Счастье в понимании матрены тимофеевны цитаты
Обновлено: 06.11.2024
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов воплотил судьбу всех русских крестьянских женщин. Множество фольклорных элементов окружают этот образ, героиня проходит все этапы, типичные для замужней женщины, которая живёт в семье мужа и является крепостной крестьянкой. Судьба Матрёны полна бед и несчастий, редкая радость, тёплое человеческое отношение возвращает женщину к жизни и она снова становится весёлой и жизнерадостной, как в молодости.
Жизнь Матрёны до замужества
Внешность Матрёны Тимофеевны
Характеристика Матрёны, её жизненная философия
В нашей статье собраны цитаты Матрёны Тимофеевны, которые характеризуют её образ наиболее ярко. Материал будет полезен при анализе поэмы и написании творческих работ по теме.
Следующая цитата
Вопрос тут в том, что, по-моему, для Матрёны Тимофеевны счастье – в отсутствии несчастья. Лишь бы не было беды большой, а так женская жизнь её (да и вообще, женщин, тем более, крестьянок) тяжела. Постоянная работа, каждый год практически дети рождаются… Конечно, им всё отдаёшь, голодная-холодная. Дел по дому полно, спать некогда. А молодая жена, когда приходит в дом к мужу, как раньше положено было, хуже рабы. А ещё если заступника вдруг нет, то любой норовит обидеть (и начальники, и церковники, и соседи).
Так и было, а то и ещё страшней у Матрёны, хотя её прозвали счастливицей – «губернаторшей». И это даже не ирония! Просто ей, действительно, после долгих мучений повезло. Она бросилась в ноги к настоящей губернаторше с просьбой вернуть мужа, которого незаконно забрали от семьи в армию. И его вернули! С тех пор Матрёна только за эту добрую женщину и молится.
А так она вспоминает, что счастливо жила в юности – у родителей, а как вышла замуж… Она даже за стол не садилась, чтоб у детей кусок не отнимать, а ей свекровь говорила, что, мол, наелась уже и спать спешит. Детей посылать приходилось попрошайничать, за них принимать побои. Жизнь в тяжелом труде и несправедливости такая была, что Матрёна упоминает два пожара и сибирскую язву, которые она пережила, так – вскользь. Особенно страшное потрясение она пережила, когда погиб её первенец - Дёма. Ей родственники мужа сказали идти в поле работать, а младенца оставить со старым дедом их. И дед проспал, как ребёнка загрызли свиньи – ужас. И ещё хуже, когда приехала «полиция», а её стали обвинять в намеренном убийстве. И ещё страшней, когда убитого младенца при ней стал резать патологоанатом, которого она называла «нехристем». Какое уж тут счастье?!
Но кстати, был счастливый момент, когда она молилась под звездным небом, просила помощи у Богоматери.
Но пессимистично Матрёна корит странников, что это глупость – искать счастья у женщин. Она даже приводит легенду, что ключи от того самого женского счастья потеряны Б-гом. Уже и для рабов нашли ключи к счастью, а для женщин – тогда ещё нет. Тут она имеет ввиду, видимо, свободу, ведь счастье – это дело личное, нет универсального ключа для каждого. Но со свободой, конечно, проще найти своё счастье.
Что для Матрены Тимофеевны счастье?
Счастье для каждого оно свое. Каждый имеет свое представление о счастье. И не только для женщин оно одно, а для мужчин оно другое. Нет, даже для каждой женщины или мужчины оно строго индивидуально.
Для того чтобы понять определение счастья, странники в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обошли немало земель и выяснить кто же на Руси счастлив без меры. Да так и не нашли, да оно и не трудно, учитывая те времена отмена крепостного права, боярство, купечество и конечно царство.
Так, будучи проездом в городе Клин. Прослышав о «счастливой губернаторше» решили ее навестить.
Пред ними предстала Корчагина Матрена Тимофеевна во всей своей «красе». Увидев ее семеро странников рассчитывали лицезреть дородную, румяную женщину из высших кругов власти. Ан нет. Матрена Тимофеевна оказалась простой крестьянской женщиной.
И она поведала им каково же оно простое женское счастье.
А оказалось все просто.
Работящий, заботливый и непьющий муж. Здоровые и веселые дети. Это та самая, малая толика которая ей и нужна, а большего и ненадо.
Но тем, ни менее счастливой себя Матрена не считала. Поскольку выйдя замуж, все для нее круто изменилось. Склочная и сварливая свекровь не давала ей прохода, издевалась и корила ее по любому поводу. Она для нее лишний рот. Даже муж не мог ее защитить.
Плюс ко всему череда несчастий настигает семью Матрены, одна за одной. Самое страшное погибает сын. После мужа забирают на войну. Происходят несколько пожаров, совершается самосуд, где защищая своего сына, ее секут розгами.
От всего пережитого, здоровье Матрены Тимофеевны ухудшается, и она для полного «букета счастья» заболевает сибирской язвой.
Так как же счастье-то, которым она славится на всю округу. Выпавшие на ее непростую долю испытания и несчастья Матрена Тимофеевна старается пережить с великим достоинством. Она, не опускала рук ни на минуточку, до последнего борется за свое простое женское счастье, за свою семью. Это говорит о ее стойкости духа присущей русской женщины. Она сумела найти в себе и душевные и физические силы, чтобы сохранить свою семью несмотря ни на что.
По мнению Некрасова, в произведении он четко дает понять на примере Матрены Тимофеевны, что счастливым человеком может считаться только свободный человек. Поэтому он так с особой любовью описывает простого человека, которые, несмотря на свою нелегкую судьбу, противостоят любому рабству.
Сочинение Счастье Матрены Тимофеевны
Они идут по всей стране и ищут человека, которому на Руси жить хорошо. Мимо них проходит немало людей и каждый из них рассказывает свою историю, из которой понятно, что не так уж и хорошо живется на Руси. Тогда в одной из деревень им встречаются женщины, которые советуют сходить к Матрене Тимофеевне, ведь именно по их меркам она счастливая и живет хорошо.
Мужики находят красивую женщину с небольшой проседью в волосах, на вид ей около тридцати осьми. Они затевают разговор с Матреной Тимофеевной и спрашивают на самом ли деле она самая счастливая на Руси. Женщина подумала над вопросом и стала рассказывать путникам свою историю жизни и в чем же все-таки заключается ее счастье.
Она росла в хорошей семье и была счастлива до тех пор, пока не вышла замуж. Семья мужа невзлюбила девушку и заставляла тяжело ее работать. Единственный кто ее защищал, был дед Савелий. Муж был постоянно в командировке и приезжал только зимой. Так она и жила в мучениях, ко всему этому к ней домогался Ситников, и это продолжалось до тех пор, пока он не умер.
Когда родился первенец, Матрена отдала всю себя ребенку, и ее радости не было конца, но случилось несчастье, дед Савелий недосмотрел, и малыша съели свиньи. Матрена долго не могла простить Савелия и не могла забыть своего маленького сына. Вскоре у нее родились еще дети, и она посвятила всю себя им, когда она была беременна третьим ребенком, мужа забирают на войну, и она едет к губернатору, где упрашивает оставить мужа с ней и детьми.
Потом Матрена спасает своего сына от плетей, когда он скармливает чужую овцу волчице. Она берет всю вину на себя за своего сына Федота.
После всех этих событий ее стали в деревне называть счастливой. Сама же Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена. Она борется за свое счастье как волчица и именно поэтому считает, что счастье заключается в любви и понимании. Матрена выстояла все беды, спасла Федота от плетей, а мужа от солдатчины и у нее остались силы дарить им любовь и создавать семейный уют.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, все они любимы и знакомы каждому взрослому человеку. Без сомнения, сказка о царе Салтане является одной из любимых для многих.
А. П. Чехов имел навык писать красочные и небольшие рассказы. Он искусно пускал в ход художественные детали в своих произведениях, чтобы представить читателям все полноту картины так, как видел её сам автор.
События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности
Благодаря выходу в свет трогательной истории о взаимоотношениях двух по-своему влюбленных героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи», читатель имеет возможность познакомиться с яркими образами
Я не люблю времена года, когда сильно жарко или сильно холодно. Лето и зима — это мои самые нелюбимые сезоны. Но как только наступает осень или весна, я стараюсь максимально радоваться тому, что происходит на улице
Следующая цитата
В поисках счастья странники из поэмы Некрасова гуляют по Руси. Все, кого они встречают, воспринимают чувство по-своему. Что для Матрены Тимофеевны счастье? В чем оно женское счастье?
Счастливая из села Клин
Мужики услышали о женщине, которую в народе называют счастливой, «губернаторшей». В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны и людей, прозвавших ее так, решили узнать странники.
Судьба женщины мало чем отличалась от других русских крестьянок. Хорошая жизнь была только в родной семье, с отцом и матерью. Замужество все меняет. Девушка оказывается среди людей, которые видят в ней лишний рот, того, над кем можно издеваться.
Счастье, если муж будет непьющий, да бить не станет ради своего удовольствия и со злости на нищету. Матрена попала в семью, где злая свекровь решала все, но радостным было то, что муж оказался добрым и заботливым. Но не хватало ему смелости и умения защищать любимую женщину. Трудолюбивая девушка научилась терпеть и радоваться маленьким удачам.
Счастье матери
Что для Матрены Тимофеевны счастье? Это дети. Женщина понимает свое предназначение по Божьему закону – в новых жизнях. Ее дети должны быть счастливы. Но судьба крепостной тяжела и горька. Первый ребенок гибнет. Его загрызли свиньи. Такая гибель сама по себе ужасна, но еще страшнее описание действий полиции. Женщину стали обвинять в убийстве ребенке, на глазах у матери малыша начали резать, чтобы определить причину смерти. Сколько горя пережила Матрена, озлобилась на весь свет. Обидела Матрена старика Савелия, проспавшего ребенка. Но страшное потрясение не сделало женщину жестокой на всю жизнь. Горе переросло в сочувствие. Помогла и вера. Матрена молится и просит помощи у Богоматери. Та дарит ей новых детей. Тяжела судьба крепостных женщин на Руси. Они рожают детей, работают не покладая рук, чтобы те были сытыми, защищают их от чужих людей, помогают окрепнуть перед самостоятельной жизнью.
Ключи от счастья
Следующая цитата
Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».
И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.
Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.
Образы счастливых в первоначальном замысле
Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.
Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:
«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»
Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.
Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.
Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».
Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.
Счастье простого народа
Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.
Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…
Женское счастье
В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.
Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.
«Народный заступник»
В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.
Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.
Читайте также: