Прокомментируйте два высказывания о противостоянии
Обновлено: 21.11.2024
поэт, журналист, переводчик, лауреат многих премий. судьбу твардовского можно назвать типичной для человека советского времени: поэт свято верит в идеалы, провозглашенные большевиками, со временем проходит через разочарование, на себе ощущает безжалостное давление власти, которая доводит до смерти. популярность к твардовскому пришла с выходом поэмы «страна муравия» (1936). всенародную любовь получил автор в года великой отечественной (второй мировой) войны: работая военным репортером, создает «книгу о бойце» – «василий теркин» (1941-1945). тема войны становится ведущей в произведении. смешливый, веселый, сообразительный василий теркин продолжает свою жизнь в поэмах «дом при дороге» (1946) и «теркин на том свете» (1957), но тональность образа становится более трагической, звучит критика в адрес советской бездушной бюрократической системы.
александр трифанович твардовский известен читателю, прежде всего, как автор поэмы «василий теркин», что так полюбилась народу. в знак особой благосклонности к герою, который олицетворяет мужество, простоту, любовь к родине и людям, на добровольные пожертвования граждан в смоленске был поставлен памятник «бессмертному рядовому василию теркину».
твардовского-поэта всегда интересовала судьба своей страны на крутых поворотах и переломах . лирика поэта не отрывается от земли, от судьбы крестьянина-сеяльщика и солдата. о них он, кажется, знает все и может все объяснить.
сложный и противоречивый характер крестьянина никиты моргунко из поэмы «страна муравия». он ищет сказочную страну, где осуществится его жизненный принцип: «земля в длину и ширину – кругом своя». моргунко бы жить не тогда, а сейчас, когда этот принцип возрождается в сознание крестьян-владельцев, которые отвыкли так трудиться, как это понимал герой твардовского.
люди нередко задумываются над тем, из чего состоит чувство родины. у твардовского в этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый», «где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, леса, города. поэту «мила до плача» земля родителей, «что на свете одна», – смоленщина.
в фронтовой лирике поэта особенно выделяется тема героизма, поэтому у него появляется новый жанр – : « о красном флаге», « о товарище», « об отречении». в « о товарище» с суровой правдой рассказано об отступлении, о длинном и трудном пути:
быть может, кто-нибудь иной
расскажет лучше нас,
как горько по земля родной
идти, в ночи таясь…
боль и ненависть к врагу вызывают у бойцов картины разрушенного села:
…стой и гляди! и ты пойдешь
еще быстрей вперед…
один из лучших стихов а. твардовского «я был убит подо ржевом» – своеобразный памятник воинам:
я убит подо ржевом,
в безымянном болоте,
в пятой роте, на левом,
при жестоком налете…
неизвестный солдат, убитый подо ржевом, обращается к тем, кто остался жив:
завещаю в той жизни
вам счастливыми быть
и родимой отчизне
с честью дальше служит.
«стихи эти, – писал а. твардовский, – продиктованные мысленным взором и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы больше всего заполняли душу». это было то неизбежное чувство вины перед павшими, которое жило в сердцах фронтовиков, – всех тех, кто боролся за родину и остался живым.
сегодняшним молодым читателям тяжело воспринимать стихи а. твардовского, так как в них много высокого пафоса, который непривычен для молодых. такие слова, как «честь», «обязанность», «совесть», вышли из словесного быта, а ввести их снова почти невозможно: их нужно ощущать, как ощущал поэт.
когда читаешь поэму «василий теркин», то обращаешь внимание не только на события в главах, но и на лирические отступления, которые названы предельно просто: «от автора», «о себе», «о войне».
Ответ разместил: Гость
ответ: весенним днем в совхозной библиотеке тихо и безлюдно. среди книг да полированных столов стоит на коленках светленькая, курносенькая девчонка-библиотекарша и, раскатав по полу большой лист бумаги, рисует. видно, похожей на себя получается толстая тетка с великой ложкой в руке, девчонка весело хмыкает, а потом, сдвинув брови, старательно пишет под карикатурой стихи:
когда ее просят совхозу —
становится сразу несчастной невмочь.
а только участки делить под картошку —
бежит она первой: «а где моя ложка? »
стукнуло в коридоре, отворилась дверь: это по дороге в хранилище заехал главный агроном — водицы попить. вчерашний смешливый комбайнер васька аверин сегодня серьезен. василий сергеевич напился, утерся широкой ладонью и наклонился над рисунком.
— тетка нашего бабкина? похожа. прихожу сейчас к ней: в субботу картошку перебрать, а — и, передразнивая, василий сергеевич сердитым, напористым голосом заговорил: — нет уж, граждане! будет с меня! у меня и так целых два мужика в совхозе вашем вкалывают!
— верно, верно! так она и шумит! а участок ей лучший подавай, и семена отборные, и лошадь сильную!
— энергичная женщина, — закончил главный. он подумал, выпил еще стакан, крякнул и, уходя, посмотрел в окно: — а вон и ее мужики топают. важные, страсть!
библиотекарша быстро скатала рисунок и поднялась с колен.
вошли миша бабкин и его двоюродный братец павлуня. бабкин приходился племянником своей знаменитой тетке, а тихий павлуня — ее родным сыном. у были лица и пахучие ватники. они сурово сказали «здрасте», пошаркали сапогами о коврик возле порога и выложили на стол книжки: бабкин — солидную, килограмма на два, стопу из серии «жизнь замечательных людей», павлуня — стопку полегче, и всю про любовь.
— уже прочитал? — весело удивилась девчонка, обеими руками поднимая бабкинские тома и недоверчиво покачивая головой.
парень кивнул и насупился.
— еще подобрать? потолще?
— некогда, — ответил коренастый, широкоплечий бабкин. — весна.
— весна, — тихо поддакнул из-за его спины тощий, длинный павлуня. — пахать нам, вкалывать.
девчонка посмотрела на чумазого бабкина, пощурилась и востреньким голоском протянула:
— ой, мамочки, пахарь! а трактор-то у тебя есть?
— а вот увидишь, — слегка улыбнулся бабкин.
— посмотришь, — хмыкнул павлуня и, не удержавшись, похвалился: — нам новый трактор обещан. тот,
— да ладно тебе! — небрежно бросил бабкин, и степенно пошли к двери.
девчонка в спину им вдруг сказала:
— а в газете интересное — братья остановились, и она прошуршала газетой: — слушайте! «совхозная мастерская заполнена в эти дни шумом и грохотом железа. идет ремонт техники. готовятся к работе стальные могучие кони. мы беседуем с опытным седым механизатором иваном петровичем петровым. у него чуть усталые, но умные глаза и золотые руки умельца. «к нам пришла новая техника, — сказал иван петрович, бережно похлопывая желтый новенький трактор. — вот этот красавец предназначен для »
— нет же! — перебил ее павлуня. — он как раз нам предназначен! бабкину!
— да? — девчонка едва удерживалась от смеха.
— да! — твердо сказал бабкин. — до свидания!
библиотекарше в окно видно, как братья свернули за угол, остановились и начали махать руками. потом, оглянувшись на библиотеку, припустились к мастерской.
в мастерской было тихо и холодно, а на дворе вовсю дымилась земля. поэтому слесари распахнули настежь ворота и работали поближе к солнцу и теплу.
во дворе особняком на виду у всех стоял замечательный чистенький трактор апельсинового цвета.
— наш! — сказал бабкин, похлопывая машину по мотору.
павлуня тоже похлопал и тоже сказал:
— скоростной, надежный, — прохаживался бабкин возле своего трактора. — кабина просторная, пыли нет.
— с зеркальцем, — заметил павлуня и почему-то засмущался. — тут только в белом халате, потому — павлуня, как обычно, не дотянул до конца фразу и замолчал, тараща на апельсиновый трактор ласковые синие глаза.
послышались грузные шаги. возле остановился маленький и грязный иван петров. «опытный седой» тракторист сразу полез в кабину и молча начал отвинчивать зеркальце. когда бабкин с одной стороны, а павлуня с другой ухватили его за рукав, «опытный седой» не стал выдираться, а сказал с усмешкой:
— вы что думали, такую машину да соплякам? тут и позаслуженней найдутся. брысь!
бабкин набычился и засопел, стал надвигаться плечом.
— тише, тише, теткин племянник! — остановил его иван петров. — ты лучше погляди, что возле конторы вывешено!
и принялся за дело: вытащил новенькие серебряные гаечные ключи, запрятал их в свой шкафчик. туда же, под телогрейку, запихал апельсиновое ведерко, аптечку, а зеркальце, поцарапав масленым ногтем, протянул павлуне:
— возьми, кавалер, пригодится!
бабкин повернулся и побежал к директору. павлуня постоял, подумал, потом бросился вдогонку за братом.
Читайте также: