Почему собакевич мертвая душа кратко с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: «Прошу прощения» . Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубоживотного, малоподвижного, тяжелого. Оно бесконечно усиливается в ходе дальнейшего знакомства с ним. Основными чертами характера Собакевича являются звериная жестокость и хищность. Не случайно Гоголь сравнивает его со «средней величины медведем» . Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть. Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем: укладе его жизни. Еще подъезжая к имению, Чичиков обратил внимание на «большой деревянный дом с мезонином, красной крышей, темно-серыми, или лучше дикими стенами» , на то, что «двор окружен был крепкой и непомерно толстою деревянной решеткой» , чго конюшни, сараи и кухни были построены из полновесных и толстых бревен, «определенных на вековое стояние» .
Весь нравственно-психологический облик Собакевича не оставляет сомнений относительно положения его крестьян, но помещик этот понимает, что разорять их невыгодно ему самому. Вот почему деревянные избы его мужиков были срублены так же надежно и прочно, как и дом их хозяина. Расчетливый, хитрый, прижимистый, «человек-кулак» , Собакевич по-своему не менее типичен, нежели тупая Коробочка или прожектер Манилов, и Гоголь подчеркивает эту типичность, сравнивая его с крупным петербургским чиновником, грабящим казну. Собакевич страшен своей звериной сущностью, желанием прижать, сломить, подчинить себе других, зажать в кулак, «показать себя» , наступить всем и каждому на ногу.
Следующая цитата
Предприимчивый молодой помещик из поэмы Н.В.Гоголя придумал необычный способ обогащения. Он скупает умерших крестьян, числящихся по спискам еще живыми.
Зачем Чичиков скупает «мертвые души»? Автор выдерживает паузу, позволяет читателю самому поразмышлять о цели странной покупки. Только в последней главе, знакомя ближе с главным героем, разъясняет суть аферы.
Историческая справка
Чтобы разобраться, зачем понадобились «мертвые души» Чичикову, придется заглянуть в историю. Помещик мечтает приобрести души мужиков, которые умерли, но не попали в ревизскую сказку. Затем он предлагает их в Опекунский совет и получает деньги как за живых. Выгода на лицо. Встает проблема, зачем нужны мужики без земли. Но и здесь Чичиков находит решение: он предложит крестьян на выезд, вывод. Мертвые души перекочуют в земли, которые предлагаются под заселение. Платить за землю надо, а жителей предоставить необходимо. Современному читателю поэмы непонятны данные действия. Придется разобраться в их сути.
Что такое Ревизские сказки
Перепись крепостных крестьян называлась ревизской сказкой. Она проводилась не каждый год. Могло пройти несколько лет между переписями живущих в поместьях. Помещики платили налоги за работников. Они несли убытки, если число умерших становились велико. Дети, подраставшие за этот период, не уравнивали цифры потерь. Особенно заметные убытки были у тех, кто плохо хозяйничал.
Функции и задачи Опекунских советов
В 19 веке Опекунский Совет распоряжался финансовыми средствами. Он давал помещикам деньги – ссуды, но в залог необходимо было закладывать крепостных мужиков. То есть крестьяне становились имуществом, которое позволяло получить кредит. Чичиков, купивший дешево умерших крестьян, представляет, что закладывает их, как живых и получает за каждого по 200 рублей чистыми деньгами. Высчитать выгоду несложно. Во сколько раз становится дороже мертвая душа в руках афериста. Если известны условия кредитования – 6% годовых. Срок суды – 2 года.
Вывод крестьян
У Чичикова нет поместья. То, что осталось ему по наследству, он продал, чтобы перебраться в город. Государство придумало, как помочь тем, кто решил осесть и стать владельцем земли. Две губернии – Таврическая и Херсонская – предлагались под бесплатное заселение. Именно в Херсонскую область решил переселить свой товар Чичиков.
Выгода Чичикова
Помещик приобрел неизвестное количество мертвых душ. Автор не говорит точной цифры – примерно около 400:
-
У Манилова - бесплатно неизвестно сколько.
Классик наверняка не проводил математические расчеты. Они не столь важны. Мертвыми душами становятся те, кто ими торгует. Можно представить, как поступит Чичиков, уехав подальше от города N. В какие глубинки еще занесет помещика желание наживы? Сколько бездушных господ пойдет на сделку с Чичиковым? Остается только догадываться, но то, что Павел Иванович останется в выигрыше, безусловно.
Следующая цитата
Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.
Помещик города N
Собакевич - мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:
«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…». Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.Внешность героя
С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:
«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;
«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах. »;
«черты лица «сделаны топором».
Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,
«…не употребляла никаких мелких инструментов». Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается: «…шеей не ворочал вовсе…». Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,
«…зная привычку … наступать на ноги…». Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин: «фрак…медвежьего цвета»;«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;
«панталоны ( штаны или брюки) длинны».
Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.
Характер помещика
Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.
«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:
«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».Груб в сравнениях людей. По мнению помещика,
«…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно:
«Вам понадобились души, я и продаю вам…». Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.Помещик в общении с женой
Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна
«…актрисам, представляющим королев». Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, - это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно. «Все ложилось комом в желудке…». Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается «… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…». Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками: «наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде . он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что . от произведенья природы оставался всего один хвост. ».Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.
Отношение к крестьянам
Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:
«Ведь какой народ! Просто золото…». Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные: «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…». Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.
Следующая цитата
Суперпрагматик, ему все равно чем торговать — можно и душами. )) Суперпрагматики все такие — похожи на торговых представителей корпорации Ада. Понял Чичикова с полуслова. Примерно такой же черт с перекрестка, что и Павел Иванович, но у Павла Ивановича хотя бы есть мечта (о "белых штанах" и "Рио-де-Жанейро").
П. И. Чичиков отчего то'c сильно напоминает мне м-ра Кроули из "Сверхъестественного". Шикарный образ. Вполне мог бы сыграть современного Павла Ивановича. )
Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.
В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.
В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, - "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".
Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.
Читайте также: