Жестокость в библии цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Если простой обыватель возьмет в руки Библию и начнет ее читать с самого начала, то придет в некое недоумение от описываемых событий. А, все потому что Священное Писание состоит из нескольких книг, и у каждой из них свое предназначение. Так, в Ветхом Завете описываются события до прихода Христа, а в Новом - после. И именно ветхозаветные тексты полны описания небывалой жестокости.

Что же, давайте разбираться во всем по-порядку.

Примеры "жестокости Библии", которые чаще всего смущают неискушенных читателей

Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака.

Этот сюжет может удивить любого современного родителя. Напомним, о чем речь: в 22-ой главе книги Бытие мы читаем, что Господь велел Своему верному рабу Аврааму принести в жертву. собственного сына Исаака. Авраам не ослушался Бога. Он покорно взял своего сына, приготовил жертвенник и уже занес было руку с ножом, как Ангел Господень велел не совершать убийства:

" . не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня".
Бытие 22

Многие скажут, что это жестоко. И мало кто способен сегодня НАСТОЛЬКО довериться Богу, чтобы безоговорочно пойти на такое. Но, Авраам был праведником и его вера была безгранична. Именно поэтому он получил благословение для всей своей семьи и для будущих поколений. И, как мы знаем, сам Авраам подобную "проверку" вовсе не считал жестокой. Соответственно, в подобных библейских сюжетах понятие жестокости все-таки очень субъективно.

Бог часто повелевает истребить целые народы, не щадя женщин и детей.

Такие призывы Бога нередко можно увидеть на страницах Ветхого завета. Но, к сожалению, как показала практика, если в воинственном народе оставался хотя бы один выживший, он позднее был способен на очень коварную месть. Поэтому, чтобы не быть в порабощении у язычников, которые отличались особой разнузданностью и испорченностью, Божий народ был вынужден сражаться до конца, не щадя никого.

Многие Божии угодниками по сути были убийцами

А, вы знали, что Моисей был убийцей? Да, да, тот самый Моисей, которому Бог передал скрижали с десятью заповедями! Тот самый Моисей, который вывел Божий народ из плена. В молодости он убил человека, защищая другого.

А еще царь Давид, чьи Псалмы читают многие христиане, собственноручно убил очень многих во время постоянных войн с иноплеменниками. Даже в одном из его Псалмов мы читаем его воззвание к Богу:

"Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие".
Псалтирь 100:7,8

Можно припомнить и сюжет с ветхозаветным пророком Ионой, которого Бог послал проповедовать в Ниневею, где царил полный разврат и грехопадение. Однако жители Ниневеи покаялись и просили Господа пощадить их, не насылая кару, о которой поведал им Иона. Творец помиловал их, а вот Божий пророк остался недоволен:

"Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить".
Иона 4:1-3

Все это очень просто объясняется. Дело в том, что ветхозаветное человечество настолько деградировало после грехопадения Адама и Евы, настолько утратило в себе образ Бога, что даже праведники выглядели, прямо скажем, не всегда положительно. Авторы Библии не ставили перед собой задачу приукрасить какие-либо события из истории человечества. Они описывали все как есть. Именно поэтому в Священном Писании мы находим столько жестокости, а поведение людей вызывает у нас недоумение.

В то же время, после прихода Иисуса Христа открывается новая веха в Библии, и мы уже читаем, что люди преобразились. Они стали более похожи на нас с вами сегодняшних. Христос преобразил ветхого человека. Понятийный аппарат человека стал другим.

Кстати, многие рекомендуют изучать Священное Писание именно с Нового Завета, поскольку Ветхий может отпугнуть неподготовленного читателя своей жестокостью.

Следующая цитата

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Следующая цитата

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя – и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

В Ветхом Завете – в Пятикнижии и книге Иисуса Навина – можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» ( Втор 20:16–18 ).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа – это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета – это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется – не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина – это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, – говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). – Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете – то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» ( 2Пар 28:3 ).

«Проводить [детей] через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» ( Иер 32:35 ).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс 105:37,38 ).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор 6:14 ).

Просто мы – в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина – можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки – Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали – Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос – и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» ( 4Цар 3:26,27 ).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» ( Быт 22:10–13 ).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.

Следующая цитата

Дар Божий. Бог – един­ствен­ный источ­ник и пода­тель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убий­ство?

Не сле­дует путать смерть тела и полное уни­что­же­ние чело­века. Физи­че­ская смерть – лишь вре­мен­ное раз­лу­че­ние души и тела чело­века до все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых и Страш­ного Суда.

Слово «убий­ство» обычно упо­треб­ля­ется с нега­тив­ным оттен­ком, в зна­че­нии бого­про­тив­ного, насиль­ствен­ного лише­ния кого-либо жизни. В ряде же слу­чаев пре­кра­ще­ние земной жизни бывает попу­щено Богом в благих про­мыс­ли­тель­ных целях для пре­се­че­ния зла (все­мир­ный потоп, уни­что­же­ние Содома и Гоморры).

Почему убий­ство чело­века чело­ве­ком явля­ется грехом?

Одна из запо­ве­дей Бога – не убий.

Исполь­зо­ван­ный в ней глагол «רְצָח» «уби­вать» обо­зна­чает без­нрав­ствен­ное пред­на­ме­рен­ное убий­ство, в отли­чие от любого вообще убий­ства в резуль­тате несчаст­ного случая, в целях само­обо­роны, во время войны или по реше­нию суда (ана­ло­гично в англий­ском языке — kill — любое убий­ство и murder — неза­кон­ное). Так как сама Библия пред­пи­сы­вает смерт­ную казнь по реше­нию суда (в более чем 30 слу­чаях), этот глагол не может озна­чать убий­ство вообще, при любых обсто­я­тель­ствах. Т.е. водо­раз­дел – мотив убий­ства, его цель.

Т.о. шестой запо­ве­дью Бог запре­щает лишать жизни других людей, руко­вод­ству­ясь лич­ными моти­вами по злому или корыст­ному умыслу и уби­вать самого себя от отча­я­ния.

Почему Бог вправе уби­вать, а чело­век, будучи обра­зом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Все­б­ла­гим и Пре­муд­рым, всегда дей­ствует из побуж­де­ний добра. Его дей­ствия в отно­ше­нии людей всегда соиз­ме­ря­ются с нрав­ствен­ной поль­зой. Здесь мы должны пора­жаться не Его суро­во­сти, а Его дол­го­тер­пе­нию.

Бог иногда вынуж­ден дей­ство­вать как хирург, — ампу­ти­ро­вать зара­жён­ное место, чтобы инфек­ция не пошла дальше.

Что каса­ется чело­века, уби­ва­ю­щего вопреки воле Божьей, лишая ближ­него жизни, он отби­рает то, что ему не при­над­ле­жит. В ряде слу­чаев убий­ства лишают убитых воз­мож­но­сти пока­я­ния, воз­мож­но­сти совер­ше­ния бла­го­де­я­ний в буду­щем, что может отра­зиться на их участи в загроб­ной жизни.

Если мы вла­деем гости­ни­цей, жители одной из комнат кото­рой ведут себя недо­стойно, то разве мы не вправе их высе­лить их, чтобы не пре­вра­тить в ад жизнь их сосе­дей?

В чём состо­яла цель Бога, пове­ле­вав­шего, во Вре­мена Вет­хого Завета, истреб­лять целые народы?

Цель Бога в отно­ше­нии чело­века – при­ве­сти его ко спа­се­нию, осво­бо­див от власти греха. Спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает при­об­ще­ние чело­века к Богу, и, как резуль­тат, насле­до­ва­ние им Цар­ства Небес­ного, вечное бла­жен­ство. Как известно, ко спа­се­нию при­званы все без исклю­че­ния люди.

Когда во вре­мена Вет­хого Завета Бог пове­ле­вал Изра­илю истреб­лять его врагов, помимо про­чего Он имел в виду — помощь еврей­скому народу осу­ществ­лять воз­ло­жен­ную на него миссию — быть хра­ни­те­лем истин­ной веры. Отме­тим, что в среде именно этого народа над­ле­жало родиться Спа­си­телю. Таким обра­зом, миссия Изра­иля, по замыслу Божьему, должна была бла­го­при­ятно отра­зиться на всех наро­дах вообще.

Достойно заме­ча­ния, что пале­стин­ские пле­мена того вре­мени отли­ча­лись край­ним нече­стием (жерт­во­при­но­ше­ния детей, «свя­щен­ная про­сти­ту­ция») и давно пере­пол­нили меру без­за­ко­ний, а значит — были достойны суро­вых Боже­ствен­ных кар (под­черк­нём, что целью Свя­щен­ного Писа­ния не явля­ется подроб­ное опи­са­ние всех мер­зо­стей язы­че­ских наро­дов, обсто­я­тель­ное рас­кры­тие, насколько они рас­че­ло­ве­чи­лись, насколько зве­ро­по­доб­ным был образ их повсе­днев­ной жизни; но если бы это было опи­сано детально, сомне­ний, что эти люди заслу­женно пре­тер­пели нака­за­ние, было бы меньше).

Можно не заме­чать так­тику, но, оче­видно, что стра­те­ги­че­ски дей­ствия Творца всегда при­во­дят ко благу. Напри­мер, можно воз­му­щаться как один чело­век без­жа­лостно резал тело дру­гого, а можно обра­тить вни­ма­ние на выздо­ро­вев­шего чело­века, кото­рому сде­лали опе­ра­цию по уда­ле­нию зло­ка­че­ствен­ной опу­холи.

Можно ли счи­тать, что мас­со­вое истреб­ле­ние пале­стин­ских або­ри­ге­нов ока­зало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь чело­века огра­ни­чи­ва­лась пре­де­лами зем­ного бытия, такой вопрос казался бы осно­ва­тель­ным. Однако, жизнь про­дол­жа­ется и за гробом; загроб­ная же участь каж­дого чело­века зави­сит от сте­пени его личной гре­хов­но­сти (или пра­вед­но­сти).

Мы смот­рим на исто­рию через призму хри­сти­ан­ства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмот­рели на исто­рию через призму тех рели­гий, с кото­рыми вели войны изра­иль­тяне, то не счи­тали бы про­ис­хо­дя­щее ненор­маль­ным для чело­века.

Убий­ства нече­стив­цев, совер­шав­ши­еся по бла­го­сло­ве­нию Божьему, не поз­во­лили им впасть в ещё боль­шие без­за­ко­ния.

Многим, чита­ю­щим вет­хо­за­вет­ное повест­во­ва­ние об убий­ствах, ста­но­вится не по себе. Повто­рим, что духов­ное зло зна­чи­тельно пагуб­нее, чем физи­че­ское, ведь оно лишает чело­века сча­стья в веч­но­сти (в наше время уби­вают тер­ро­ри­стов, и «никто» против этого не воз­му­ща­ется; духов­ный же тер­ро­ризм, гро­зя­щий веч­ными муками как самим тер­ро­ри­стам, так и тем, кого они ото­рвут от обще­ния с Богом, зна­чи­тельно страш­нее).

Суще­ство­вало ли в то время поня­тие личной ответ­ствен­но­сти?

Поня­тие инди­ви­ду­аль­ной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти было свой­ственно даже пер­вому чело­веку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испы­тали на себе горечь ответ­ствен­но­сти за грех.

Во вре­мена Моисея поня­тие личной ответ­ствен­но­сти было про­пи­сано в Синай­ском законе. Что каса­ется пред­ста­ви­те­лей язы­че­ских племен, насе­ляв­ших тогда Пале­стину, идея личной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти часто засло­ня­лась идей кол­лек­тив­ной, пле­мен­ной. Чело­век живо ощущал себя членом общины. В своих нрав­ствен­ных (без­нрав­ствен­ных) дей­ствиях и поступ­ках он ста­рался не выхо­дить за рамки общепле­мен­ных норм пове­де­ния и морали. Многие грехи, прак­ти­ко­вав­ши­еся внутри тех или иных племен, носили не част­ный, а мас­со­вый харак­тер. Поэтому про­кля­тие, павшее на хана­неев, в виду их чудо­вищ­ных зло­де­я­ний, пало на целые пле­мена (заме­тим, что сами язы­че­ские кодексы под­ра­зу­ме­вали умест­ность кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти; так, Вави­лон­ский кодекс Хам­му­рапи пред­пи­сы­вает: если стро­и­тель так плохо построил дом, что тот рухнул и похо­ро­нил под облом­ками семью заказ­чика, то убить сле­дует – не стро­и­теля, а его семью).

Почему Бог не щадил и мла­ден­цев?

Бог стирал с лица земли те народы, кото­рые были духовно мертвы. Несколько допол­ни­тель­ных лет без­за­ко­ний только бы ухуд­шили нрав­ствен­ное состо­я­ние этих людей. Кем через пару десят­ков лет стали бы убитые мла­денцы? Такими же без­за­кон­ни­ками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были мла­ден­цами.

Нака­зы­вал ли Бог избран­ный народ Изра­иля?

По отно­ше­нию к хана­неям изра­иль­тяне высту­пили как «бич Божий» – позд­нее другие народы (асси­рийцы, вави­ло­няне) сыг­рали такую же роль по отно­ше­нию к отсту­пив­шему от Бога Изра­илю.

Насколько мы можем судить, дало ли уни­что­же­ние язы­че­ских племён ожи­да­е­мые плоды?

Если бы не дало, то хри­сти­ан­ство не стало бы миро­вой рели­гией, а оста­лось уделом одного народа. Про­мысл Божий во вре­мена Вет­хого Завета был направ­лен на под­го­товку чело­ве­че­ства к При­ше­ствию Спа­си­теля. Пер­во­быт­ным язы­че­ским пле­ме­нам был неве­дом гума­низм, однако ко вре­мени При­ше­ствия Мессии ситу­а­ция в мире изме­ни­лась. Как известно, Цер­ковь первых веков при­росла мно­же­ством (бывших) языч­ни­ков.

Люди, кри­ти­ку­ю­щие Библию, часто впа­дают в про­ти­во­ре­чие — сна­чала видят зло­дей­ства (те же чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния) и воз­му­ща­ются “как же Гос­подь это допу­стил!”. Потом, когда читают о пре­се­че­нии зла на корню, опять воз­му­ща­ются: “Как жестоко обо­шлись с бед­ными хана­не­ями!”.

Жесто­ко­сти Вет­хого Завета по отно­ше­нию к жите­лям поко­ря­е­мого евре­ями Хана­ана, кон­чено же, кажутся ужа­са­ю­щими. Но сам факт того, что у широ­кой чита­тель­ской ауди­то­рии созда­ется именно такое впе­чат­ле­ние, сви­де­тель­ствует о том, что край­няя мера воз­дей­ствия на рас­че­ло­ве­чив­ши­еся народы возы­мела своё дей­ствие. Ведь для многих вет­хо­за­вет­ных людей войны и убий­ства счи­та­лись нормой, само собой разу­ме­ю­щимся.

Читайте также: