Роль масштаба здания в выражении его назначения

Обновлено: 21.11.2024

В широком значении масштаб – это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной.

В своём первоначальном смысле понятие масштаб обозначает отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности. Масштаб может быть выражен в числах (численный масштаб) или в отрезках прямой определённых размеров (линейный масштаб). Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей, карт, планов. В данном случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.

Понятие «архитектурный масштаб» включает прежде всего представления человека о величинном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства – контекст , в котором существует здание или другой архитектурный объект.

Понятие масштабности является одной из центральных категорий архитектурной композиции, важной качественной характеристикой архитектурной среды.

Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нём, ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное ему. Антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры являются основными при определении физической величины сооружения – будь то стул или здание.

11.2 Связи и обусловленность архитектурного масштаба

При изучении архитектурного масштаба мы сталкиваемся с рядом понятий, суть которых сводится к следующему:

1. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства и конструкцией сооружения.

2. Масштаб определяется системой членения объёма, соотношением частей и целого.

3. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающим пространством, будь то архитектурный ансамбль или природный пейзаж.

4. Мерой масштаба в архитектуре выступает человек.

Согласованность названных характеристик, сведение их в единую систему определяют собой масштабный строй сооружения.

Масштаб имеет широкую шкалу градаций – от мелкого до крупного.

Неразрывно связанный с функцией сооружения, масштаб задаётся в процессе проектирования здания. Обдумывая определённую функцию, архитектор уже в первых набросках плана должен образно представить себе формируемый объём сооружения, его основные членения, масштаб.

Абрисы здания определяют и характер внутреннего пространства и в итоге – масштаб сооружений. Можно сказать, что функция в известной мере задаёт тенденцию развития архитектурного масштаба.

В общественных зданиях, как правило, помещения значительно крупнее, чем в жилых домах. Зрелищные здания, например, имеют большие пролёты, крупные пространства зрительных залов, а жилой дом состоит из сравнительно однородных ячеек – квартир. Кроме того, внутреннее пространство общественных зданий крупно не только по абсолютной величине, но и по отношению к общим размерам здания. Всё это накладывает соответствующий отпечаток на структуру здания, на соотношение его частей и целого. Общественным зданиям присущ поэтому крупный масштаб, а жилым соответствует масштаб более мелкий, хотя абсолютные их размеры часто имеют обратную тенденцию роста.

Внутреннее пространство зданий также обладает своим масштабом. Как правило, он несколько иной, чем масштаб экстерьера. Масштаб интерьера связан с человеком гораздо ближе, чем масштаб экстерьера. Внешний объём здания всегда в какой-то степени отчуждён от человека. Находясь вне здания, человек относительно самостоятелен и независим от воздействия архитектурных форм, в то время как в интерьере он вступает в активное взаимодействие с архитектурой.

Следует заметить и то, что размеры внешнего и внутреннего пространств отнюдь не равнозначны. Последние всегда меньше объёма, заключённого во внешних очертаниях здания, и, кроме того, членятся на отдельные помещения. Естественно, что и членения внешнего объёма, его детали всегда крупнее, чем в интерьере.

Уменьшение размеров далеко не всегда означает уменьшение масштабов, равно как и уменьшение масштаба может быть достигнуто без сокращения абсолютных размеров.

Рисунок 41 – Масштабные коррективы. Различие в восприятии горизонтальных и

вертикальных линий, тёмного и светлого

11.3 Приёмы и средства выражения масштабности

Масштабная выразительность сооружений во многом зависит от знания архитектором законов зрительного восприятия.

Так, форма расчленённая кажется крупнее нерасчленённой, в первую очередь, это относится к горизонтальным членениям. Однако при значительном уменьшении членений и увеличении их числа они перестают влиять на восприятие размера, и форма вновь приобретает первоначальную целостность (рис. 41).

Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей по размерам тёмная. Однородные и одинаково освещенные поверхности, помещённые на тёмном или светлом фоне, также будут выглядеть поразному.

Вертикальные линии и формы кажутся больше равных им по размерам горизонтальных линий и форм, причём иллюзия эта довольно устойчива. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше нерасчленённой формы или формы, расчленённой по горизонтали.

Чувство гармонии и знание законов зрительного восприятия позволяют архитектору трактовкой элементов композиции и отдельных деталей откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении (рис. 42).

Рисунок 42 – Зависимость масштаба от величины членений формы.

Зависимость масштаба от горизонтальных членений формы

Сильно искажает масштабный строй пространства его нерасчленённость, гипертрофированность отдельных деталей и элементов.

Представление о сомасштабности пространства в городе связывается в свою очередь с его величиной и расстояниями между крупными объёмами, что и определяет пространственную структуру среды – основу её сомасштабности и функциональности, а также информативности. Зоны оптимальных расстояний между отдельными крупными элементами городской среды – зданиями или их комплексами – должны формироваться с учётом возможностей и особенностей человеческого восприятия. Например, «городские пространства, размеры которых превышают 130-140 м, кажутся человеку гипертрофированными, так как это максимальное расстояние, когда человек в состоянии различать действия людей», в то время «как городские пространства, размеры которых не превышают 25 м, вызывают ощущение интимности, так как в пределах этого расстояния мы имеем возможность узнавать людей в лицо и различать даже выражение лиц». Примером неудачного решения пространства в городской среде, с точки зрения его масштабности, могут служить некоторые новые жилые районы, в которых контраст между массивом высоких и крупных объёмов – жилых зданий – и значительными по величине пространствами между ними приводит к ощущению немасштабности, неосвоенности пространства в целом и даже вызывает ощущение подавленности.

Природа масштабности архитектурного пространства проявляется в качественном плане. Количественная сторона масштабности среды решается с помощью таких средств, как регулирование величины элементов пространства и расстояний между ними, что относится к композиционному взаимодействию между объёмом и средой, между объёмами и между объёмом и человеком, что особенно важно по отношению к так называемой «контактной зоне», т. е. к пространству, в котором функционирует человек. Контактная зона обладает масштабом, наиболее приближенным к размерам человека, и является как бы последним звеном в масштабном ряду пространства: крупные объёмы и пространства более мелкие и, наконец, совсем большие или, как их иногда называют, «микропространства» контактной зоны. Отсутствие элементов среды, обладающих промежуточной масштабной значимостью, и приводит к общей немасштабности пространства.

11.4 Что же такое масштабность?

Масштабность – это соизмеримость здания с физическими размерами человека. Наиболее остро она выявлена в архитектурных деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры. Ступени лестниц, балюстрады, парапеты и другие ограждения, двери, фурнитура выступают «указателями масштаба», обладающими в нашем восприятии определёнными размерами. Указателями масштаба могут служить также различные конструктивные элементы – размер кирпича или бревна, стеновая панель жилого здания и т. д.«Указатели масштаба» позволяют прочесть как размеры сооружений, так и величину их членений, т. е. приводят все элементы в единую, соизмеримую с человеком систему. Через указатели масштаба могут быть восприняты и эстетически оценены сооружения разных величин с разным масштабным строем – от камерного до монументального. Архитектурный масштаб при наличии постоянных масштабных связей, соответствующих функции и окружению, выступает как неизменная характеристика архитектуры. Но представления о масштабе, о его выразительности претерпевают изменения во времени – в течение господства того или иного стиля, и для каждого человека – в течение его жизни.

Все сложившиеся архитектурные стили выражают масштабные представления, характерные для данного этапа развития архитектуры. Они отмечены определенной соразмерностью частей и целого, устойчивым набором деталей, служащих «указателями масштаба».

Рисунок 43 – Влияние окружающей среды и антропоморфных факторов на представления о масштабе здания

Читайте также: