Ролло мэй о тревоге цитаты
Обновлено: 09.11.2024
Тревога и двадцатый век
Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность!
Герман Гессе. «Степной волк»
Каждый современный человек, если только он внимательно относится к своей жизни, знает — как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, — что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. С 1945 года, с момента изобретения атомной бомбы, проблема тревоги вышла из подполья. Люди осознали свою тревогу, которая связана не только с опасными ситуациями (например, с неконтролируемым применением ядерного оружия или с политическими и экономическими катаклизмами), но и с менее явными, глубинными источниками тревоги внутри нас самих. К последним относятся внутреннее смятение, отчуждение, потеря направления, неуверенность человека, сталкивающегося с противоречивыми ценностями или стандартами поведения. Поэтому нет ни малейшей нужды «доказывать» тот очевидный факт, что в наши дни тревога пронизывает все сферы жизни человека.
Поскольку в современном обществе люди более или менее признают существование скрытых источников тревоги, в этой вводной главе мы постараемся показать, как тревога вышла на поверхность, как она стала явной проблемой во многих самых разных областях современной культуры. Создается впечатление, что к середине двадцатого века тема тревоги заняла центральное место в таких разных областях, как наука и поэзия, религия и политика. За двадцать-тридцать лет до этого общество еще жило как бы в другой эпохе, которую можно назвать «эпохой скрытой тревоги», — я надеюсь продемонстрировать это ниже, — а с середины века началась, по словам Одена и Камю, «эпоха явной тревоги». И с этим феноменом уже нельзя не считаться: тревога из скрытой стала явной, то, что раньше приписывали «настроению», превратилось в насущный вопрос, который необходимо определить и прояснить во что бы то ни стало.
И это относится не только к пониманию эмоциональных и поведенческих расстройств или к их терапии, где тревога стала, выражаясь языком Фрейда, «узловой проблемой». Тема тревоги является центральной и во многих других, самых разных областях — в литературе, социологии, политике и экономике, педагогике, религии и философии. Я хочу проиллюстрировать это примерами; начну с самых общих, а затем перейду к более конкретным областям знаний, где тревога рассматривается как научная проблема.
Если мы попытаемся исследовать тему тревоги в американской литературе, например, двадцатых или тридцатых годов, то встретимся скорее с симптомами тревоги, чем с явной тревогой. Хотя в этот период было создано не слишком много изображений явной, выступающей на первый план тревоги, исследователь найдет в художественной литературе тех лет много признаков скрытой тревоги. Вспомним то явное ощущение одиночества, настроение непрерывного поиска — отчаянного и навязчивого, но всегда обреченного на неудачу, — в книгах Томаса Вульфа. Читая страницы с описаниями тревоги, можно обратить внимание на одну вещь: часто эта тревога вращается вокруг одной темы, символически выраженной в названии книги Вульфа — «Ты уже не вернешься домой». Невротическая тревога рождается из-за того, что герои Вульфа неспособны принять психологический смысл невозможности снова вернуться домой, то есть принять свою психологическую автономию. Образы из романов Вульфа (поскольку писатели в символической форме выражают, и часто необыкновенно точно, бессознательные представления и конфликты своей культуры), по-видимому, свидетельствуют о том, что многие люди двадцатых-тридцатых годов начали понимать: невозможно снова вернуться домой; более того, невозможно в поисках безопасности опереться на экономические, социальные и этические реалии прошлого. Благодаря этому открытию тревога вышла на поверхность сознания, стала, наряду с чувством «бездомности», явной проблемой. Тема дома и матери, связанная с тревогой, будет встречаться нам снова и снова, обретая конкретность по мере нашего углубления в феномен тревоги.
„I, for one, believe we vastly overemphasize the human being’s concern with security and survival satisfaction because they so neatly fit our cause-and-effect way of thinking. I believe Nietzsche and Kierkegaard were more accurate when they described man as the organism makes certain values — prestige, power, tenderness — more important than pleasure and even more important than survival itself.“
Источник: The Discovery of Being (1983), p. 17
Контексте: Certainly the neurotic, anxious child is compulsively concerned with security, for example; and certainly the neurotic adult, and we who study him, read our later formulations back in the unsuspecting mind of the child. But is not the normal child just as truly interested in moving out into the world, exploring, following his curiosity and sense of adventure- going out “to learn to shiver and to shake,: as the nursery rhyme puts it? And if you block these needs of the child, you get a traumatic reaction from him just as you do when you take away his security. I, for one, believe we vastly overemphasize the human being’s concern with security and survival satisfaction because they so neatly fit our cause-and-effect way of thinking. I believe Nietzsche and Kierkegaard were more accurate when they described man as the organism makes certain values — prestige, power, tenderness — more important than pleasure and even more important than survival itself. My thesis here is that we can understand repression, for example, only on the deeper level of meaning of the human being’s potentialities. In this respect, “being” is to be defined as the individual’s “pattern of potentialities.” … in my work in psychotherapy there appears more and more evidence that anxiety in our day arises not so much out of fear of lack of libidinal satisfactions or security, but rather out of the patient’s fear of his own powers, and the conflicts that arise from that fear. This may be the particular “neurotic personality of our time” – the neurotic pattern of contemporary “outer directed” organizational man.
„Беспрестанные сигналы тревоги усыпляют.“
„Joy, rather than happiness, is the goal of life, for joy is the emotion which accompanies our fulfilling our natures as human beings.“
„У меня тревога за судьбу человечества — в моем лице.“
„Депрессия – это неспособность создавать будущее.“
„Благородство сердца — органа. Неослабная настороженность. Всегда первое бьёт тревогу. Я могла бы сказать: не любовь вызывает во мне сердцебиение, а сердцебиение — любовь.“
— Марина Ивановна Цветаева русский поэт, прозаик, переводчик 1892 - 1941
„Позитивные стороны «Я» развиваются по мере того, как человек встречается с тревогой, двигается сквозь нее и преодолевает вызывающие тревогу переживания.“
„Скука — это, несомненно, одна из форм тревоги, но тревоги, очищенной от страха. В самом деле, когда скучно, то не страшишься ничего кроме самой скуки.“
— Эмиль Мишель Чоран румынский и французский мыслитель-эссеист 1911 - 1995
Следующая цитата
Ролло Рис Мэй — известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии. В своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свобода, ответственность и судьба, творчество, вина и тревога, любовь и насилие. Наиболее известная работа Мэя «Любовь и воля» стала американским национальным бестселлером и получила в 1970 году премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке. Wikipedia
„The human imagination leaps to form the whole, to complete the scene in order to make sense of it.“
Источник: The Courage to Create (1975), Ch. 7 : Passion for Form, p. 131
Контексте: The human imagination leaps to form the whole, to complete the scene in order to make sense of it. The instantaneous way this is done shows how we are driven to construct the remainder of the scene. To fill the gaps is essential if the scene is to have meaning. That we may do this in misleading ways — at times in neurotic or paranoid ways — does not gainsay the central point. Our passion for form expresses our yearning to make the world adequate to our needs and desires, and, more important, to experience ourselves as having significance.
Help us translate English quotes
Discover interesting quotes and translate them.
„Порой меня охватывает тревога: а вдруг мы уже в раю? (Иногда меня охватывает страх — а вдруг мы уже в раю?)“
— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 - 1966
Временами меня охватывает страх, что мы уже в раю.
„ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного.“
„Сегодня днем, в два часа, тревога! Американцы! Американцы заняли гостиницу! Мы свободны!“
— Курт Шушниг австрийский государственный и политический деятель. Федеральный канцлер Австрии (1934—1938) 1897 - 1977
4 мая 1945 года, когда американцы освободили концлагерь, где содержался Шушниг с семьёй
„Commitment is healthiest when it is not without doubt but in spite of doubt.“
Источник: The Courage to Create (1975), Ch. 1 : The Courage to Create, p. 21
Контексте: The relationship between commitment and doubt is by no means an antagonistic one. Commitment is healthiest when it is not without doubt but in spite of doubt.
„Community can be defined simply as a group in which free conversation can take place.“
Источник: Power and Innocence (1972), Ch. 12 : Toward New Community
Контексте: Communication leads to community — that is, to understanding, intimacy, and the mutual valuing that was previously lacking.
Community can be defined simply as a group in which free conversation can take place. Community is where I can share my innermost thoughts, bring out the depths of my own feelings, and know they will be understood.
„«Небытие» — не просто страх физической смерти, хотя, возможно, именно смерть является самым распространенным предметом и символом тревоги. Угроза небытия относится к религиозной и духовной сфере жизни, поскольку это есть страх перед бессмысленностью существования.“
„Счастливая женщина — та, у которой нет ни забот ни тревог; приятная женщина — та, у которой заботы и тревоги есть, но она не дает им победить себя.“
„Эго — подлинное место тревоги.“
— Зигмунд Фрейд австрийский психолог, психиатр и невролог 1856 - 1939
Следующая цитата
Ролло Рис Мэй — известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии. В своих произведениях подвергает тщательному рассмотрению основные проблемы человеческой экзистенции: добро и зло, свобода, ответственность и судьба, творчество, вина и тревога, любовь и насилие. Наиболее известная работа Мэя «Любовь и воля» стала американским национальным бестселлером и получила в 1970 году премию Ральфа Уолдо Эмерсона за эрудицию в области наук о человеке. Wikipedia
Цитаты Ролло Мэй
„Жизнь злых людей полна тревог.“
— Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель и драматург 1713 - 1784
„Идеал жизни, из которой исключена тревога, представляет собой искаженное восприятие жизни.“
„Если нужно бить тревогу — бей, даже если у тебя нет в штате звонаря.“
— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 - 1966
„Война, как говорит пословица, состоит из ложных тревог.“
— Аристофан древнегреческий комедиограф -448 - -386 до н.э.
Следующая цитата
— Биант древнегреческий мудрец и общественный деятель -600 - -530 до н.э.
Тот, кто на высоком посту старается сохранить свое благополучие.
„Every human being must have a point at which he stands against the culture, where he says, "This is me and the world be damned!"“
„When we "fall" in love, as the expressive verb puts it, the world shakes and changes around us, not only in the way it looks but in our whole experience of what we are doing in the world.“
— Rollo May, книга Love and Will
Источник: Love and Will (1969), p. 100
Контексте: When we "fall" in love, as the expressive verb puts it, the world shakes and changes around us, not only in the way it looks but in our whole experience of what we are doing in the world. Generally, the shaking is consciously felt in its positive aspects … Love is the answer, we sing. … our Western culture seems to be engaged in a romantic — albeit desperate — conspiracy to enforce the illusion that that is all there is to eros.
„Symbol and myth do bring into awareness infantile, archaic dreads and similar primitive psychic content. This is their regressive aspect. But they also bring out new meaning, new forms, and disclose a reality that was literally not present before, a reality that is not merely subjective but has a second pole which is outside ourselves. This is the progressive side of symbol and myth.“
Источник: The Courage to Create (1975), Ch. 4 : Creativity and the Encounter, p. 91
Контексте: Symbol and myth do bring into awareness infantile, archaic dreads and similar primitive psychic content. This is their regressive aspect. But they also bring out new meaning, new forms, and disclose a reality that was literally not present before, a reality that is not merely subjective but has a second pole which is outside ourselves. This is the progressive side of symbol and myth. This aspect points ahead. It is integrative. It is a progressive revealing of structure in our relation to nature and our own existence, as the French philosopher Paul Ricoeur so well states. It is a road to universals beyond discrete personal experience.
„Без сомнения, проблема тревоги является узловой точкой многих важнейших вопросов; разрешение загадки тревоги прольет поток света на всю психическую жизнь человека.“
— Зигмунд Фрейд австрийский психолог, психиатр и невролог 1856 - 1939
„Кто живет в наибольшей тревоге и трудах? — Тот, кто на высоком посту старается сохранить свое благополучие.“
— Биант древнегреческий мудрец и общественный деятель -600 - -530 до н.э.
„Жить — значит жечь себя огнем борьбы, исканий и тревоги.“
— Эмиль Верхарн бельгийский поэт-символист 1855 - 1916
„Тревога - это лишь легкое отвращение перед будущим.“
— Альбер Камю французский писатель-экзистенционалист 1913 - 1960
„The daimonic can be either creative or destructive and is normally both.“
— Rollo May, книга Love and Will
Источник: Love and Will (1969), p. 123
Контексте: The daimonic is any natural function which has the power to take over the whole person. Sex and eros, anger and rage, and the craving for power are examples. The daimonic can be either creative or destructive and is normally both.
„Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.“
— Эпикур Древнегреческий философ -341 - -269 до н.э.
„Благо, если до последней из дорог
Ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.“
— Ибн Сина средневековый персидский учёный, философ и врач 980 - 1037
Читайте также: