Пословица к сказке варежка
Обновлено: 07.11.2024
1) формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка», о народной и литературной сказке;
2) развитие процессов мышления, памяти, внимания, навыка чтения; умения контроля оценки и самооценки своей деятельности;
3) воспитание самостоятельности, организованности; воспитание любви к чтению и сказкам.
Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактический материал:
Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1класс.
Раздаточный материал: Карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», карточки “Составь пословицы”.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, маски героев сказки «Рукавичка», ширма.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как прошли ваши выходные дни?
Повторение изученного материала.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок») На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок»
-Чему учат нас сказки?(дружбе, взаимопомощи…)
- Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин)
Вывод. Это сказка авторская.
-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)
Речевая разминка
- Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)
На экран проецируется фото книги «Рукавичка»
На доске появляются карточки:
СКАЗКИ
АВТОРСКАЯ НАРОДНАЯ
— Тогда отгадайте новые загадки, которые я для вас приготовила.
Как-то раз в лесу густом Вырос домик под. (кустом). Рада мышка-поскребушка. И зеленая. (лягушка). Рад и побегайчик, Длинноухий. (зайчик). Ничего, что ростом мал Меховой домишко, - И кабан туда попал, И лиса, и. (мишка). Всем хватило места в нем. Вот какой чудесный. (дом).
Дзинь-ля-ля — поет синичка! Это сказка. («Рукавичка»).
а) Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.38.
-Прочитайте название сказки.
Дети: Рукавичка.
Есть ли автор у данной сказки?
-Как называется такая сказка? (народная)
-Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
На экран проецируется:
Рука-вица
Рука-вичка
II I . Изучение нового материала .
-Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»
П одготовительная работа перед чтением.
ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ.
На экран проецируется:
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
2. Чтение сказки учителем.
-Внимательно следите за чтением, отмечая различия в сказках карандашом.
Физминутка «Волшебная рукавчика»
- Скажите имя и свое качество, держа в руках рукавичку.
3. Беседа .
-Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?
( ответы детей)
-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)
4.Работа над сравнением сказок.
Работа в парах сменного состава. «Вертушка» (Дети встают в два круга-внешний и внутренний- лицом друг к другу. По сигналу учителя делают шаг вправо и работают в новой паре.)
-Прочитаем слова на карточках из сказок.
Мышка-норушка
мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка
лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе увёртыш
зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка
Лисичка- сестричка
Волчок-серый бочок
Волчок-серый бочок
Медведь-люблю реветь
Кабан-клыкан
Медведюшка-батюшка
5. Работа в кругу. (Дети встают в круг)
- Что за слова вы читали на карточках? (Герои из сказки «Теремок» и « Рукавичка»)
6. Работа с доской.
-Поставьте карточки-пары с главными героями сказок на свои места.
(На доске заготовка:
Теремок Рукавичка
1.
2. ( и т. д.)
(Дети выставляют на доске карточки)
7.Самопроверка с презентации. На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика «Теремок» и «Рукавичка»)
Мышка-норушка
мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка
лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе увёртыш
зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка
Лисичка- сестричка
Волчок-серый бочок
Волчок-серый бочок
Медведь-люблю реветь
Кабан-клыкан
Медведюшка-батюшка
Театрализация сказки.
- А сейчас мы попробуем побывать в роли актеров.
Распределение ролей к инсценировке сказки «Рукавичка»
(Дети выбирают себе роли, получают маски героев и готовятся к инсценировке)
Вторичное чтение сказки учащимися с целью подготовки своей роли. (4-5 минут)
5.Инсценировка сказки.
-Подумайте над своим выходом. Постарайтесь изобразить характерные движения своего героя.
-Выберем ученика, который будет читать слова автора. (или учитель)
(Учитель включает музыкальные отрывки, характерные героям и дети под музыку выходят на сцену. Оставшиеся дети изображают лес, подымая руки вверх, когда «герой» проходит по импровизированному лесу).
Оценивание выступления, обмен впечатлениями.
— Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике (№ 3).
(Работа в парах (№ 4).)
6.Работа с пословицами. Игра «Найди пару»
(Даны разрезанные пословицы:
Не учись разрушать, (а учись строить.)
Сила сломит всё, (а ум- силу.)
В тесноте, (да не в обиде.)
4) Согласие (крепче каменных стен)
7.Обсудите в паре смысл пословиц.
- Какая пословица подходит к нашей сказке?
IV. Итог урока. Рефлексия. На экран проецируется:
На уроке я узнал…
Я запомнил …
Мне понравилось…
Похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
3. Сравни сказки: русскую народную «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются?
Варианты:
2) Главные герои;
3) Содержание сказки;
Ответы:
Указанные сказки называются по-разному.
Но у них действующие герои почти совпадают.
Только в «Рукавичке» есть ещё дед, собачка и кабан.
А также есть разница в прозвищах некоторых зверей: в «Рукавичке» мышка — поскребушка, а в «Теремке» – мышка — норушка; в «Рукавичке» лягушка — попрыгушка, а в «Теремке» она квакушка; в «Рукавичке» медведюшка — батюшка, а в «Теремке» он медведь косолапый.
Герои сказки «Теремок» с радостью принимали новых гостей, а герои «Рукавички» со временем были недовольны новым жителям, потому что им становилось тесно.
Сказка «Теремок» закончилась тем, что звери после разрушения теремка построили себе новый.
А герои «Рукавички» просто разбежались, их дальнейшую судьбу мы не знаем.
Следующая пословица
2. Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку.
Вопросы:
1) Как начинается сказка?
2) Кто за кем появляется в сказке?
3) Кто был последним?
4) Пустили медведя звери в рукавичку?
5) Кто испугал зверей?
Ответы:
Сказка начинается с рассказа, как дед потерял рукавичку.
Сначала мы знакомимся с дедом и его собакой, затем идут мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь.
Последним в рукавичку влез медведюшка — батюшка.
Да, животные пустили в рукавичку и медведя.
Тогда им стало очень тесно.
Казалось, что рукавичка разорвётся.
Испугала и разогнала зверей из рукавички собака.
4. Обсудите с другом смысл пословиц. Придумайте небольшой рассказ на тему одной из пословиц.
Смысл пословицы «Не учись разрушать, а учись строить» — чтоб что-то разрушить много ума не требуется, а вот создать – может не каждый.
Этому и нужно учиться.
Смысл пословицы «Сила сломит всё, а ум – силу»:
1) Силой можно сделать многое, но даже она слаба перед разумом;
2) Благодаря знаниям можно сделать то, на что неспособны даже самые сильные;
3) Сила рук может покинуть с годами, а сила разума остаётся с нами навсегда.
Рассказ по пословице: «Сила сломит всё, а ум – силу» для 1 класса
Мальчик Коля был самым сильным, быстрым и шустрым в классе.
А Миша был слабеньким, но очень умным.
Коля смеялся над Мишей, говоря, что с такой физической формой он никогда не станет известным.
Прошли года, мальчики окончили школу, и через 10 лет одноклассники собрались на встрече выпускников.
Каждый вкратце рассказал о своей жизни.
Оказывается, после школы Коля никуда не поступил.
Он посещал спортивные секции, занимался футболом.
Но на серьёзные соревнования без надлежащего образования Колю не брали.
Ему пришлось уехать в село и работать на поле.
Миша так и остался хрупкого телосложения, но при этом его судьба сложилась значительно лучше.
Он окончил университет, устроился на престижную работу и теперь он уже заместитель директора.
В планах у Миши – открыть собственное дело.
А также у него есть жена и маленькая дочь.
Он счастлив и не собирается останавливаться на достигнутом.
И пусть Коля может силой победить Мишу, но зато ум Миши он победить не сможет никогда.
Следующая пословица
Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»
Число страниц: 4
Главные герои: дед, собака, лесные звери.
Характеристика главных героев:
Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.
Собака — Громкоголосая.
Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.
Всем хочется домашнего тепла и уюта.
Краткое содержание сказки «Рукавичка»
Потерял дед в лесу свою рукавичку.
Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.
Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.
Стали они жить втроём.
Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.
Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.
И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.
Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.
План сказки:
- Потеря.
- Первые жильцы.
- Новые жильцы.
- Медведь на крыше.
- Дед с собакой.
Основная мысль сказки «Рукавичка»
Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.
Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.
Чему учит сказка
Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.
Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.
Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.
Учит не брать чужое.
Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.
И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.
Вот и старик не знал цены рукавичке.
А для зверей она оказалась хорошим домом.
Это интересная и весёлая сказка.
В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.
Мне понравились звери, потому что они были дружными.
Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.
И вместе им было весело.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.
Пословицы к произведению:
- В тесноте, да не в обиде.
- Лучше своё отдать, чем чужое взять.
- На чужой каравай рот не разевай.
- Вместе — тесно, врозь — тошно.
- Вместе мокли, вместе сохли.
Словарь неизвестных слов
Незнакомых слов нет.
Отрывок, поразивший больше всего:
А тем временем дед хватился — нет рукавички.
Он тогда вернулся искать её.
А собачка вперёд побежала.
Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.
Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.
Следующая пословица
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читайте также: