Как связаны цитаты из комедии горе от ума

Обновлено: 21.12.2024

Крылатые выражения из «Горе от ума» демонстрируют те мысли, которые хотел донести до читателей А. С. Грибоедов. Все выражения представлены по действиям, в которых они были произнесены различными героями.

Действие первое

Одной из запоминающих фраз в комедии является выражение, произнесенное Софьей: «Счастливые часов не наблюдают». Известна также ее фраза «Шел в комнату, попал в другую».

Слова Фамусова «Подписано, так с плеч долой» говорят о его отношении к делу.

Афоризмом является фраза Лизы, рассуждающей о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы». Это выражение показывает все стремления общества. На это же указывают слова Фамусова «Кто беден, тот тебе не пара».

Крылатые фразы из «Горе от ума» представлены не только монологическими высказываниями, но и диалогами. На вопрос Софьи «Где ж лучше?» Чацкий отвечает «Где нас нет». Знаменита также его фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен!».

В первом действии главный герой рассуждает о Молчалине: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

Действие второе

Наиболее известны афоризмы Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Дома новы, но предрассудки стары». Самой знаменитой является фраза, с которой главный герой комедии начинает свой монолог: «А судьи кто?».

Во втором действии выделяется и высказывание Молчалина: «Ах! злые языки страшнее пистолета».

Действие третье

На тонкий внутренний мир Чацкого указывают его слова «Мне в петлю лезть, а ей смешно». С помощью фразы «Я странен, а не странен кто ж?» А. С. Грибоедов подчеркивает непохожесть Чацкого на других персонажей. Главному герою принадлежит и известная фраза «Чины людьми даются, А люди могут обмануться».

Жизненный принцип Молчалина выражен в следующих словах: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».

Мировоззрение Фамусова отображается в следующих выражениях: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».

Действие четвертое

Данное действие известно выражениями, показывающие финал конфликта поколений: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (Фамусов), «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!» (Чацкий).

Следующая цитата

ГОРЕ ОТ УМА - в названии комедии заложена многозначительность толкования. Грибоедов ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Почему герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”? Почему общество его не поняло, не признало? Потому что сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Это трактат о том, что вообще есть ум, что разумно, что истинно.

ТЕМА «УМА» В ПЬЕСЕ «ГОРЕ ОТ УМА»:

1. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
2. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? – Софья с сентиментальной чувствительностью.
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное - железная дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:

1. ЧУТЬ СВЕТ - УЖ НА НОГАХ! И Я У ВАШИХ НОГ (д.1 явл.7)
2. БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ, ТЕПЛО ЕМУ НА СВЕТЕ! (д.1 явл.7)
3. ГДЕ ВОЗРАСТ ТОТ НЕВИННЫЙ (д.1 явл.7)
4. И В КОМ НЕ СЫЩЕШЬ ПЯТЕН? (д.1 явл.7)
5. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН! (д.1 явл.7)
6. ПОЛЬЗУЮСЬ МИНУТОЙ (д.1 явл.7)
7. А ВПРОЧЕМ, ОН ДОЙДЕТ ДО СТЕПЕНЕЙ ИЗВЕСТНЫХ, ВЕДЬ НЫНЧЕ ЛЮБЯТ БЕССЛОВЕСНЫХ (д.1 явл.7)
8. СПЕШУ К ВАМ, ГОЛОВУ СЛОМЯ (д.1 явл.7)
9. И ВСЕ-ТАКИ Я ВАС БЕЗ ПАМЯТИ ЛЮБЛЮ (д.1 явл.7)
10. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ (д.1 явл.7)
11. ВЕЛИТЕ Ж МНЕ В ОГОНЬ: ПОЙДУ КАК НА ОБЕД (д.1 явл.7)
12. СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО (д.2 явл.2)
13. И ТОЧНО НАЧАЛ СВЕТ ГЛУПЕТЬ (д.2 явл.2)
14. ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ (д.2 явл.2)
15. СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ (д.2 явл.2)
16. А СУДЬИ КТО? (д.2 явл.5)
17. ВОТ НАШИ СТРОГИЕ ЦЕНИТЕЛИ И СУДЬИ! (д.2 явл.5)
18. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ (д.2 явл.5)
19. МНЕ В ПЕТЛЮ ЛЕЗТЬ, А ЕЙ СМЕШНО (д.3 явл.1)
20. Я СТРАНЕН; А НЕ СТРАНЕН КТО Ж? (д.3 явл.1)
21. НЕ ПОЖЕЛАЛ БЫ Я И ЛИЧНОМУ ВРАГУ (д.3 явл.1)
22. ГЕРОЙ…НЕ МОЕГО РОМАНА (д.3 явл.1)
23. Я ГЛУПОСТЕЙ НЕ ЧТЕЦ (д.3 явл.3)
24. ДЕРЕВНЯ – ЛЕТОМ РАЙ (д.3 явл.6)
25. РУГАЮТ ЗДЕСЬ, А ТАМ БЛАГОДАРЯТ (д.3 явл.9)
26. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ (д.3 явл.22)
27. РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ (д.3 явл.22)
28. ПОСЛУШАЙ! ВРИ, ДА ЗНАЙ ЖЕ МЕРУ (д.4 явл.4)
29. ЕСТЬ ОТ ЧЕГО В ОТЧАЯНЬЕ ПРИЙТИ (д.4 явл.4)
30. И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ (д.4 явл.10)
31. СВИДАНЬЯ ЧАС УСЛОВЛЕН (д.4 явл.10)
32. МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ! (д.4 явл.13)
33. МЕЧТАНЬЯ С ГЛАЗ ДОЛОЙ – И СПАЛА ПЕЛЕНА (д.4 явл.14)
34. КУДА МЕНЯ ЗАКИНУЛА СУДЬБА! (д.4 явл.14)
35. СЮДА Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДОК (д.4 явл.14)
36. ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК! (д.4 явл.14)
37. КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ! (д.4 явл.14)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ФАМУСОВА В ПЬЕСЕ:

1. А НИЧЕГО КРОМЕ ПРОКАЗ И ВЕТРУ НА УМЕ (д.1, явл.2)
2. ВИШЬ, ПРИХОТИ КАКИЕ ЗАВЕЛИСЬ! (д.1 явл.2)
3. И В ЧТЕНЬИ ПРОК-ТО НЕ ВЕЛИК… (д.1 явл.2)
4. МЕЧУСЬ КАК СЛОВНО УГОРЕЛЫЙ (д.1 явл.4)
5. НЕ НАДОБНО ИНОГО ОБРАЗЦА, КОГДА В ГЛАЗАХ ПРИМЕР ОТЦА (д.1 явл.4)
6. МОНАШЕСКИМ ИЗВЕСТЕН ПОВЕДЕНЬЕМ! (д.1 явл.4)
7. УЖАСНЫЙ ВЕК (д.1 явл.4)
8. ДАЛИСЬ НАМ ЭТИ ЯЗЫКИ! (д.1 явл.4)
9. КТО БЕДЕН, ТОТ ТЕБЕ НЕ ПАРА! (д.1 явл.4)
10. БЫВАЮТ СТРАННЫ СНЫ, А НАЯВУ СТРАННЕЕ (д.1 явл.4)
11. ПОВЫКИНЬ ВЗДОР ИЗ ГОЛОВЫ (д.1 явл.4)
12. ГДЕ ЧУДЕСА, ТАМ МАЛО СКЛАДУ (д.1 явл.4)
13. ОБЫЧАЙ МОЙ ТАКОЙ: ПОДПИСАНО, ТАК С ПЛЕЧ ДОЛОЙ (д.1 явл.4)
14. НУ ВЫКИНУЛ ТЫ ШУТКУ! (д.1 явл.9)
15. В СОМНЕНЬЕ ВВЕЛ МЕНЯ (д.1 явл.9)
16. ПЕТРУШКА, ВЕЧНО ТЫ С ОБНОВКОЙ (д.2 явл.1)
17. С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ (д.2 явл.1)
18. УЧИЛИСЬ БЫ, НА СТАРШИХ ГЛЯДЯ (д.2 явл.2)
19. УПАЛ ОН БОЛЬНО, ВСТАЛ ЗДОРОВО (д.2 явл.2)
20. ЧТО ГОВОРИТ! И ГОВОРИТ, КАК ПИШЕТ! (д.2 явл.2)
21. ДА ОН ВЛАСТЕЙ НЕ ПРИЗНАЕТ! (д.2 явл.2)
22. НА ВЫСТРЕЛ ПОДЪЕЗЖАТЬ К СТОЛИЦАМ (д.2 явл.2)
23. РАЗВРАТА НЕ ТЕРПЛЮ (д.2 явл.2)
24. НЕ ПО ЛЕТАМ И ЧИН ЗАВИДНЫЙ, НЕ НЫНЧЕ ЗАВТРА ГЕНЕРАЛ (д.2 явл.3)
25. И ЗАВИРАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЭТИ БРОСЬ (д.2 явл.3)
26. ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЕ ВАМ И ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЧИН (д.2 явл.5)
27. А БАТЮШКА, ПРИЗНАЙТЕСЬ, ЧТО ЕДВА ГДЕ СЫЩЕТСЯ СТОЛИЦА, КАК МОСКВА (д.2 явл.5)
28. ВУКС, БАТЮШКА, ОТМЕННАЯ МАНЕРА (д.2 явл.5)
29. НА ВСЕ СВОИ ЗАКОНЫ ЕСТЬ (д.2 явл.5)
30. ПО ОТЦУ И СЫНУ ЧЕСТЬ (д.2 явл.5)
31. НА ВСЕХ МОСКОВСКИХ ЕСТЬ ОСОБЫЙ ОТПЕЧАТОК (д.2 явл.5)
32. А ДАМЫ? – СУНЬСЯ КТО, ПОПРОБУЙ, ОВЛАДЕЙ (д.2 явл.5)
33. ДАЙ БОГ ТЕРПЕНИЕ, ВЕДЬ САМ Я БЫЛ ЖЕНАТ (д.2 явл.5)
34. ЗАВЯЖИ НА ПАМЯТЬ УЗЕЛОК (д.2 явл.5)
35. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА (д.3 явл.21)
36. НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ (д.3 явл.22)
37. БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА (д.4 явл.14)
38 ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНА (д.4 явл.14)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СОФЬИ В ПЬЕСЕ:

1. КТО В БЕДНОСТИ РОЖДЕН (д.1 явл.4)
2. КТО ХОЧЕТ, ТАК И СУДИТ (д.1 явл.5)
3. С РУК СОЙДЕТ (д.1 явл.5)
4. СУДЬБА НАС БУДТО БЕРЕГЛА (д.1 явл.5)
5. А ГОРЕ ЖДЕТ ИЗ-ЗА УГЛА (д.1 явл.5)
6. ОН СЛОВА УМНОГО НЕ ВЫГОВОРИЛ СРОДУ (д.1 явл.5)
7. МНЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО ЗА НЕГО, ЧТО В ВОДУ (д.1 явл.5)
8. ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ ВЗДОХНЕТ (д.1 явл.5)
9. И ГЛАЗ С МЕНЯ НЕ СВОДИТ (д.1 явл.5)
10. АХ, БАТЮШКА, СОН В РУКУ (д.1 явл.10)
11. СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ (д.1 явл.3)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЛИЗЫ В ПЬЕСЕ:

1. НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ (д.1 явл.1)
2. И СТРАХ ИХ НЕ БЕРЕТ! (д.1 явл.1)
3. АХ, АМУР ПРОКЛЯТЫЙ! (д.1 явл.1)
4. И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ (д.1 явл.2)
5. У ДЕВУШЕК СОН УТРЕННИЙ ТАК ТОНОК (д.1 явл.2)
6. ТЕПЕРЬ УЖ НЕ ДО СМЕХА (д.1 явл.5)
7. ГРЕХ НЕ БЕДА, МОЛВА НЕ ХОРОША (д.1 явл.5)
8. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК, И МЕТИТ В ГЕНЕРАЛЫ (д.1 явл.5)
9. ГДЕ НОСИТСЯ? В КАКИХ КРАЯХ? (д.1 явл.5)
10. ОН НЕ В СВОЕМ УМЕ (д.3 явл.14)
11. КАК БЕЛЬМО В ГЛАЗУ (д.4 явл.11)
12. ЛЮБОВЬ НА ЗАВТРА ПОБЕРЕГ (д.4 явл.11)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ МОЛЧАЛИНА В ПЬЕСЕ:

1. АХ, ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА (д.2 явл.2)
2. Я ВАМ СОВЕТОВАТЬ НЕ СМЕЮ (д.2 явл.11)
3. В МОИ ЛЕТА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЕ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ (д.3 явл.3)
4. ЧАСТЕНЬКО ТАМ МЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАХОДИМ, ГДЕ НЕ МЕТИМ (д.3 явл.3)
5. ТУТ НЕ ВИЖУ ПРЕСТУПЛЕНЬЯ (д.3 явл.3)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СКАЛОЗУБА В ПЬЕСЕ:

1. МЫ С НЕЮ ВМЕСТЕ НЕ СЛУЖИЛИ (д.2 явл.5)
2. МНЕ ТОЛЬКО БЫ ДОСТАЛОСЬ В ГЕНЕРАЛЫ (д.2 явл.5)
3. ЖЕНИТЬСЯ? Я НИЧУТЬ НЕ ПРОЧЬ (д.2 явл.5)
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ (д.4 явл.5)

Следующая цитата

Комедия в стихах «Горе от ума», впервые опубликованная в 1825 году, - одно из самых известных и самых цитируемых произведений в русской литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении высмеивает московскую аристократию начала XIX века. Комедия объединяет элементы относительно новых для 1820-х годов романтизма и реализма, а также черты классицизма (единство места и времени есть, единство действия отсутствует).

«Горе от ума» отличается афористичностью - отдельные фразы из комедии настолько остроумны и самодостаточны, что превратились в крылатые выражения, цитаты стали употреблять как пословицы или поговорки: «Знакомые всё лица»; «Счастливые часов не наблюдают»;«С чувством, с толком, с расстановкой»; «Свежо предание, а верится с трудом».

О стихах я не говорю, поло­вина - должны войти в пословицу.

А.С. Пушкин о комедии «Горе от ума». Письмо А.А. Бестужеву из Михайловского, январь 1825 года

Крылатые выражения из первого действия комедии «Горе от ума»

Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.

Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

Где ж лучше?
Где нас нет.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!

Числом поболее, ценою подешевле.

Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Ум с сердцем не в ладу.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.

Кто беден, тот тебе не пара.

Подписано, так с плеч долой.

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

Счастливые часов не наблюдают.

Мне все равно, что за него, что в воду.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Крылатые выражения из второго действия комедии «Горе от ума»

Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Как посравнить да посмотреть.
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.

Дома новы, но предрассудки стары.

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

Прошедшего житья подлейшие черты.

Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем.

Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.

Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя.

Упал он больно, встал здорово.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.

У нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь.

На всех московских есть особый отпечаток.

Судьи всему, везде, над ними нет судей.

Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой.

Едва
Другая сыщется столица, как Москва.

Просил я помолчать, не велика услуга.

А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Мне совестно, как честный офицер.

Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили.

Засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Дистанции огромного размера.

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Крылатые выражения из третьего действия комедии «Горе от ума»

Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?

Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.

Я глупостей не чтец,

Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?

Обманщица смеялась надо мною!

Деревня летом - рай.

Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Герой не моего романа.

В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Хлестова
Всё врут календари.

Крылатые выражения из четвертого действия комедии «Горе от ума»

Чацкий
Послушай! ври, да знай же меру.

Молчалины блаженствуют на свете!

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Карету мне, карету!

Ба! знакомые все лица!

Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь - уж где-нибудь с мужчиной!

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -.
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Следующая цитата

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является ярким созданием в мире литературы. Несмотря на то, что это единственное основное произведение автора, оно занимает почетное место в русской классике. Имея в себе многочисленные афоризмы, пьеса быстро «разошлась на цитаты» в обществе той далекой эпохи. Она описывает конфликт молодого человека по фамилии Чацкий с абсурдностью общества аристократов, существование которых направлено только на улучшение собственной жизни. Герой пытается открыть глаза людям, которые не хотят видеть изменения в окружающей жизни. Встретившись с непониманием, Чацкий глубоко сожалеет о том, каково общество его времени и что в нем ценится. Но он не прекращает отстаивать свое мнение и свое видение жизни. Даже уход героя из дома Фамусова - это своеобразный протест против порядков фамусовского общества.

Данное произведения как было актуально в 19 веке, так и современно в 21. Его мораль открывает нам, что в любом месте и в любое время можно столкнуться с таким одиноким воином, как Чацкий, которого не принимает общество. В каждом из нас есть черты властного Фамусова или корыстного Скалозуба, а может, бесчестного Молчалина или наивной Софьи, или даже борца Чацкого. Но все они могут как быть незаметными в повседневных поступках людей, так и сильно выделяться. Каждый из нас сам решает, что и кого ему выбрать на первый план, каким предстать перед обществом.

Характер персонажей ярко представлен в речи. Выразительность языка

комедии несомненна. И есть особые средства, которые используют герои произведения. И это, конечно же, афоризмы. Вся пьеса наполнена ими, они остаются в памяти, как точные и ёмкие мысли внутритекстового содержания.

В общем смысле, афоризмы - короткие изречения, отражающие рассуждения, основанные на опыте и жизненных наблюдениях. Афоризмы являются украшением любой речи. Они подчеркивают нашу образованность и начитанность, а также являются средством выразительности речи. Правильное употребление их говорит о высоком уровне речевой культуры человека. Происхождение афоризмов интересно и неоднозначно: они могут появиться из недр истории, из народной речи, интересны заимствованные афоризмы. В комедии Грибоедова афоризмы авторские, до писателя этих выражений в речи не было. Почему же обычные фразы стали афоризмами, и в чём их роль в произведении?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно проанализировать контекст, в котором суждения стали афоризмами. Именно от этого надо отталкиваться при определении роли в тексте данного средства выразительности. В основном, афоризмы несут некий смысл, для обозначения которого необходимо подумать, может, даже пофилософствовать. Ведь они не являются аксиомами, для доказательств которых ничего не требуется.

Также я считаю, что афоризмы вошли в обиход нашей речи, потому что они ярко отражают чувства человека и содержат ответы на всеобъемлющие вопросы. Они возникают в результате чьих-то размышлений об устройстве окружающего мира или о человеке. Жизнь афоризмов в речи – это яркое доказательство того, что они являются прецедентами, то есть смысловыми повторяющимися явлениями.

Цель и задачи исследования

Цель моего исследования – доказать превращение афоризмов Грибоедова в прецеденты.

  • Проанализировать некоторые афоризмы в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".
  • Сравнить содержание афоризмов комедии с исторической обстановкой написания произведения и современностью, составив прецедент-модели афоризмам.

После прочтения пьесы «Горе от ума» у меня возник вопрос: являются ли авторские афоризмы в комедии «Горе от ума» прецедентами?

  • Анализ и синтез.
  • Обобщение.
  • Сравнение.
  • Работа над понятием.
  • Моделирование.

Превращение афоризмов в прецеденты

Что такое прецедент?

ПРЕЦЕДЕНТ [1] -а, м. (книжн.). Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать п. (дать повод для подобных случаев в будущем). Установить п. (найти в прошлом сходный случай). Подобный поступок не имеет прецедентов в прошлом. Судебный п. (решение суда, обязательное для решения аналогичных дел в будущем; спец.).

ПРЕЦЕДЕНТ [2] - (от лат. praecedens - род. п. praecedentis - предшествующий), 1) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. 2) Прецедент судебный - решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Лежит в основе системы права в Великобритании, а также во многих штатах США и некоторых других странах (т. н. прецедентное право).

В основе определений прецедента есть общее семантическое ядро – повторяющийся случай, некая модель действительности вне времени. Афоризм становится прецедентом [3] , если обладает концептуальной значимостью, то есть существует не только в произведении, но и в культуре человека и общества.

Некоторые афоризмы в комедии.

Вся комедия наполнена афоризмами, и каждый из них несет свое послание читателям.

Также важной деталью является и то, кто произносит афоризмы. Ведь от этого зависит и их тематика. Каждый герой является воплощением либо хорошей стороны человека, либо его пороков. Таким образом, любой персонаж произносит те афоризмы, которые соответствуют его образу.

Важно и то, где появляются данные средства выразительности. И на этот вопрос ответом является характер пространства, в котором и создаются афоризмы. Оно может иметь как положительную энергетику, так и отрицательную.

Значит, сделаем вывод, что идея афоризма зависит от места и героя, его произносящего.

Например, знаменитое высказывание Софьи «Счастливые часов не наблюдают» приняло на себя огромную славу и известность. Многие даже не задумываются, что это выражение взято именно из данной пьесы. Героиня произносит это во время разговора с Лизой о том, почему это Софья с господином Молчалиным так долго не появляются. А в ответ девушка отвечает, что для них минуты так быстро бежали, что они не поспевали уследить за их быстротечностью, потому что это свойственно их душевному состоянию. Почему Софья сказала именно такие слова? Все просто. Она влюблена, и не просто, а с той пылкостью и преданностью, которые соответствуют девушкам ее возраста. Юная леди очарована любовью, но и не только. Также ее разум затуманен пылью лести, которую бросает Молчалин, только бы не разочаровать Фамусова. Помимо всего этого, Софья готова не спать ночами, выбросить все часы в доме, только бы «любимый» был рядом. Прецедент ли этот афоризм? Несомненно, ведь влюблённые всегда не замечают быстротечность времени, более того, оно как будто останавливается для них:

Также Софья произносит такие слова: «Он слова умного не выговорил сроду, – Мне все равно, что за него, что в воду». Рождается афоризм во время размышлений Софьи и Лизы о будущем муже. И речь идёт о Скалозубе, «мешки» которого доверху набиты золотом, и, между прочим, скоро этот «жених» будет иметь чин генерала. Но Софье не нужно этого. Для нее помолвка с таким человеком равняется бессмысленной жизни, в которой она не будет чувствовать себя счастливой и любимой. Причем тогда здесь вода? Предлагаю представить вам Софью в нарядном свадебном платье, рядом со Скалозубом, и они вот-вот собираются пожениться. У девушки два пути: связать свою жизнь с бесчувственным ханжой или броситься в поток воды. Оба пути нелепые, так как, в первом случае, юная дворянка обречет себя на абсурдное существование с корыстным человеком, а во втором случае, испортит платье или лишится жизни. Поэтому Софья сравнивает эти два действия и приходит к выводу, что они подобны. Это прецедент, потому что во все времена жизнь с нелюбимым человеком воспринимается подобной гибели.

Теперь обратимся к Чацкому. Его речь больше всех афористична. Одним из афоризмов является «И дым отечества нам сладок и приятен!». Почему же дым, такое едкое вещество, которое может погубить множество жизней, вдруг оказывает положительное воздействие? Все потому, что в данном контексте дым не является чем-то вредным и смертоносным. Он служит образом истории отечества, которое изранено многочисленными войнами, революциями и восстаниями. Этот дым наполнен прахом солдат и невинных жертв, которые вошли в хронологию событий страны. Но не только печальными событиями он наполнен, но также и прекрасными, такими как победы, праздники. Все это составляет нашу историю, и, когда Чацкий возвращается на Родину, он все это впитывает и радуется. Прецедентность этого афоризма несомненна, ведь, возвращаясь домой, мы радуемся всему, что нас окружает.

Для примера возьмем еще один афоризм Чацкого, и это «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это высказывание говорит нам об отношении молодого человека к службе государственной власти. Его девиз гласит о том, что главным не должно являться пресмыкание перед властью, что не по чести создавать себе чин путем угождения сильным мира сего. Чацкий говорит о том, что вопреки всему тебе следует сохранять достоинство и чистоту души, служа добросовестно, кропотливо и самостоятельно, а не с помощью третьих лиц. Сегодня этот афоризм становится особенно важным прецедентом, потому что ответственные, смелые, добросовестные люди востребованы властью.

Яркими афоризмами комедии стали высказывания главного противника Чацкого - Фамусова. Произнеся «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», Фамусов выражает заботу о будущем дочери. Для него главными в жизни являются деньги и чины, несмотря на то, какими путями они получены. Для идеологии Фамусова характерно получение власти и богатства любой ценой, даже подхалимством и лицемерием. Такие качества он выдвигает на первый план и сначала анализирует их, а потом уже все остальное. Это прецедент, потому что стремление к богатству и чинам всегда существовало в порочных людях.

Афоризм «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь» показывает нам еще одну отрицательную сторону мировоззрения Фамусова. И она заключается в том, что герой - враг просвещения, образования и науки. Для него чужды идеи Вольтера, Монтескье и других известных мыслителей. Фамусов не стыдится этого, а наоборот прославляет свою необразованность и безграмотность. Впрочем, всё его окружение разделяет данное мнение, считая книги главным злом и камнем преткновения для всего. Отношение к образованию и книгам - это один из критериев успешности человека и общества, поэтому афоризм является прецедентом.

Читайте также: