Пословицы и поговорки с ветвлением

Обновлено: 07.11.2024

Форма занятия: Беседа с элементами викторины.

1. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, обратить внимание на их сходство и различие.

2. Развить навык самостоятельной и групповой работы.

3. Воспитать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

4. Сформировать уровень ответственности ребёнка как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Оборудование: проектор, презентация на тему классного часа, карточки с заданиями, коробка – сундук.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

- Мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами. Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в трудные минуты, ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества.

- Ребята , мы с вами сегодня поговорим о том богатстве, которое есть в русском языке от русского народа. Ещё с незапамятных времён, когда не было даже письменности на Руси, люди создали высокую культуру красивого слова – устное народное творчество. Слайд 2

Это своеобразная литература, основанная на опыте народа и воплощённая в краткое и меткое словесное воплощение.

Как ч асто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» , «Работа не волк, в лес не убежит», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь»? Слайд 3

Тема нашего классного часа - « В мире пословиц и поговорок ». Сегодняшнему мероприятию предшествовала большая подготовка учащихся 4-А класса. Дети, разделившись на группы, Слайд 4 подбирали пословицы и поговорки о чтении, Слайд 5 другие-загадки о чтении, Слайд 6 третьи-стихи и песни о чтении. Не только подбирали, но и выучили песню о чтении, о книгах.

Слайд 7 Звучит «Песенка читателей».

А сейчас давайте послушаем ребят, которые специально подготовились к нашей беседе. Они прочтут «Хвалебное слово пословице».

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Пословицы и поговорки сами рассказывают о том, как важны в нашей жизни. К примеру:

· Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

· На пословицу ни суда, ни расправы.

· На твою спесь пословица есть.

· Не всякая пословица при всяком молвится.

· Старая пословица век не сломится.

· Из поговорки слова не выкинешь.

· На всякого Егорку есть своя поговорка.

Пословицы представляют собой краткое и точное изречение с очень глубоким смыслом. Буквально несколько слов из пословицы заставят Вас задуматься о серьезнейших темах.

Поговорки - это те же пословицы, но несколько короче. Они не содержат поучений. Поговоркой стали считаться часто употребляемые "острые" выражения.

Слайд 10 Как отличить пословицу от поговорки?

Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и содержание. Поговорка отличается незавершенностью, отсутствием поучительного характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки .

Разницу между ними народ выразил в пословице: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение .

Изначально пословицы и поговорки были неотъемлемой частью сказок, былин и рассказов. В них содержался краткий основной смысл излагаемого произведения. Я предлагаю вам посмотреть фрагменты сказок. Найдите в отрывках пословицы и поговорки.

Слайды 11-16

А сейчас, ребята, мы разделимся на три команды и поиграем в знатоков пословиц и поговорок.

1. Игра «Знатоки пословиц и поговорок »

1. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

2. Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? ( Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)

3. Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? ( Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

4. Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

5. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

6. Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

2.2. Алгоритм с ветвлением.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Эпизод с печкой.

Словесное описание

Полная форма ветвления

Девочка просит печку помочь.

Если съешь моего пирожка,

иначе не помогу

Пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить»

Сокращенная форма ветвления

если любишь кататься,

то люби и саночки возить

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Сложная форма ветвления

Следующая пословица

Найди верный ответ на вопрос ✅ «записать 5 пословиц или поговорок которые содержат структуру ветвления . » по предмету 📙 Информатика, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Новые вопросы по информатике

Напишите программу для решения примера а=в/с, при условии, что, с, не равно нулю

Ответы (1)

Выберите верные факты об Абу Аль-Хорезми. Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и обыкновенными дробями.

Ответы (1)

Сколько всего различных символов может быть в восьмибитной текстовой кодировке? 1) 8 2) 512 3) 256 4) 65536

Ответы (2)

Паскаль. Написать программу подсчета количества отрицательных чисел среди любых 10 вводимых. 1 программа с использованием while, 2 программа - repeat

1.2. Свойства алгоритма

Под алгоритмом понимается понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий, направленные на достижение указанной цели.

Свойства алгоритма :

Массовость, алгоритм должен быть предназначен для решения целого класса задач, а не одной конкретной задачи.

Дискретность – разбиение алгоритма на элементарные (простые) действия.

Конечность - иметь конечное число команд-инструкций, то есть заранее известное и четко определенное.

Понятность - быть понятным исполнителю, чтобы он мог понять и исполнить всю последовательность команд.

Результативность, то есть, исполняя алгоритм, исполнитель получит заранее ожидаемый результат.

Исполнение последовательности шагов-команд всегда приведет к желаемому результату, если эта последовательность обладает всеми свойствами алгоритма.

За последние два-три тысячелетия люди накопили много разных алгоритмов. Это бесценное богатство человечества. Например, известны алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Известны алгоритмы определения площади геометрических фигур. Специалисты знают разные алгоритмы: как правильно собрать шкаф, как починить кран, как найти площадь круга, как построить теплый дом с непромокаемой крышей, как построить корабль или самолет. Например, чтобы построить дом, надо иметь нужные чертежи, оборудование и строительные материалы, но главное – необходимые инструкции, то есть алгоритм действий.

2.1. Линейные алгоритмы

Русская народная сказка «Курочка ряба»

Словесное описание

Жили-были дед да баба.

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое, золотое.

Дед бил, бил – не разбил.

Баба била, била – не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула.

Яичко упало и разбилось.

Дед и баба плачут.

Следующая пословица

1. Если бы у бабушки была борода, она бы ла бы дедушкой.
2. Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану.
3. Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. (Тут, правда, скорее цикл с предпроверкой, но он реализуется ветвлением. )
4. На безрыбье (ЕСЛИ отсутствует рыба) и рак - рыба.
5. Если человек умер, то это надолго, если человек - идиот, то это - навсегда.

Остальные ответы

Любишь кататься - люби и саночки возить
Любишь- катаешь санки
Не любишь не катаешь

Следующая пословица

1. Сто раз отмерь – один раз отрежь. – Предусмотрительность; стремление делать что-либо только обдумывания; отказ от скоропалительных выводов.
2. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Трудолюбие, упорство в выполнении любого дела.
3. Без терпения нет учения. – Настойчивость в получении знаний, терпение, понимание того, что результата можно добиться только упорными занятиями.
4. Не сиди на печи, будешь есть калачи. – Понимание того, что ничего даром не даётся, что для того, чтобы хорошо жить, надо трудиться.

Алёшк@Мастер (1360) 3 года назад

спааибо

Ирина Робертовна Махракова Высший разум (3868192) Пожалуйста! Успехов!

Богдан МорозовУченик (111) 1 год назад

Спасибо, просто супер.

Остальные ответы

практичность, опыт, смекалка, служба в армии

Лень и терпение

1. Сто раз отмерь – один раз отрежь. – Предусмотрительность; стремление делать что-либо только обдумывания; отказ от скоропалительных выводов.
2. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Трудолюбие, упорство в выполнении любого дела.
3. Без терпения нет учения. – Настойчивость в получении знаний, терпение, понимание того, что результата можно добиться только упорными занятиями.
4. Не сиди на печи, будешь есть калачи. – Понимание того, что ничего даром не даётся, что для того, чтобы хорошо жит

Leon MilkУченик (210) 11 месяцев назад

скопировали

Предусмотрительность .Трудолюбие, упорство. Ничего даром не даётся.

"Сто раз отмерь – один раз отрежь" - говорит о глупости, невнимательности и неспособности отрезать даже после того как отмерил семь раз.

1. Сто раз отмерь – один раз отрежь. – Предусмотрительность; стремление делать что-либо только обдумывания; отказ от скоропалительных выводов.
2. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Трудолюбие, упорство в выполнении любого дела.
3. Без терпения нет учения. – Настойчивость в получении знаний, терпение, понимание того, что результата можно добиться только упорными занятиями.
4. Не сиди на печи, будешь есть калачи. – Понимание того, что ничего даром не даётся, что для того, чтобы хорошо жить, надо трудиться.

Leon MilkУченик (210) 11 месяцев назад

скопировали

Источник: головной

Дмитрий ФедотовУченик (191) 3 года назад

Ахахах

1. Сто раз отмерь – один раз отрежь. – Предусмотрительность; стремление делать что-либо только обдумывания; отказ от скоропалительных выводов.
2. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Трудолюбие, упорство в выполнении любого дела.
3. Без терпения нет учения. – Настойчивость в получении знаний, терпение, понимание того, что результата можно добиться только упорными занятиями.
4. Не сиди на печи, будешь есть калачи. – Понимание того, что ничего даром не даётся, что для того, чтобы хорошо жить, надо трудиться.

Leon MilkУченик (210) 11 месяцев назад

скопировали

1. Сто раз отмерь – один раз отрежь. – Предусмотрительность; стремление делать что-либо только обдумывания; отказ от скоропалительных выводов.
2. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. – Трудолюбие, упорство в выполнении любого дела.
3. Без терпения нет учения. – Настойчивость в получении знаний, терпение, понимание того, что результата можно добиться только упорными занятиями.
4. Не сиди на печи, будешь есть калачи. – Понимание того, что ничего даром не даётся, что для того, чтобы хорошо жить, надо трудиться.

Leon MilkУченик (210) 11 месяцев назад

скопировали

Сто раз отмерь — один раз отрежь»
Эта пословица отражает такие черты характера, как кропотливость, предусмотрительность.
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Данная пословица характеризует трудолюбивого, старательного человека. «Без терпения нет учения»
Данная пословица предостерегает нетерпеливых учеников, учит быть усидчивыми и внимательными, старательными и более трудолюбивыми.
«Не сиди на печи, будешь есть калачи»
Данная пословица говорит о том, что есть не лениться, можно добиться многого в своей жизни, стать более успешным.

2.3. Циклический алгоритм

Русская народная сказка «Колобок»

Словесное описание

Убежал колобок от деда и бабки.

катится колобок по дорожке, а навстречу ему зверь.

Если зверь лиса,

то колобок поет песенку,

иначе колобок поет песенку два раза

лиса съедает колобка

Пословица «Собирай по ягодке, наберешь кузовок»

Работая над данным проектом, мы выяснили, что сюжет русских народных сказок содержит разные структуры алгоритмов, что по многим пословицам можно построить соответствующую блок-схему. Мы расширили свои знания по теме «Алгоритмы», познакомились с еще одним видом алгоритмов – циклическим, научились стоить блок-схемы. Составили сборник сказок и пословиц, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.

Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2010г.

Книга для чтения в детском саду от 2 до 5 лет/ Сост. Л.Н. Елисеева. – М.: «Планета детства», 1999г.

Следующая пословица

На уроках информатики мы познакомились с понятием «алгоритм» и выяснили, что алгоритмы встречаются в повседневной жизни в инструкциях, рецептах, при решении математических задач. Мы решили выяснить, а встречаются ли алгоритмы в литературных произведениях.

Цель проекта - проанализировать русские народные сказки и пословицы и выяснить присутствуют ли в них алгоритмы.

Изучить понятие «алгоритм», свойства алгоритма, классификацию алгоритмов.

Выяснить присутствуют ли в сказках и пословицах алгоритмы.

Составить текстовое и графическое (блок-схема) описание алгоритмов к сказкам и пословицам.

Составить сборник сказок и пословиц, содержащих различные типы алгоритмических конструкций.

1.3. Классификация алгоритмов

По способу записи различают алгоритмы

с ловесные,

записанные на алгоритмическом языке (программы).

Для словесного представления алгоритма используется естественный язык, примером словесного алгоритма могут быть любые инструкции, рецепты, правила.

С табличным способом представления алгоритма мы сталкиваемся в расчетных книжках при плате за квартиру, в бухгалтерских ведомостях, в таблицах инженерных расчетов.

Графический способ представления алгоритма – это блок-схема , этот способ является наиболее наглядным, для человека.

Программа - изложение алгоритма специально для ЭВМ в понятных ей символах, словах и командах, записана на языке программирования.

По последовательности исполнения действий различают алгоритмы линейные, циклические и с ветвлением.

Алгоритм называют линейным, если все шаги алгоритма выполняются последовательно один за другим.

Алгоритм с ветвлением содержит блок выбора с условием, в котором один вход и два выхода: «Да» и «Нет».

Циклический алгоритм содержит повторение одной или нескольких команд с заданным количеством повторов или в зависимости от некоторого условия.

Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека.

В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.

Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.

Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней.

Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.

Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила.

Далее мы рассмотрим примеры алгоритмов в русских народных сказках, пословицах и песнях.

1.1. Как возникло понятие «алгоритм»

Чтобы решить математическую задачу, приготовить суп, управлять машиной, надо знать, что для этого следует делать, как делать и в каком порядке, иными словами, надо знать и правильно исполнять алгоритм. Слово «алгоритм» пришло с Востока, в результате перевода с арабского на европейские языки имени великого ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.

(Аль-Хорезми [имя] + Аритмос [число] → алгоритм)

Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления компьютера. В то же время можно смело утверждать, что алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни. Мы встречаемся с ними каждый день, часто даже не задумываясь, что исполняем алгоритм.

Читайте также: