Чистота залог здоровья смысл пословицы

Обновлено: 07.07.2024

Каждому известно, что «Чистота – залог здоровья». И это выражение имеет очень актуальное значение в наши дни, когда весь мир борется с короновирусной инфекцией (COVID-19).

Начнём с такого понятия как гигиена. Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияний условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Защита от болезней требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться. Но если соблюдать элементарные правила личной гигиены, то можно до максимума снизить риски заражения. И перед педагогом встает задача по обучению этим правилам воспитанников, а иногда и родителей.

Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения детьми не обходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены, насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали пример ребенку и сами всегда их соблюдали.

Для обучения правилам личной гигиены можно использовать различные игры, потешки, стихотворения. Представляю несколько примеров стихотворений и игр.

Следующая пословица

Это означает то что если в комнате (квартире, на рабочем столе) будет чисто то тебе будет приятно, комфортно работать (жить) , также грязь, пыль и. т. д. являются началом многих болезней. Такчто соблюдай чистоту!

Смысл здесь ясен и понятен: если не будешь ухаживать за собой, то будешь постоянно болеть, будут всякие уржные болезни и это очень серьёзно, а если будешь ухаживать за собой, то и здоровье будет легче и вид будет получше.

Следующая пословица

Поговорка, которая была очень популярной во времена СССР, призывающая к чистоте и личной гигиене.

Видимо идея выражения взята у древнегреческого врача Гиппократа, который в свое время сказал — "не болеют там, где чисто".

Во времена СССР было много агитационных плакатов с лозунгом "Чистота — залог здоровья"

Видимо выражение в этом виде появилось в середине 20 века. В сборниках русских пословиц не упоминается.

Мытье медного всадника в Санкт-Петербурге

Мытье медного всадника в Санкт-Петербурге

Следующая пословица

Цель: продолжить формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;

• Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;

• Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;

• Воспитывать привычку следить за чистотой рук, тела, опрятностью одежды, прически, за порядком в доме, квартире.

• иллюстрированный материал по теме;

демонстрационный материал: мыло, шампунь, полотенце, расческа, зубная паста, гель для душа, зубная щетка, крем, краска, клей.

Ход беседы:

Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие ребята.

Ребята, обратите внимание на предметы, которые лежат на столе, попробуйте догадаться, о чем сегодня будет идти разговор. (ответ детей)

- Вы правы, сегодня мы будем говорить с вами о чистоте, о том, как заботится о своем теле т. е. о гигиене. Как вы понимаете такое сложное и непонятное слово “гигиена”? (ответы детей)

- Правильно, если объединить все ваши ответы, то получается, что личная гигиена – это то, что мы с вами делаем каждый день, чтобы наше тело было чистым.

- Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? (ответы детей)

- Правильно,ведь не даром говорят: «Чистота-залог здоровья». Это означает, что если человек чист и опрятен, он соблюдает одно из важнейших правил, позволяющих быть здоровым.

Представьте себе неопрятно одетого мальчика Петю. Он редко моет руки, не стрижет ногти. Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? (ответы детей)

- Вы понимаете, что грязные, неопрятные, неряшливые люди неприятны всем. А на руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут стать причиной разных болезней. Эти болезни еще называют «болезнями грязных рук». Например, когда вы трогаете кошку или собаку, на руки попадают невидимые глазу яйца глистов. Если после этого не помыть руки, то паразиты вместе с едой могут попасть в ваш желудок и вызвать заболевание гельминтоз.

Давайте вспомним все случаи,когда нужно мыть руки:

• мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после еды, после посещения туалета, после прогулки, после общения с животными;

следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами. Ногти должны быть короткими и закругленными, а главное под ногтями не должно быть грязи, для этого стоит вычищать ее с помощью щеточки и мыла.

- Послушайте стихотворение и еще раз убедитесь в том, что руки надо мыть очень часто.

Не видали разве

На руках грязь вы?

А в грязи живет зараза,

Незаметная для глаза.

Если руки не помыв,

Пообедать сели мы,

Вся зараза эта вот

К нам отправится в живот.

Грязные руки грозят бедой.

Чтоб хворь тебя не сломила,

Будь культурен перед едой-

- Ребята, только ли руки должны быть чистыми? Что еще нужно мыть? (ответы детей)

- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Сегодня мы с вами поговорим о гигиене тела человека. А сейчас, ребята, отгадайте загадку.

Вместе с мылом и водой

Я слежу за чистотой,

Пены для меня не жалко

- Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем моется человек? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Человек моется для того, что бы быть чистым, чтоб от него не было запаха. Человек моет все тело, а так же отдельно лицо, руки, ноги…

- Ребята, выбери те вещи, которые помогают ухаживать за кожей.

(На столе разложены - мыло, шампунь, мочалка, полотенце, гель для душа, краски, клей и др).

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! (приседания, с вытягиванием рук перед собой)

И водою обливаться, раз – два – раз – два! (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

Не забудем растереться, раз – два – раз – два! (имитация растирания полотенцем)

- Ребята, я думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда тоже должна быть чистой и опрятной. Давайте посмотрим на картинки и сравним их. (дети рассматривают картинки мальчика «чистюли» и «неряхи»)

-С кем бы вы хотели познакомиться, а с кем нет? Почему? (ответы детей)

-Давайте поговорим о чистоте дома. Расскажите, как вы убираете свою комнату? (ответы детей)

- Правильно, вытираете пыль влажной тряпочкой, аккуратно расставляете игрушки, книги, взрослые чистят пылесосом ковер и мягкую мебель.

-А зачем мы это делаем?

-Верно, чтобы удалить частички пыли, грязи. Ведь домашняя пыль очень вредная,она может вызвать аллергию: чихание, насморк, покраснение глаз. А лучше во время уборки еще и проветривать комнату!

Соблюдать чистоту, делать уборку нужно не раз в неделю, а каждый день!

- Назовите предметы, которые помогают нам делать уборку в доме (ответы детей)

Итог беседы

Воспитатель:- Ребята, скажите, о чем мы с вами сегодня беседовали? Что вы узнали нового? А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Скажем «нет» грязным рукам».

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Чистота — залог здоровья»

Публикации по теме:

«Чистота — залог здоровья». Наш хозяйственно-бытовой труд

«Чистота — залог здоровья». Наш хозяйственно-бытовой труд Каждую пятницу мы в группе проводим с ребятами генеральную уборку. Распределяем рабочие места, одеваем фартуки, разбираем ведерки, тазики,.

9 апреля — День чистоты на МAAM. Конспект ООД для детей в подготовительной к школе группе «Чистота — залог здоровья!» Тема «Чистота — залог здоровья!»Задачи: - Познакомить детей со строением кожи. - Закрепить у детей гигиенические знания и навыки. - Содействовать.

Читайте также: