Жестокость в библии цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Если простой обыватель возьмет в руки Библию и начнет ее читать с самого начала, то придет в некое недоумение от описываемых событий. А, все потому что Священное Писание состоит из нескольких книг, и у каждой из них свое предназначение. Так, в Ветхом Завете описываются события до прихода Христа, а в Новом - после. И именно ветхозаветные тексты полны описания небывалой жестокости.
Что же, давайте разбираться во всем по-порядку.
Примеры "жестокости Библии", которые чаще всего смущают неискушенных читателей
Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака.
Этот сюжет может удивить любого современного родителя. Напомним, о чем речь: в 22-ой главе книги Бытие мы читаем, что Господь велел Своему верному рабу Аврааму принести в жертву. собственного сына Исаака. Авраам не ослушался Бога. Он покорно взял своего сына, приготовил жертвенник и уже занес было руку с ножом, как Ангел Господень велел не совершать убийства:
" . не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня".
Бытие 22
Многие скажут, что это жестоко. И мало кто способен сегодня НАСТОЛЬКО довериться Богу, чтобы безоговорочно пойти на такое. Но, Авраам был праведником и его вера была безгранична. Именно поэтому он получил благословение для всей своей семьи и для будущих поколений. И, как мы знаем, сам Авраам подобную "проверку" вовсе не считал жестокой. Соответственно, в подобных библейских сюжетах понятие жестокости все-таки очень субъективно.
Бог часто повелевает истребить целые народы, не щадя женщин и детей.
Такие призывы Бога нередко можно увидеть на страницах Ветхого завета. Но, к сожалению, как показала практика, если в воинственном народе оставался хотя бы один выживший, он позднее был способен на очень коварную месть. Поэтому, чтобы не быть в порабощении у язычников, которые отличались особой разнузданностью и испорченностью, Божий народ был вынужден сражаться до конца, не щадя никого.
Многие Божии угодниками по сути были убийцами
А, вы знали, что Моисей был убийцей? Да, да, тот самый Моисей, которому Бог передал скрижали с десятью заповедями! Тот самый Моисей, который вывел Божий народ из плена. В молодости он убил человека, защищая другого.
А еще царь Давид, чьи Псалмы читают многие христиане, собственноручно убил очень многих во время постоянных войн с иноплеменниками. Даже в одном из его Псалмов мы читаем его воззвание к Богу:
"Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие".
Псалтирь 100:7,8
Можно припомнить и сюжет с ветхозаветным пророком Ионой, которого Бог послал проповедовать в Ниневею, где царил полный разврат и грехопадение. Однако жители Ниневеи покаялись и просили Господа пощадить их, не насылая кару, о которой поведал им Иона. Творец помиловал их, а вот Божий пророк остался недоволен:
"Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить".
Иона 4:1-3
Все это очень просто объясняется. Дело в том, что ветхозаветное человечество настолько деградировало после грехопадения Адама и Евы, настолько утратило в себе образ Бога, что даже праведники выглядели, прямо скажем, не всегда положительно. Авторы Библии не ставили перед собой задачу приукрасить какие-либо события из истории человечества. Они описывали все как есть. Именно поэтому в Священном Писании мы находим столько жестокости, а поведение людей вызывает у нас недоумение.
В то же время, после прихода Иисуса Христа открывается новая веха в Библии, и мы уже читаем, что люди преобразились. Они стали более похожи на нас с вами сегодняшних. Христос преобразил ветхого человека. Понятийный аппарат человека стал другим.
Кстати, многие рекомендуют изучать Священное Писание именно с Нового Завета, поскольку Ветхий может отпугнуть неподготовленного читателя своей жестокостью.
Следующая цитата
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.
Следующая цитата
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя – и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?
В Ветхом Завете – в Пятикнижии и книге Иисуса Навина – можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» ( Втор 20:16–18 ).
Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа – это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета – это совсем не повод терять веру во Христа.
«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.
Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется – не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина – это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.
Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?
В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, – говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). – Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».
Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.
Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.
Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете – то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.
Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.
Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» ( 2Пар 28:3 ).
«Проводить [детей] через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» ( Иер 32:35 ).
Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Пс 105:37,38 ).
Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.
В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор 6:14 ).
Просто мы – в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина – можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).
Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки – Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?
Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали – Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос – и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.
Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.
Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.
Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» ( 4Цар 3:26,27 ).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» ( Быт 22:10–13 ).
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.
Следующая цитата
Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.
Что есть смерть и убийство?
Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).
Почему убийство человека человеком является грехом?
Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח» «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.
Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?
Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?
В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?
Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).
Существовало ли в то время понятие личной ответственности?
Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).
Почему Бог не щадил и младенцев?
Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.
Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?
По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.
Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?
Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются “как же Господь это допустил!”. Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: “Как жестоко обошлись с бедными хананеями!”.
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.
Читайте также: