развития творчества детей Основные результаты работы 3 Г класс – проект «Во что играли наши дедушки и бабушки?»
Основные результаты работы 3 Б класс – проект «Традиционные народные праздники крестьян Тамбовской области» Задачи: познакомить учащихся с традиционными праздникам крестьян Тамбовской области; развить интерес к истории подготовки и проведения праздников в своей области развивать познавательную, творческую и социальную активность детей; формировать навыки исследовательской деятельности; воспитывать эмоциональное отношение к культуре и традициям своего народа; воспитывать чувство уважения к традиционным праздникам и стремление к их сохранению формировать мотивацию к духовно-нравственному совершенствованию. Цель проекта: воспитание любви к малой родине на основе формирования представления о традиционных праздниках крестьян Тамбовской области Основные результаты: учащиеся познакомились с основными традиционными праздниками Тамбовской области – Покров, Рождество, Масленица, Пасха; провели исследовательскую работу по истории возникновения праздников и их проведению; проявили устойчивый интерес к подготовке и проведению традиционных народных праздников
Основные результаты работы 3 Б класс – проект «Традиционные народные праздники крестьян Тамбовской области» Формы организации деятельности учащихся
Следующая пословица
Фольклористы собрали в Тамбовской области более 600 пословиц и поговорок. Уникальный фольклорный материал специалисты записали со слов местных жителей:
Жизнь дана на добрые дела.
Где лад – тут и клад.
Злая жена злее зла.
Работа до поту и еда в охоту.
Встать раньше – шагнешь дальше.
От слов до дела – целая верста.
Тяп-ляп да и клетка.
Вино работе не товарищ.
Счастье не в кошельке, счастье – в руках.
И честь не в честь, коли нечего есть.
Карман сух, и судья глух.
Барский двор – хуже петли.
Тот колхоз богат, в котором лад.
Береги колхоз – получишь хлеба воз.
Овес впереди ржи не косят.
Сей овес в грязь – будешь князь.
Хлеб на хлеб сеять – ни молоть, ни веять.
Проблематика тамбовских пословиц и поговорок касается всех сфер человеческой деятельности. При этом почти треть из них посвящена моральным качествам и недостаткам людей. Меньше всего фольклора на темы добра и зла, богатства и бедности.
Следующая пословица
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Читайте также: