Пролог хх века пороховой завод эпилог барак красного креста о чем цитата
Обновлено: 07.11.2024
– За время войны к началу 1945 года в восточных районах страны введены в строй 10 доменных печей, 43 мартеновские и электросталеплавильные печи, 21 прокатный и трубный стан, 12 коксовых батарей.
Однако в коксовом газе его содержание может достигнуть 50-60%.
Содержит 24 % серы и 21 % азота и является побочным продуктом коксовой, сталелитейной и газовой промышленности.
Следующая цитата
Начну с цитаты Василия Осиповича Ключевского — русского историка и профессора Московского университета:
Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.
Литература в целом и поэзия в частности в конце XX века была пропитана философией и скорбью, связанной со Второй Мировой войной. Нет такого поэта, барда, певца или писателя, полностью обошедшего эту тему. Оно и понятно: катастрофа невиданных масштабов затронула каждую семью, и каждый чувствовал горечь потери и утраты близких. И поэты не были исключением. Кто-то из них переживал это, будучи ребёнком, кто-то непосредственно участвовал в боевых действиях, кто-то ждал, помогая в тылу — и не дождался…
На почве всех переживаний образовались «шестидесятники» — собирательное название множества представителей разных течений разного рода творчества, из которых меня интересует, конечно, поэзия.
Начну с некоторых «течений» литературы того времени: «Филологическая школа», «Лианозовская школа», концептуалисты… но деление это крайне условны. В каждой «школе» можно отметить какие-то «ответвления», в каждом «ответвлении» — свои деления, но суть одна: каждый поэт максимально уникален.
Детально расписывать обо всей поэзии того времени я не буду, но на некоторых течениях и личностях задержусь.
Поэты «Филологической школы».
[слева-направо:] Верхний ряд: Михаил Еремин, Леонид Виноградов; по центру: Владимир Уфлянд; нижний ряд: Лев Лосев (Лифшиц), Сергей Кулле. [фото взято с сайта arzamas.academy] [слева-направо:] Верхний ряд: Михаил Еремин, Леонид Виноградов; по центру: Владимир Уфлянд; нижний ряд: Лев Лосев (Лифшиц), Сергей Кулле. [фото взято с сайта arzamas.academy]Любопытная пятерка студентов Ленинградского университета, образовавших литературный кружок. Вроде ничего особенного, но они позволяли себе высказываться ещё при жизни Сталина в духе эдакого неофутуризма: эксперименты со словом, со слогом, с ритмом и рифмой — всё, как в начале века! В целом, поэзия не затрагивает политику — будто её вовсе нет.
Стихи Владимира Уфлянда вообще копируют манеру Маяковского. Манера неизменного «восьмистрочья» во всех стихах, но очень сложного содержания, мысли и философии Михаила Ермина не оставит никого равнодушными, заставив каждого копаться в словарях в поисках ответа на все вопросы, возникающие по ходу чтения… в общем, чтиво крайне интересное, заставляющее задуматься — могу порекомендовать как минимум к ознакомлению.
«Лианозовская школа»
Поэты — участники «Лианозовской группы». Поэты — участники «Лианозовской группы».Ещё одно объединение, которое, в отличии от «филологов», избрало путь изображения тяжести, сложности и никчемности жизни человека того времени. Натурализм — вот, что точно охарактеризует поэзию «лианозовцев».
Вместо тысячи слов опубликую одно стиховторение Евгения Кропивницкого, полностью, как мне кажется, описывающее поэзию этой группы:
Он соскучился по водке,
По гулянке. И
По соседке, по молодке,
По гармошке. И
По деревне по родимой,
Где все мило. И
По березыньке любимой,
Где был счастлив. И
Он запил. Запил он глухо,
Хмуро, жутко. И
Матом крыл и съездил в ухо
Гукал, гикал — ии — и!
Напоминает эдакую издевку, даже сатиру на мир вокруг (причём, актуально до сих пор). При этом, есть полное ощущение, что это можно переложить на гитару в формате «три блатных аккорда» — и выйдет довольно забавная шутливая бардовская песня.
Следующая цитата
Будущего для страны с таким управлением Ключевский не видел, недаром на одном из мероприятий Московского университета он твердо сказал, что правящий император Николай Второй будет и последним. Ученый слепцом уж никак не был: он видел, что общество переживает некую переломную точку, за которой по изученной им исторической традиции следует уничтожение отжившего способа управления. Происходит такой перелом всегда с большой кровью, страданиями, уничтожением культурных традиций. Будущее он видел совсем не в радужных тонах. Очертания этого будущего были воистину апокалиптическими: «Пролог XX века – пороховой завод. Эпилог – барак Красного Креста». Тут он оказался прав: на грядущий век пришлись две кровопролитнейшие мировые бойни, две диктатуры – русская и немецкая, открытие новых способов убийства людей и создание управляемого общества.
По убеждениям Ключевский никогда не был радикалом, но он не был и консерватором. Если среди тогдашних русских историков и преподавал человек с ярко выраженным демократическим взглядом на мир, то это и был Ключевский. За это его любили студенты, за это же лютой ненавистью ненавидели патриоты. На их главный вопрос про Рюрика и посконную государственность Ключевский ответил просто: он этого вопроса даже рассматривать не захотел. И не потому, что боялся кого-то обидеть или задеть, а просто потому, что, как он объяснял, слишком мало достоверных фактов, чтобы предложить жизнеспособную версию, а придумывать факты или трактовать их так, как требуется, или для эпатажа – этого он не умел и не желал. Ключевский прежде всего был ученым, и его симпатии или антипатии были не на стороне варягов или русов, а на стороне Истины. Поскольку отыскать эту истину представлялось весьма проблематичным, тратить время на пустые домыслы он и отказался. Какие-то факты существования в средневековом русском обществе законодательной Думы он смог найти, а следов варягов, впрочем, как и легендарных князей, – увы!
Он был и оставался всегда ученым. Его сторонники и последователи не смогли создать единой школы, поскольку, как писал его главный оппонент историк Покровский, «если какой-нибудь ученый органически не мог иметь школы, то это именно автор „Боярской Думы Благодаря своей художественной фантазии Ключевский по нескольким строкам старой грамоты мог воскресить целую картину быта, по одному образчику восстановить целую систему отношений. Но научить, как это делается, он мог столь же мало, сколь мало Шаляпин может выучить петь, как сам поет». Покровский был неправ. Может быть, научить видеть исторические события внутренним зрением ученого Ключевский и не мог, но научить правильно отбирать и анализировать материал – мог. «В точном смысле слова „школа“ может создаваться лишь на основе единой и ясной методологической концепции, определенным образом понимаемой теории исторического процесса, принимаемой учениками основателя, – пояснял Покровский, – такой концепции у Ключевского не было – он лишь искал ее.
…Он уже вышел из рамок историко-юридического течения и вовлекся в область исследования социальных проблем… Но он не располагал методологией изучения этих вопросов». Если учесть, что писалось это в 1920-е годы, когда единственно верным учением считался марксизм, то все историко-юридические течения и социокультурные поиски автоматически становились «не имеющими методологии». Тем не менее имя Клюневского стало нарицательным для историков, вышедших из стен Московского университета, а это о чем-то да говорит! Почему же тогда…
А тут как раз все очень просто.
Среди учеников Ключевского числились общественные деятели и историки, оказавшиеся затем в эмиграции. Самым печальным было то, что учеником Ключевского считал себя лидер кадетов П. Милюков. И он действительно был учеником Ключевского! Зная, какую ненависть испытывали к Милюкову в советском руководстве, одно упоминание имени такого ученика могло только навредить. Вот потому-то якобы и не было у Ключевского никакой школы. И сделали из него соловья русской истории, который только пел, но никого не мог ничему научить, потому что не владел методологией. И грустно, и стыдно, и омерзительно. А когда стали снова появляться не политические статьи, а научные работы Милюкова, многие воскликнули с недоумением: научил ведь! Научил он Милюкова, впрочем, не только ремеслу историка-исследователя, но и другому – как быть человеком. Ведь, по сути, главный труд Милюкова – это работа в той самой Думе, которая должна быть конституционным органом, контролирующим самовластие. Так что Сергиевич, который с яростью поносил Ключевского за его труд про средневековую Думу, хорошо понимал, чем это сочинение опасно для нового поколения несогласных. Они прочтут, поймут, согласятся и захотят ограничить самовластие. Милюков прочел и… пришел!
Следующая цитата
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Этот мой историко-политический очерк под названием «ИСТОРИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА АКТУАЛЕН» был опубликован в газете «ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК», № 6 (246) 16–31 марта 2016 г, С.15. Здесь на сайте ПРОЗА.РУ я размещаю тот же самый материал под новым названием по частям и с моими авторскими коллажами. А в самом конце читателей ожидает новый графический портрет Василия Ключевского кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер, публикуемый с ее разрешения.
Василий Ключевский – выдающийся российский ученый, развивавший не «фрагментарное», а цельное представление об отечественной истории. В нашем 21-м веке его творческое наследие может послужить той самой «точкой отсчета», благодаря которой вся история России будет воссоздана, как единое и неразрывное целое.
Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения…
Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица …
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.
Рисунок - коллаж автора.
Мои произведения на сайте:
© Copyright: Александр Зинковский, 2016Свидетельство о публикации №216041900797 Рецензии
Василий Ключевский - выдающийся российский учёный. Очень ответственно, не русский, а российский. Потому что Ключевский по-национальности мордвин-мокша. В Пензенской области и ныне проживает много мордвы, так как её часть была "отрублена" для создании Республики Мордовия.
Уважаемый Иван! Большое Вам спасибо за неравнодушную рецензию и ценное замечание. В большинстве материалов по Ключевскому как-то упускают тот момент, что он мордвин-мокша (финно-угорская группа), большинство из которых - православные.
Вот что пишут об этой национальности (цитата из и-нета):
Художественный руководитель МХТ имени А. П.Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед - мордвин. Этот полуфантастический список можно продолжать и дальше. По оценкам ученых, мордовские корни имеют несколько миллионов россиян! В известной поговорке (поскреби любого русского - найдешь татарина) давно пора делать и мордовский акцент.
Я сделаю сейчас такую поправку в этом своем очерке о Ключевском.
Возражать не буду, делайте. Спасибо!
Следует отметить, что мордва вся Православная, к тому же Патриарх Московский и Всея Руси Никон по национальности мордвин-эрзя, он из Нижегородской губернии, часть её тоже отошла Мордовии.
Между прочим, герой Чернобыля знаменитый генерал ВВС Антошкин - тоже мордвин. Причем я оично его знаб чрез художницу Аиду, написавшую его портрет.
Вот ои и-нета о нем:
Николай Тимофеевич Антошкин (род. 19 декабря 1942 года, с. Кузьминовка, Башкирская АССР) — советский и российский военный деятель, генерал-полковник, Герой Советского Союза. Родился 19 декабря 1942 года в мордовской деревне Кузьминовка Фёдоровского района Башкирской АССР в крестьянской семье.
Я знаю. Он почётный гражданин Мордовии. Часто бывает в Саранске и проводит военно-патриотическую работу. В музее боевой и трудовой Славы в честь него имеется постоянная экспозиция. Героев Советского Союза и России из числа мордвы на душу населения больше всех как в СССР так и в РФ. Много генералов, есть и маршалы, к примеру Ахромеев (все его награды и маршальская одежда, литература о нём и им написанная тоже в этом же музее), космонавт Дежуров, за Чечню есть Герой, а в Великой Отечественной войне более 130 Героев Советского Союза.
И таких примеров очень много. Приведу только небольшую часть того, что есть в и-нете:
В жилах многих известных людей России течет мордовская кровь. Предки нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла происходят из окрестностей небольшого городка Лукоянова на юге Нижегородской области, где население было в основном мордовским. Их родина - село Оброчное Ичалковского района Мордовии. Именно там родился в 1879 году дед Патриарха Василий Степанович Гундяев.
Представителями мордовского народа были и крупнейшие религиозно-церковные деятели России XVII века - Патриарх Никон и духовный лидер старообрядчества протопоп Аввакум. Недавние находки в архивах подтверждают наличие мордовских корней и у знаменитого русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Тесную кровную связь с Мордовией имеют известные российские актеры Олег Табаков, Николай Чиндяикин и Станислав Дужников, живописец Никас Сафронов, топ-модель Наталья Водянова.
Дужников родился в Мордовии и первую театральную школу закончил в Саранске, у Чиндянкина родители из Мордовии, он мордвин-эрзя. В Мордовии фамилия Шукшин, как Кузнецов в России, да и корни его из мордовского села Пензенской области. Мордва-мокша там проживает. Аввакум с Никоном два мордвина и не могли найти согласие и никогда не нашли бы, такой мордовский характер, и мы унаследовали всё у своих пращуров. Не зря же мордву русские называют поперешными:)))
На днях его дочь с внучкой побывали у нас в Саранске и провели встречу в оперном театре со зрителями. Много было выступающих, а потом мордовскими артистами дан был большой концерт. Маша сказала, что у отца 50% мордовской крови, а наш министр печати сыронизировал и заметил, что у Василия Макаровича кровь на 99,99% мордовская. В зале прозвучали аплодисменты. Продолжая своё выступление, министр подытожил что в Саранске будет установлен памятник Великом Шукшину.
Для такого таланта, как Шукшин, чем больше будет памятников - тем лучше.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: