Клод моне цитаты о живописи

Обновлено: 21.11.2024

Творчество Клода Моне известно практически каждому человеку. Его "Кувшинки" и "Мостики" знает даже ребенок. Клод Моне был основателем движения импрессионистов. Благодаря его картине "Восход солнца. Впечатление" появился и сам термин "импрессионизм".

Но ведь немногие знают, что за личность скрывается за "Кувшинками". Какой он был этот гениальный художник?

Личность Клода Моне очень неоднозначна. Он был очень трудолюбивым, любил свою семью и жену, но имел вспыльчивый характер, мог разорвать свою картину, если та его не устраивала, мог кричать на ветер, который мешал ему работать.

Клод Моне и его близкие Клод Моне и его близкие

Клод Моне был среднего роста, с красивой осанкой, был полноват, носил густую бороду и много курил. У Моне был красивый орлиный нос и острый и суровый взгляд, который ему придавали густые брови.

Жорж Клемансо, близкий друг Моне, называл его "старый маразматик" или "страшилище дикобраз".

Моне был гурманом и знал толк в еде. О застольях, которые устраивал художник, слагали легенды и каждый хотел попасть на этот пир.

«На его ломящемся от яств столе появлялся говяжий язык, гуляш из воловьих хвостов с сосисками, заливная телячья печень, курятина в соусе из раков и провансальский суп буйабес по рецепту Сезанна, рюмочка домашней сливовой наливки…»

А завтракать великий художник предпочитал копченным угрем, яйцами с беконом, а иногда баловал себя тостами с фруктовым джемом и английским чаем.

Но Моне не всегда жил в достатке: он знал, что такое и голод, и холод. Его работы конфисковали в счет долгов, ему не на что было купить даже краски, он расплатился за хлеб картиной. Еще юный Моне имел своенравный характер, когда к нему пришли приставы изымать картины в счет долгов, то в отместку он изрезал порядка десятка своих холстов, лишь бы ничего не получили приставы.

Художника поддерживали друзья: Эмиль Золя, художник Базиль, знаменитый доктор Поль Гаше. Но положение Моне не было крайне бедственным, бывало, что его работы покупали коллекционеры за огромные суммы.

Поговорим о коллекционерах. У Моне был роман с замужней дамой Алисой Ошеде (Позже Алиса стала женой Моне). Мадам Ошеде была супругой обанкротившегося коллекционера Эрнеста Ошеде, но проживала пара официально раздельно. Разорился Ошеде отчасти и благодаря вложению в картины Клода Моне.

Ошеде приобрел за 800 франков знаменитое и нашумевшее полотно "Впечатление. Восход солнца", а вот продал спустя четыре года с большим убытком - за 210 франков.

Клод Моне и Алиса на площади Клод Моне и Алиса на площади

Моне любил живопись и жил ради нее, но в то же время живопись называл «беспросветной мукой».

Взгляд Моне на искусство очень разнился со вкусами самой эпохи. По началу не принимали его картины: «Самые незатейливые обои и те более умело расписаны». В творчество художника были посвящены единицы: сам Моне и горстка любивших его картины.

Художник выбирал всегда краски, которые бы выдержали испытание временем. Он ограничивал палитру красками, которые считал наиболее стойкими, и очень аккуратно между собой их смешивал.

Мастерская художника Мастерская художника

Деревушка Живерни, где проживал Моне, была очень спокойная и тихая. Жители деревни не очень-то и любили художника. Они не могли понять, зачем этот "странный бородач" выкопал все яблони и картошку и посадил цветы?! Что он есть будет? Цветы?!

Моне любил побродить по окрестностям с мольбертом и нередко забредал на чью-то землю. Хитрые жители просили Моне оплатить "аренду" своей земли, пока он рисует на ней.

Моне выкапывал яблони и овощи, которые росли на ферме, а заместо сажал ирисы, тюльпаны и розы. Моне выкапывал яблони и овощи, которые росли на ферме, а заместо сажал ирисы, тюльпаны и розы.

Клод Моне был страстным коллекционером автомобилей, у него даже был свой автопарк.

Художник любил езду на большой скорости по окрестностям деревни Живерни, ему частенько выписывали штрафы, а мэр Живерни изобретал новые указы, чтобы укротить гонщика.

Моне в автомобиле Моне в автомобиле

Мастер очень не любил непогоду. В порыве ярости на ветер и дождь он пару раз вышвыривал в море ящик с красками, а один раз художник сам бросился в Сену. В порыве плохого настроения он мог пнуть холст или разрезать ножом, а то бывало и совсем сжечь. Один из близких друзей Моне подшучивал: "Могу представить, как в ниагарском потоке радужного света Вы вдруг с кулаками бросаетесь на солнце".

Парадокс заключается в том, что Моне очень любил солнечную, безветренную погоду, но предпочитал писать свои картины на пленэре в Нормандии, именно в той части Франции, где серо, ветрено и сыро..

Да, порой с художником было тяжело сладить: об был угрюм и порой сердит, впадал в уныние и раздражался, порой на него наступали приступы ярости. И в этом был весь великий художник Клод Моне.

Утверждали, что художник способен воспринимать цвета в ультрафиолетовой части спектра, на границе диапазона. Утверждали, что художник способен воспринимать цвета в ультрафиолетовой части спектра, на границе диапазона.

Наше восприятие цвета всегда зависит от освещения, а зрительный эффект ежеминутно меняется. Свет меняется очень быстро – каждые семь минут, как однажды заметил сам художник. Работая на пленэре Моне писал одновременно сразу несколько работ: восходы, закаты, и, когда погода или свет менялся, художник переставлял холст на другой, так он улавливал мельчайшие изменения в цвете и перекладывал это на картину. "Главная цель - передать свои впечатления, а уж потом все мимолетные эффекты".

Свои картины Моне часто писал не один месяц. На некоторые холсты художник наносил до 15 (!) слоев краски.

Он очень плодотворно работал. Обычный день художника выглядел так: он вставал в 4 утра, умывался холодной водой, обязательно выкуривал сигарету и завтракал. Порой день мог начаться с бокала вина.
Далее художник удалялся на пленэр и писал до обеда, примерно до 11.30. А после обеда он работал всю вторую половину дня, буквально до изнеможения. Порой его не могли оторвать от мольберта, поэтому такие простые вещи как подстричься Моне не мог себе позволить, цирюльника приглашали прямо к пруду, где творил мастер, но свою бороду трогать Моне категорически запрещал.

Клод Моне дома Клод Моне дома

До последнего момента в нем кипела энергия. Гордый, упрямый и страстный пыл жил в этом человеке.

Жизнь и творчество великого художника часто были связаны со стремлением к невозможному. Он был энергичным и невозмутимым: его не сломила смерть горячо любимой жены, смерть детей, ревматизм, катаракта и болезнь глаз. Моне знал свою цель и ушел уверенными шагами на протяжении всей своей жизни к ней!

Следующая цитата

О Моне как о творце и человеке лучше всего говорят его картины. И тем ценнее, что, будучи личностью духовно богатой и много рассуждая о жизни и искусстве, художник оставил замечательные эссе, выдержки из которых я предлагаю вам прочитать.

Жизнеутверждающие, на путешествия настраивающие, энергией заряжающие — цитаты Клода Моне.

Я знаю, что чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз.
Клод Моне «Прогулка по скалам Пурвиля» (1882) Клод Моне «Прогулка по скалам Пурвиля» (1882)

Моне был певцом моря, любил его в любую погоду, в любом оттеночном проявлении — от задумчиво серого до лазурного. Море определенно отвечало художнику взаимностью. Таким дуэтом можно бесконечно любоваться в стенах ГМИИ имени Пушкина, москвичи, — цветотерапия. Как только станет возможным свободное посещение музеев.

Следующая цитата

Оскар Клод Моне - родился 14 ноября 1840 года, Париж, Франция. Французский живописец, один из основателей импрессионизма. Автор картин - «Бульвар капуцинок», «Гавань», «Пруд с лилиями», «Регата в Аржатей», «Женщины в саду», «Пляж в Пурвиле», «Водные лилии» и др. Умер 5 декабря 1926 года, Живерни, Франция.

Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, о дереве, доме, о поле, о чём угодно. Просто думайте, что в этом месте маленький синий квадрат, там продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами.


Автор: Моне К.

Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз.


Автор: Моне К.

Я делаю, что могу, чтобы передать то, что я испытываю перед природой и чаще всего, для того, чтобы преуспеть в передаче, я полностью забываю самые элементарные правила живописи, если они существуют.


Автор: Моне К.

Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне, для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти.


Автор: Моне К.

Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить.


Автор: Моне К.

Первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесён.


Автор: Моне К.

Я думаю только о моей картине, и если бы мне пришлось бросить ее, думаю, что я сойду с ума.

Следующая цитата

14 ноября - день рождения французского живописца Клода Моне, основателя импрессионизма. Его кисти принадлежит множество замечательных картин, которые с гордостью выставляют лучшие музеи всего мира. Предлагаем узнать некоторые факты его биографии и цитаты, в которых художник раскрывается как личность.

Родоначальник импрессионизма

Именно Клод Моне является отцом-основателем нового направления в живописи. Слово "импрессионизм" произошло от названия пейзажа Impression, soleil levant ("Впечатление. Восходящее солнце"). Своей задачей художники считали не фотографически точное изображение объектов действительности, а передачу впечатлений.

Специализировался художник на написании пейзажа, внимательно изучал игру цвета и света, старался передать на своих полотнах самые точные оттенки.

Техника его живописи была отточена до мелочей, Моне стремился показывать на картинах особенности изменения цветовой гаммы в зависимости от погоды, времени суток.

О живописи

Однажды Клод Моне сказал:

Хорошее впечатление теряется так быстро.

В этой фразе он стремился отразить то, что впечатление, которое возникает при виде прекрасного пейзажа, может быть утрачено за считанные мгновения. Поэтому своей задачей художник видел попытку перенести его на живописное полотно, запечатлеть в вечности.

Я бы хотел рисовать так, как поют птицы.

В этой цитате - весь Клод Моне, с его стремлением к совершенству, постоянной работе над собой, желанием использовать самые совершенные приемы живописи и максимально точно подбирать краски.

Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать.

Художник очень серьезно относился к своему творчеству, полагаясь не только на вдохновение, но, прежде всего, на мастерство, которое необходимо оттачивать годами.

О себе

Художник был полностью поглощен своей работой, он стремился к тому, чтобы его полотна были максимально приближены к оригиналу, но при этом содержали и эмоции. Однажды он рисовал женщину с натуры, а присутствующий при этом Глейр начал критиковать этюд, отмечая, что плечи у дамы очень широкие, грудь - тяжелая. Моне в свое оправдание робко произнес, что рисовать он может лишь то, что видит.

Однако в собственном таланте живописца он был уверен. Цитата:

Я хорош лишь в двух вещах — в садоводстве и рисовании.

Отметим, что художественное мастерство сам художник поставил на второе место в списке своих талантов. Он очень серьезно подходил к каждому своему полотну, некоторые работы уничтожал, другие - переделывал, чтобы добиться совершенства. Никогда не останавливался на полпути.

Чем больше я живу, тем больше я сожалею о том, как мало я знаю.

Поразительный перфекционизм и стремление к знаниям сочетались в этой артистичной душе с небывалым потенциалом. Клод Моне навсегда останется в наших сердцах художником, который смог изобразить сам свет. Вот как он говорил о самом себе:

Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.

Даже самые строгие критики согласятся с тем, что ему это удалось. Полотна Моне не похожи на работы его предшественников и последователей, авторский стиль угадывается в каждом из них. А бессмертный шедевр, "Стога сена" считается настоящим образцом живописи эмоций.

Подходы к мастерству

Однажды Клод Моне так сказал о себе:

Как художник я сделал все, что мог.

Эта фраза не говорит о том, что он был уверен, что смог достичь идеала. Скорее, Клод Моне признается в том, что в свое творчество вкладывал всю свою душу, не оставляя ничего себе. Он весь отдавался живописи, использовал все грани собственного потенциала, чтобы писать картины, которые помнят и любят даже спустя 180 лет со дня его рождения.

Своей основной целью живописец видел созерцание красот мира и стремление передать их на полотно посредством красок и кисти. Он очень скромно оценивал собственный вклад, полагая, что только рисовал прелесть окружающего мира, а основной герой его картин, сам мир, - вот что действительно достойно восхищения.

Интересно, что стремление к самосовершенствованию возникло у него отнюдь не сразу. В детстве будущий великий художник ненавидел учиться, прогуливал школу, предпочитая проводить время в уединении. Глядя на весьма посредственные успехи мальчика, никто подумать не мог, что пройдут годы, и он будет оттачивать свое мастерство регулярной работой.

Тяга к одиночеству сохранилась у него и в зрелом возрасте. Вот как художник писал о себе:

Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям.

Глядя на его потрясающие по силе и эмоции полотна, не может прийти в голову, что, будучи юношей, Моне прославился на весь город как мастер точных карикатур.

Работать он любил не в мастерской, а на природе, чем разительно отличался от других мастеров своего времени. Тот же Айвазовский, известный маринист, рисовал свои пейзажи в мастерской.

Читайте также: