Цель пословиц и поговорок

Обновлено: 07.11.2024

В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму маленького ребенка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.

Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.Ушинского о том, "что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными".

Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.

  • недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;
  • недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Теоретические выводы могут быть использованы воспитателями, логопедами в работе с дошкольниками в детском саду.

Общая характеристика пословиц и поговорок

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение,

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.

Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.

Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".

Пословицы и поговорки при всей своей краткости и лаконичности представляют собой весьма сложные образования. С одной стороны, пословицы и поговорки - явление языка, устойчивые сочетания. С другой - это логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей - это художественные миниатюры, обобщающие факты самой действительности.

Логической формой пословиц является суждение. Общеутвердительные суждения проявляются в очень категорической форме, что придает пословице особую значимость: "Друзья познаются в беде", "Землю солнце красит, а человека труд", "Учение - путь к умению".

Общеотрицательные суждения так же отражают отношения и связи явлений, но в них кроме утверждения обязательно содержится отрицание: "Не игла шьет, а руки"; "Один в поле не воин"; "Не одежда красит человека, а его добрые дела".

Дети высказывают свое мнение, рассуждают, В большинстве случаев при общей теме в значениях пословиц наблюдаются определенные различия в смысле. Чем больше таких оттенков умеет различать человек, тем выше культура понимания пословиц.

  • "Крепкую дружбу и топором не разрубишь",
  • "Друг познается в беде".

Смысл первой пословицы заключается в том, что настоящей, хорошей дружбе не страшны любые испытания. Смысл второй - настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то невзгоды, не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

В этом и заключается самое большое достоинство пословиц - они освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и в разных отношениях и жизненных ситуациях.

Значение использования пословиц и поговорок для развития логического мышления

В настоящее время в педагогической литературе не часто затрагиваются вопросы, связанные с использованием пословиц, поговорок и загадок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучении и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества в логопедической работе.

В то же время, анализ психолого-педагогической литературы показал, что большинство исследователей отмечают наличие специфических особенностей формирования познавательной и речевой деятельности у детей с ОНР. Среди характерных черт выделяются недостаточное понимание речи окружающих, различные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

  • исследование детей;
  • наблюдение за детьми на занятиях и в свободное время;
  • беседа с родителями о каждом ребенке.

Полученная информация помогает построить исследование с учетом возможностей и личностных особенностей детей, определить оптимальную степень трудности диагностических заданий.

Для качественного анализа данных, полученных в результате исследования, а также в целях установления положительного эмоционального контакта с детьми, я выяснила, какие пословицы и поговорки знают дети, любят ли отгадывать и составлять загадки, используют ли загадки, пословицы и поговорки в собственной речи в детском саду и дома. Результаты опроса родителей показали, что родители обнаруживают интерес к устному народному творчеству, но не обладают достаточными знаниями и практическими умениями по использованию в общении с детьми потешек, колыбельных, пословиц, поговорок, загадок.

Целью применения разнообразных считалок, загадок, поговорок обычно является желание педагога создать мотивацию на предстоящую деятельность, поддержать познавательный интерес, коммуникативную активность детей. Пальчиковые игры, забавы, заклички, запевки в основном используются для организации детей в игре, режимных моментах, на прогулке.

Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1 задание - детям предлагалось объяснить смысл пословиц - у 66% детей наблюдается полное непонимание смысла пословиц (напр. когда человек ничего не делает, не слышит и не поет "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"); наблюдались отказы от выполнения данного задания; 22% детей -- демонстрировали понимание прямого смысла пословицы (товарища выручи, а сам погибни - "Сам погибай, а товарища выручай"); 12% детей понимают скрытый смысл, заключенный в пословице (без труда ничего не сделаешь - "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда").

2 задание объяснение образных выражений 54% детей не улавливают скрытого смысла образного выражения (когда холодно или тепло-душа в пятках - "душа в пятки ушла"); у 30% детей наблюдается буквальное понимание смысла образных выражений ("золотые руки" - значит, гирю бить или человека бить); высказывания 16% позволяют судить о том, что дети способны отойти от конкретного факта и понять скрытый смысл образно выражения ("душа в пятки ушла" - бывает, если страшно или когда сильно испугался).

Анализ результатов исследования показал, что дети с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, понимания и употребления произведений малых фольклорных жанров. Трудности установления причинно-следственных связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка, а также возрастные особенности проявляются в особенностях понимания и употребления детьми фраз, пословиц с переносным значением.

В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи. В старшем возрасте дети с ОНР обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, однако, их логическая деятельность, напр., при отгадывании загадок, отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления.

В течение исследования детям сложно было выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что старшие дошкольники с ОНР имеют некоторые особенности восприятия, и употребления малых фольклорных форм. Выявленные трудности требуют создания специальных коррекционно-педагогических условий и разработки методики использования произведений малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5-7 лет с ОНР.

Методы и приемы работы с пословицами и поговорками

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: "Родина", "Хлеб", "Добро-милость", "Дружба", "Природа" и т.д. Такое распределение хорошо подходит и в работе с детьми в логопедической группе детского сада, так как весь лексический материал распределен по темам, В старшей группе, когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе.

К пословицам с прямым значением относятся: "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"; "На чужбине жить - слезы лить"; "Рыбам - мореэ птицам - воздух, а человеку - Родина". Эти пословицы относятся к теме: "Родина", "Город". При беседе о Родине пословицы характеризуют значимость Родины для человека: "Всякому мила своя сторона"; "На чужбине и собака горюет"; "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".

Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место: "Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома"; "Где сосна взросла, там она и красна".

Слово "Родина" и его синоним "Отечество" активно употребляется в детской речи. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

По теме: "Профессии, откуда хлеб пришел?" пословицы, связанные с понятием "работа", говорят о значимости работы для жизни каждого человека: "Хочешь есть калачи, так не сиди на печи"; "Не сиди сложа руки, так и не будет скуки" определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, и без усилий, старания никакого дела не сделаешь.

Прочитав пословицу "Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть", предлагаю осмыслить содержание - как вы понимаете ее? Вспомнить случай, когда можно было ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

По этой теме можно предложить множество заданий: "Пословица "рассыпалась": А, игла, не, руки, шьет. Когда дети собрали, беседуем по содержанию: как понимают? Действительно, мы говорим об искусной портнихе, что у портнихи умелые руки. А можно этой пословицей похвалить повариху? Конечно, чтобы сделать дело хорошо, важны не столько орудия, сколько мастерство человека. Таким образом, и слово "руки" имеет значение - мастерство, умение. Идет накопление словаря (умение, мастерство). Умные руки человек, искусный в каком-либо ремесле. Дело мастера боится - человек выполняет свое дело быстро, умело, правильно. Чтобы работу сделать интересной, разнообразной, читаю детям пословицы: "Дело мастера боится"; "Плотник - первый на селе работник"; "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".

О чем эти пословицы? (О труде, профессиях). Они похожи друг на друга? Чем? Мы действительно часто слышим пословицу "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Пословица помогает понять, что надо вложить больше труда, тогда дело получится хорошо. Можно бросить дело, которое не получается, но надо еще попробовать. И тогда все получится.

  • "Декабрь год кончает, а зиму начинает";
  • "Лето - припасиха, зима - подбериха";
  • "Весна красна цветами, а осень - плодами";
  • "Весна зажги снега, заиграй овражки".

Как вы думаете, о чем говорится в этих пословицах? О природе. А эти пословицы учат чему-либо? Чему же они учат? Правильно народ, много наблюдал за природой, ведь если знаешь ее законы, то можно устроить свою жизнь, что она будет более хорошей. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения. Скажите, почему в пословице говорится: лето-припасиха? Что значит слово "припасиха"? Ведь лето - не человек, а время года. (Рассуждение) Верно, написано одно, а подразумеваем другое; такое необычное красивое слово, оно обозначает не только время года, но и людей.

Давайте переделаем пословицу, чтобы было всем понятно. Летом люди припасают, а зимой все запасы используют. Понятно стало? Красиво? Нет, совсем не красиво. Так зачем народ употреблял необычные слова? Как красиво звучит "припасиха", "подбериха". Есть слова похожие. Какие? (повариха, ткачиха). По какому признаку называют людей? По действию. Видите, какие волшебные слова, и смысла в них много и очень красивые.

Послушайте пословицы: "Мороз и метели под февраль прилетели"; "Снега надует - хлеба прибудет". Народ заметил, что вьюги и метели часты в феврале. Зимой от мороза у всех розовые щеки, поэтому каждый выглядит молодым: " В зимний холод всякий молод". Да, у народа много всяких примет: "Много снега - много хлеба".

Благодаря этим приметам можно предсказать урожай, лучше подготовиться к зиме. Поэтому приметы передавались из поколения в поколение. А мне нравится вот эта: Весна, зажги снега, заиграй овражки. Красивая, правда? Кто понял, почему так говорится: "зажги снега"? Кто зажигает снега? Конечно, солнышко: яркое, весеннее переливается по снегу тысячами разных огней. Много раз народ любовался этим прекрасным зрелищем и перенес эту картину в пословицу. А что значит "заиграй овражки"? В овражках накапливается вода, это снег тает, и веселые ручейки бегут, играя, по дну овражков. Красивая картина и веселая. В этой пословице народ передает свою любовь к пробуждающей природе.

  • "Нет лучшего дружка, чем родная матушка";
  • "Хороший сын отцу радость, а плохой - печаль";
  • "В родной семье и каша слаще";
  • "Материнская ласка конца не знает".

Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:

1. Соедини начало и окончание;

2. Какая пословица лишняя;

3. Нарисуй картину по пословице: "Как вся семья вместе, так и душа на месте" (старшая группа); "В семье лад, так и не нужен клад" (подготовительная группа).

  • "За добро добром и платят";
  • "Каков гость, таково и угощение";
  • "На что и звать, коли нечего дать";

"Старую лису хитростям не учить".

  • "Труд кормит, а лень портит";
  • "Шило в мешке не утаишь".

Сначала выясним, какая из пословиц подходит к произведению, и только потом работаем над ними.

  • "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда";
  • "Любишь кататься, люби и саночки возить";
  • "Хочешь есть калачи, не лежи на печи".

А можно взять пословицу и подобрать несколько иллюстраций. Тем самым не только обеспечиваем понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность, многозначность, расширяет зрительное представление, творческое воображение. Выясняя смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: "В лесу лес неровен, в миру - люди". Спрашиваю у детей: "Все были в лесу? Какие деревья растут там?" Дети перечисляют только названия. Чем похожи, чем отличаются эти деревья? Одно большое, другое маленькое. Сосна стройная, а другое красивое. Деревья в лесу разные. И люди тоже все разные, у каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

  • "Друг неиспытанный, что . (кошелек без денег, орех не сколотый)",
  • "Красавица без ума, что . (кошелек без денег, маков цвет в огороде)",
  • "Ласковое слово, что . (пить попросить, весенний день)".

При выполнении этого задания главное не в том, справятся дети или нет, а в том, чтобы привлечь внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. В пословице важно понимание общего смысла, она кратка, не обильна словами, и поэтому ее охватить легче, чем длинный рассказ.

  • "За (какой?) головой, как за каменной стеной, (крепкой,, большой, дурной, молодой, старой)".
  • "(Какое?) слово, что весенний день, (умное, доброе, ласковой, хорошее)".
  • "(Какая?) книга лучший друг, (хорошая, содержательная, интересная, занимательная, поучительная)".
  • "(Какую?) дружбу и топором не разрубишь, (прочную, крепкую, хорошую)".

Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.

Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:

1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.

2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.

3. У детей повысился уровень познавательной и речевой деятельности, повысился и обогатился словарный запас.

4. Через пословицы и поговорки развивали и формировали грамматический строй, связную речь, способствовали речевой активности дошкольников с ОНР.

Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по темам.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.

-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают»ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

- Хорошо это или плохо?

- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор).

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.

-Чем отличается пословица от загадки?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

Прикреплённые файлы:
ilyustraci-k-ruskim-poslovicam-i-pogovorkam_5sgdg.ppt | 4178 Кб
Публикации по теме:

Посиделки возле самовара.

Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.

Следующая пословица

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника Кувардина Ольга Петровна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 46, Комсомольск - на - Амуре КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Консультация «Роль строительно-конструктивной игры в когнитивном развитии дошкольника» Строительно-конструктивные игры – это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Консультация «Роль Лего в развитии дошкольника» Конструкторы LEGO самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Следующая пословица

Конспект НОД по пословицам и поговоркам.

Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Читайте также: