Почему ни поп ни помещик не считают себя счастливыми привести цитаты из текста

Обновлено: 06.11.2024

С самого начала образ соседнего помещика Оболта-Оболдуева подан иронически, а так же тонко показана стена враждебности и отчужденности, существующая между сословиями:

Гаврило Афанасьевич,
Должно быть, перетрусился,
Увидев перед тройкою
Семь рослых мужиков.
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький (. )

Но мужики объясняют ему, что им просто нужно побеседовать "Без смеха и без хитрости, По правде и по разуму", и на то просят его честное слово. Он дает им свое дворянское слово, но мужики отвергают его:

-«Нет, ты нам не дворянское,
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!»

Итак, дворянин согласился, и мужики спрашивают его, счастливо ли живет он на Руси . Помещик начинает издалека: он решил объяснить сначала мужикам, что значит родовитый дворянин.

Глава "Помещик". Рассказ Оболта-Оболдуева. Глава "Помещик". Рассказ Оболта-Оболдуева.

С иронией автор повествует о том, как помещик гордится тем, что на самом деле не содержит в себе ничего достойног о. Один его предок, Оболдуй, тешил государыню своими прирученными зверями. Он дал ободрать своего ручного медведя дикому, чем очень потешил государыню и за то получил звание дворянина.

Как-то сразу здесь вспоминается фраза Экзюпери: " Мы в ответе за тех, кого приручили ". И жестокость того Оболдуя, и его говорящая фамилия становится сразу понятной и нам, читателям, и мужикам.

Другой же его предок был вор и поджигатель, казненный, но зато еще в те поры дворянин.

Итак, иронически Некрасов показывает, как помещики имели почет совершенно незаслуженный.

Следующая цитата

Пошатнулось и доверие крестьян к религии, к ее служителям - проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопрос, и сам спрашивает у мужиков:

. Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Крестьяне позам я лися,
Молчат - и поп молчит.

Поп видит, что все в мире переменчиво, что рушатся привычные нормы жизни и счастье-покой, богатство, честь-недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что перевелись помещики: от них зависело поповское благополучие.

И поп с болью говорит о народной бедности;

Крестьянин сам нуждается
И рад бы дать, да нечего.. .

Поэт запечатлел здесь одну из характерных черт общественной жизни того времени. Ломка устоев самодержавия, крепостничества, православия выбила из колеи и многих священнослужителей, особенно сельских. Они были выходцами из крестьян, жили среди крестьянства и подчас способны были нелицемерно сострадать народному горю.

Следующая цитата

Помещик жалуется мужикам на свою "несчастную" жизнь. Разрыдался даже. Он грустит о крепостном праве, которое отменили в 1861.Оболт-Оболдуев происходит из старых дворянских родов. Помещик гордится своим древними корнями.. Он богатый помещик. Но барин Оболт-Оболдуев не приучен к труду. Живет 40 лет в деревне, но совсем
не разбирается в сельском хозяйстве и ничего не умеет делать, кроме как жить
чужим трудом, за счет крнстьян.
До отмены крепостного права Оболт-Оболдуев был заядлым охотником. Теперь он не может себе позволить эту роскошь. Отмена крепостничества "испортила" его жизнь. Оболт-Оболдуев сам признает свою полную никчемность, сам дает единственно возможную оценку своей жизни:

Следующая цитата

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

В чем было счастье помещика

Оболт-Оболдуев упивается своими воспоминаниями, как все перед ним кланялись - и народ, и лес, и нива (здесь применяется олицетворение):

Всё веселило барина,
Любовно травка каждая
Шептала: «Я твоя!»

Помещики, не делая ничего, имели все: задавали праздники по два месяца, имели охотников, "музыкантиков", актеров, "Прислуги — целый полк!"

Довольно долго помещик ностальгирует по своей любимой забаве - охоте. Здесь невозможно не вспомнить Николая и Наташу Ростовых, также всем сердцем обожавших охоту.

Кстати, роман "Война и мир" вышел в том же году, что написана данная глава поэмы (1865). Но если Толстой передает доброжелательно упоение Ростовых охотой, то Некрасов - с явным сатирическим оттенком (хотя сам он в жизни тоже очень любил охоту и был настоящим барином).

Мужики исподтишка посмеиваются над рассказом Оболдуева.

И вдруг его восхищение сценой охоты переходит в рьяную печаль по потерянной власти:

Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот. »

А вот здесь уже появляются будущие интонации Салтыкова-Щедрина, который чуть позже (70-80-е годы) станет показывать помещиков с явным сарказмом.

У Некрасова эта ода самодурству выглядит тем ярче, чем она неожиданней в устах якобы добренького помещика.

Не отдает себе отчета помещик, сколь унизительны для его слушателей слова о том, как господа "допускали" к себе мужиков по большим праздникам. Оболдуевы "не брезговали", хотя "страдало обоняние" и приходилось после мужиков "отмывать полы":

Моя супруга, бабушка,
Сынишки, даже барышни
Не брезгуют, целуются
С последним мужиком.

Помещик сетует, что времена его власти и милости прошли. Теперь мужик не всегда встает и кланяется ему. Леса его и сады вырубают, усадьбы и те разносят на дрова.

Прежний порядок прошел, а новый еще не наступил. И в этих сетованиях Оболдуева есть здравое зерно:

Читайте также: