Оформление цитат в тексте розенталь
Обновлено: 21.11.2024
1. Цитаты заключаются в кавычки . Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 48, § 49, § 50, § 51):
Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»;
«Двенадцать миллионов людей вне закона. Ужас!» — писал в своём дневнике А. И. Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России;
«Первоэлементом литературы, — указывал М. Горький, — является язык, основное орудие её и — вместе с фактами, явлениями жизни — материал литературы»;
Докладчик привёл слова М. В. Ломоносова: «России могущество будет прирастать Сибирью» — и этим закончил своё выступление.
2. Если после стихотворной цитаты прозаический текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
…И всех выше
И нос и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, —
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.) — слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой частью. [Ср. § 40, п. 2.]
3. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставят только в начале и в конце всего текста:
В статье «Из истории русской литературы» М. Горький писал:
«Чем же сильна литература?
Насыщая идеи плотью и кровью, она даёт им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».
Нередко при этом для более четкого обозначения границ цитаты, особенно если внутри нее тоже имеются кавычки, используются особые полиграфические способы выделения цитаты (набор на меньший формат, набор иным шрифтом и т. д.).
4. Если, приводя цитату, автор или редактор/издатель выделяет в ней отдельные слова (такие места выделяются особым шрифтом), то это оговаривается в примечании, заключаемом в скобки, с указанием инициалов автора или сокращенного слова Ред./Изд., перед которым ставятся точка и тире:
(выделено нами. — А. Б.), (курсив наш. — А. Б.); (разрядка наша. — Ред.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце предложения либо цитаты в целом, или в виде сноски (в последнем случае примечание дается без скобок).
5. Если автор или редактор/издатель вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение либо отдельные слова, то этот текст помещают в квадратных (прямых) или угловых скобках (инициалы автора, а также сокращение Ред./Изд. в этом случае не ставят):
…А волоса у неё [русалки] зелёные, что твоя конопля (Т.);
Н. С. Щукин вспоминал об А. П. Чехове: «Чтобы стать настоящим писателем, — учил он 〈А. П. Чехов 〉, — надо посвятить себя исключительно этому делу».
Эти правила в справочнике РАН:§ 56 п. 1 — § 141 § 56 п. 2 — § 143
Раздел 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ГАЗЕТНЫХ И ЖУРНАЛЬНЫХ ЗАГОЛОВКАХ
В газетных и журнальных заголовках, с их многообразными функциями (номинативной, информативной, рекламно-экспрес-сивной, побудительно-убеждающей, графически-выделительной), используются почти все знаки русской пунктуации. Укажем важнейшие из них [28] .
1. Тире ставится:
1) в эллиптических предложениях-заголовках, построенных по схеме «кому-чему — что» или «что — кому-чему»:
Выпускнику — профессию; Новому — широкую дорогу; Транспорту — чёткость и слаженность; Достижения науки — в производство; Имя Гагарина — малой планете; Награды — лучшим; Музыка — детям; [См. § 6, п. 3.]
2) в двучленных предложениях-заголовках, построенных по схемам «кто — чему», «кто — куда», «что — куда», «что — где», «что — как», «что — для чего» и т. п.:
Учёные — производству; Клоуны — на арену; Книгу — в массы; Передовую технологию — в производство; Учителя — в отпуске; Ракета — на орбите; Строить — быстро. [См. §6, п. 4.]
Ср. заголовки другой структуры: Задание десяти месяцев — выполнено; В город — на праздник книги; За опытом — к соседям; В час — тысяча саженцев; На линии — 115 городов; Главные задачи — впереди; По ступеням — к высотам знаний; За преступление — к ответу;
3) в заголовках, построенных по схеме «подлежащее — сказуемое» без связки (что отвечает общей норме):
Герои фильмов — дети; Курс — интенсификация; Автор — студент; Девиз соревнований — скорость; Технические средства — помощники учителя; [См. § 5, п. 1.]
4) в заголовках, состоящих из нескольких форм именительного падежа (номинативов):
Зима — снег — лыжи; Школа — жизнь — труд.
2. Двоеточие ставится в заголовках, распадающихся на две части с четким интонационным делением, отличающихся смысловой насыщенностью, предельной краткостью и нередко эмоциональной выразительностью. Первая часть называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая — содержит конкретизацию названного в первой части:
Экономическая реформа: опыт, проблемы, трудности; Разоружение: концепция, проблемы, механизм; Россия — Западная Европа: выгоды и перспективы сотрудничества; Звёздный рейс: работа на отлично!; Новый герой: поиски и находки; Женщина: семья и работа; Юпитер: планета или звезда?; Перевозка айсбергов: мифы и реальность; Смена правительства: старое наследство, новые возможности; Генетика: стратегия и тактика; Космические лучи: старые или новые?; Энергетика: начало и будущее; Многоэтажные улицы: спасение или бедствие?; Рентгеновский лазер: поиски и надежды.
3. Вопросительный знак ставится:
1) в конце заголовков — вопросительных предложений:
Каким управлению быть?; Победа или поражение?; Восторжествует ли олимпийский принцип?; Как устроено атомное ядро?; Будет ли жить человек с чужим сердцем?; Вторая луна?; Почему погибли динозавры?; Лидеры недосягаемы?; Кто убил Джона Кеннеди?; А где гарантия?; Но зачем же стулья ломать?;
2) в заголовках, состоящих из двух частей, разделенных точкой (вторая часть содержит вопрос, относящийся к сказанному в первой части):
Жить вечно. Возможно ли?; По-хозяйски. Что это значит?;
3) в заголовках — вопросо-ответных построениях: Рабочие? Нет, исследователи;
С дипломом? Не требуется;
Без печати? Недействительно…
4. Восклицательный знак ставится в конце заголовков — восклицательных предложений :
Городам — молодеть!; Полностью и в срок!; Здравствуй, Кремлёвская ёлка!; В добрый путь, фестиваль!; Светись, голубой экран!; В поход, юные геологи!; Забыли, а зря!; Вот так капитальный!
5. Многоточие ставится:
1) в конце заголовка для обозначения незаконченности речи или намеренного, интригующего умолчания:
Возвращаясь к напечатанному…; Раскрывая тайны земных недр…; А сроки проходят…; А если принципиально…; И заговорили немые…; Что посеешь…; По одежде встречают…; Словно мыльный пузырь…; Пошумели о специалистах и…; Письмо не напечатано, но…;
2) в начале заголовка, если в нем содержится итог изложенного журналистом материала:
…И снова победа; …И вот результаты;
3) в середине заголовка для выражения неожиданного перехода ко второй части заголовка, для подчеркивания несоответствия между содержанием обеих частей:
Ткани из… стекла; Буровая на… улице; Чуткость… по графику; Расточительство… наложенным платежом; Погоня… заочно; Как… не изобретать велосипед; Грузят в вагоны… мусор; Премии за… срыв работ; Грабят… бандитов; Посевам помогает… уголь.
6. Точка ставится:
1) в сегментированных заголовках [см. § 1, п. 4]:
Кольца Сатурна. Какие они?;
Два выходных. Как их лучше использовать?;
Лесные десантники. Где их готовят?;
Эстрада. Она всегда волнует;
2) в парцеллированных заголовках:
7. В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (односоставное номинативное предложение, двусоставное и т. д.):
Весна на полях; Подвиг в океане; Смена кабинета в Швеции; Кино нашего детства; Первая в стране; Они сражались за Родину; Им рукоплещет мир; Выиграла семья; С дружеским визитом; К итогам избирательной кампании.
8. Запятая в заголовках ставится на общих основаниях (т. е. в случаях, предусмотренных правилами ее постановки):
Город, в котором мы живём; Подделка, которая не карается законом; Там, где создаётся настроение; Страна, идущая вперёд; Вот он какой, этот подводный мир.
[28] Иллюстративный материал взят из работ, посвященных вопросам структуры газетных заголовков и пунктуации в них: Брагина А. А. Двоеточие: подчинение или сочинение // Современная русская пунктуация. М., 1979; Она же. Точки: две и… три // Рус. речь. 1969. № 1; Попов А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966; Швец А. В. Разговорные конструкции в языке газет. Киев, 1971.
§ 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы:
Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».
2. Первое слово цитаты пишется со строчной буквы, если цитата, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т. е. имеет перед собой многоточие:
Д. И. Писарев указывал: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности».
3. Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда цитата приводится не с начала предложения, т. е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы:
«…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития», — писал Н. Г. Чернышевский.
Эти правила в справочнике РАН:Раздел 16 п. 6–7 — § 2
§ 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
1. Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за текстом, то оно заключается в скобки, причем точка ставится после закрывающей скобки (а не после цитаты): «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
2. Заглавие произведения, следующее за фамилией автора после цитаты, отделяется точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные:
«Надо уметь употреблять слова, которые наиболее точно и наиболее тонко выражали бы мысли, волнующие художника» (Фадеев А. А. Литература и жизнь. М., 1939. С. 155).
3. Первое слово указания на источник цитаты пишется со строчной буквы, если не является именем собственным:
Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А. Я. Чехова).
4. Если указание на автора или на источник цитаты приводится не непосредственно за текстом, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка (или знак препинания, стоящий в источнике):
Как не любить родной Москвы?
Эпиграф обычно приводят без кавычек, а ссылку на ис-, точник дают без скобок:
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
§ 58 п. 1 — § 143 § 58 п. 2–3 — § 142
Следующая цитата
XXXII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
§124. Кавычки при цитатах
1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т.е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. §119 – 122).
Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Двенадцать миллионов людей вне закона. Ужас. » – писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России.
«Мне кажется, что стиль перевода не будет нарушен , – пишет Корней Чуковский, – если мы в меру и с тактом будем в своем переводе передавать иностранные пословицы и поговорки русскими, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен».
В начале лекции ученый привел известный афоризм П.Я. Чаадаева: «Я предпочитаю бичевать свою Родину, огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать» – и затем перешел к изложению основных взглядов философа.
Если после стихотворной цитаты те кст пр одолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки , например: «Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
. И всех выше
И нос и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга» (Белинский) (запятая и тире поставлены перед словами «муж Татьяны», которые повторяются для того, чтобы связать вторую часть авторских слов с первой частью, см. §113, п. 2).
2. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся только в начале и в конце всего текста , например:
В своем художественном исследовании «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицын писал:
«Старый соловчанин Дмитрий Петрович Витковский должен был быть редактором этой книги. Однако полжизни, проведенные там (его лагерные мемуары так и называются «Полжизни»), отдались ему преждевременным параличом. Уже с отнятой речью он смог прочесть лишь несколько законченных глав и убедиться, что обо всем будет рассказано .
А если долго еще не просветлится свобода в нашей стране, то само чтение и передача этой книги будет большой опасностью – так что и читателям будущим я должен с благодарностью поклониться – от тех , от погибших».
Нередко при этом для более наглядного обозначения границ цитаты, особенно если внутри ее имеются кавычки, используется в качестве дополнительного особый полиграфический способ выделения цитаты (набор на меньший формат, набор шрифтом другого кегля и т.д.).
3. Если, приводя цитату, автор подчеркивает в ней отдельные слова (та кие места выделяются особым шрифтом), то это оговаривается в примечании, заключаемом в скобки, с указанием инициалов автора, перед которыми ставятся точка и тире , например: ( подчеркнуто нами . – А.Б), ( курсив наш . – А.Б.), ( разрядка наша . – А.Б.). Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце предложения либо цитаты в целом, или в виде сноски ( в последнем случае примечание помещается без скобок ).
§125. Многоточие при цитатах
1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием , которое ставится:
1) перед цитатой ( после открывающих кавычек ), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения, например: Л.И. Толстой писал: «. в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде» ;
2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри ее , например: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики. рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
3) после цитаты ( перед закрывающими кавычками ), когда цитируемое предложение приводится не до конца , например: Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. »
2. После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением , например: М.В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных. ».
§126. Прописные и строчные буквы в цитатах
1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы , например: Говоря о поэзии Пушкина, Н.А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».
Со строчной буквы пишется первое слово цитаты и в том случае, когда она, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т.е. имеет перед собой многоточие , например: Д.И. Писарев указывал: «. красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя».
2. Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда она приводится не с начала предложения, т.е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы , например: «. Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития» , – писал Н.Г. Чернышевский.
§127. Пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты
1. Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за ней, то оно заключается в скобки, причем точка после цитаты опускается и ставится после закрывающей скобки , например: «Человечество, существующее на Земле совсем немного, каких-нибудь 30 – 50 тысяч лет, тем не менее произвело на ее поверхности перевороты, которые В.И. Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба» (Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990, с. 9).
Первое слово указания на источник цитаты пишется в этом случае со строчной буквы, если не является собственным именем , например: Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А.П. Чехова).
2. Если указание на автора или на источник цитаты стоит не непосредственно за ней, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка. Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, а ссылка на источник – без скобок . Например (эпиграф к главе седьмой «Евгения Онегина»):
Следующая цитата
Мильчин А. Э. «Издательский словарь-справочник [электронное издание]» (М., 2006). Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. «Справочник издателя и автора: Редакционно-изд. оформление издания» (М., 1999).
Примеры и сведения из других источников обозначены в тексте номерами:
1. Розенталь Д. Э. «Справочник по правописанию и стилистике [электронное издание]» (1997). 2. Болычева Е. М., Николенкова Н. В. «О способах введения «чужой» речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании) [электронное издание]». 3. Составлены мной — lassie.
Цитат пунктуационное оформление — оформление, зависимое от расположения цитаты в фразе и синтаксических отношений между нею, предшествующим и последующим текстом.
1) Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:
а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее последует цитата; напр.:
И.С. Никитин писа л: « …не читать — для меня значит не жить…»
б) ставят точку, если, несмотря на предупреждающий характер предшествующего цитате текста, внутри цитаты или за нею наличествуют слова цитирующего, вводящие цитату у текст фразы; напр.:
Ярко сказал об этом И. С. Никити н. « …Не читать — для меня значит не жить…» — пишет поэт Н. И. Второву.
в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает по отношению к предшествующему тексту как дополнение или как часть придаточного предложения, начатого в тексте цитирующего; напр.:
С. И. Вавилов требова л « …всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».
С. И. Вавилов считал, что над о « …всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».
О прописных и строчных. (А здесь будет про обозначение пропусков — lassie)
2) После закрывающих цитату кавычек в фразе, заканчивающейся цитатой:
а) ставят точку, если перед этими кавычками нет многоточия, восклицательного или вопросительного знака, при этом точка может быть перенесена за ссылку, если последняя следует непосредственно за цитатой; напр.:
А. Н. Соколов пишет: «Непонимание есть отсутствие объединени я».
«…объединени я» (с. 140).
б) ставят точку, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, но цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как член того предложения, в которое включена (обычно такие цитаты — часть придаточного предложения); напр.:
Гоголь писал о Манилове, что «на взгляд он был человек видны й…».
в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от слов цитирующего, предшествующих им); напр.:
Печорин писал: «Я не помню утра более голубого и свежег о!»
Печорин признавался: «Я иногда себя презира ю…»
Печорин спрашивает: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандисто в?»
В конце поэмы «Мертвые души» Гоголь задает риторический вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?» Во время немой сцены судья стоит с таким лицом, как будто хочет сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Городничий недоволен состоянием присутственных мест в городе и выговаривает Ляпкину-Тяпкину: «У вас там… сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками…» [2].
Но: «Это. неизъяснимое предчувствие. » (с. 187 ). [3] Точка после ссылки на источник или страницу в круглых скобках.
или если после фразы с цитатой (даже несамостоятельным предложением) также должен стоять вопросительный или восклицательный знак; напр.:
Лермонтов восклицает в предисловии, что это «старая и жалкая шутк а!»
3) В фразе с цитатой посередине:
а) перед цитатой двоеточие ставят или не ставят по тем же правилам, что и перед цитатой, которой заканчивается фраза цитирующего (см. п. 1а);
б) после закрывающих цитату кавычек ставят запятую, если цитата водит в состав деепричастного оборота, который ею кончается
или придаточного предложения, также ею завершающегося, напр:
Так, девятиклассники, прочитав фразу: «Особенно зорко охраняли англичане морской путь в Инди ю», с прашивали себя.
или цитата завершает первую часть сложного предложения:
Несколько редакторов читали следующий текст: «Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопрос ы», и никто из них не заметил грубой логической погрешности.
или цитата завершает главное предложение, а далее следует придаточное предложение:
И тогда приходится читать: «Зритель встретился с Е. Вицины м. », х отя Вицына зовут Георгий. (По справочнику [2], здесь должно быть тире: «Многоточие (равно как вопросительный и восклицательный знаки) несовместимо с запятой, поэтому выбирается тире». — lassie)
в) после закрывающих цитату кавычек ставят тире, если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не полагается (в частности, в тексте перед цитатой стоит подлежащее, а в тексте после нее сказуемое или перед цитатой находится один однородный член, а после нее присоединяемый союзом «и» другой):
Автор после фразы: «Управление производством строится на научной основ е» — т ак цитирует.
Дама просто приятная сообщила: «Да, поздравляю вас: оборок более не носят» — и рассказала много интересного о новинках моды. [2]
или цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком:
Когда литсотрудник подписывал ответ на вопрос читателя: «Сохраняютcя ли витамины в фруктовых сока х?» — о н, видимо, не был озабочен.
Гоголь рассказывает о полицеймейстере: «Он был среди граждан совершенно как в родной семье…» — а потом описывает, насколько сложившиеся обычаи всех устраивают. [2]
или тире необходимо ставить по правилам пунктуации между частью фразы перед цитатой и частью фразы после нее:
Сказать «чувственное представление и есть существующая вне нас действительност ь» — з начит вернуться к юмизму.
г) после стихотворной цитаты ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой, в конце последней стихотворной строки; напр.:
В природе разлита «жизнь, как океан безбрежный», и даже то, что она к человеку
блаженно-равнодушна,
Как подобает божества м (1, 96),
не бросает тени на призыв.
Когда Хлестаков признается Анне Андреевне: «Сударыня, вы видите, я сгораю от любви», — «Встаньте! здесь пол совсем нечист», — отвечает молодящаяся кокетка.
Здесь запятая и тире разделяют реплики разных лиц. [2]
4) В фразе со словами цитирующего внутри цитаты:
а) если на месте разрыва цитаты стоит запятая, точка с запятой, двоеточие, тире или отсутствуют знаки препинания, то слова цитирующего отделяют от текста цитаты с обеих сторон запятой и тире; напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
Я стал неспособен к благородным порывам. | «Я , — п ризнается Печори н, — с тал неспособен к благородным порывам. » |
б) если на месте разрыва цитаты стоит точка, то перед словами цитирующего ставят запятую и тире, а после этих слов — точку и тире, начиная вторую часть цитаты с прописной буквы; напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
. Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы. | «. Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снов а, — з аключает Печори н. — Я готов на все жертвы. » |
в) если на месте разрыва цитаты стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами цитирующего ставят этот знак и тире, а после слов цитирующего — точку и тире или запятую и тире, начиная вторую часть с прописной или строчной буквы в зависимости от того, с какой буквы она начиналась в цитате после восклицательного или вопросительного знака; напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других. Я стал неспособен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. . Прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. | «Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и други х. — п ризнается Печори н. — Я стал неспособен к благородным порывам. » «. Прости любов ь! — п ишет Печорин в своем журнал е, — м ое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова». |
г) если на месте разрыва цитаты стоит многоточие, то перед словами цитирующего ставят многоточие и тире, а после слов цитирующего запятую и тире (если текст в источнике после многоточия начинался со строчной буквы) или точку и тире (если текст в источнике после многоточия начинался с прописной буквы); напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие. Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей. | «Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувстви е. — и щет объяснение Печори н. — В едь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей. » |
д) если в словах цитирующего два глагола, один из которых относится к первой части цитаты, а другой — ко второй, то после первой части цитаты ставят знак препинания, стоявший на месте разрыва цитаты, и тире, а после слов цитирующего двоеточие и тире; напр.:
«Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и други х? — с прашивает Печорин и признаетс я: — Я стал неспособен к благородным порывам. » «Вздор — отдохнуть, — заявляет Городничему подвыпивший Хлестаков, но тут же поправляется: — Извольте, я готов отдохнуть». [2 ]
5) В фразе, начинающейся цитатой:
а) если цитата в источнике заканчивалась точкой, то после цитаты перед словами цитирующего ставят запятую и тире; напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
. Я боюсь показаться смешным самому себе. | «Я боюсь показаться смешным самому себ е», — п исал Печорин. |
б) если цитата в источнике заканчивалась многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то после цитаты перед словами цитирующего ставят тире; напр.:
В источнике: | В издании с цитатой: |
Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других. | «Я иногда себя презира ю. » — п ризнается Печорин. |
Следует учитывать, что запятая после прямой речи не ставится, если слова автора начинаются с оборотов «так говорит», «так указывает», «вот что сказал», «вот как ответил» и т. д. или если далее следует присоединительная конструкция. В этом случае слова автора представляют собой характеристику прямой речи. «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» — так начинается комедия Гоголя / эта начальная фраза комедии стала крылатой. [2]
Перед цитатой: | |||||
если это начало цитаты | 1 и 3а | писал: «. не читать | что надо «. всеми мерами | ||
если это продолжение цитаты | 4 | журнале, — мое | Печорин. — Я стал | и признается: — Я стал | |
После цитаты: | |||||
если это конец цитаты | слова автора впереди | 2 | объединения». | видный. ». | и свежего!» |
слова автора вокруг | 3 | вопросы», и никто | основе» — так цитирует | божествам (1, 96), не бросает | |
слова автора после | 5 | себе», — писал | презираю. » — признается | ||
если это разрыв цитаты | 4 | снова, — заключает | и других? — признается | предчувствие. — ищет |
Особые случаи прямой речи («открытая, свободная», «полупрямая речь» и «несобственно-прямая речь»)
Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. Но недаром говорится. Я, говорит. (Розенталь)
Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой интерес общественности. (Лопатин)
Иванов купил на рынке помидоры, сообщает «Коммерсант». Korrektor-ru (1, 2, 3)
Пушкин советовал: « Из бегайте ученых терминов. » (в источнике с прописной).
Моруа писал: « Пр уст восторгался. » (начинается с имени собственнного).
Горький писал, что « в простоте слова — самая великая мудрость» (без опущенных первых слов, но включенные в строй фразы).
Пушкин писал: «. пр едисловие есть пустословие довольно скучное. » (с опущенными первыми словами).
Пушкин соглашался с тем, что «. пр едисловие есть. » (то же).
. Пушкинские слов а. «. П оэзия, прости господи, должна быть глуповата»,— писал поэт (после точки, даже если первые слова опущены).
Cудя по всему, «происхождение» многоточия (из источника или в результате сокращения) не имеет значения: «Чужая речь может закончиться. многоточием, которое употребляется, когда цитата приводится не полностью» [2].
§ 56. Многоточие при цитатах
1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием , которое ставится:
1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения:
Л. Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства»;
2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее:
Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
2. Если цитата, заканчивающаяся многоточием, не является самостоятельным предложением, то после нее ставится точка:
М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
Эти правила в справочнике РАН:§ 57 п. 1–2 — § 147 § 57 п. 4 — § 147
Читайте также: