Актер одного театра выражение

Обновлено: 22.12.2024

Что значит «театральные подмостки»? Это словосочетание довольно часто употребляется в СМИ и литературе. Оно имеет два толкования – в прямом и в переносном смысле. Чаще всего – в переносном. Представляется, что интересным будет рассмотреть две стороны фразы «театральные подмостки» и узнать, какими они были в разные времена.

Что сказано в словаре?

Там рассматривается два толкования существительного «подмостки»:

  1. Возвышение, помост, часть строительных лесов.
  2. Театральный термин, обозначающий сцену, сценический настил.

Таким образом, можно прийти к заключению, что «театральные подмостки» в прямом смысле обозначают как материал, из которого сделана сцена в театре, так и саму сцену.

Сцена – это древнегреческое слово, которое буквально значит «шатер, палатка». Сейчас так называют ключевую часть театрального помещения, место, где происходит основное театральное действие. Она чаще всего располагается непосредственно перед зрительным залом, возвышаясь над ним. Но существуют и театры, где зрители располагаются вокруг сцены, находящейся с ними на одном уровне.

Устройство сцены

В театрах Древней Греции сначала она представляла собой просто шатер, где актеры готовились к выступлениям. А позже превратилась в часть декорации, на которой изображались задние планы. Само действие тогда происходило в орхестре – на круглой, а позже полукруглой площадке, где выступали актеры, хор, некоторые из музыкантов. Затем оно переместилось в проскений – деревянный фасад сцены. Подробнее о древних театральных подмостках будет сказано ниже.

В современном театре, как правило, используют сцены закрытого типа, которые называют «сцена-коробка». Главный ее признак – присутствие замкнутого пространства, которое отделено стеной от зрительного зала. Такая сцена и зал сообщаются друг с другом при помощи отверстия, находящегося в передней стенке сцены.

Архитектурная арка, которая образуется при этом, называется «портал сцены», а пространство, находящееся внутри этой арки, называют «зеркало сцены».

Сценическая площадка по горизонтальному сечению разделяется на три части:

  1. Авансцена – передняя часть.
  2. Сцена – средняя.
  3. Арьерсцена – задняя.

Третья часть обычно примыкает к основной коробке в виде пристройки. В ней хранят декорации и быстро сменяют их при помощи фурок – накатных площадок.

Кроме этого, сцена разделяется на игровую часть, которая лежит в пределах видимости зрителей, и закулисные боковые пространства. По бокам также располагаются пристройки, они называются «карманы», их тоже оборудуют накатными площадками.

Поворотный круг

Он является одним из видов дополнительного оборудования театральных подмостков. Это часть планшета сцены, которая выполнена в форме круга и вращается вокруг центральной оси. Предназначение сценического круга – перемещение исполнителей и декораций по окружности. С его помощью можно быстро сменять объемные декорации, развертывая действие в измененном пространстве, строя динамичные мизансцены. Все это дает возможность усиливать эмоциональное воздействие на зрителей.

Поворотный круг был изобретен в 1758 году драматургом из Японии Намики Седзо для театра «Кабуки». А в 30-х гг. 19 века, опять же в Японии, было разработано устройство, с помощью которого осуществлялось двойное вращение сцены. Это расширило возможности для воплощения пьес.

На европейской сцене поворотный круг впервые применили в 1896 году в г. Мюнхене, в «Резиденц-театре», при постановке оперы «Дон Жуан». Важную роль он играл и в постановках К. С. Станиславского. В наши дни это устройство является необходимым атрибутом сцены в драматическом театре, а в виде сборно-разборной установки его иногда применяют и в опере, и в балете.

В Древней Греции

Все театры в ней разделялись на три основные части:

Как уже говорилось выше, орхестра сначала была местом выступления актеров. Театрон – это места для зрителей, которые располагались наклонно вокруг орхестры. Недалеко от нее находилась скена, она имела переднюю стену – проскений в виде колоннады, изображающей фасад дворца или храма. У скены на обоих концах были боковые пристройки – параскении, в которых хранилось театральное имущество.

Усложнение конструкций

С развитием древнегреческой драматургии потребовалось усложнение театральных конструкций. Стала появляться постановочная техника, скена превратилась в мощные сооружения, сделанные из дерева и используемые, как декорации.

Распространены были эккиклемы – площадки, которые выдвигались на низких колесиках. Их вывозили из центрального прохода скены, показывая публике то, что происходило внутри помещения. Существовали также и эоремы – устройства для поднятия актеров на воздух. Позже они получили такое название, как «механэ» – «машина».

Впоследствии появились расписные декорации, позволявшие превратить проскений в фасад того или иного здания: дворца, храма, дома, палатки царя. Расписанные холсты или доски размещались в проскении между колоннами.

В период, относящийся к 4-1 векам до н. э., греческий театр сильно изменился. Театры по-прежнему строили без крыши, открытыми, но они стали каменными. Поэтому до нашего времени дошло большое количество руин таких «театральных подмостков», фото которых приведено ниже.

Теперь действие пьес происходило не на орхестре, а на проскении, на его плоской крыше. Эта площадка теперь называлась «логейон». Это слово происходит от глагола «лего», что с древнегреческого переводится, как «говорю». В глубину логейон составлял от 2,5 до 3,5 метров. За ним находился второй этаж скены, который имел вид стены с дверями, собственно, перед ней и происходило театральное действо. Таким образом, скена постепенно стала походить на современные театральные подмостки – сцену.

В европейских театрах

Что касается других стран Европы, там вплоть до 16 века не существовало крытых театров. Например, еще в конце 15 века в Англии спектакли разыгрывались на помостах, которые имели навес из соломы лишь в задней части. Они были отделены двумя боковыми колоннами от открытой части сцены. Сам помост был трапециевидным, а основание трапеции было выдвинуто в зал. На ее вершине была маленькая башенка, ее часто использовали, как декорацию.

В Италии театральные постановки были любительскими, они носили характер эпизодических, поэтому стационарных зданий не существовало. Было два вида театра – площадной и придворный. Во втором случае для вельмож в садах строили временную сцену и устраивали для зрителей амфитеатр. С перенесением театра во внутрь дворца в начале 16 века меняется и его архитектура. На сцене стали применять задник, который был разрисован с учетом перспективы, что позволяло распределить декорации на ограниченном пространстве. С этого началась не только применение новой системы декораций, но и новая театральная архитектура. Сцена стала развиваться в глубину, что привело к изобретению переднего занавеса, разделяющего зал и сцену.

В переносном смысле

Выше было рассмотрено употребление изучаемого выражения в его прямом значении. С течением времени оно приобрело и переносное. Ведь слово «театр» тоже можно понимать по-разному:

  • во-первых, как здание, где показывают представления;
  • во-вторых, как род искусства, которое передает с помощью сценических действий актеров, выступающих перед зрителями, художественный замысел.

Если брать второе из указанных значений «театра», то рассматриваемая фраза употребляется в переносном смысле. Например, когда говорят о «приме на театральных подмостках», то имеют в виду не просто ведущую актрису, стоящую на сцене, в смысле сооружения. Скорее всего, рассматривают ее место в театральном искусстве в целом. В переносном смысле выражение употребляется и, когда речь идет о сценарии к «Театральным подмосткам». Сегодня такое название, которое приобрело поэтический флер, нередко дают фестивалям, постановкам, конкурсам.

Читайте также: