Дидактическая игра собери пословицу

Обновлено: 07.11.2024

Подборка игр для детей, направленных на знание пословиц и поговорок.

Игра. Блицопрос

Участникам предлагается ответить на вопросы блицтурнира знатоков пословиц и поговорок. Время блица для каждого игрока — одна минута. В случае затруднения можно сэкономить время, переходя к следующему вопросу сигналом «Дальше». Количество итоговых балов равно количеству вопросов, на которые участники успели правильно ответить.

Он красен платежом. (Долг)

Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)

Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)

Специалистка по поиску грязи. (Свинья)

Приходит во время еды. (Аппетит)

Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)

Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

Дорога к обеду. (Ложка)

По нему провожают. (Ум)

Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)

Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)

Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)

Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)

Если своя, то не тянет. (Ноша)

Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)

Они считаются классической парой. (Сапоги)

Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)

Всему голова. (Хлеб)

Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)

Куда не рекомендуется ходить со своим уставом. (В чужой монастырь)

У них нет товарищей. (Вкус и цвет)

Он спит, а служба идет. (Солдат)

Путеводитель до Киева. (Язык)

Им нельзя испортить кашу. (Масло)

Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)

Единица счета по осени. (Цыпленок)

Чужой, куда бросают камни. (Огород)

Мать ученья среднего рода. (Повторенье)

Знающий свой шесток. (Сверчок)

Друг человека. (Собака)

Любитель кататься в масле. (Сыр)

То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)

Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)

После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)

Для нее всегда хомут найдется. (Шея)

Время года для приготовления саней. (Лето)

Бегущий на ловца. (Зверь)

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Участникам по очереди предлагаются пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам.

Терпение и труд . (все перетрут).

Дело мастера . (боится).

С волками жить . (по-волчьи выть).

Яблоко от яблони . (недалеко падает).

Грамоте учиться . (всегда пригодится).

Худой мир . (лучше доброй ссоры).

На безрыбье . (и рак рыба).

Один в поле . (не воин).

Ученье — свет . (а неученье — тьма).

Что посеешь . (то и пожнешь).

Шила в мешке . (не утаишь).

Игра для детей «Замени пословицами»

Игрокам предлагаются перефразированные пословицы или поговорки, смысл которых необходимо восстановить. Ведущий читает выражение, участники на листочках записывают ответы, или отвечают те участники, которые узнали поговорку.

Учись всю жизнь. — Век живи — век учись.

Беречь время. — Делу — время, потехе — час. Разумно жить, минутой дорожить.

Береги здоровье. — Больной и сам не свой.

Не болтай. — Держи язык за зубами.

Будь гостеприимным. — Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет, а хозяину честь.

Не торопись, делай все аккуратно. — Делано наспех, делано на смех. Поспешишь — людей насмешишь.

Держи слово. — Не давши слова, крепись, а давши — держись.

Не завидуй другим. — Завидущи глаза не знают стыда. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься. — Ссора до добра не доведет. Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца. — Не верь началу, верь концу.

Игра «Ошибки наборщика»

Участники получают карточки (см. игровые карточки) (по 6 пословиц). Ведущий объявляет задание: «По ошибке наборщика первая половина предложения принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая — другой. Верните им первоначальный вид. Кто быстрее?»

Баба с возу, а хомут найдется

Баба с возу — кобыле легче

Беды мучат, а руки делают

Беды мучат, да уму учат

Без труда не накинешь платок

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда

На всякий роток не накинешь платок

Глаза страшатся, да уму учат

Гпаза страшатся, а руки делают

Была бы шея — кобыле легче

Была бы шея, а хомут найдется

Едешь на день, а сам не плошай

Едешь на день — хлеба бери на неделю

Заставь дурака молиться, а все молока от него не добиться

Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет

Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу

Как с быком не биться, он и лоб расшибет

Как с быком не биться, а все молока от него не добиться

На бога надейся, хлеба бери на неделю

На бога надейся, а сам не плошай

Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу

Добрая слава лежит, а худая сама бежит

Где любовь и совет, там и рвется

Где любовь и совет, там и горя нет

Жена приласкает, свинья не съест

Жена приласкает, а мать пожалеет

За двумя зайцами погонишься, бей молотом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Где тонко, там и горя нет

Где тонко, там и рвется

Господь не выдаст, а мать пожалеет

Господь не выдаст, свинья не съест

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь

Не умеешь шить золотом, бей молотом

Гром не грянет, коли делать нечего

Гром не грянет, мужик не перекрестится

Взял лыко, один раз отрежь

Взял лыко, отдай ремешок

Красна птица пером, да дураку досталась

Красна птица пером, а человек — умом

Умная голова, а человек умом

Умная голова, да дураку досталась

Семь раз отмерь, отдай ремешок

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Скучен день до вечера, мужик не перекрестится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Игра «ПУТАНИЦЫ»

Участникам (индивидуально или по группам) предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу или поговорку. Можно предложить несколько карточек. Побеждают участники, разгадавшие большее количество карточек.

Аякадж укриац сойв сатесн хлатив

Каждая курица свой насест хвалит

Молб тынес не шишеропьб

Лбом стены не прошибешь

Явось ашно не ятент

Своя ноша не тянет

Комсав ен сузар листасорь

Москва не сразу строилась

Сестольм огорад брете

Смелость города берет

У смие якенн ядит бзе галуз

У семи нянек дитя без глазу

Чеут шокак, еьч омся алъес

Чует кошка, чье мясо съела

Дебут недь — тудеб щапи

Будет день — будет пища

Зыяк од векиа дедотев

Язык до Киева доведет

Горадо клажо к дубое

Дорога ложка к обеду

Маыд бзе ногя ен тыбеав

Дыма без огня не бывает

Аз дуварп-утакм и ертемьу кладос

За правду-матку и умереть сладко

Кот тезве, огот и ноготяюп

Кто везет, того и погоняют

Яма нотилозк, ад одрог

Мал золотник, да дорог

То обрад рбода ен ущит

От добра добра не ищут

Явос круа — кладавы

Своя рука — владыка

Вырепй нилб момко

Первый блин комом

Крис — дороголабне лоде

Риск — благородное дело

У сахарт залга екилив

У страха глаза велики

Шепсошипь — ейдюл шешимьсан

Поспешишь — людей насмешишь

Игра «Домино пословиц»

Подготовьте наборы карточек по количеству команд; карточки с жирным шрифтом наклейте на цветную бумаг у.

Карточки (первые и вторые половины пословиц) поровну распределяются между командами. Необходимо каждой команде составить свою цепочку фишек-карточек — домино. Порядок выкладывания карточек: белая (начало пословицы) — цветная (конец пословицы) — цветная (начало) — белая (конец) — белая (начало)и т. д.

Следующая пословица

2. Разбор закодированной информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Заучивание материала по готовой мнемотаблице.

Из приведенных ниже мнемотаблиц можно получить познавательную игру –лото. При помощи этой игры дети повторят русские народные пословицы, научатся подбирать части пословиц, объяснять смысл пословиц.

Дидактическую игру можно использовать в совместной работе с детьми старшей и подготовительной к школе группах, а так же при самостоятельной и индивидуальной работе с дошкольниками. Данная дидактическая игра была изготовлена, при работе над творческим проектом «Пословицы глазами детей». Этот материал может быть полезен для работы над развитием логического мышления у детей. Материал может быть использован для закрепления знаний о приметах осени, о природных явлениях.

После того, как дети научились узнавать пословицу и называть ее, предлагаем им поиграть в новую игру-лото «Собери пословицу». (карточки вырезаются из мнемотаблиц)

Есть варианты правил игры: 1 вариант:

Педагог называет пословицу, дети находят соответствующую мнемотаблицу. Запоминают ее, и составляют из предложенных ему карточек эту пословицу.

2. вариант. Карточки перемешиваются и выкладываются на стол изображением вниз. Первый играющий берёт из общей кучи любую карточку и переворачивает её изображением вверх. Потом то же самое делает другой игрок. Победитель тот, кто быстрее соберет пословицу.

Педагог выкладывает карточками первую или вторую часть пословицы, ребенок дополняет недостающими карточками пословицу, назвав полученную пословицу

3. Предложить детям на основе наблюдений в природе и полученных знаний, составить свою пословицу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери домик» Дидактическая игра «Собери домик». В комплект игры входят картинки с изображением продуктов: «А»- куриное яйцо, сливочное масло, морковь,.

Следующая пословица

Авторская игра «Назови пословицу»




"Делу время - потехе час".


"Без топора не плотник, без иглы не портной".


"Кошке - игрушки, а мышке - слёзы".


"Неразумного учить, в бездонную кадку воду лить".


"Волка бояться - в лес не ходить".


"Любишь кататься, люби и саночки возить".


"Без труда не вытянешь рыбку из пруда".


"Нет милее дружка чем родная матушка".


"Дорога ложка к обеду".


"Яблочко от яблоньки недалеко откатывается".


"Шило в мешке не утаишь".


"У страха глаза велики".

Публикации по теме:

Следующая пословица

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Описание. Каждая пара (группа) детей получает распечатку карточки. Требуется соединить стрелками пословицы (левый столбик) с их значениями (правый столбик).

Вариант 1

Всё делай вовремя.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Нехорошо заглядываться на чужое.

На чужой стог вилами не указывай.

Другому человеку не запретишь говорить.

Вариант 2

Рыбак рыбака видит издалека.

И маленькое существо может за себя постоять.

И Москва не вдруг строилась.

Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

Мал ёрш, да колюч.

В любом деле нужен опыт, который приобретается постепенно.

Вариант 3

Конь корове не товарищ.

Разные люди друг друга не понимают.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Каждый желает получить то, чего у него нет.

Слепой всегда о глазах мечтает.

Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Вариант 4

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Ища выход из сложной ситуации, человек пробует различные варианты, даже самые безнадёжные.

Утопающий и за соломинку хватается.

Сделать хорошо два дела одновременно не удастся.

На словах и так и сяк, а на деле никак.

Некоторые люди очень хорошо о каком-либо деле говорят, да при этом ничего не делают.

Вариант 5

На языке мёд, а под языком лёд.

Всё нужно делать вовремя.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Сам натворил беду, сам и ищи выход из неё.

Дорога ложка к обеду.

Двуличный человек говорит о ком-либо хорошо, а думает при этом плохо.

НАЧАЛО ЗДЕСЬ. А ГДЕ КОНЕЦ?

Цель: развитие внимания, мышления, речи. Описание. Каждая пара (группа) детей получает распечатку карточки. Требуется соединить стрелками начало пословицы (левый столбик) с её концом (правый столбик).

Читайте также: